Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

в. Международная миграция рабочей силы.




Междунар.миграция раб.силы (ММРС)– движение физич.лиц между странами, предполагающая или постоянное изменение места жительства, или изменение места жительства на срок более 1 года.

В настоящий момент масштабы возрастают и в Мир.эк-ке насчитывается более 100 млн. мигрантов. Рост масштабов миграции связан с повышением степени открытости экономики стран.

Осн.причины миграции:

I. Экономические:

1) различия в уровне развития стран

2) различие в обеспеченности факторами производства (в т.ч. в квалифицир.рабочей силы)

3) стадии эк.цикла

4) Дея-ть ТНК

II. Неэкономические:

1) политические

2) личные

3) семейные

4) религиозные

Виды миграции:

1) эмиграция – выезд

2) иммиграция – въезд

3) реэмиграция – возврат ранее выехавших лиц.

 

Основные направления:

ММРС развивалась постепенно, можно выделить волны миграции:

1) большая волна миграции возникла в 17 веке из Европы в новый свет – неурожай в Европе

2) большая волна миграции – политич.преобразованиями

- из России

- из стран Вост.Европы во 2щй половине 40х гг.

- с Кубы, в 70-е гг.

- из Вьетнама, в 70 годы.

Волны миграции не имеют систематич.характер, в настоящее время миграции имеют устойчивый характер, в анализе миграционных потоков можно выделить:

1) РС è ПРС

2) РС è РС

3) СПЭ è ПРС и РС

4) ПРС è ПРС

5) ПРС è РС

 

РСèПРС, обусловлен 1 поток:

- избытком раб.силы в РС

- спросом на низкоквалиф.раб.силу в след.секторах эк-ки:

1) строительство

2) горнорудная

3) опасное экологическое военное производство

4) конвеерное прозводство

5) работа по уборке города

6) обслуживающие сектора

7) обслуживающий персонал частных предприятий

ПРС в разной степени привлекают мигрантов и проводят разную миграц.политику. Например, США регулируют объемы иммиграции, как по количественным так и по качественным характеристикам, т.е. конгресс США ежегодно утверждают квоту на приезд мигрантов, размер кот.зависит от состояния эк-ки. Эта квота распред.по регионам мира. Для того, чтобы не допустить накопление мигрантов из одного региона мира, т.к. это может нарушить соц.стабильность стран. В США более льготные условия въезда обеспечиваются квалифицированными кадрами.

В Австралии специфика в миграционной политике – приток капитала за счёт мигрантов. Право на въезд допускается, кот. могут осуществить инвестиции. В Авcтралии 50% эмигрантов уже в течение года имеют свой бизнес и 19% из них производит экспортную продукцию.

РСèРС, импортёрами раб.силы из РС являются

1) НИС, где темпы роста эк-ки может быть выше темпов естественного прироста населения

2) ЭЭ

 

СПЭèПРС и РС

Ухудшение эк.ситуации стран бывших СССР и Вост.Европы, падение ур.жизни.

Эмигранты из СПЭ оказались конкурентоспособными на рынке труда ПРС, т.к. имеют выс.квалификацию и согласны на более низкий уровень оплаты труда.

РС в 90-е разрабатывали специальные программы по привлечению специалистов определенных отраслей, в кот.нуждалась их экономика. (Аргентина, Бразилия – нефтехимики, африканские страны – врачи и т.д.)

 

ПРСèПРС, обуславливается:

1) деят-ть ТНК (сопровождение инвестиций)

2) свободная эмиграция раб.силы между Европ.странами, кот.законодательно обосновано таким документом как Хартия единых соц.прав рабочих ЕС, кот.гарантирует отсутствие дискриминации иностранных рабочих из стран ЕС в др.странах ЕС.

В составе ЕС основными экспортерами раб.силы является Греция, Португалия, Испания, Италия, страны Вост.Европы.

 

ПРСèРС

1) особые условия труда

2) особые условия для научных исследований, возможность создать свою научную школу

3) сопровождение инвестиций

4) желание увидеть мир

 

Вывод: каждый поток имеет отличительные особенности, но на все исправления оказывает влияния иммиграционная политика.

Общие акценты иммиграц.политики

- объём иммиграции

- сфера занятости иммигрантов

- возраст

- состояние здоровья

- полит.взгляды

- ограничения по семейному положению

- квалификация

 

Последствия:

1) последствия для стран-экспортёров раб.силы

- условия для роста среднего уровня заработной платы, т.к. меняется соотношение между спросом на раб.силу и предложением на раб.силу.

Рисунок 1 …….

В условиях отсут.миграции в стране А.

Средняя ставка зараб.платы формируется на основе соотношения между предложением наемной раб.силы и спросом на раб.силу со стороны работодателей и устанавливающийся на уровне заработ.платы0 (базисное)

В этих условиях складывается определенная величина излишков обеих групп субъектов рынка труда.

Наличие предложения раб.силы на рынке труда стр.А вызываетсмещение вправо линии предложения, что показывает, что за счёт этого, средняя ставка зараб.платы снизится до уровня отчётного года.

Изменения средней ставки зараб.платы влияет на перераспределение излишков. Национал.наемные работники будут иметь уменьшение излишков на область а.

Работодатели выигрывают и их излишек увеличивается на сумму площадей а и в è

Страна импортёр раб.силы имеет чистую выгоду за счёт излишка работодателя.

Размер чистой выгоды = области в.

Рисунок 2 …….

Страна В имеет иное соотношение, формирует более низкий уровень зараб.платы.

Когда часть наемных работников эмигрирует, предложение раб.силы на нац.рынке труда уменьшается.

Наёмные работники страны экспортёра раб.силы выигрывают от роста зараб.платы, выигрыш = приросту излишка в виде области а.

Работодатели области в проигрывают от роста зараб.платы, их излишек уменьшается на сумму площадей а + в.

Если анализировать выгоды только этих 2х групп, то страна экспортёр имеет чистый минус.

Чистый минус. Однако надо учесть выгоды эмигрантов, кот.выигрывают от более выс.заработной платы в другой стране. Оценивая их выгоды надо учесть, что существуют издержки миграции (оплата услуг фирм, затраты на переезд, затраты на обустройство в др.стране), чистые выгоды эмигрантов минимально можно оценивать, исходя из того уровня заработной платы, кот.установился в родной стране после их эмиграции.

Совокупная выгода эмигрантов равняется разнице между уровнем зараб.платы,умноженное на число эмигрантов. Т.е. на графике: сумма площадей (в + с), страна экспортёр раб.силы имеет выгоду от миграции = области с, все страны, участвующих в трудовой миграции имеют выгоду, кот.связана с перераспределением излишков между субъектами рынка труда.

Графич.анализ учитывает не все эффекты, а только те, кот.связаны с изменением средней ставки зараб.платы.Дополнительно надо учесть след.выгоды страны импортёра раб.силы:

1. иммигранты формируют доп.спрос на товары и услуги, это стимулирует увеличение предложения.

2. иммигранты не учитываются в соц.программах

3. в случае эк.спада, иммигранты увольняются в первую очередь

4. дешевый труд, позволяет снизить издержки на производство продукции, повысить конкурентоспособность на нац.товары.

Особые выгоды страна имеет если эмигрирует квалифицированная раб.сила.

  1. Страна экономит расходы на образование
  2. квалифицированная раб.сила обеспечивает возможности роста ВВП

Дополнительные выгоды страны экспортёра раб.силы

  1. налоги с фирм, кот.занимаются организацией миграции
  2. налоги с переводов мигрантов
  3. эмигранты, возвращаясь на родину, как правило, имеют новый опыт и фин.ресурсы, для того, чтобы организовать своё дело., миграция обеспечивает прирост инвестиций и стимулирование деловой активности.
  4. помощь эмигрантов своим семьям обеспечивает доп.спрос на внутр.рынке, это стимулирует рост производства в стране экспортёра раб.силы.
  5. если масштабы эмиграции оч.большие, то страна может получать поступления от междунар.организаций на создание дополнит.рабочих мест.

Крайне отрицательные эффекты связаны с эмиграцией раб.силы.

Эффекты миграции многообразны и миграц.потоки регулируются, государства как стран экспортеров так стран импортёров раб.силы.

Билет №28.

Международная экономическая интеграция (МЭИ) – процесс хозяйственно-политического объединения стран, на основе развития глубоких и устойчивых взаимоотношений между хозяйствующими субъектами, объединяющихся стран.

Этапы развития МЭР:

1) этап, когда развиваются связи на микроуровне (на уровне отдельно хозяйствующих субъектов);

2) этап, когда между правительствами подписывается соглашение о создании более свободных, более благоприятных условий сотрудничества между фирмами этих стран.

Т.о. эффективная интеграция развивается снизу.

На втором этапе интеграции могут возникать взаимоотношения разного уровня, т.е. разной степени взаимопроникновения отношений. На 2-ом этапе выделяют следующие интеграционные формы:

1) Соглашение о преференции торговли (таможенные пошлины уменьшаются).

2) (1)Создание зоны свободной торговли (ЗСТ), когда вводятся условия свободного перемещения услуг между странами.

3) (2)Таможенный союз (ТС) → ЗСТ + единая система ограничений (ВТП) в отношении всех других стран.

4) (3)Общий Рынок (ОР = рынок товаров + рынок факторов производства) → ТС + условия для свободного движения рабочей силы и капитала.

Эта интеграция перерастает уровень торговой интеграции и становится экономической интеграцией.

5) (4)Экономический союз (ЭС) → ОР + согласованная экономическая политика.

6) (5)Валютный союз (ВС) → ЭС + единая денежно-кредитная политика (ЕДКП: единый центральный банк и единая валюта).

Причины интеграции – это выгоды, которые обеспечивает международное экономическое взаимодействие, возможности роста благосостояния объединившихся стран за счёт:

a) более рациональной специализации;

b) снижения ТП и рациональной специализации, обеспечивающей более низкий уровень цен.

+ Интеграция позволяет специализировать научно-техническое сотрудничество и решать социальные проблемы.

Негативные эффекты интеграции:

1) утрата экономической независимости;

2) структурные изменения в экономике;

3) → если какая-то страна выйдет из интеграционного объединения, то изменится система отношений с др.странами, что вызовет структурные издержки.

Вывод: интеграция является глобальной тенденцией и развивается во всех регионах мира.

Наиболее крупные региональные объединения: ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР, АСЕАН, АСТ.

Билет №29.

Европейские страны небольшие по размерам → некоторые экономические эффекты они не могут использовать виду ограниченности внутреннего рынка → объединение этих стран обеспечивает дополнительный экономический эффект для каждой из них, поэтому идея интеграции Западной Европы возникла в 15 веке.

В 1951 г. было подписано соглашение между 6 странами о создании европейского объединения угля и стали (ЕОУС).

Цель: стимулировать развитие тяжелой промышленности для восстановления экономики. ЕОУС: Германия, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург.

Это соглашение вступило в силу с 1 января 1958г.

В 1957 г было создано европейское экономическое сотрудничество (ЕЭС) между этими странами, которое предполагало сотрудничество в более широкой сфере.

В 1958г был создан Евроатом в сфере энергетики.

В 1967г все эти объединения вошли в европейское экономическое сообщество (ЕЭС) – объединение исполнительных органов всех организаций.

1 ноября 1993г название изменилось и стало ЕС.

Хронология этапов развития интеграции в рамках ЕС.

ЗСТ (1958-1967гг)

ТС (1968-1986гг) длительный этап, т.к. единую ВТП могут проводить только страны с одинаковым уровнем развития.

В 1973г в ЕС вступает Великобритания, Ирландия*, Дания.

В 1981г – Греция*.

В1986г – Португалия*, Испания*,

* – более низкий уровень развития, поэтому:

для них была введена отсрочка в снижении степени защиты своего внутреннего рынка;

в рамках ЕС был выработан механизм выравнивания уровней экономического развития стран, который предполагал, что страны с более низким уровнем развития получают из бюджета ЕС дополнительные финансирования на программы по структурной реорганизации экономики.

Бюджет ЕС не равен сумме бюджетов стран ЕС!

Источники бюджета ЕС:

отчисления от ВВП: 1,2-1,4% от ВВП, в зависимости от доли ВВП страны в совокупном ВВП ЕС;

1,5% от всех таможенных сборов, которые взимаются с товаров, пересёкших таможенную границу ЕС.

Основные направления расходования бюджета ЕС:

4% - содержание органов управления ЕС;

около 10% - финансирование перспективных направлений научных исследований, в т.ч. в области энергетики;

больше 80% - распределяются в зависимости от актуальности эк.преобразований в странах членах ЕС.

Т.о. в зависимости от специфики участия страны в распределении бюджета ЕС выделяют две группы стран:

1. Страны-доноры, они получают из бюджета меньше, чем отчисляют туда.

2. Страны-реципиенты, которые получают больше, чем отчисляют.

Поэтому в 2003г. обсуждался вопрос расширения ЕС за счёт стран ЦВЕ, то страны, но реципиенты возражали, т.к. выравнивание уровня экономического развития новых стран потребовало дополнительных финансовых потоков из бюджета ЕС.

ОР (1937-1993гг) был устранен паспортный контроль на границах, введено взаимное признание документов об образовании.

В 1989г был принят документ – «Хартия единых социальных прав рабочих ЕС», в который вводятся единые социальные гарантии для рабочих всех стран ЕС.

→ Всё это создаёт условия для свободной эмиграции рабочей силы между странами ЕС.

+ в эти годы была гармонизирована налоговая система стран ЕС → это создало условие для свободного движения капитала.

ЭС (1993-1998гг) начали проводиться совместные заседания глав государств и глав правительств для согласования экономической политики, начата работа по созданию ЕЦБ.

Для этого была создана специальная организация – европейский валютный институт (ЕВИ) – Франкфурт на Майне, Германия, где сейчас располагается ЕЦБ.

ВС С 1 января 1999г были начаты котировки единой европейской валюты, которые вводились на рынок с курсом 1,14?=1$.

ЕЦБ считал возможным падение курса доллара по отношению к евро, но нижняя долларовая отметка установилась на 1,3?.

В зону обращения евро до настоящего момента входят не все страны ЕС, т.к. единая валюта может быть введена только в странах, где сбалансированная финансовая ситуация, иначе курс упадёт.

→ Экономическая ситуация в странах, претендующих на введение евро, оценивается по следующим показателям:

дефицит бюджета (должно быть не более 3% ВВП);

государственный долг (должен быть не более 60 % от ВВП);

инфляция должна быть не более чем на 3 процентных пункта выше, чем усредненный уровень в 3-х странах с наименьшей инфляцией.

По данным 1998 г., минимальная инфляция была в Бельгии, Норвегии (2%)

Чем выше инфляция в стране, тем в большей степени это может повлиять на курс единой валюты.

долгосрочная % ставка должна быть не более чем на 3% выше, чем в 3-х странах с наименьшей инфляцией;

участие страны в совместном плавании курсов национальных валют.

Контроль финансовой ситуации по этим показателям проводится в течение 4-х лет. По итогам этого мониторинга Дания, Швеция не могли войти в зону евро, ввиду особенностей макроэкономических показателей.

+ Великобритания отказалась вводить евро, ввиду того, что фунт стерлингов является сильной мировой валютой. (GBP)

+ Новые страны ЦВЕ, которые вступили в ЕС в текущем 10-летии, интегрированы на более низком уровне (на уровне таможенного союза или общего рынка)..

Вывод: в настоящий момент в ЕС существует многоуровневая интеграция, что делает формирование единой экономической политики более сложной.

ЕВ = 27 стран

12 стран – евро – (ВС)

12 + Великобритания, Дания, Швеция – (ЭС)

15 + страны ЦВЕ (12) – (ТС, ОР)

Перспективы ЕС:

1) обеспечение более глубокой интеграции всех стран в рамках ЕС (переход к другим видам интеграционных объединений);

2) больше стран

Условия вступления в ЕС:

уровень развития;

рыночная экономика;

развитая демократия;

соблюдение прав человека.

3) укрепление евро как мировой валюты.

Эффективность европейской интеграции доказывается:

быстрый рост благосостояния населения;

быстрый рост эффективности европейского производства и быстрый рост конкурентоспособности европейских товаров;

рост числа стран участников.

Уроки европейской интеграции:

1) интеграция должна развиваться постепенно, переход к каждому следующему этапу должен быть после того, как эффективно функционирует интеграция на предыдущем уровне;

2) интеграция более эффективна, если в неё входят страны с одинаковым уровнем экономического развития;

3) интеграция развивается проще, когда страны географически близко расположены друг к другу;

4) должен быть создан специальный орган управления.

 

Билет №30.

Северная Америка – НАФТА (США, Канада, Мексика)

1986г – подписание между США и Канадой договора о ЗСТ. В 1991г – входит Мексика.

Причины: географическая удаленность + Канада вышла на уровень развития США.

Выгоды:

1) США – расширение экспорта, т.к. у них дефицит торгового баланса;

2) Канада – выгоды минимальные, т.к. США составляют 70% внешнеторгового оборота Канады → развитие торговли между США и Мексикой сформировало конкуренцию между Канадой и Мексикой на Американском товарном рынке;

3) Мексика – максимальные выгоды, за счёт интеграции Мексика рассчитывала к 2020г войти в состав ПРС.

В целом НАФТА эффективное объединение → разрабатываются планы перехода к таможенному союзу и организации Всеамериканской зоны свободной торговли, за счёт объединения НАФТА и МЕРКОСУР.

Объединение стран южного конуса – МЕРКОСУР (Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай)

В 1993 г организовалось на уровне общего рынка.

Проблемы этой интеграции:

неразвитая инфраструктура;

отсутствие единого органа управления.

ЮВААСЕАН (((Индонезия, Малайзия, Филиппины, Таиланд – ТС→ОР) Сингапур, Бруней – ЗСТ) Камбоджи, Вьетнам, Папуа-Новая Гвинея – страны наблюдатели)

Образовалось в 1967г. Причины: небольшие размеры стран + страны объединялись для усиления своих позиций в мировом хозяйстве и для создания условий привлечения иностранного капитала и доступа товаров.

АТЭС (организация азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества) 21 страна (необходим выход к Тихому океану, т.к.планируется торговля через него).

Образована в 1989г. В 1998 г входит Россия. В ближайшее время войдут Норвегия, Швецария и Турция.

Но состав стран участниц очень разный по уровню экономического развития, пока только разрабатываются программы по созданию здесь ЗСТ. К 2015г. планируется обеспечить ЗСТ между ПРС АТЭС (США, Япония, Австралия), а к 2020 г. между всеми другими странами АТЭС.

На страны члены АТЭС приходится 60% МВП, это характеризует высокий потенциал торговый этих стран.

→ Интеграция является глобальной тенденцией и развивается во всех регионах мира.

Билет №32.

Валютный курс – цена денежной единицы одной страны, выраженная денежной единицей другой страны.

СКВ – та, которая свободно обменивается на любую другую валюту мира. СКВ относится также к резервным валютам.

Резервные валюты – те, которые накапливаются ЦБ стран для международных расчётов (доллар США, Евро, Йена, Британский фунт стерлинга, Швейцарский франк).

Ограниченная конвертация – обменивается на некоторые другие валюты мира (Рубль).

Замкнутая валюта – обращается только в одной стране (Белорусский рубль).

Валютный курс может изменяться:

девальвацией – снижение курса нац. валюты;

ревальвацией – повышение курса нац. валюты (обратный процесс называется).

Валютный курс может оцениваться по разным признакам классификации:

  1. по степени фиксации:

фиксированный (ЦБ устанавливает твёрдое соотношение);

свободно плавающий (зависит от спроса и предложения).

Поступления СКВ: экспорт товаров и услуг, кредиты, импорт капиталов, продажа хозяйственными субъектами.

Спрос на иностранный капитал: импорт товаров и услуг, экспорт капитала, выплаты по внешнему долгу, покупка хозяйственными субъектами.

Во многих РС используется разные модификации плавающего валютного курса: 1) когда ограничиваются нижнее или верхнее значение курса нац. валюты; 2) когда устанавливается плавание в определенном диапазоне.

  1. по участникам вал. сделки:

курс покупки;

курс продажи;

средний курс.

  1. по паритету (объективному соотношению):

по золотому содержанию;

по паритету покупательной способности (рассчитывается на основании сравнения стоимости стандартной корзины товаров и услуг из 119 наименований по ценам разных стран):

a) заниженный курс (за единицу иностранной валюты надо платить больше денежных знаков, чем паритетный курс);

b) паритетный курс;

c) завышенный курс.

  1. по учёту инфляции:

номинальный;

реальный валютный курс.

Если инфляция в стране выше, чем за рубежом, то это фактор девальвации.

Факторы изменения курса нац. валюты:

1) различия в экономической динамике;

2) состояние платежного баланса (положительное сальдо – повышение курса – ревальвация);

3) различия в уровне инфляции;

4) различия в уровне % ставки (% ставка растёт – ревальвация);

5) валютная политика государства (валютная интервенция);

6) валютные спекуляции (покупка с целью последующей продажи);

7) использование валюты данной страны в международных расчётах (→ рост спроса → рост курса).

В целом курс нац. валюты зависит не только от ситуации в данной стране, а от соотношения экономических характеристик в данной стране и за рубежом.

Последствия изменения валютного курса (девальвации).

«+»:

1) экспорт стал более выгодным, т.к. экспортеры получают больше нац. денег, обменивая экспортную выручку → появляются дополнит. стимулы для развития экспортных отраслей → увеличение ВВП страны;

2) импортные товары становятся значительно дороже → спрос на иморт. товары уменьшается → увелич. спрос на отечественные товары-аналоги → появляются доп.стимулы для развития импортозамещающих отраслей → рост ВВП;

3) становится невыгодным вывозить за рубеж доходы, полученные от иностран. инвестиций в данной стране → полученная прибыль может использоваться для закупки экспортных товаров → создаются дополнительные стимулы для роста объемов производства или могут вкладываться в расширение промышленного производства.

1+2+3 – оздаравливающий эффект девальвации.

«–»:

1) становится сложнее платить внешний долг;

2) девальвация обуславливает инфляцию → падает уровень жизни.

Последствия ревальвации – обратные.

Билет №33.

Платежный баланс – это документ, назначение которого состоит в следующем:

1) обобщает поступление в страну СКВ и отток из страны СКВ;

2) систематизирует международные сделки по видам;

3) 1+ 2 позволяет внести объективные корректировки в макроэкономическую политику страны.

→ В платёжном балансе обобщаются только сделки национальными и иностранными компаниями (резиденты и нерезиденты).

Сделки отличаются признаками:

a) стороны являются хозяйствующими субъектами разных стран;

b) расчёты по сделкам проводится в СКВ.

В платежном балансе международные сделки систематизируется по методике МВФ, которая предполагает 112 статей, которые распределяются по следующим разделам:

  1. Баланс текущих операций:

торговый баланс;

баланс доходов от иностранных инвестиций данной страны и платежей доходов иностранным инвесторам в данной стране;

трансферты - односторонние потоки.

  1. Баланс движения капитала и финансовых ресурсов:

прямые инвестиции;

портфельные инвестиции;

Международные кредиты и займы.

  1. Итого базисный баланс (равен сумме сальдо первого и второго разделов).
  2. Пропуски и ошибки – фиксируются неучтённые движения капитала.
  3. Баланс официальных расчётов.
  4. Источники чрезвычайного финансирования:

международные кредиты;

изменение золотовалютных запасов;

продажа активов.

  1. Итого платежный баланс (по сути всегда нулевой).

→ Выводы о необходимых направлениях корректировки макроэкономической политики делаются на основании сальдо по 5-ому разделу.

Возможно определить за счёт каких операций получено положительное или отрицательное сальдо.

Если страна имеет хронически отрицательное сальдо по торговому балансу, т.е. это означает низкую конкурентоспособность национальных товаров. Необходимо или повысить ограничения на импорт, или стимулировать развитие экспортных отраслей, или обеспечить конкурентоспособность импортозамещающих отраслей.

Если отрицательное сальдо по 2-ому разделу, то необходимо формировать более благоприятный инвестиционный климат в данной стране или контролировать нелегальный вывоз капитала.

Как инструмент урегулирования платежного баланса, может использовать девальвацию, которая даёт эффект примерно через год.

Единая методика составления платежного баланса, упрощает их международное сопоставление.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...