А.А. Фадеев. (Москва)
А. А. Фадеев (Москва)
Товарищи! В великом и благородном деле воспитания и перевоспитания людей в духе коммунизма помощницей партии может быть, должна быть и будет советская художественная литература. Насколько она сегодня готова к выполнению вставших перед ней новых великих задач? Успехи ее общеизвестны. Они особенно сказались в послевоенные годы и обусловлены общим подъемом нашего социалистического хозяйства, ростом материального благосостояния и значительным повышением культурного уровня советского народа. Но и при этих благоприятных условиях советская литература не достигла бы известных успехов, если бы наша партия в исторических документах по идеологическим вопросам, первым из которых было постановление Центрального Комитета партии о журналах «Звезда» и «Ленинград», не указала советской литературе верный путь развития. После этих постановлений повысилось руководящее влияние всех партийных организаций на развитие советской литературы и искусства. Центральный Комитет партии, товарищ Сталин справедливо требуют от нас, советских литераторов, чтобы мы больше учились в идейном и художественном смысле, щедро поощряют наши успехи, терпеливо указывают нам на наши ошибки, делают все, чтобы вооружить нас политически, помочь организационно. Великое значение руководящих указаний партии в области литературы и искусства сказалось, в частности, в том, что они помогли нанести сокрушительный удар по проявлениям безродного космополитизма и низкопоклонства перед современной буржуазной лжекультурой, имевшим место среди известной части нашей художественной, и не только художественной, интеллигенции, по всем и всяким проявлениям буржуазного национализма, по формалистическим влияниям, по бездумному, безыдейному ползанию по поверхности жизни, по ее задворкам.
Партия вдохновила литературу самыми передовыми идеями века – великими идеями коммунизма, поставила в центр внимания советского человека, строящего новое общество. Партия сплотила в одну семью многонациональный отряд нашей советской литературы, где каждая национальность вносит краску своей национальной формы, связала великие цели нашего искусства с самыми передовыми, самыми высокими традициями в национальной литературе, прежде всего в литературе русского народа, во всем многовековом художественном развитии человечества и указала путь безграничного совершенствования и новаторства на путях социалистического реализма. Этим вдохновляющим указаниям партии обязана советская литература всем лучшим, что создано ею. Всемирно-историческое значение нашего литературного дела подтверждают успехи развития художественной литературы стран народной демократии, великого народного Китая. Для литературы этих стран наш опыт служит примером и часто образцом. Опираясь на самое лучшее, высокое в своих национальных традициях, эти литературы все смелее преодолевают разнохарактерные буржуазные влияния, сбрасывают формалистические побрякушки, которыми современное буржуазное искусство прикрывает свою звериную, античеловеческую сущность. Эти литературы уверенно выходят на дорогу реализма, на дорогу литературы революционно-демократической и социалистической. Опыт нашей литературы служит также примером и часто образцом для прогрессивных писателей в странах капитализма – в Западной Европе и на американском континенте. Теперь именно они – эти прогрессивные писатели – выражают национальные интересы своих народов, разоблачают поджигателей войны и угнетателей трудящихся, воспевают лучших сынов своих народов. Этот благородный труд наши друзья в Западной Европе и в Америке ведут, несмотря на злобный вой литературных холопов империализма, несмотря на непонимание, колебания, сомнения той части интеллигенции, которая еще не может преодолеть привитых ей взглядов и привычек. Реакционные буржуазные правительства попирают прогрессивную национальную литературу своих стран, стараются не допустить передовую литературу до народа, но зато услужливо дают дорогу американскому «чтиву».
Мы хотим сказать всем нашим друзьям и братьям на Западе и в Америке, что наш великий советский народ высоко ценит их идейно-художественные достижения. В нашей стране мы охотно и любовно переводим произведения писателей стран народной демократии и народного Китая, прогрессивных писателей стран капитализма и будем переводить их все шире и больше. По инициативе товарища Сталина лучшим из этих писателей присваиваются Сталинские премии мира и Сталинские премии за выдающиеся достижения в области литературы и искусства. Мы гордимся тем, что русский язык стал языком, на котором все честные писатели мира могут получить теперь всемирную трибуну и справедливую оценку их труда. (Аплодисменты). В свете этого всемирно-исторического значения нашего литературного дела еще более выпуклыми и недопустимыми становятся недостатки нашей художественной литературы, о которых в своем замечательном докладе справедливо говорил товарищ Маленков. Как привелось уже мне сказать на московской областной партийной конференции, теперь неприменимой оказалась старинная русская поговорка: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». Дело делается в стране неслыханными темпами, а сказка по вине писателей отстает (смех), отстает на глазах всего народа. Особенно сказывается это отставание в таких областях искусства, как кино, театр, опера. Недостаток хороших сценариев, пьес и либретто в значительной мере тормозит развитие этих областей искусства. Драматургия, произведения для театра и кино – один из наиболее трудных видов литературы. И не случайно именно в этих областях с наибольшей силой сказались некоторые общие слабости советской литературы. Товарищ Маленков был совершенно прав, что в показе борьбы нового, передового со старым, отживающим советская литература далеко не всегда глубоко, бесстрашно и правдиво вскрывает противоречия, трудности, недостатки нашего победоносного движения вперед. Но без показа борьбы противоречий, без конфликтов не может быть ни драмы, ни комедии.
Для прикрытия и оправдания этой слабости советской литературы, а вернее всего для того, чтобы увести советскую литературу от разоблачения врагов нашего дела внутри страны – воров, карьеристов, подхалимов, бюрократов, обманщиков, индивидуалистов и стяжателей всех мастей, – среди части наших писателей, критиков пошла гулять фальшивая теория, что в драматургии нашей страны, где все, так сказать, идет к лучшему, не может быть конфликтов и это является, дескать, тем новым, что отличает советскую драматургию от старой драматургии. Мы в Союзе писателей не поняли всего вреда этой теории и вовремя не дали ей отпора. А между тем фальшивая теория эта привилась среди ряда работников издательств и журналов, театров, Министерства кинематографии, Комитета по делам искусств, Союза писателей и тем самым оказала пагубное действие на развитие нашей литературы, особенно всех видов драматургии. Понадобилось вмешательство товарища Сталина, чтобы эта теория была разоблачена на страницах печати и в Союзе писателей. Но, к сожалению, далеко не все выводы из партийной критики этой фальшивой теории сделаны до конца. По нашей вине сущность вопроса разъяснена писателям недостаточно глубоко. Этим, собственно, объясняется, что, хотя и наметился некоторый перелом, хотя и создано два – три десятка в общем полезных пьес и сценариев, которые уже подготовлены к постановке на сцене или экранизируются, выдающихся произведений пока еще единицы. В докладе товарища Маленкова этот недостаток в нашей литературе вновь вскрыт с большой глубиной, и это поможет нам успешнее двинуть вперед советскую драматургию и кинодраматургию. Огромное значение для всего советского искусства имеет развитое в докладе товарища Маленкова положение о типических явлениях и характерах в нашей действительности и о слабости изображения этого типического в нашей литературе. Да, слабость в изображении типических характеров является едва ли не главной слабостью советской литературы. Это особенно губительно сказывается на драматургии, ибо жизненные противоречия должны быть выражены в драме и комедии как борьба характеров. Писатель, не умеющий во всю силу показать наших людей, опасается во всю силу показать и людей враждебных или отстающих. Этим, в частности, объясняются и слабости нашей сатиры. Дать в литературе полнокровные характеры, типы людей, передовых и отсталых, – эта огромного значения политическая задача одновременно является и самой высокой художественной задачей. Решить ее – дело чести советских писателей.
Серьезные недостатки, о которых говорилось выше, помноженные зачастую на небрежную работу, наплевательское отношение к учебе и художественному мастерству части советских литераторов, объясняются низким уровнем работы по идейно-художественному воспитанию писателей и прежде всего в самом Союзе писателей. За последние годы с помощью партии и советской общественности повернулись лицом к жизни, к современности десятки и сотни писателей молодого и старшего поколений. Но нельзя сказать, что нам удалось уже повернуть к изучению современной жизни весь многонациональный отряд советских писателей и критиков. Многие писатели изучают жизнь недостаточно глубоко или не вполне понимают то, что видят. Мало среди нас людей, которые действительно глубоко, систематически и серьезно занимались бы марксистско-ленинской учебой, чтобы верно отображать жизнь, с подлинным пониманием законов ее развития. Мало литераторов со всесторонними знаниями, а мы вправе потребовать этого от писателей Советской страны. Слабо вооружены теоретическими и общими знаниями и руководящие кадры Союза писателей и в Москве, и на местах. Необходимость учебы кадров, о которой говорил товарищ Маленков, относится в значительной мере и к кадрам Союза писателей. Именно этим недостатком объясняется то, что мы не сумели глубоко применить в литературе, в развитии языка литературы, гениальную работу товарища Сталина «Марксизм и вопросы языкознания». Что греха таить, пережитки групповщины, семейственность и приятельские отношения в среде литераторов и деятелей искусств до сих пор оказывают большое влияние на оценку явлений литературы и искусства. Вместе с тем советские писатели и деятели искусств в массе своей накопили большой идейный и художественный опыт. К их голосу, к их оценке явлений искусства необходимо внимательнее прислушиваться. Критика произведений литературы и искусства и деятельности всех наших организаций снизу самими деятелями искусства и литературы является очень важной, очень существенной стороной той критики, которой подвергают нас партия и народ. Поднять критику снизу, в организациях писателей и деятелей искусств, – дело чести руководителей творческих организаций.
Большой ошибкой было бы считать, что один Союз писателей может справиться с задачей идейно-художественного воспитания писателей. Эта задача требует от всех партийных организаций, от всей нашей советской печати, от всех органов, ведающих различными областями искусств, во-первых, повышения требовательности к литературе и искусству и последовательности в этих требованиях и, во-вторых, помощи организациям писателей в их работе по идейно-художественному воспитанию литераторов. Нет ничего удивительного, что Министерство кинематографии, отчасти Комитет по делам искусств и Союз писателей критикуют друг друга. Они связаны теперь одной веревочкой в общем деле, которое неважно идет пока что. (Смех). А между тем все эти организации виноваты в том, что руководят творческим делом сверху, бюрократически и работают порознь. Они не видят своих совместных обязанностей по идейному, художественному воспитанию сценаристов и драматургов, не поощряют идущую снизу, от самих писателей и деятелей искусств, инициативу творческого содружества театров, киностудий с писателями. А ведь живое искусство только и может развиваться этим творческим путем, если умело руководить этим процессом. Среди партийных руководителей на местах имеются такие, которые вспоминают о литературе и искусстве только тогда, когда дело идет о присуждении Сталинских премий или в связи с партийными конференциями, на которых волей-неволей приходится одни явления похвалить, а другие поругать. Нельзя забывать также о том, что воспитание талантливых людей начинается еще в школе. Необходимо, чтобы в связи с изучением литературы в школе воспитывались у всей молодежи эстетические вкусы и художественные знания. А для этого необходимо многое исправить в методах преподавания литературы в школе и прежде всего в наших педагогических вузах. У нас много прекрасных учителей, любящих литературу и умеющих преподавать ее. Нельзя, однако, чтобы литература, как это часто бывает, рассматривалась в наших школах и педагогических вузах только как иллюстрация к истории или к тем или иным социологическим положениям, без всякого намека на то, что литература – прекрасна. У нас немало писателей, молодых и талантливых, в художественных слабостях которых виновата еще школа. Таким образом, задача идейно-художественного воспитания писателей есть задача общепартийная, общенародная. Товарищи! Критика работы писателей и их организаций, которая теперь все чаще звучит в наш адрес, отражает требования народа к нашей литературе. Прямую, правдивую, вдохновенную критику, которая прозвучала с этой трибуны в докладе товарища Маленкова, мы воспринимаем как новое выражение помощи партии делу развития литературы, как программу нашей работы и приложим все силы к тому, чтобы улучшить положение дел. Мы, советские писатели, счастливы и горды тем, что нами руководит такая партия, как наша великая Коммунистическая партия Советского Союза, партия Ленина – Сталина. Мы благодарны товарищу Сталину за помощь и науку и заверяем его, что все силы души нашей отдадим делу создания литературы нового, коммунистического мира, литературы, которая была бы светочем для наших свободных народов и для всех народов земли. (Продолжительные аплодисменты).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|