Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу




Вопрос № 28. ПЛАТА ЗА ЗЕМЛЮ

Статья 65. Платность использования земли

1. Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата,

2. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

3. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.

В случае, если по истечении трех лет с даты предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства, за исключением случаев предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, не введен в эксплуатацию построенный на таком земельном участке объект недвижимости, арендная плата за такой земельный участок устанавливается в размере не менее двукратной налоговой ставки земельного налога на соответствующий земельный участок, если иное не установлено земельным законодательством.

4. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков.

5. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Под общим названием «платность использования земли» в ст. 65 Земельного кодекса РФ упоминается земельный налог и арендная плата. При этом не указывается на различия этих платежей. Между тем правовая природа их имеет принципиальные различия. Арендная плата устанавливается договором, т. е. соглашением сторон по добро­вольному желанию участников этого договора. Налог — властное предписание пользователям земли со стороны государства, и они не

вправе изменить размеры этих платежей, которые идут в бюджет. Льготы по налогу могут быть установлены только в законе.

Применяется также нормативная цена (в случаях, установленных законом) при выкупе в частную собственность земельных участков, находящихся в государственной собственности, а также для получения под залог земли банковского кредита по ставкам, устанавливаемым Правительством РФ (периодически пересматриваемым). При сделках купли-продажи определяется рыночная цена земли.

Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйствен­ной деятельности собственников земли, землевладельцев, землеполь­зователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пере­сматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования (инфляция, финансовая реформа и т. п.).

Учитывая особенности налогообложения при пользовании землей, в Налоговый кодекс РФ (часть вторая) внесены дополнения в виде отдельной главы 31 «Земельный налог» (в редакции Кодекса от 29 но­ября 2004г. № 141-ФЗ).

Плательщики налога

 

Налогоплательщиками согласно ст. 388 Налогового кодекса признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды. Объектом налогообложения, как указано в ст. 389 Кодекса, явля­ются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петер­бурга), на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения:

1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с зако­нодательством Российской Федерации;

2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Феде­рации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, ис­торико-культурными заповедниками, объектами археологического на­следия;

3) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

4) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах лесного фон­да; земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособлен­ными водными объектами.

Налоговая база, согласно ст. 390, определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложе­ния в соответствии со ст. 389 Кодекса.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января го­да, являющегося налоговым периодом (ст. 391).

Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены раз­личные налоговые ставки.

Налогоплательщики -организации определяют налоговую базу са­мостоятельно на основании сведений государственного земельного ка­дастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве соб­ственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивиду­альными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоя­тельно в отношении земельных участков, используемых ими в пред­принимательской деятельности, на основании сведений государствен­ного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бес­срочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владе­ния.

Если иное не предусмотрено Кодексом, итоговая база для каждо­го налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляют­ся в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государ­ственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регист­рацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.

Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, нахо­дящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогопла­тельщиков:

1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, пол­ных кавалеров ордена Славы;

2) инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 г. без вынесения за­ключения о степени ограничения способности к трудовой деятельно­сти;

3) инвалидов с детства;

4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы 1 Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона РФ от 18 июня 1992 №3061-1), Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производствен­ном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ «О соци­альных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздейст­вию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особо­го риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термо­ядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных ра­бот, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядер­ное оружие и космическую технику.

Уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, ус­тановленную вышеприведенной ст. 391, производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по местона­хождению земельного участка.

Порядок и сроки представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, устанав­ливаются нормативными правовыми актами представительных орга­нов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Если размер не облагаемой налогом суммы, предусмотренной ст. 391, превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налого­плательщиков, являющихся собственниками данного земельного уча­стка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в обшей совместной собственности, определяется для каждого из на­логоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

Если при приобретении здания, сооружения или другой недвижи­мости к приобретателю (покупателю) в соответствии с законом или договором переходит право собственности на ту часть земельного уча­стка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использова­ния, налоговая база в отношении данного земельного участка для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве соб­ственности на данный земельный участок.

Если приобретателями (покупателями) здания, сооружения или другой недвижимости выступают несколько лиц, налоговая база в от­ношении части земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, для указанных лиц определяется пропорционально их доле в праве собственности (в площади) на ука­занную недвижимость.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми ак­тами представительных органов муниципальных образований (закона­ми городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

1) 0,3% в отношении земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в посе­лениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфра­структуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относя­щийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жи­лищного строительства;

предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;

2) 1,5% в отношении прочих земельных участков.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использова­ния земельного участка.

 

Налоговые льготы

 

Освобождаются от налогообложения:

· организации и учреждения уголовно-испол­нительной системы Министерства юстиции Российской Федерации -в отношении земельных участков, предоставленных для непосредст­венного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;

· организации -в отношении земельных участков, занятых госу­дарственными автомобильными дорогами общего пользования; объек­тами особого назначения;

· религиозные организации — в отношении принадлежащих им зе­мельных участков, на которых расположены здания, строения и со­оружения религиозного и благотворительного назначения;

· общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители состав­ляют не менее 80%, — в отношении земельных участков, используе­мых ими для осуществления уставной деятельности;

· организации, уставный капитал которых 'полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инва­лидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работ­ников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%, — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подак­цизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

· учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации ин­валидов, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родите­лям;

· организации народных художественных промыслов -в отноше­нии земельных участков, находящихся в местах традиционного быто­вания народных художественных промыслов и используемых для про­изводства и реализации изделий народных художественных промы­слов;

· физические лица, относящиеся к коренным малочисленным наро­дам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

·

Порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу

Сумма налога исчисляется по истечении на­логового периода как соответствующая нало­говой ставке процентная доля налоговой ба­зы, если не предусмотрено иное. Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.

Налогоплательщики — физические лица, являющиеся индивиду­альными предпринимателями, исчисляют сумму налога (сумму аван­совых платежей по налогу) самостоятельно в отношении земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности.

Представительный орган муниципального образования (законода­тельные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) при установле­нии налога вправе предусмотреть уплату в течение налогового перио­да не более двух авансовых платежей по налогу для налогоплательщи­ков, являющихся физическими лицами, уплачивающих налог на осно­вании налогового уведомления.

Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате налого­плательщиком — физическим лицом, уплачивающим налог на основа­нии налогового уведомления, исчисляется как произведение соответ­ствующей налоговой базы и установленной нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (зако­нами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) доли налоговой ставки в размере, не превышающем одной второй на­логовой ставки, установленной Кодексом, в случае установления од­ного авансового платежа, и одной третьей налоговой ставки в случае установления двух авансовых платежей.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.

Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период оп­ределен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу но истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по со­стоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (по­стоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земель­ного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный зе­мельный участок находился в собственности (постоянном (бессроч­ном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогопла­тельщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) пе­риоде, если иное не предусмотрено Кодексом. При этом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц при­нимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответ­ствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.

В отношении земельного участка (его доли), перешедшего (пере­шедшей) по наследству к физическому лицу, налог исчисляется начи­ная с месяца открытия наследства.

Представительный орган муниципального образования (законода­тельные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) при установле­нии налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогопла­тельщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, долж­ны представить документы, подтверждающие такое право, в налого­вые органы по местонахождению земельного участка, признаваемого объектом налогообложения.

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщиков в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставляется право на налоговую льготу, производится с учетом коэффициента, опреде­ляемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых от­сутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налого­вую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимают­ся за полный месяц.

Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию

прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предстаатают инфор­мацию в налоговые органы в соответствии с п. 4 ст. 85 Налогового кодекса.

Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февра­ля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в на­логовые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения.

Названные сведения представляются органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществ­ляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имуще­ство и сделок с ним, и органами муниципальных образований по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Феде­рации.

По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налого­плательщиков в порядке, определяемом органами местного само­управления (исполнительными органами государственной власти го­родов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позд­нее 1 марта этого года.

В отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жи­лищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в тече­ние трехлетнего срока проектирования и строительства вплоть до го­сударственной регистрации прав на построенный объект недвижимо­сти.

В случае завершения такого жилищного строительства и государ­ственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока проектирования и строительства сумма налога, уплаченного в течение периода проектирования и строитель­ства сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.

В отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жи­лищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в тече­ние периода проектирования и строительства, превышающего трехлет­ний срок, вплоть до государственной регистрации прав на построен­ный объект недвижимости.

В отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение периода проектиро­вания и строительства, превышающего десятилетний срок, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижи­мости.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...