Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Новые формы искусства XX в.

Авангардизм

Неизменные в течение нескольких веков принципы и структуры изобразительного искусства в начале 20-го века не отвечали требованиям передовых мыслящих людей. Перемены были настолько новаторскими, что направления, появившиеся в искусстве в период с 1905 по 1914 г. назвали «авангардными».

В искусстве 20-го века термин «авангард» (фр. — передовой отряд) употреляют в качестве собирательного обозначения всех новейших течений, таких как фовизм, кубизм, орфизм, футуризм, кубофутуризм, экспрессионизм, абстракционизм, супрематизм, примитивизм, сюрреализм, дадаизм.

Фовизм (с франц. Fauve – «дикий») — одно из первых авангардных течений искусства 20-го века. Фовисты считали, что в битве между интеллектом и подсознанием всегда побеждают инстинкты. Своим учителем и кумиром признавали голландского живописца Винсента Ван Гога.

Кубизм — это Авангардистское художественное направление изображавшее предметы действительности деформированными либо разложенными на простые геометрические формы. Яркие представители кубизма: Пабло Пикассо (1881-1973). Жорж Брак (1882-1963).

Орфизм — одно из первых проявлений беспредметного искусства. Яркие цвета и геометричные формы напоминают звезды и музыку космоса.

Футуризм (от лат. «футурум» — «будущее»). В искусстве преобладают динамичные абстрактные формы, созданные под влиянием новейших достижений техники, скорости, шума в современных городах, грубые, необработанные поверхности. В графическом дизайне — отказ от традиционных правил размещения текста.

Экспрессионизм (лат. – «выражение») – направление в изобразительном искусстве 20 века, провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение – главной целью искусства. Экспрессионизм был противоречив, неадекватен и неоднороден.

Абстракционизм (лат. «abstractio» – удаление, отвлечение). Первое направление – геометрическая абстракция (основана на правильных четко очерченных конфигурациях). Второе направление – лирическая абстракция (художники изображали свободно текущую форму, наполненную плывущими, пульсирующими и мерцающими цветами).

 

42. Понятие «постмодернизм» и его особенности.

Постмодернизм - одно из самых влиятельных направлений современной культуры. Приставка "пост" означает, что это направление следует за модернизмом. Переход к постмодернизму произошел на рубеже 60-70-х годов XX века.

Одним из манифестов постмодернизма считается произведение американца Л.Фидлера "Засыпайте рвы, пересекайте границы" (1969). В нем выражена основная установка постмодернизма - снять границу между массовой и элитарной культурой, соединить реальность и миф.

К характерным особенностям постмодернизма относят:

· принцип "двойного кодирования", т.е. художественные произведения должны отвечать как массовому, так и элитарному вкусу. Первый код создает, как правило, обычное повествование, последовательность событий; второй код - скрытую игру цитат, намёков, которая может быть понята только чрезвычайно эрудированным и художественно развитым зрителем или читателем;

· стилевой плюрализм (многообразие);

· отрицание любых норм и традиций;

· отказ от авторитетов любого ранга;

· использование принципа "де жа вю", согласно которому искусство должно вызывать переживания любого культурного события как уже бывшего;

· пародирование, произвольная трактовка и прямое обезображивание как отдельных элементов, так и всего произведения в целом. Например, показательна в этом плане бронзовая скульптура С.Дали "Венера Милосская с ящичками";

· наконец, эклектизм, как главная черта постмодернизма, т.е. смешение, соединение разнородных стилей, идей, взглядов.

43. Особенности развития изобразительного искусства XX в.

В изобразительном искусстве – в живописи и скульптуре - проявились все те главные тенденции, которые характерны для художественной культуры в целом. Ярко и активно заявляют о себе новые стили и направления, объединяемые такими понятиями как модернизм и авангардизм. Однако они не вытесняют полностью традиции классического искусства, которые господствовали в эпоху Нового времени. В художественном пространстве одновременно сосуществуют и переплетаются различные художественные течения.

В начале века традиции прошлого проявились в развитии таких художественных течений как национальная романтика и неоклассика. Для стиля национальной романтики свойственно обращение к героическим и лирическим образам национального эпоса и народных сказок (например, работы литовца М.К.Чюрлениса). Неоклассике присуще стремление к идеальности и обращение к античным сюжетам (М.Дени, Ф.Штук). Наряду с живописью, отмеченные течения воплотились и в скульптуре (А.Майоль и А.Бурдель). Реалистические традиции XIX века продолжал «живописный» реализм. Среди его представителей - венгерская школа Надьбаньи, американские художники Дж.У. Беллоуз, Дж. Сарджент и др. В рамках этого стиля прослеживается новая концепция портретного творчества: образ человека раскрывается художниками через одну, ключевую, черту характера портретируемого, которая подчеркивается позой или манерой изображения. Другим реалистическим течением стал так называемый социальный реализм. Главным героем произведений становится народ. При этом основополагающие ценности – Свобода и Труд – воспеваются через аллегорические и символические композиции. В этом ключе написаны сцены труда француза М.Люса, норвежца Э.Мунка, бытовые композиции Р.Г. Штерля в Германии. В начале ХХ века актуальной была революционная тема. Художники запечатлевают на полотнах забастовки, уличные бои, крестьянские бунты, расправы с восставшим народом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...