Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Универсальная теория вежливости

Универсальная теория вежливости была создана в 1980-е годы американскими лингвистами Стивеном Левинсоном и Пенелопой Браун. В своей работе «Вежливость: некоторые универсалии использования языка», опубликованной в 1987 году, они опирались на идеи американского социолога Эрвинга Гоффмана, изложенные в книге «Ритуал общения: размышления по поводу межличностного поведения», выпущенной в 1967 году. В книге Э. Гоффмана впервые появился термин face, суть которого сводится к тому, что в своем общении мы стремимся с выгодной стороны показать себя и заслужить или сохранить положительную оценку других участников коммуникации. Этот положительный образ, который мы представляем окружающим, ища их поддержки и одобрения, называется лицом. Гоффман также впервые отметил, что предпринимаемые в процессе общения усилия каждого из коммуникантов направлены не только на сохранение и упрочение своего собственного лица, но и на поддержание лица своего собеседника. Более того, эти усилия не случайны и разрознены, а составляют одну из функций речевого общения (так называемую реляционную), которая не относится непосредственно к передаче сообщения, но устанавливает отношения между говорящими.

Левинсон и Браун развили эти идеи, а также проанализировали механизмы поддержания лица в нескольких языках и культурах. Они пришли к выводу, что эти механизмы универсальны, хотя конкретные лингвистические средства их выражения, естественно, не совпадают. Они назвали этот аспект facework, что можно перевести как «работа по поддержанию лица», что хотя и звучит непривычно, все же соответствует таким употреблениям слова «лицо» в русском языке, как «потерять лицо», «сохранить лицо», «не ударить в грязь лицом» и т. п. Не следует отождествлять понятия лица и имиджа. Имидж намеренно создается некоторыми людьми с целью получения какой-либо материальной или нематериальной выгоды, тогда как лицо присуще каждому человеку, и забота о его поддержании реализуется в любой момент речевого общения. По определению Левинсона и Браун, лицо – это тот образ самого себя, который говорящий стремится воссоздать и поддержать в глазах слушающего, прилагая к этому определенные усилия, и который слушающий также не стремится разрушить, следуя определенным и универсальным стратегиям вежливости. В процессе общения люди помогают друг другу сохранить и поддержать этот образ, зная, что он уязвим и что и им самим нужна такая же поддержка окружающих. Социальная необходимость таких усилий является универсальной, хотя тип поддерживаемого образа варьирует от культуры к культуре.

В работе по поддержанию лица используются в основном вербальные средства, хотя Левинсон и Браун признают роль невербальных средств, связанных с использованием позы, выражения лица, жеста и движения, сопровождающих речь.

Позитивная и негативная вежливость

Авторы теории вежливости различают два типа лица, которые оберегаются участниками коммуникации и, в случае несоблюдения стратегий вежливого общения, могут быть потеряны: позитивное и негативное лицо. Эти термины не имеют ничего общего с понятиями «хороший» - «плохой», а обозначают два разных типа вежливости.

Позитивное лицо связано с желанием любого участника коммуникации, чтобы его потребности, взгляды, симпатии, вкусы, интересы разделял, по крайней мере, один из собеседников. Позитивное лицо - это желание быть принятым и оправданным другими. На защиту позитивного лица направлена позитивная вежливость, которая выражает симпатию, привязанность и понимание.

Негативное лицо – это желание любого участника общения, чтобы другие люди не ограничивали его свободу, не покушались на его время, статус, независимость действий и суждений. Сохранение и защита негативного лица, осуществляемые с помощью негативной вежливости, помогают избежать какого-либо давления на личность со стороны других членов сообщества.

Как видим, оба эти стремления – быть независимым от общества, но и быть включенным в него - составляют суть человеческой личности и прекрасно уживаются вместе, как единство и борьба противоположностей. Естественно, полностью удовлетворить эти два желания невозможно, поскольку другие члены общества нередко вольно или невольно нарушают принятые в данной культуре стратегии вежливости. Такие нарушения называются угрозой лицу (Face Threatening Acts - FTA). Соответственно, существуют действия, угрожающие позитивному лицу, и действия, угрожающие негативному лицу. Серьезность этих действий зависит от социальной дистанции между собеседниками, относительной власти одного над другим в данной ситуации, а также от культурно обусловленных правил общения, например, от того, насколько в данной культуре допустимо навязывание своих взглядов, советов, мнений и т. п.

Примерами действий, угрожающих негативному лицу, являются просьбы, поскольку они требуют от того человека, которого о чем-то попросили, потратить некоторое время и ряд усилий на их выполнение.

Примерами действий, угрожающих позитивному лицу, является критика, поскольку она подвергает сомнению компетентность или другие достоинства критикуемого и показывает, что одобрение и симпатии окружающих не безграничны.

Именно поэтому в различных языках и культурах имеются и активно используются вербальные и невербальные средства оформления просьб и критики. Например, в английском языке очень грубо звучат просьбы, сформулированные, подобно русским просьбам, в повелительном наклонении, даже если к ним добавить “please”. Они скорее воспринимаются как команды или приказы и редко используются даже между близкими друзьями и родственниками. Вместо них рекомендуется высказывать просьбы в виде вопроса с модальным глаголом, желательно в сослагательном наклонении: “Could you …, please?” “Would you, please, …?” “Would you mind …?”.

Критические замечания, высказываемые в личном или деловом общении, также снабжаются средствами смягчения: извинением, предваряющим критику, мягкой улыбкой и тоном голоса, иногда прикосновением и т. п.

Принимая во внимание подобные средства вежливости, можно уточнить понятие facework, определив его как усилия, предпринимаемые говорящими для минимизации или устранения угрозы лицу.

Позитивная и негативная вежливость раскрывают основной механизм человеческих взаимоотношений, основанный на противоположных действиях, совершаемых в процессе общения: сближении и отдалении. Вступая в контакт и в дальнейшем поддерживая его, необходимо приблизить собеседника, сократить разделяющую дистанцию. Для этой цели используются стратегии позитивной вежливости. При этом нельзя приближаться слишком близко. Для демонстрации своего взаимного почтения, уважения независимости партнеры прибегают к стратегиям дистанцирования. Другими словами, вежливость представляет собой соблюдение баланса, равновесия между демонстрацией солидарности и дистантности отношений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...