Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Великий русский педагог К.Д. Ушинский и современная школа

Семинарское занятие 1

 

Тема: Я.А. Коменский - основоположник педагогической науки

 

Вопросы для обсуждения

1. Общая направленность педагогического поиска в XVII в. Становление научной педагогики. (В. Ратке, Я.А. Коменский).

2. Важнейшие факты из жизни Я.А. Коменского и его мировоззрение.

3. Педагогические идеи Я.А. Коменского как часть его «Всеобщего совета об исправлении дел человеческих».

4. Главные черты педагогической системы Я.А. Коменского: цель и задачи воспитания, принцип природосообразности воспитания, возрастная периодизация и система школ, мысли о воспитании (методы воспитания).

5. Дидактика Я.А. Коменского (классно-урочная система).

6. Я.А. Коменский об учителе.

7. Я.А. Коменский о родительской педагогике.

 

Литература:

1. Коменский Великая дидактика Гл. 4, 6, 7, 8, 9, 12, 16, 17, 18, 20, 23, 26, 29, 30, 31 Избр. пед. соч. в 2-х т., т. 1. – М., 1982.

2. Коменский Великая дидактика Гл. 4, 6, 7, 8, 9, 12, 16, 17, 18, 20, 23, 26, 29, 30, 31 Избр. пед. соч. в 2-х т., т. 1. – М., 1982.

3. Коменский Законы хорошо организованной школы. Избр. пед. соч. в 2-х т., T.1. – M., 1982.

4. Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 2000. Раздел IV, гл. 10, С. 171-178.

5. История педагогики / под ред. А.И. Пискунова. – М., 2001. Гл. 8.

6. Коменский Правила для юношества Избр. пед. соч.: в 2 т. Т. 1. – M., 1982.

7. Красновский А.А. Я.А. Коменский. – М., 1953.

8. Лордкипанидзе Д.О. Я.А. Коменский. – М., 1970.

9. Смоляницкий С. Три века. – М., 1987.

Задание 1

Составьте словарь педагогических терминов Я.А.Коменского, включив в него такие понятия: автопсия, дисциплина, «Великая дидактика», игра, пампедия, гимназия, метод, дидактика, пандидаксалы и др. (не менее 15 терминов).

 

Семинарское занятие 2

 

Тема: Ж.Ж. Руссо и его концепция естественного общечеловеческого воспитания

 

Вопросы для обсуждения

1. Социально-философские основы педагогической концепции Ж.Ж. Руссо.

2. Концепция естественного общечеловеческого воспитания. Принципы естественности и свободы развития и воспитания ребенка в педагогической теории Ж.Ж. Руссо.

3. Педагогический роман «Эмиль, или о воспитании».

4. Периодизация жизни ребенка и особенности воспитания и обучения на каждом возрастном этапе.

5. «Метод естественных последствий» и его педагогическая характеристика.

6. Роль труда в воспитании и жизни человека.

7. Проблема воспитания и обучения женщины в трудах Ж.Ж. Руссо.

8. Влияние педагогических идей Ж.Ж. Руссо на возникновение концепции «свободного воспитания».

Литература:

1. Руссо Ж.Ж. Эмиль, или О воспитании. Рассуждение о науках и искусствах. О нравах, Юлия, или Новая Элоиза. Исповедь // Пед. соч.: в 2 т. – М., 1981.

2. Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 2000. Раздел IV, гл. 10, С. 186-196.

3. История педагогики / под ред. А.И. Пискунова. – М., 2001. Гл. 8.

4. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М., 1995. – Ч.1. – Гл. 1. – П. 1, 2.

5. Очерки истории школы и педагогики за рубежом / под ред. К.И. Салимовой – М., 1988 – Ч. 1.

6. Дворцов А.Т. Ж.Ж. Руссо. – М., 1980.

7. Герьев В.И. Руссо как личное // Педагогика. – 1992. – № 11-12.

Конспект 1.

Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М., 1995. – Ч.1. – Гл. 1. – П. 1, 2. (О Ж.Ж. Руссо).

Задание 2

Заполнить таблицу «Возрастная периодизация развития личности по Ж.Ж. Руссо»

Периоды Идея Содержание образования
     

 

Семинарское занятие 3

 

Тема: Педагогические взгляды и деятельность И.Г. Песталоцци

Вопросы для обсуждения

1. Классическая и реальная система образования в Запарной Европе и в России конца 18 века.

2. Педагогическая деятельность И.Г. Песталоцци. Антропологическая концепция Песталоцци.

3. Песталоцци о цели воспитания.

4. Теория элементарного образования и ее значение.

5. И.Г. Песталоцци о трудовом воспитании.

6. Содержание и методы нравственного воспитания.

7. Разработка Песталоцци вопросов дидактики и методики первоначального обучения.

 

Литература:

1. Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей // Песталоцци И.Г. Избр. пед. соч.: в 2 т. Т. I. – М., 1981.

2. Песталоцци И.Г. Письма другу о пребывании в Станце // Песталоцци И.Г. Избр. пед. соч.: в 2 т. Т. I. – М., 1981.

3. Песталоцци И.Г. Лебединая песня // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / сост. А.И. Пискунов. – М., 2006. – С. 240-251.

4. Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 2000. Раздел IV, гл. 12, С. 232-236.

5. История педагогики / под ред. А.И. Пискунова. – М., 2001. Гл. 10.

6. Ротенберг В.А., Кларин В.М. Педагогическое наследие И.Г. Песталоцци // Песталоцци И.Г. Избр. пед. соч.: в 2 т. Т. I. – М., 1981.

Конспект 2.

Песталоцци И.Г. Лебединая песня // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / сост. А.И. Пискунов. – М., 2006. – С. 240-251.

 

 

Семинарское занятие 4

 

Тема: Педагогические идеи И. Гербарта и А. Дистервега

 

Вопросы для обсуждения

1. Философско-психологическое обоснование И. Гербартом педагогики как науки.

2. И. Гербарт о цели, задачах, сущности воспитания, о его содержании и методах.

3. Структура процесса обучения по И. Гербарту.

4. Философские и психологические основы педагогического учения А. Дистервега.

5. Проблемы дидактики в педагогическом наследии А. Дистервега.

6. А. Дистервег о развивающем обучении.

7. А. Дистервег об учителе.

8. Сравнительный анализ педагогических теорий И. Гербарта и А. Дистервега.

 

Литература:

1. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / сост. А.И. Пискунов. – М., 2006. – С. 304-320.

2. Гербарт И. Первые лекции по педагогике // Избр. пед. соч. – М., 1940. Т.1. – С. 95-105.

3. Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 2000. Раздел IV, гл. 10, С. 236-239.

4. История педагогики / под ред. А.И. Пискунова. – М., 2001. Гл. 10.

5. Давыдов В.В. Труды Дистервега и современная педагогика // Педагогика. – 1992. – № 1-2.

4. Пискунов А.И. Очерки по истории прогрессивной немецкой педагогики конца XVIII – начала XIX. – М., 1960.

5. Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен / под ред. М.В. Захарченко. – СПб., 2000. – Ч. II.

 

Конспект 3.

Гербарт И. Первые лекции по педагогике // Избр. пед. соч. – М., 1940. Т.1. – С. 95-105.

Конспект 4.

Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / сост. А.И. Пискунов. – М., 2006. – С. 304-320.

 

 

Семинарское занятие 5

 

Тема: Общественно-педагогическая мысль в России в ХIХ в.

 

Вопросы для обсуждения

1. Создание системы школьного образования: начального, среднего, высшего. «Устав учебных заведений, подведомых университетам» (1804г.).

2. Распространение идеи европейского просвещения в России. Создание лицеев. Влияние декабристов на педагогическую мысль.

3. Устав гимназий и училищ 1828 г.

4. Педагогическая деятельность и взгляды Л.Н. Толстого:

- мировоззренческие и педагогические взгляды Л.Н. Толстого;

- свобода и ненасилие в воспитании в понимании Л.Н. Толстого;

- педагогическая деятельность Л.Н. Толстого в 40-60 гг. XIX в. Яснополянская школа;

- взгляды Л.Н. Толстого на воспитание и педагогическую деятельность в 70 гг. XIX в.;

- учебные книги Л.Н. Толстого.

5. Общественно-педагогическая мысль в России во второй половине XIX в.

6. Школьные реформы 60-х гг. XIX в. Различные типы учебных заведений. Общественно-педагогическое движение 60-х гг. XIX в.

7. Характеристика буржуазно-либерального и революционно-демократического и направлений в педагогическом движении. Педагогическая мысль. Влияние славянофилов (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков) и западников (В.Г. Белинский, Т.Н. Грановский, А.И. Герцен) на педагогику России.

8. Педагогическая деятельность и взгляды Н.И. Пирогова.

9. Основные этапы педагогической деятельности Н.И. Пирогова. Место в общественно-педагогическом движении статьи «Вопросы жизни». Система народного образования в представлении Н.И. Пирогова.

Литература:

1. Толстой Л.Н. О народном образовании // Хрестоматия по истории школы и педагогики России. – М., 1974.

2. Толстой Л.Н. О воспитании // Хрестоматия по истории школы и педагогики России. – М., 1974.

3. Пирогов Н.И. Вопросы жизни // Пирогов Н.И. Избр. пед. соч. – М., 1985.

4. Белинский В.Г., Герцен А.И., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. Педагогическое наследие / сост. А.Ф. Смирнов. – М., 1988.

5. Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 2000. Раздел IV, гл. 13, 14.

6. История педагогики / под ред. А.И. Пискунова. – М., 2001. Гл. 11.

7. Кудрявая Н.В. Аксиология педагогики Л.Н. Толстого // Педагогика. – 1999. – № 7. – С. 85-93.

8. Кудрявая Н.В. Лев Толстой о гуманизации наук // Педагогика. – 1994. – № 3. – С. 80-84.

9. Кудрявая Н.В. Религиозно-нравственное учение Л.Н. Толстого: философские аспекты // Педагогика. – 1993. – № 1. – С. 82-87.

Конспект 5.

Кудрявая Н.В. Аксиология педагогики Л.Н. Толстого // Педагогика. – 1999. – № 7. – С. 85-93.

Задание 3

Заполнить таблицу «Педагогические сочинения Л.Н. Толстого»

Год издания Название Основное содержание
     

 

 

Семинарское занятие 6

 

Тема: Великий русский педагог К.Д. Ушинский и современная школа

 

Вопросы для обсуждения

1. Жизнь и педагогическая деятельность К.Д. Ушинского, философские основы его педагогической теории.

2. Борьба К.Д. Ушинского за создание русской национальной системы воспитания.

3. Дидактическое наследие К.Д. Ушинского.

4. К.Д. Ушинский о цели, сущности и задачах воспитания.

5. Антропологический принцип, принцип народности в воспитании как основа педагогического мировоззрения К.Д. Ушинского.

6. К.Д. Ушинский о личности педагога (воспитателях). Требования к учителю. Система подготовки учителей.

7. К.Д. Ушинский о связи педагогической теории и педагогической практики.

8. К.Д. Ушинский о роли труда в воспитании личности.

9. Значение педагогически идей К.Д. Ушинского для дальнейшего развития отечественной педагогической мысли.

Литература:

1. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Ушинский К.Д. Собр. соч.: в 2 т. – М., 1986. – Т. 1. или др. собр. соч. К.Д. Ушинского.

2. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Ушинский К.Д. Собр. соч.: в 2 т. – М., 1986. – Т. 1. или др. собр. соч. К.Д. Ушинского.

3. Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 2000. Раздел IV, гл. 14, С. 292-300.

4. История педагогики / под ред. А.И. Пискунова. – М., 2001. Гл. 11.

5. Белозерцев Е.П. Ушинский и русская школа. Беседы о великом педагоге. – М., 1994.

6. Лордкипанидзе Д.А. Педагогическое учение К.Д. Ушинского. – М., 1974.

7. Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского. – М., 1974.

8. Егоров С.Ф. К.Д. Ушинский. – М., 1977.

9. Струминский В.Я. Основы и система дидактики К.Д. Ушинского. – М., 1957.

10. Шеховская Н.Л. К.Д. Ушинский и Н.А. Бердяев: духовность как нравственная основа личности // Педагогика. – 2002. – № 5. – С. 77-82.

 

Конспект 6.

Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Ушинский К.Д. Собр. соч.: в 2 т. – М., 1986. – Т. 1. или др. собр. соч. К.Д. Ушинского.

Семинарское занятие 7

 

Тема: Новые подходы к воспитанию и обучению в конце XIXначале XX вв. на Западе

 

Вопросы для обсуждения

1. Общая характеристика развития школьного дела в Зарубежной педагогике в XIX веке. Зарубежная школа и педагогика в конце XIX начале XX вв.

2. Идеи педоцентризма и реформаторской педагогики конца XIX – начала XX века за рубежом. «Школа учебы» и «школа труда» в философско-педагогической трактовке и в практике западной культуры. Состояние школы и новые общественно-экономические условия.

3. Экспериментальная педагогика (А. Бине, Э. Торндайк).

4. Педагогическая мысль Д. Дьюи, У. Килпатрика.

5. Педагогические взгляды Г. Кершенштейнера, А. Лая.

6. Влияние педагогических идей Д. Дьюи, Г. Кершенштейнера, А. Лая на школу и педагогику в Западной Европе в середине XX в.

7. Востребованность антропоцентрических ценностей. Распространение и развитие идей «свободного воспитания» в Западной Европе XIX – нач. XX вв. Причины появления сторонников «свободного воспитания» в конце XIX в. и в первой половине XX в.

8. Идеал сторонников «свободного воспитания» и его истоки. Эллен Кей, Шарельман; М. Монтессори. Опыт организации школ на основе реформаторской педагогики.

9. Тенденция развития образования и педагогической мысли современного образовательного пространства.

Литература:

1. Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 2000. Раздел V, гл. 15.

2. История педагогики / под ред. А.И. Пискунова. – М., 2001. Гл. 12.

3. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века. – М., 1994.

4. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / сост. А.И. Пискунов. – М., 2006. Раздел VI.

 

Задание 4

Заполните таблицу (не менее 5 педагогов):

Представители зарубежной педагогической мысли конца XIX – начала XX века Основные педагогические идеи
   
   

 

Семинарское занятие 8

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...