Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примерами контркультуры являются культуры раннего христианства и Возрождения.




Маргинальная культура

С понятием «субкультура» связано понятие маргинальная культура.

Маргинальность обозначает промежуточность положения человека между социальными группами.

Маргинальная культура – это пограничная культура, возникающая на грани культурно-исторических эпох, мировоззрений, языков, этнических культур или субкультур.

Маргинальность – современное явление.

Маргинала обычно характеризует принадлежность к двум или нескольким культурным группам.

Причины возникновения маргинальной культуры:

1) крупные социальные потрясения;

2) урбанизация;

3) эмансипация этнических меньшинств;

4) изменяющийся способ производства;

5) деятельность неформальных движений и общественных организаций.

 


Классификация по уровню культуры

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, различают три формы – элитарную, народную и массовую культуру.

 

Элитарная культура

Элитарная, или высокая, культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами.

Как правило, элитарная культура опережает уровень восприятия ее среднеобразованным человеком.

Девиз элитарной культуры «Искусство ради искусства».

Типичным проявлением эстетического изоляционизма, концепции «чистого искусства» является деятельность художественного объединения «Мир искусства».

Народная культура

В отличие от элитарной народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют также любительской (но не по уровню, а по происхождению), или коллективной.

По своему исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение песни, танца), массовыми (карнавальные шествия).

Еще одно название народной культуры – фольклор.

Он всегда локализован, так как связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.

Массовая культура

Массовая культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа.

Развитие науки и техники в ХХ в. привело к формированию массовой культуры.

Наибольший размах ее начинается с середины XX в., когда средства массовой информации проникли в большинство стран.

Механизм распространения массовой культуры напрямую связан с рынком.

Ее продукция предназначена для употребления массами.

Это искусство для каждого, и оно обязано учитывать его вкусы и запросы.

Каждый, кто платит, может заказать свою «музыку».

Массовая культура может быть интернациональной и национальной.

Она обладает меньшей художественной ценностью, нежели элитарная или народная. Но, в отличие от элитарной, массовая культура обладает большей аудиторией, а в сравнении с народной – она всегда авторская.

Она призвана удовлетворять сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и стремится его отразить.

Серийный характер ее продукции обладает рядом специфических признаков:
– примитивизацией отношений между людьми;

– развлекательностью, забавностью, сентиментальностью;

– натуралистическим смакованием насилия и секса;

– культом успеха, сильной личностью, жаждой обладания вещами;

– культом посредственности, условностью примитивной символики.

Представленные специфические признаки обусловлены тем, что массовая культура базируется на архетипах.

К таким архетипам относится бессознательный интерес всех людей к эротике и насилию.

И этот интерес – основа успехов массовой культуры, ее произведений.

Тем не менее образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, выходят из моды.

С произведениями народной и элитарной культуры такого не происходит.

 

Проблема массовой культуры в концепции Хосе Ортега-и-Гассета

Меньшинство – это не богачи, не властвующая элита и даже не аристократия по рождению, хотя преемственность сословного положения необходима для устойчивости общества.

Меньшинство –это мыслящие, одаренные люди, сознающие свою ответственность перед страной и народом.

Главные их качества – бескорыстие и увлеченность делом, которое совпадает с их призванием, готовность делать его с любовью и на профессиональном уровне, независимо от вознаграждения.

В силу ряда причин, в частности, из-за несоответствия правящей элиты требованиям эпохи, ее закрытости, малочисленности или, напротив, чрезмерной открытости – элита приходит в упадок, что ведет страну к социальному расколу и гибели.

По существу, вся история предстает как чередование процессов воспитания, сплочения аристократии и ее вырождения.

В Индии эти эпохи именуют соответственно: «Китра» и «Кали».

Эпоха Кали

Кали – разрушение кастового, иерархического строя. Брахма в это время впадает в спячку и возвышаются низшие слои.

Эпоха Китру

Но вот Брахма пробуждается и воссоздает разрушенный порядок: наступает рассвет – эпоха Китру.

Подобно тому, как наблюдаются две тенденции в развитии элиты, масса также предстает в двух модификациях.

Добродетель массы – покорность, готовность следовать примеру, воспитывать в себе высшего человека.

В органические эпохи народ вдохновляется служением идеалу.

Общество скрепляется «тяготением» простых, здоровых душ к выдающимся личностям. Это тяготение выражает глубинный смысл жизни – стремление к совершенству.

Однако Ортега не дает портрета «здоровой» массы, он сосредотачивает внимание на критике «массового человека».

«Масса – это посредственность... Сегодня весь мир становится массой».

В ХХ веке массы вышли на авансцену общественной жизни.

О наступлении масс писал Гегель, о нем предупреждали Конт и Ницше.

Они обращали внимание на задачу формирования ответственной элиты.

Но «восстание масс» все-таки свершилось.

Причины восстания масс:

1) рост населения.

В Европе оно увеличилось за одно столетие почти в два с половиной раза и достигло к 1914 году четырехсот шестидесяти миллионов.

2) научно-технический прогресс, увеличивший число рабочих мест, вызвавший рост благосостояния и продолжительности жизни.

3) урбанизация, развитие городских форм жизни: комфорта, потребительства, безличного общения, увеличения времени досуга.

4) либеральная демократия ХХ века.

Демократии существовали и в эпоху Античности, и в Средние века.

Но тогда массы присоединялись к избранному меньшинству, которое предлагало свои программы.

В ХХ веке люди из низов поднялись на высшие этажи власти в политике, экономике, культуре, науке.

Основой этого подъема была не продуманная программа воспитания и демократического развития, а стихийная трансформация характера массового человека.

В прошлом массы находились под опекой жречества, аристократии и военачальников.

Для плебея жизнь означала стеснение, повинность, зависимость.

Эти качества масс поддерживали культуру.

Чернь жила верованиями отцов и не приписывала себе права судить о назначении политики или искусства.

Плебей одобрял или осуждал действия политика, но ему не взбредало в голову противопоставлять его идеям свои собственные.

Современная городская культура демократична лишь на поверхности.

В глубине она конкурентна, властолюбива и деспотична.

Идея органической иерархии – интеллектуальной, этической и сословной – подменяется в ней идеями властного соподчинения и стандартного равенства.

Городская культура бередит аппетиты, но не понуждает к самообузданию.

Получив доступ к благам культуры, массовый человек не хочет знать о том, откуда это берется, не хочет думать о завтрашнем дне.

Он упивается властью, ростом, безудержным потреблением.

Ему и в голову не приходит, что своим сегодняшним могуществом и комфортом он обязан труду многочисленных своих предков, усилиям творческих гениев, бескорыстно создававших культуру.

Эти люди нередко жили в нищете, всецело отдавая себя научному, техническому и художественному творчеству.

Именно им мы обязаны достижениями современной техники, светом, теплом в каждом доме, быстрым транспортом, телефоном, разного рода бытовыми удобствами, досугом для развлечений.

Массовый человек не хочет о них ничего знать.

И еще меньше он думает о том, что без дальнейших творческих и бескорыстных усилий все великолепное здание цивилизации рассыпается в самое короткое время.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...