Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы деятельности Следственного комитета

ФССП.

Служба судебных приставов РФ входит в состав Министерства юстиции РФ. Возглавляет ее один из заместителей министра юстиции РФ. Он же признается главным судебным приставом Российской Федерации. Заместитель министра юстиции РФ — Главный судебный пристав РФ:

— осуществляет руководство деятельностью службы судебных приставов;

— издает приказы, указания и распоряжения, регулирующие

вопросы организации деятельности службы судебных приставов и порядок реализации мер материального и социального обеспечения судебных приставов, обязательные для исполнения всеми сотрудниками службы судебных приставов;

— в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру службы судебных приставов;

— осуществляет финансовое и материально-техническое обеспечение службы судебных приставов;

— рассматривает жалобы на действия судебных приставов в порядке подчиненности;

— несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за выполнение задач, возложенных на службу судебных приставов.

Служба судебных приставов состоит из:

— департамента судебных приставов Министерства юстиции РФ;

— службы судебных приставов Управления военных судов Министерства юстиции РФ, возглавляемой заместителем начальника Управления военных судов — главным военным судебным приставом;

— служб судебных приставов органов юстиции субъектов РФ, возглавляемых заместителями начальников органов юстиции субъектов Российской Федерации — главными судебными приставами субъектов Российской Федерации;

— районных, межрайонных или соответствующих им согласно

административно-территориальному делению субъектов Российской

Федерации подразделений судебных приставов, состоящих из судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей, возглавляемых старшими судебными приставами.

Причем Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации:

— осуществляет руководство соответствующей службой судебных приставов;

— образует подразделения судебных приставов, координирует и контролирует их деятельность;

— назначает на должность и освобождает от должности судебных приставов, организует их профессиональную и специальную подготовку и проводит их аттестацию;

одних подразделений в другие в соответствии с законодательством

Российской Федерации о труде и законодательством Российской

Федерации о государственной службе;

— в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру подразделений судебных приставов;

— поощряет судебных приставов за успехи в работе и налагает на них взыскания за нарушения трудовой дисциплины;

— осуществляет финансовое и материально-техническое обеспечение судебных приставов;

— организует выполнение приказов, методических указаний и инструкций Министерства юстиции РФ, а также приказов, указаний и распоряжений главного судебного пристава РФ;

— рассматривает жалобы на действия судебных приставов в порядке подчиненности;

— несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за выполнение задач, возложенных на соответствующую службу судебных приставов.

Аналогичные полномочия и у Главного военного судебного пристава, которыми он обладает в отношении судебных приставов военных судов.

Возглавляющий же подразделение судебных приставов старший судебный пристав:

— организует и контролирует работу возглавляемого им подразделения и несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за выполнение задач, возложенных на судебных приставов;

— обеспечивает правильное и своевременное выполнение распоряжений председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании;

— координирует действия судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и специализированных подразделений органов внутренних дел по обеспечению безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса, свидетелей, судебных приставов-исполнителей;

— является распорядителем депозитного счета подразделения судебных приставов;

— осуществляет специальные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

Департамент судебных приставов

Согласно приказу Министерства юстиции РФ № 546к от 25

апреля 2000 г. Департамент судебных приставов возглавляет замес-

титель главного судебного пристава – руководитель департамента. У

него есть первый заместитель и три заместителя, один из которых

одновременно является начальником отдела организации работы су-

дебных приставов по обеспечению установленного порядка деятель-

ности судов.

Помимо названного отдела в состав Департамента судебных

приставов входят также отделы:

— организации исполнения судебных решений;

— организации исполнения международных обязательств;

— правового обеспечения;

— организации исполнения актов специально уполномочен-

ных органов;

— организационного обеспечения и статистической информа-

ции;

— розыска должников, имущества и взаимодействия с право-

охранительными органами;

— по особо важным исполнительным производствам;

— делопроизводства.

Отделы возглавляются начальниками отделов. В некоторых

отделах есть должности заместителей начальников отделов и кон-

сультантов. В отделах трудятся главные специалисты, ведущие спе-

циалисты, специалисты первой и второй категории.

Судебные приставы, их виды и полномочия, основы

Взаимодействия с судами

Судебный пристав это состоящее на государственной службе

должностное лицо, назначенное и вступившее в соответствующую

должность. Судебным приставом не может быть гражданин другой

страны, или лицо, не достигшее двадцатилетнего возраста, не

имеющее среднего образования (для старшего судебного пристава

— высшего юридического образования), ранее судимое, либо не

способное по своим деловым и личным качествам, а также по со-

стоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

Различают два вида судебных приставов:

— судебные приставы, обеспечивающие установленный поря-

док деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ,

Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и ар-

битражных судов, или иначе — судебные приставы по обеспечению

установленного порядка деятельности судов, и

— судебные приставы-исполнители, исполняющие судебные

акты и акты других органов (судебные приставы-исполнители).

На судебных приставов возлагаются задачи по обеспечению

установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ,

Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов об-

щей юрисдикции и арбитражных судов, а также по исполнению су-

дебных актов и актов других органов, предусмотренных федераль-

ным законом об исполнительном производстве. В связи с чем судеб-

ные приставы наделяются определенным кругом полномочий.

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка

деятельности судов обязан:

— обеспечить в суде безопасность судей, заседателей, участ-

ников судебного процесса и свидетелей;

— выполнять распоряжения председателя суда, а также судьи

или председательствующего в судебном заседании, связанные с со-

блюдением порядка в суде;

— исполнять решения суда и судьи о применении к подсуди-

мому и другим гражданам предусмотренные законом меры процес-

суального принуждения;

— обеспечивать охрану зданий судов, совещательных комнат

и судебных помещений в рабочее время;

— проверять подготовку судебных помещений к заседанию,

обеспечивать по поручению судьи доставку к месту проведения су-

дебного процесса уголовного дела и вещественных доказательств и

их сохранность;

— поддерживать общественный порядок в судебных помеще-

ниях;

— взаимодействовать с военнослужащими воинской части

(подразделения) по конвоированию лиц, содержащихся под стражей,

по вопросам их охраны и безопасности;

— предупреждать и пресекать преступления и правонаруше-

ния, выявлять нарушителей, а в случае необходимости задерживать

их с последующей передачей органам милиции;

— осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки в суд или

к судебному приставу-исполнителю;

— участвовать по указанию старшего судебного пристава в

совершении исполнительных действий;

— проходить специальную подготовку, а также периодиче-

скую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с

применением физической силы, специальных средств и огнестрель-

ного оружия.

При исполнении данных обязанностей судебный пристав име-

ет право:

— обращаться за помощью к сотрудникам милиции, органов

безопасности, военнослужащим внутренних войск, а судебные при-

ставы военных судов также к военному командованию;

— в определенных случаях применять физическую силу, спе-

циальные средства и огнестрельное оружие.

Условия применения физической силы, специальных средств и

огнестрельного оружия судебными приставами по обеспечению ус-

тановленного порядка деятельности судов закреплены в Федераль-

ном законе «О судебных приставах», согласно которому они вклю-

чают в себя следующие положения.

1. Судебный пристав должен:

— предупредить о намерении применить физическую силу,

специальное средство или огнестрельное оружие, предоставив при

этом лицам, в отношении которых предполагается применить тако-

вые, достаточно времени для выполнения своих требований, за ис-

ключением тех случаев, когда промедление создает непосредствен-

ную опасность жизни и здоровью судебного пристава либо других

граждан, может повлечь иные тяжкие последствия или когда в соз-

давшейся обстановке такое предупреждение является невозможным;

— применять указанные силу, средства и оружие соразмерно с

характером и степенью опасности правонарушения, силой оказы-

ваемого противодействия, стремясь к тому, чтобы любой причинен-

ный при этом ущерб был минимальным;

3) обеспечить оказание доврачебной помощи лицам, получив-

шим телесные повреждения, и уведомить об этом в возможно корот-

кий срок их родственников.

2. В течение 24 часов с момента применения физической силы,

специальных средств или огнестрельного оружия судебный пристав

обязан в письменной форме сообщить об этом старшему судебному

приставу и председателю соответствующего суда, а в случае причи-

нения смерти или ранения, кроме того, уведомить — прокурора.

3. Применение физической силы, специальных средств и огне-

стрельного оружия не должно создавать угрозу жизни и здоровью

присутствующих в суде лиц.

4. При этом физическую силу, в том числе боевые приемы

борьбы, правомерно применять лишь для пресечения преступлений

и административных правонарушений, задержания лиц, их совер-

шивших, либо задержания лиц в соответствии с судебным актом или

преодоления противодействия законным требованиям судебного

пристава.

5. Специальные средства могут применяются только для:

— отражения нападения на судей, заседателей, участников су-

дебного процесса и свидетелей, а также граждан, находящихся в су-

дебных помещениях;

— пресечения сопротивления, оказываемого судебному при-

ставу, или нападения на него в связи с исполнением им своих слу-

жебных обязанностей;

— задержания лица, совершающего преступление против жиз-

ни, здоровья или собственности;

— доставления в милицию задержанных лиц, когда они своим

поведением дают основание полагать, что могут совершить побег

или причинить вред окружающим;

— исполнения принудительного привода в суд или к судебно-

му приставу-исполнителю лиц, которые уклоняются от выполнения

законных требований судебного пристава по явке в суд или к судеб-

ному приставу — исполнителю.

6. Ни в коем случае нельзя применять специальные средства в

отношении лиц, совершивших незаконные действия ненасильствен-

ного характера, а также женщин с видимыми признаками беремен-

ности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолет-

них, когда их возраст очевиден или известен судебному приставу, —

за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления,

совершения нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан.

7. Огнестрельное оружие разрешается применять лишь в че-

тырех случаях:

— для отражения нападения на судей, заседателей, участников

судебного процесса и свидетелей, а также на граждан и судебных

приставов, — когда их жизнь и здоровье подвергаются опасности;

— в целях пресечения попытки завладения оружием или спе-

циальными средствами;

— при отражении группового или вооруженного нападения на

суд и судебные помещения;

— для пресечения побега из-под стражи, а также пресечения

попыток насильственного освобождения лиц, содержащихся под

стражей.

8. Применять огнестрельное оружие в отношении женщин,

лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, ко-

гда их возраст очевиден или известен судебному приставу, запреще-

но, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротив-

ления, совершения группового или вооруженного нападения, угро-

жающего жизни граждан.

Назначение судебных приставов-исполнителей иное, чем на-

значение судебных приставов по обеспечению установленного по-

рядка деятельности судов. Судебный пристав-исполнитель занима-

ется принудительным исполнением судебных актов и актов других

органов, предусмотренных федеральным законом об исполнитель-

ном производстве. В связи с чем на него возложены обязанности:

— принимать меры по своевременному, полному и правиль-

ному исполнению исполнительных документов;

— предоставлять сторонам исполнительного производства или

их представителям возможность знакомиться с материалами испол-

нительного производства, делать из них выписки, снимать с них ко-

пии;

— рассматривать заявления сторон исполнительного произ-

водства по поводу самого исполнительного производства и их хода-

тайства, выносить соответствующие постановления, разъясняя сроки

и порядок их обжалования;

— взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполни-

тельного производства либо имеются иные обстоятельства, вызы-

вающие сомнения в его беспристрастности.

Помимо возложения на него обязанностей судебному приста-

ву-исполнителю предоставлены и права:

— получать при совершении исполнительных действий необ-

ходимую информацию, объяснения и справки;

— проводить у работодателей проверку исполнения исполни-

тельных документов на работающих у них должников и ведения фи-

нансовой документации по исполнению указанных документов;

— давать гражданам и организациям, участвующим в испол-

нительном производстве, поручения по вопросам совершения кон-

кретных исполнительных действий;

— входить в помещения и хранилища, занимаемые должника-

ми или принадлежащие им, производить осмотры указанных поме-

щений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на ос-

новании определения соответствующего суда совершать указанные

действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых други-

ми лицами или принадлежащих им;

— арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализо-

вывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъя-

того из оборота в соответствии с законом;

— налагать арест на денежные средства и иные ценности

должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в

банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в ис-

полнительном документе;

— использовать нежилые помещения, находящиеся в муници-

пальной собственности, а при согласии собственника — помещения,

находящиеся в иной собственности, для временного хранения изъя-

того имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по

его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для

перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;

— в случае неясности требований, содержащихся в исполни-

тельном документе, на основании которого совершаются исполни-

тельные действия, просить суд или другой орган, выдавший испол-

нительный документ, о разъяснении порядка его исполнения;

— объявлять розыск должника, его имущества или розыск ре-

бенка;

Прокуратура

Основные функции прокуратуры и главный принцип существования этого органа – надзор за исполнением действующего законодательства. Что это значит? Надзор включает в себя контроль: дознавательных органов, представителей предварительного следствия и иных учреждений. В обязанности подконтрольных организаций входит исполнение и применение мер принудительного характера, назначенных соответствующими инстанциями. Также под надзором находится соблюдение человеческих свобод и прав. Контроль осуществляется и над действиями оперативно-розыскных органов. Ведь они не должны противоречить закону.

Осуществляя надзорную деятельность, прокуратура имеет право принимать акты реагирования. Они носят информационно-правовой характер. Опротестовывая незаконный нормативно-правовой акт, прокуратура требует у органа управления, который принял это решение, выполнить необходимые действия по существу установленных ею нарушений и обстоятельств, им способствовавших.

К функциям прокуратуры относится: рассмотрение жалоб, заявлений, а также иных обращений, содержащих сведения о нарушении закона; уголовное преследование и надзор за исполнением закона предварительным следствием и дознанием. В судебном производстве представитель рассматриваемого учреждения отвечает за поддержку государственного обвинения. Уголовное преследование осуществляется стороной обвинения в целях определения лица, совершившего преступление.

Таким образом обеспечивается регулирование борьбы с преступностью правоохранительными органами. Для этого прокурор организовывает координационные совещания, рабочие группы, истребует информацию и т. д. Сотрудник органа участвует в отправлении правосудия, то есть выступает в суде, направляет представления в вышестоящие инстанции.

Он задействован в правотворческом процессе путем выдвижения предложений об отмене, дополнении, принятии или изменении нормативно-правовых актов (приказов, указаний, распоряжений, положений, инструкций). Проще говоря, происходит согласованное взаимодействие правоохранительных государственных структур с органами прокуратуры и осуществляется контроль над их работой. В функции прокуратуры также входит причастность к издательской деятельности. Речь идет о выпуске специальной литературы.

Осуществляя уголовное преследование, прокурор самостоятельно производит предварительное расследование в форме предварительного следствия135. Он вправе также производить предварительную проверку заявлений (сообщений) о преступлении. Он дает согласие следователю и дознавателю на возбуждение уголовного дела. А в ряде случаев только он вправе возбуждать уголовные дела в отношении деяний, совершенных определенными должностными лицами. Производя предварительное следствие, прокурор обладает всеми правами следователя136.

Однако при этом он не лишается полномочий, являющихся средствами такой отрасли прокурорского надзора как надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Поэтому ему не нужно получать согласия на возбуждение, к примеру, уголовного дела, несмотря на то, что это решение согласно уголовно-процессуальному закону принимается с согласия прокурора.

Прокурор осуществляет уголовное преследование самостоятельно. Закон не возлагает на него обязанности получения санкций или согласия у вышестоящего прокурора на производство какого либо действия (принятие процессуального решения), за исключением тех решений, которые вправе выносить только суды.

Производя предварительное следствие, прокурор обращается к вышестоящим прокурорам только в случаях необходимости продления срока предварительного следствия. Это происходит тогда, когда собственные полномочия по продлению срока прокурором исчерпаны.

 

Функция третья — координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, выражающаяся в совокупности осуществляемых правоохранительными органами под руководством органов прокуратуры совместных мероприятий, направленных на стабилизацию и снижение уровня преступности в целом и конкретных ее видов, предупреждение преступных проявлений в районе, городе, регионе, в целом по стране. К числу правоохранительных органов законодательно отнесены органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности, таможенные органы и органы по контролю за оборотом наркотиков. Субъектами координационной деятельности являются органы системы исполнения уголовных наказаний и органы Следственного комитета РФ.

Функция четвертая — участие прокурора в судах в рамках конституционного, гражданского и административного судопроизводства, выражающаяся в инициировании прокурорами в установленных законом случаях перед судами соответствующего уровня и специализации вопросов, требующих судебного решения, а также в обязательном участии прокуроров в предусмотренных законом случаях в рассмотрении судами дел определенных категорий.

Функция пятая — административное преследование, в рамках которой прокурор, реализуя полномочия, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях (например, вынося постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, участвуя в рассмотрении дела об административном правонарушении несудебными органами и др.), а также иными законодательными актами (в частности, обращаясь в уполномоченные органы с представлением о снятии иммунитета с отдельных лиц, выполняющих государственные функции (судей, депутатов и др.), непосредственно санкционируя привлечение отдельных категорий субъектов к административной ответственности), способствует торжеству принципа неотвратимости ответственности за совершение административного правонарушения.

 

 

Следственный комитет

Следственный комитет РФ (далее также - Следственный комитет) является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ полномочия в сфере уголовного судопроизводства, а также иные полномочия, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актамиПрезидента РФ. Он является единой федеральной централизованной системой следственных органов и учреждений Следственного комитета.

Президент РФ осуществляет руководство деятельностью Следственного комитета, утверждает Положение о Следственном комитете РФ и устанавливает штатную численность Следственного комитета, в том числе штатную численность военных следственных органов Следственного комитета.

Основные задачи Следственного комитета:

1. оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством РФ;

2. обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина;

3. осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц;

4. организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;

5. осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;

6. разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства РФ об уголовном судопроизводстве;

7. совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;

8. определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле.

Принципы деятельности Следственного комитета

Следственные органы и учреждения Следственного комитета:

1. действуют на основе подчинения нижестоящих руководителей вышестоящим и Председателю Следственного комитета;

2. осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, иных органов и в соответствии с законодательством РФ;

3. действуют гласно в той мере, в какой это не нарушает права и свободы человека и гражданина, не противоречит требованиям законодательства РФ об уголовном судопроизводстве, законодательства РФ о государственной и иной охраняемой законом тайне;

4. информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, а также население о результатах следственной деятельности.

Сотрудники Следственного комитета:

· не могут являться членами политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в следственных органах и учреждениях Следственного комитета запрещаются;

· в своей служебной деятельности не связаны решениями политических партий и иных общественных объединений;

· не вправе совмещать свою основную деятельность с иной деятельностью на возмездной основе, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ;

· не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их филиалов, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.

В систему Следственного комитета входят:

1) центральный аппарат Следственного комитета;

2) главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделения по административным округам) и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета;

3) следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные) следственные подразделения Следственного комитета.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...