Стратегии решения социально- экономических проблем в России
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Ниже нами будут приведены, основные стратегии, разработанные специалистами для решения социально- экономических проблем в России. Стратегия «Рантье»[18.68] В рамках данной стратегии социальная политика предполагает существенное усиление перераспределительных функций государства без проведения модернизационных реформ. В результате такой политики (если она будет проводиться достаточно профессионально) возможно некоторое сокращение имущественных различий за счет форсированного повышения доходов (в том числе в рыночном секторе - через давление на бизнес) наименее обеспеченных слоев населения. Продолжится наращивание финансирования через национальные проекты. При этом объемы выделенных средств могут возрасти в несколько раз, что позволит осуществлять дальнейшее обновление материально-технической базы образования, здравоохранения и, возможно, культуры (в качестве нового национального проекта), а также повышение заработной платы бюджетников. Пенсионный фонд окончательно превратится в часть федерального бюджета. При этом индексации пенсий будут проводиться очень часто, исходя из необходимости поддержания стабильности в обществе. Реализация всех названных мер будет сопровождаться мощной пропагандистской кампанией прежде всего через электронные СМИ, суть которой - показать, как социально ориентированное государство (наконец-то появившееся в стране, пережившей «непростой советский период и хаос 1990-х годов») решает назревшие проблемы. Временная трудовая миграция в страну может принять своеобразный характер. Обласканные государством «коренные жители» будут замещать только «чистые» рабочие места, перекладывая на гастарбайтеров уборку улиц и строительство дорог, бэби-ситерство и даже работу станочником на заводе.
Большая сырьевая рента позволит состоятельным российским гражданам проводить отпуск за границей. При сохранении социального неравенства это означает двух-трехкратный выезд в год вместо расширения круга выезжающих. Рентополучатели из состоятельных слоев быстро освоят мир, посетят те столицы, острова и курорты, куда раньше было невозможно попасть, может быть, купят там дома и виллы. Следующее поколение уже не будет знать своей страны и переключится на жизнь за рубежом. В принципе в глобализации молодежи нет ничего удивительного - масса молодых людей и сейчас уезжает на хорошо оплачиваемые рабочие места за границей. Но расширятся ли при этом возможности самореализации для среднего класса как в сфере культуры, так и в плане отдыха? Если раздавать средства понемногу всем группам недовольных или активно лоббирующих, трудно ожидать серьезной политики и области культуры, отдыха и развития человека. Намного проще вывозить людей за границу, создавать элитные клубы, покупать игроков и привозить «звезд», подрабатывать за рубежом, чем систематически помогать российской культуре, неординарным людям, особенно молодым. Меценаты способны повысить качество обслуживания самых богатых и поддерживать вместе с государством наиболее знаменитые учреждения культуры. Чем равномернее распределены по целям средства небогатой страны, тем менее вероятны масштабное возрождение культуры и формирование желаемого образа жизни. В принципе подобная стратегия может быть успешной, и продолжительность ее реализации зависит в первую очередь от таких факторов, как цены на нефть и другое экспортируемое сырье, торговый и платежный балансы страны. Если, как прогнозирует нынешнее правительство, уже через два-три года в России стоимость импорта сравняется со стоимостью экспорта, то это будет первым признаком близкого исчерпания финансовых возможностей проведения масштабной государственной перераспределительной политики. А в случае падения цен на нефть государство может столкнуться с необходимостью отказа от стратегии «Рантье». Возникающая тогда развилка очень проста: либо переход к мобилизационному сценарию, либо формирование и реализация модернизационной стратегии.
Стратегия «Мобилизация»[18.46] В условиях экономического подъема мобилизация в социальной сфере представляется маловероятной. Однако в случае ограничения доходов государства, усиления тенденций к управлению социальными процессами «сверху» может проявиться ряд ее элементов. При наличии больших групп состоятельных людей мобилизация означает определенное давление в области налогов, ужесточение контроля над потреблением, привлечение частных компаний к полупринудительному решению социальных проблем, согласно усмотрению чиновников различных уровней. Мобилизации - и прежде всего государственных расходов на культуру - присущи хорошо известные проблемы. Во-первых, она характеризуется архаичными подходами к формированию культурной среды, которые не приемлет интеллигенция и которые невозможно реализовать в открытой стране. «Свой» образ жизни не может просто отличаться от «чужого», он должен быть современным, модным, отвечать нынешнему уровню развития средств массовой информации, легко распространяющих сведения о жизни в разных странах, то есть быть конкурентоспособным. Во-вторых, бюрократические методы проведения такой политики определяют неэффективность распределения ресурсов. При этом подходе еще можно построить необходимые для осуществления соответствующей деятельности помещения, но очень трудно сделать саму деятельность в сфере массовой культуры и формирования образа жизни эффективной. Мобилизационный сценарий возникает или как попытка быстро и просто решить сложные проблемы страны, или как прямое следствие предыдущей стратегии («Рантье») в случае наступления «тощих годов» (падение цен на нефть и другие экспортные товары в сочетании с неудачей структурной перестройки экономики), даже до исчерпания средств Стабилизационного фонда (или других финансовых резервов). Тогда вряд ли возможно говорить о какой-либо цивилизованной социальной политике. Мобилизационная социальная политика предполагает:
· ограничение денежных доходов (зарплат, пенсий); · более широкое использование методов прямого распределения некоторых благ и услуг (карточки, нормы) в зависимости от иерархического положения в общественном устройстве; · «сжатие» всех видов неконтролируемой государством общественной активности. Как показывает история, такой поворот событий длится недолго, но может привести к большим социальным и экономическим потерям. Стратегия «Модернизация»[15.42] Для России наиболее желательна модернизационная стратегия. Только ее успешная реализация поможет избежать крупных потрясений, чреватых исчезновением нашей страны как суверенного государства. Именно модернизационная стратегия подразумевает переход российского общества к желаемому образу жизни, в котором можно выделить две сферы: моральную и материальную. Моральная сфера предполагает (в качестве идеала, к которому следует стремиться): · исчезновение столь распространенной сейчас социальной розни (это относится к контрастным парам: общество - государство; бедные - богатые; молодые - пожилые); · создание и функционирование многообразных саморегулируемых механизмов для решения всех типов потенциальных конфликтов. При этом важно понимать, что такой итог - не результат массированной промывки мозгов или настойчивой рекламы, а прямое следствие новой социальной политики, охватывающей все общественные группы, и нового типа государства, не пытающегося узурпировать функции гражданского общества. Материальная сфера предполагает: · неантагонистическое распределение богатства между членами общества - от нынешнего показателя 15,3: 1 (соотношение между средними доходами 10% наиболее и наименее обеспеченных людей) нужно перейти к 8-10: 1; аналогичная по масштабам задача стоит и в региональном разрезе (очевидно, здесь надо учитывать различия в укладах жизни);
· превращение образования, здравоохранения и культуры в важнейшие производственные отрасли с точки зрения как инвестиций, так и инновационного вклада в рост ВВП; · изменение в динамике карьерного роста, с тем чтобы носче полного курса обучения (11-12 лет школы + бакалавриат или специалитет) в начале трудовой деятельности обеспечивалась заработная плата, достаточная для быстрого приобретения недвижимости и другого имущества (прежде всего с использованием кредитных схем); реализацию пенсионных программ, предусматривающих коэффициент замещения на уровне не менее 50%; · широкое распространение такой формы собственности, как ценные бумаги и акции, которые приносят не решающий, но ощутимый доход; · массовый переход к обеспеченности населения комфортабельным жильем с количеством комнат по формуле N+1, где N - число членов семьи; при этом все более распространенной станет тенденция выезда на постоянное место жительства из крупных городов в пригороды, из многоквартирных домов - в малоэтажное жилье с собственным земельным участком; · получение возможности отдыха в России и за рубежом в соответствии с собственными интересами. Исходя из желаемого образа жизни, который оказывается достижимым только при выборе модернизационной стратегии, можно сформулировать конкретные планы действий в каждом сегменте социальной политики. При этом отметим, что модернизация осуществима на основе нескольких сценариев, лежащих внутри «спектра возможностей», которые могут сменять и дополнять друг друга. Крайними его границами мы условно принимаем «индивидуалистский» и «общественный» сценарии. Основные принципы «индивидуалистского» сценария: · форсированный перенос ответственности за формирование семейного благосостояния на трудоспособного человека; · оказание государственной социальной помощи (в том числе предоставление значимого пакета бесплатных услуг образования, здравоохранения и культуры) только тем одиноким людям и семьям, доходы которых находятся ниже признанной обществом черты бедности по объективным причинам (прежде всего нетрудоспособность и наличие большого числа несовершеннолетних детей), а также - на незначительный период времени - официально зарегистрированным безработным. Основные принципы «общественного» сценария: · интенсификация участия государства в перераспределении денежных доходов от богатых к бедным;
· стремление обеспечить бесплатные минимальные социальные стандарты в области образования, здравоохранения и культуры для всех граждан России независимо от уровня семейных доходов; · рост бюджетных расходов на социальные цели как в абсолютном, так и в относительном выражении (при сохранении благоприятной экспортной конъюнктуры); · стимулирование участия в социальной политике профсоюзов и других неполитических общественных организаций. Заключение
В заключение хотелось бы сделать основные выводы: . К основным социально экономическим проблемам современной России можно отнести: Бедность Демографические проблемы Наркомания Алкоголизм Недостаточное финансирование В работе нами были рассмотрены способы и стратегии устранения вышеуказанных проблем. . Технология выбора определенного решения(стратегии) социально- экономических проблем современной России. ) Поиск всех возможных идей решения социальных и экономических проблем. ) Проверка их на прочность и надежность; ) Выбор наиболее перспективных идей. ) Разработка на их основе полномасштабных проектов. ) Согласование проектов со всеми основными политическими и общественными силами. ) Принятие решений государственной властью по их реализации.
Список литературы
1. Амосов А. Социально-экономическая эволюция России. М. 2004. . Бобков В. О задачах повышения уровня и качества жизни населения России / Социально-экономические проблемы переходного общества: из практики стран СНГ. М. 2010. . Богомолов О.Н. Роль социальных инвестиций в экономике переходного периода / Социально-экономическое и политическое развитие общества: актуальные проблемы. Саратов. 2011. . Бузгалин А. Социально-экономические противоречия постиндустриального общества // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.5. Вып.1 (№5). 2008. . Вопросы статистики. 2009. № 2. . Вопросы статистики. 2010. № 3. . ВЦИОМ. Мониторинг общественного мнения. 2008. №6. . Гуманистические ориентиры России / Под ред. Л.И. Абалкина. М.2002. . Конституция Российской Федерации. М. 1997. . Куликов В., Роик В.Д. Социальная политика как приоритет и приоритеты социальной политики / / Российский экономический журнал. 2005. № 1. . Лебедева A.M. Уровень благосостояния россиян: сравнительный анализ объективных и субъективных оценок // Вестник МГУ. Сер. Экономика. 2011. №5. . Модернизация экономики России. Социальный контекст / Под ред. Е.Г. Ясина. М. 2000.Т.1-3.51. Наука и жизнь. 2005. № 5. . Сорокин Д. Российская политико-экономическая мысль: основные черты и традиции. / Вопросы экономики. № 2. 2011. . Социальная политика в постсоциалистическом обществе: задачи, противоречия, механизмы/ Под ред. К. Микульского. М. 2001. . Социальное положение и уровень жизни населения России: стат. сборник/ Госкомстат России. М. 2009. . Социально-экономические проблемы Российской Федерации в условиях перехода к рынку/Под ред. Ежова О.М., М. 2011. . Шевяков А. Экономический рост и неравенство // Общество и экономика. 2002. №2. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. М. 2005
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|