Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Человек, общество и государство у Платона. Проблема души и тела

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г. В. ПЛЕХАНОВА»

Факультет международной школы бизнеса и мировой экономики

Кафедра иностранных языков №3

 

 

Доклад

Направление 45.03.02 «Лингвистика»

Профиль «Перевод и переводоведение»

ТЕМА: «Философия Сократа и Платона»

Выполнила студентка: Баранчук Мария Сергеевна

Группа 813Л, 1 курс

 

Москва 2017

Философия Сократа

Основной философский интерес Сократа сосредоточивается на вопросах о

том, что такое человек, что такое человеческое сознание. «Познай самого

себя» — любимое изречение Сократа.

В сознании человека Сократ обнаруживает как бы разные уровни, разные

слои, состоящие с индивидом, носителем сознания, в весьма сложных

отношениях, иногда даже вступающие с ним в неразрешимую коллизию.

Задача Сократа — обнаружить не только субъективное, но и объективное

содержание сознания и доказать, что именно последнее должно быть судь-

ей над первым. Эта высшая инстанция именуется разумом; она способна дать

не просто индивидуальное мнение, а всеобщее, общеобязательное знание. Но это знание человек может обрести только собственными усилиями, а не

получить извне в качестве готового. Отсюда стремление Сократа искать

истину сообща, в ходе бесед (диалогов), когда собеседники, критически

анализируя те мнения, что считаются общепринятыми, отбрасывают их одно

за другим, пока не придут к такому знанию, которое все признают истинным.

Сократ обладал особым искусством — знаменитой иронией, с помощью

которой он исподволь порождал у своих собеседников сомнение в

истинности традиционных представлений, стремясь привести их к такому

знанию, в достоверности которого они убедились бы сами. Целью

критической работы ума Сократ считал получение понятия, основанного на

строгом определении предмета. Так, он пытался определить, что такое

справедливость, что такое добро, в чем состоит лучшее государственное

устройство и т. д.

 

Этический рационализм Сократа

Сократ не случайно столь много внимания уделял выяснению содержания

таких понятий, как «справедливость», «добро», «зло» и т. д. В центре

внимания у него всегда стояли вопросы человеческой жизни, ее назначения и цели, справедливого общественного устройства.

Философия понималась Сократом как познание того, что такое добро и зло.

Поиск знания о добром и справедливом сообща, в диалоге с одним или

несколькими собеседниками сам по себе создавал как бы особые этические

отношения между людьми, собиравшимися вместе не ради развлечения и не

ради практических дел, а ради обретения истины.

Но философия — любовь к знанию — может рассматриваться как

нравственная деятельность в том только случае, если знание само по себе уже

и есть добро. Именно такой этический рационализм составляет сущность

учения Сократа. Безнравственный поступок Сократ считает плодом незнания

истины: если человек знает, что именно хорошо, то он никогда не поступит

дурно — таково убеждение греческого философа. Дурной поступок

отождествляется здесь с заблуждением, с ошибкой, а никто не делает ошибок

добровольно, полагает Сократ. И поскольку нравственное зло идет от

незнания, значит, знание — источник нравственного совершенства. Вот

почему философия как путь к знанию становится у Сократа средством формирования добродетельного человека и соответственно справедливого государства. Знание доброго — это, по Сократу, уже и значит следование доброму, а последнее ведет человека к счастью.

 

399 г. до н. э. семидесятилетнего Сократа обвинили в том, что он не чтит богов,

признанных государством, и вводит каких-то новых богов; что он развращает

молодежь, побуждая юношей не слушать своих отцов. За подрыв народной

нравственности Сократа приговорили на суде к смертной казни. Философ

имел возможность уклониться от наказания, бежав из Афин. Но он предпочел

смерть и в присутствии своих друзей и учеников умер, выпив кубок с ядом.

Тем самым Сократ признал над собой законы своего государства — те самые

законы, в подрыве которых он был обвинен. Характерно, что, умирая, Сократ

не отказался от своего убеждения в том, что только добродетельный человек

может быть счастливым: как повествует Платон, Сократ в тюрьме был

спокоен и светел, до последней минуты беседовал с друзьями и убеждал их в

том, что он счастливый человек.

 

Фигура Сократа в высшей степени знаменательна: не только его жизнь, но и

его смерть символически раскрывает нам природу философии. Сократ

пытался найти в самом сознании человека такую прочную и твердую опору,

на которой могло бы стоять здание нравственности, права и государства

после того, как старый — традиционный — фундамент был уже подточен

индивидуалистической критикой софистов. Но Сократа не поняли и не

приняли ни софисты-новаторы, ни традиционалисты-консерваторы: софисты

увидели в Сократе «моралиста» и «возродителя устоев», а защитники

традиций — «нигилиста» и разрушителя авторитетов.

 

Человек, общество и государство у Платона. Проблема души и тела

У Платона, как и у его учителя Сократа, ведущей темой остается

нравственно-этическая, а важнейшими предметами исследования

оказываются человек, общество и государство. Платон полностью разделяет

рационалистический подход Сократа к проблемам этики: условием

нравственных поступков он тоже считает истинное знание.

Знание подлинного бытия, т. е. того, что всегда себе тождественно и

неизменно, — а таков у Платона, как мы уже знаем, мир идей, являющихся

прообразами вещей чувственного мира, — должно по замыслу философа дать

прочное основание для создания этики. А последняя рассматривается

Платоном как условие возможности справедливого общества, где люди будут

добродетельны, а значит, — вспомним Сократа — и счастливы.

Этическое учение Платона предполагает определенное понимание сущности

человека. Подобно тому как все сущее Платон делит на две неравноценные

сферы — вечные и самосущие идеи, с одной стороны, и преходящие, текучие

и несамостоятельные вещи чувственного мира — с другой, — он и в человеке

различает бессмертную душу и смертное, тленное тело. Душа, по Платону,

подобно идее, едина и неделима, тело же, поскольку в него привходит

материя, делимо и состоит из частей. Сущность души — не только в ее

единстве, но и в ее самодвижении; все, движущее себя само, согласно

Платону, бессмертно, тогда как все, что приводится в движение чем-то

другим, конечно и смертно. По Платону, человеческая душа состоит как бы из двух «частей»: высшей — разумной, с помощью которой человек созерцает вечный мир идей и которая стремится к благу, и низшей — чувственной. Платон уподобляет разумную душу возничему, а чувственную — двум коням, один из которых благороден, а другой — низок, груб и туп. Здесь телесное начало рассматривается не только как низшее по сравнению с духовным, но и как само по себе злое, отрицательное.

 

Платон — сторонник теории переселения душ; после смерти тела душа

отделяется от него, чтобы затем — в зависимости от того, насколько

добродетельную и праведную жизнь вела она в земном мире, — вновь

вселиться в какое-то другое тело (человека или животного).

С учением о предсуществовании душ связано представление Платона о

познании как припоминании. Еще до своего воплощения в тело душа каждого

человека пребывала в сверхчувственном мире и могла созерцать идеи во всем их совершенстве и красоте; поэтому и теперь для нее чувственные явления —лишь повод для того, чтобы прозревать за ними их подлинную сущность, идеи, которые душа тем самым как бы смутно припоминает. Учение о припоминании оказало большое влияние на развитие теории познания не

только в античности, но и в Средние века и в Новое время.

 

Платон делит людей на три разных типа в зависимости от того, какая из

частей души оказывается в них преобладающей: разумная, аффективная

(эмоциональная) или вожделеющая (чувственная). Если преобладает

разумная, то это люди, которые стремятся созерцать красоту и порядок идей,

устремлены к высшему благу. Они привержены правде, справедливости и умеренности во всем касающемся чувственных наслаждений. Их Платон зовет мудрецами или философами, и отводит им роль правителей в идеальном государстве.

При преобладании аффективной части души человек отличается

благородными страстями — храбростью, мужеством, умением подчинять

вожделение долгу. Это качества, необходимые для воинов, или «стражей»,

которые заботятся о безопасности государства. Наконец, люди

«вожделеющего» типа должны заниматься физическим трудом, ибо они с

самого начала принадлежат к телесно-физическому миру: это — сословие

крестьян и ремесленников, обеспечивающих материальную сторону жизни

государства.

Есть, однако, добродетель, общая для всех сословий, которую Платон ценит

очень высоко, — это мера. Ничего сверх меры — таков принцип, общий у

Платона с большинством греческих философов.

Согласно Платону, справедливое и совершенное государство — это высшее

из всего, что может существовать на земле. Поэтому человек живет ради

государства, а не государство — ради человека.

 

Список литературы

1) Философия. Учебник для вузов. Под общей редакцией доктора философских наук, профессора В. В. Миронова

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...