Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Футуризм как литературное направление, его неоднородность, черты.




Максимилиан Волошин – поэт-интеллектуал. Лирический герой его поэзии.

В начале творческого пути Максимилиан Александрович Волошин (наст. фам.— Кириенко-Волошин; 1877—1932) примыкал к символистам, печатался в символистских журналах «Весы», «Золотое руно», сотрудничал с акмеистами в «Аполлоне», испытал влияние французских символистов и живописцев-импрессионистов. В предреволюционное время вышли три книги Волошина: «Стихотворения. 1900—1910» «Лики творчества» — книга художественной критики и «Иверни» — избранные стихотворения (М., 1918). Начало века было для Волошина периодом становления его как поэта и художника. Об этом времени в одной из автобиографий поэт пишет: «В эти годы — я только впитывающая губка. Я — весь глаза, весь—уши. Странствую по странам, музеям, библиотекам: Рим, Испания, Балеары, Корсика, Сардиния, Андорра, Лувр, Прадо, Ватикан... Национальная библиотека». В этих путешествиях и рождались стихи первых книг В. Одна из основных тем их — «просторы всех веков и стран»; лирический герой Волошина — «странник и поэт, мечтатель и прохожий». Особое место в лирике В занимают стихи «киммерийских» циклов, написанные поэтом во время путешествий по горам Восточного Крыма. В образе Киммерии для Волошина органически слились темы природы, истории с темой человека. О неразрывном единстве творческого и человеческого «Я» с любимой поэтом восточно-крымской землей говорится во многих его стихах того времени. Поэзия раннего Волошина в основном носила описательно-созерцательный характер. Это была лирика раздумий над жизнью человечества, над судьбами ушедших культур. Современность нарочито игнорировалась, но если темы современности входили в творчество Волошина, то преломленными через прошлое, по ассоциациям с событиями прошлых времен. По стилю лирика В 1910-х годов была импрессионистической. Его лирический герой сосредоточен на своем внутреннем мире, в «блужданиях» своего духа. В в те годы все-таки испытал влияние поэтического стиля символистов, несмотря на декларированную поэтом независимость от течений, школ, их программ. От них — туманная изысканность его поэтических образов, таинственная неопределенность, недосказанность, музыкальная напевность стиха. Поэтические интонации Брюсова, Блока, влияние философской лирики Вл. Соловьева чувствуются во многих стихах В. Пределы своего внутреннего мира поэт разрывает экскурсами в историю Франции, ее культуры, стран Средиземного моря, допетровской Руси, созерцательным описанием природы любимого Крыма. Реальные события первой русской революции отразились в творчестве Волошина неоднозначно. В его сознании они как бы включали опыт прошлых веков, вызывали философские раздумья, тайные «прозрения», отражаясь сквозь призму сложного, подчас причудливого мира души поэта. Именно в годы революции сформировалось отрицательное отношение В ко всякому насилию человека над человеком, бунтарское свободолюбие, пророческая дальнозоркость и характерная для него, не раз проявлявшаяся социальная близорукость. В годы реакции В обнаруживает интерес к буддизму, теософии, оккультным знаниям. Впоследствии поэт назовет свои духовные искания того времени «блужданиями духа». «Познание самого себя» подчас оборачивалось желанием стать поодаль от человеческих бед и радостей, возвыситься до некоей «космической» точки зрения на мир. Поэтому лирический герой многих стихов его — «прохожий, близкий всем, всему чужой». Но при этом В продолжает раздумывать о судьбах революции; мысль о неизбежности новой революции не покидает его. Творчество В 1910-х годов отразило настроения той части честной русской интеллигенции, которая, замкнувшись в отвлеченных, книжных представлениях о жизни, опираясь подчас на эмоциональное восприятие происходящего, испытала на определенном этапе развития острой классовой борьбы чувство неуверенности, растерянности перед реальностью («А я стою один меж них//В ревущем пламени и дыме...»), опрокинувшей ее абстрактно-гуманистическое восприятие жизни. События Октября 1917 г. заставили В многое пересмотреть в своей общественной позиции и во взглядах на искусство. Чуждавшийся тем политических, современных, избравший в 1910-е годы позицию наблюдателя жизни, Волошин теперь раздумывает о позиции художника, долге, проблемах поэзии. Эти мысли, переживания поэта отражены в стихах 1918—1919 гг., объединенных Волошиным под названием «Пути России». Но политические темы поэт разрабатывает опосредованно, через исторические аналогии из стихийно-народных движений Разина и Пугачева. Итог творческих поисков поэта, стремление занять определенную позицию в новом мире, быть «не изгоем», «пасынком России», а ее сыном звучит в стихотворении-исповеди, лирическом завещании В, подводящем итог его 30-летней поэтической деятельности,— «Дом поэта». Одной из главных черт поэтического облика В. представляется неразрывность его лирического и личностного мира, полное соответствие его стихотворных деклараций образу жизни и поведению. Виртуоз формы, ювелирно оттачивающий свои строфы, В. дал классические образцы сонета и венка сонетов. В русской поэзии он остается редким мастером лирического пейзажа и стихотворного портрета, уникальным поэтом-живописцем. Поэт-интеллектуал, В., наряду с другими символистами, способствовал подъему уровня "культурности" поэзии, смело вводил в нее научные понятия и образы, поднимался до философских обобщений. "Без поэзии Максимилиана Волошина,-- писал С. С. Наровчатов,-- будет неполным представление о русской поэзии начала XX века..." Еще не исследовано влияние В. на младшее поэтическое поколение, но можно уже говорить об определенном воздействии ее на Г. А. Шенгели, В. А. Рождественского, И. Л. Сельвинского, Д. Б. Кедрина. Поэт-интеллектуал, В., наряду с другими символистами, способствовал подъему уровня "культурности" поэзии, смело вводил в нее научные понятия и образы, поднимался до философских обобщений.

Футуризм как литературное направление, его неоднородность, черты.

Ф- худож. течение эпохи модернизма, несущее худож. концепцию мира и личности, утверждающую агрессивно воинств-ую л-ть в урбанистически организованном хаосе мира (по Бореву). Начало - В марте 1910 в сборнике Студия импрессионистов было напечатано стихотворение тогда почти никому не известного поэта В.Хлебникова «Заклятие смехом». Бурлюк, Хлебников, Маяковский, Коменский, Северянин, Крученых. Верили, что НТР спасет мир. «Городская, производственная поэзия». Ф. претендовал на вселенскую миссию реорганизации мира. В основе худож. программы – утопич. идея о рождении сверхискусства, способного преобразовать мир (влияние Ницше, Бергера). В своем проектировании мира опирались на технич. и научн. достижения (акцент на физику, математику, филологию). Предложили идею создания единого для всех языка. Отрицали ценности прошлого: «Сбросить Пушкина, Гоголя, Лермонтова… с корабля современности» (Маяковский). Мироздание = сцена, площадь. Ф-ты = революционеры. «Война и революция – единствен.гигиена мира». Ф-ты = «новые люди новой жизни». Главн.враг – обыватель, мещанин. Поэт – рабочий, генератор стихов (Маяк-ий писал стихи для рекламы). Трактат с изложением этич.мыслей – «Пощечина обществ.вкусу». Главное условие для поэта – скандал, осмеяние, критика. Оптимальная зрительская реакция – не похвала и аплодисменты, а протест и агрессия. Ненавидели буржуазн.общество, интересовались только вопросами материальн.хар-ра (причина – соцнеравенство, недостаток материальн.благ). Особое внимание внешнему виду, в кот. должен отразиться протест существующему миру (желтая майка у Маяк-ого, бусы из дерев.ложек у Крученых, фиолет.плащ у Северянина). Стремились к лексич.обновлению языка: депоэтизация, обсценная лексика, вульгаризмы, технич.термины, неграмотн.выражения. Слово лишалось ореола сакральности, опредмечивалось, становилось конструктором в руках поэта (собирал, как хотел). => неологизмы. Не исп-сь знаки преп-ия. Большое внимание визуальному оформлению текста («лесенка» Маяк-ого). Стремились к «худож.примитиву»=поэзия для всех(элементы фольклора, рекламы, лубочной поэзии). Выступали за бессмылицу в борьбе со здравым смыслом. Русский футуризм, как и другие учения декаданса, характеризуется неоднородностью и внутренней противоречивостью. «антиурбанизм» Хлебникова; за новыми формами слова предлагает обратиться в средневековье, а не в будущее; славянофильство Хлебникова по отн-ию к языку чуждо Маяк-ому; Маяк-ий осуждает городских жителей за бездушие.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...