Предметом исторической культурологии является эволюция культурных форм.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Решением прикладных проблем традиционно занимаются так называемые культурные институты. Социокультурный институт представляет собой устойчивое объединение людей с распределенными социальными ролями и признанными нормами.
Социокультурные институты – государственные учреждения политико-идеологического и законотворческого профиля, – общественные организации (политические партии, профсоюзы), – воспитательные, просветительские и образовательные заведения, – средства массовой информации, – издательства, – рекламные и туристические структуры, – система физкультуры и профессионального спорта. Все эти культурные институты задают нормативные образцы и призваны регулировать ценностные ориентации людей. Важнейшей задачей при этом является выработка общей культурной политики государства и общества. Целью культурной политики является систематизация и регулирование процессов инкультурации и социализации людей. Культурная политика во многих странах сегодня переориентируется с модели ассимиляции, в которой меньшинства отказываются от своих культурных традиций и ценностей, заменяя их теми традициями, которых придерживается большинство, на мультикультурную модель, где индивид социализируется и к доминирующей, и к этнической культурам. Так, в США миллионы людей разговаривают на английском и на своем этническом языках, отмечают общенациональные и этнические праздники, изучают историю страны и своей нации. Глобальная международная миграция стимулируется структурной перестройкой хозяйства слаборазвитых стран: под воздействием механизации и индустриализации, проникших из развитых стран, аграрный сектор сокращается и миллионы сельских жителей вынуждены мигрировать в города в поисках работы. Их притягивает городской образ жизни. Одновременно средний класс горожан, ориентированный на западные стандарты жизни, склонен искать более квалифицированную и престижную работу не у себя на родине, а, скажем, в США или Западной Европе.
Цель культурной политики достигается через образование, просвещение, досуговые, научные, религиозные и иные государственные и общественные институты. Культурные институты представлены несколькими группами: 1) институты, занимающиеся непосредственной работой с населением, в их числе можно выделить: – просветительские институты (библиотеки, музеи, лектории и т.д.); – институты эстетического воспитания (художественные музеи и выставки, концерты, кинопрокат, организация зрелищных мероприятий); – досуговые институты (клубы, дворцы культуры, детские досуговые учреждения, самодеятельное творчество); 2) творческие институты – театры, студии, оркестры, ансамбли, съемочные группы, другие художественные коллективы и творческие союзы; 3) культуроохранные институты – организации и учреждения по охране памятников, реставрационные мастерские. Структура современной культурологии также может быть представлена: – теорией культуры, которая вводит в круг проблем культурологии и дает представление о ее понятийном аппарате; – историей культуры, которая охватывает происхождение и становление культуры, разные исторические эпохи ее развития. В центре внимания истории культуры находится реальный процесс преемственности культурного развития различных эпох, стран и народов. В отличие от истории культуры, основанной на принципе ретроспекции, культурология занимается не конкретными фактами, а: Выявлением закономерностей возникновения фактов; Познанием принципов развития культуры.
– философией культуры, которая представляет проблемы смысла, цели, предназначения человеческого бытия; Максимально возможный уровень обобщения культурных процессов достижим именно в философии культуры. Философское знание о культуре выявляет сущность и смысл культуры, ценность ее элементов. Онтология культуры – это фундаментальные принципы и концепции бытия культуры. – социологией культуры, которая исследует культурную практику в разных социальных слоях и группах, в том числе с помощью социологических опросов. Методы культурологии 1. Компаративный – требует сравнительно-исторического анализа различных культур или каких-либо конкретных областей культуры в определенном временном интервале. 2. Системный – рассматривает культуру как целостное образование, состоящее из множества взаимосвязанных элементов. Структурно-функциональный метод 3. Структурно-функциональный – рассматривает культуру как подсистему целостной социально-культурной системы, каждый элемент которой выступает носителем ценностных отношений. Метод функциональной школы Метод исследования, принятый функциональной школой, – это ведение наблюдения за образом жизни сообщества. 4. Социологический – изучает культуру и ее феномены как социальный институт, позволяющий любое явление культуры оценивать с точки зрения его принадлежности к определенной социальной группе и его способности выражать ее интересы. 5. Деятельностный – понимает культуру как специфический способ творческой человеческой деятельности, который реализуется в создании разнообразных предметов культуры и в развитии самого человека. 6. Аксиологический (ценностный) – интерпретирует культуру как систему ценностей и норм, как сложную иерархию идеалов, смыслов, имеющих соответствующее значение для какого-то конкретного общества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|