Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предметом исторической культурологии является эволюция культурных форм.




Решением прикладных проблем традиционно занимаются так называемые культурные институты.

Социокультурный институт представляет собой устойчивое объединение людей с распределенными социальными ролями и признанными нормами.

 

Социокультурные институты

– государственные учреждения политико-идеологического и законотворческого профиля,

– общественные организации (политические партии, профсоюзы),

– воспитательные, просветительские и образовательные заведения,

– средства массовой информации,

– издательства,

– рекламные и туристические структуры,

– система физкультуры и профессионального спорта.

Все эти культурные институты задают нормативные образцы и призваны регулировать ценностные ориентации людей.

Важнейшей задачей при этом является выработка общей культурной политики государства и общества.

Целью культурной политики является систематизация и регулирование процессов инкультурации и социализации людей.

Культурная политика во многих странах сегодня переориентируется с модели ассимиляции, в которой меньшинства отказываются от своих культурных традиций и ценностей, заменяя их теми традициями, которых придерживается большинство, на мультикультурную модель, где индивид социализируется и к доминирующей, и к этнической культурам.

Так, в США миллионы людей разговаривают на английском и на своем этническом языках, отмечают общенациональные и этнические праздники, изучают историю страны и своей нации.

Глобальная международная миграция стимулируется структурной перестройкой хозяйства слаборазвитых стран: под воздействием механизации и индустриализации, проникших из развитых стран, аграрный сектор сокращается и миллионы сельских жителей вынуждены мигрировать в города в поисках работы. Их притягивает городской образ жизни. Одновременно средний класс горожан, ориентированный на западные стандарты жизни, склонен искать более квалифицированную и престижную работу не у себя на родине, а, скажем, в США или Западной Европе.

Цель культурной политики достигается через образование, просвещение, досуговые, научные, религиозные и иные государственные и общественные институты.

Культурные институты представлены несколькими группами:

1) институты, занимающиеся непосредственной работой с населением, в их числе можно выделить:

– просветительские институты (библиотеки, музеи, лектории и т.д.);

– институты эстетического воспитания (художественные музеи и выставки, концерты, кинопрокат, организация зрелищных мероприятий);

– досуговые институты (клубы, дворцы культуры, детские досуговые учреждения, самодеятельное творчество);

2) творческие институты – театры, студии, оркестры, ансамбли, съемочные группы, другие художественные коллективы и творческие союзы;

3) культуроохранные институты – организации и учреждения по охране памятников, реставрационные мастерские.

Структура современной культурологии также может быть представлена:

– теорией культуры, которая вводит в круг проблем культурологии и дает представление о ее понятийном аппарате;

– историей культуры, которая охватывает происхождение и становление культуры, разные исторические эпохи ее развития.

В центре внимания истории культуры находится реальный процесс преемственности культурного развития различных эпох, стран и народов.

В отличие от истории культуры, основанной на принципе ретроспекции, культурология занимается не конкретными фактами, а:

Выявлением закономерностей возникновения фактов;

Познанием принципов развития культуры.

– философией культуры, которая представляет проблемы смысла, цели, предназначения человеческого бытия;

Максимально возможный уровень обобщения культурных процессов достижим именно в философии культуры.

Философское знание о культуре выявляет сущность и смысл культуры, ценность ее элементов.

Онтология культуры – это фундаментальные принципы и концепции бытия культуры.

– социологией культуры, которая исследует культурную практику в разных социальных слоях и группах, в том числе с помощью социологических опросов.

Методы культурологии

1. Компаративный – требует сравнительно-исторического анализа различных культур или каких-либо конкретных областей культуры в определенном временном интервале.

2. Системный – рассматривает культуру как целостное образование, состоящее из множества взаимосвязанных элементов.

Структурно-функциональный метод

3. Структурно-функциональный – рассматривает культуру как подсистему целостной социально-культурной системы, каждый элемент которой выступает носителем ценностных отношений.

Метод функциональной школы

Метод исследования, принятый функциональной школой, – это ведение наблюдения за образом жизни сообщества.

4. Социологический – изучает культуру и ее феномены как социальный институт, позволяющий любое явление культуры оценивать с точки зрения его принадлежности к определенной социальной группе и его способности выражать ее интересы.

5. Деятельностный – понимает культуру как специфический способ творческой человеческой деятельности, который реализуется в создании разнообразных предметов культуры и в развитии самого человека.

6. Аксиологический (ценностный)интерпретирует культуру как систему ценностей и норм, как сложную иерархию идеалов, смыслов, имеющих соответствующее значение для какого-то конкретного общества.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...