Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обработка информации. Уровень I.

ü Стимул

Стимул в таких заданиях вводит в контекст дискуссии, которая представлена в источнике; показывает, при каких обстоятельствах были сделаны приведенные в источнике высказывания; описывает событие или ситуацию, вызвавшую дискуссию или выступление автора, - другими словами, очерчивает границы ситуации, в которой следует рассматривать содержание источника.

Иногда в роли стимула выступают 1-2 предложения, призванные вызвать интерес к источнику.

В настоящее время в прессе и интернет-сообществах идут жаркие дискуссии по поводу…

Вопрос о *** является предметом пристального внимания деятелей культуры уже на протяжении нескольких столетий…

ü Задачная формулировка

Задачная формулировка включает:

- указание по работе с источником(-ами):

Внимательно изучите…

Прочитайте…

- указание на деятельность, подлежащую выполнению и оценке, и на способ предъявления ответа, например:

Запишите пять аргументов, которые привели участники дискуссии в поддержку тезиса «***»… и четыре аргумента против…

Запишите аргументы в поддержку позиции сторонников реформы...

Запишите вывод, который делает автор по вопросу… (и аргументы, которыми он поддерживает этот вывод)

Найдите в тексте и запишите вывод, который автор делает о*** (и обоснование, которое он приводит).

Сформулируйте и запишите аргументы сторонников \ противников***

Выявите и сформулируйте позицию автора по вопросу ***. Восстановите аргументы, на которые опирается автор. Заполните бланк.

Задачная формулировка должна содержать четкую формулировку тезиса, в поддержку или против которого следует искать аргументы, или однозначно сформулированный вопрос, по которому следует обнаружить вывод или решение, например:

Запишите тезис о существовании дружбы в современном мире, который защищает автор.

Письменно сформулируйте аргументы, поддерживающие следующий тезис автора блога: «Работая на дому, человек может создать себе значительно более комфортные для работы условия, чем в офисе».

Формулировка тезиса может быть перенесена в бланк, например:

Прочитайте запись в блоге одного из фрилансеров и комментарии к ней.

Найдите в источнике и письменно сформулируйте аргументы, поддерживающие тезис.

Тезис: Работая на дому, человек может создать себе значительно более комфортные для работы условия, чем в офисе.

Аргументы:

1. ________________________

2. ________________________

В задачной формулировке можно напомнить обучающемуся, что ему следует найти аргумент (вывод), переосмыслить его и записать формулировку, а не цитату из источника, например:

Не переписывайте текст источника дословно.

ü Источники

Задания, нацеленные на формирование информационной компетенции в аспекте «обработка информации», подчиняются наиболее жестким требованиям к источникам. Следует в первую очередь отметить, что выбранный тезис \ вывод действительно должен быть спорным. Если мы просим выделить аргументы (независимо от того, это аргументы одной стороны или обеих), то источник должен содержать аргументы обеих сторон.

Другой вариант – обучающемуся следует выделить аргументы, поддерживающее один тезис, антитезиса или контраргументов источник не содержит. Тогда он должен содержать аргументы в поддержку другого тезиса и суждения, не являющиеся аргументами, но находящиеся в тематическом поле заданного тезиса.

Если мы просим обучающегося найти в источнике тезис \ вывод, то источник должен содержать выводы по разным вопросам, как снабженные аргументами, так и не снабженные. Если обучающемуся следует обнаружить вывод и аргументы, источник должен содержать вывод, аргументы и контраргументы по заданному вопросу или вывод и аргументы по разным вопросам.

ü Инструмент проверки

В таких заданиях инструментом проверки является модельный ответ. Порядок следования аргументов значения не имеет, поэтому при подсчете баллов просто указывается балл за вывод \ тезис и балл за каждый аргумент. Если вывод является сложным по структуре, то отдельный балл может присваиваться за каждую составляющую вывода.

 

Типичные ошибки

1.

Ошибки при разработке задания, нацеленного на формирование и оценивание обработки информации в соответствии с требованиями уровня I, - это логические ошибки, обусловленные некорректной трактовкой понятий тезис, вывод, аргумент, демонстрация, пример, обоснование. Также нередко встречаются ошибки тезиса, ошибки аргументов и ошибки демонстрации.

Эти ошибки хорошо видны при сопоставлении задачной формулировки и модельного ответа. Например:

Задачная формулировка (фрагмент)

Запишите три аргумента в пользу профилактических прививок и два – против.

(тезис многозначен: прививок вообще? в настоящее время или в принципе? для какого контингента?)

Инструмент проверки (фрагмент)

«За»

после начала вакцинации детей исчезли самые страшные формы заболевания (при многозначности тезиса может расцениваться как аргумент «против», если рассматриваем настоящее время).

без прививок ребенок может умереть от болезни или остаться инвалидом (подмена предмета рассуждения – в результате заболевания, а не без прививок).

прививки являются наиболее эффективной мерой предупреждения эпидемиологических заболеваний (подмена аргумента оценочным суждением, требующим доказательства).

«Против»

нарушение / несоблюдение правил и инструкций при выполнении прививок могут вызвать заболевание ( сужение тезиса).

Ниже приведена небольшая справка, которая может помочь избежать таких ошибок.

2.

Подмена задания на обработку информации заданием на извлечение информации.

Задачная формулировка (фрагмент)

Запишите утверждения каждого из создателей систем мира. Не переписывайте фрагменты, содержащие аргументы, дословно.

Бланк:

Утверждения гелиоцентрической системы мира

Утверждения геоцентрической системы мира

Произошла подмена – требуемые (и содержащиеся в источнике) утверждения не являются аргументами в пользу той или иной картины мира, а элементами, описывающими разные картины мироздания.

Задачная формулировка (фрагмент)

Изучите фрагмент текста о русском свадебном обряде. Какой вывод делает автор. Подтвердите аргументами

Инструмент проверки

Вывод: русский свадебный обряд – это сложное, театрализованное действо из нескольких сцен: комедийных, драматических, игровых. Он представлял собой как бы единую, растянувшуюся на несколько дней пьесу.

Аргументы: Свадебный обряд состоит из нескольких этапов - звеньев игры: сватовство, смотрины, рукобитие / сговор, девишник, посещение невестой бани, встреча свадебного поезда жениха родными невесты в день заключения брака; после венчания встреча молодых в доме родителей жениха, пожелания им счастливой жизни; свадебное пирование (величания, пляски).

Понятие вывода подменено резюмированием. Следует также обратить внимание на нарушение требований к формулированию предмета вывода.

 

Справка

Тезис – суждение, требующее доказательств.

Аргумент – истинное суждение, приводимое для подтверждения истинности другого суждения (в соответствии со структурой избранного вида умозаключения).

Вывод – суждение, полученное в процессе подчиненных законам логики рассуждений из других суждений (посылок).

Обоснование – система умозаключений, достаточных для признания истинности вывода.

Доказательство - логическая операция по обоснованию истинности суждения с помощью других истинных суждений.

1. Что доказывается Тезис (вывод) суждение, истинность которого следует доказать
2. Чем доказывается выдвинутое положение Аргумент (-ы) Истинно(-ые) суждение(-ия), которое(-ые) служит(-ат) для обоснования тезиса
3. Как оно доказывается Демонстрация логическая форма построения доказательства

Правила тезиса:

- Тезис должен быть сформулирован точно и ясно, не должен допускать многозначности.

- Каждый сложный тезис следует разделить на простые при доказательстве. Каждый простой тезис следует доказать отдельно.

- На всем протяжении доказательства тезис должен быть одним и тем же.

Правила аргумента:

- Аргументы должны быть истинными суждениями, не противоречащими друг другу.

- Аргументы должны быть достаточными для признания истинности тезиса.

- Аргументы должны быть доказаны независимо от тезиса.

Правило демонстрации:

- При связывании тезиса с аргументами должны быть соблюдены правила того умозаключения, по схеме которого строится доказательство.

Ошибки:

- смешение относительного смысла высказывания с безотносительным (высказывание, истинное в конкретных условиях, рассматривается как истинное для всех других условий);

- неоправданный переход от более узкой области к более широкой;

- переход от сказанного с условием к сказанному безусловно.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...