Тема 3. Источники экологического права.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Общая часть Тема 2. Предмет, метод, система и принципы экологического права. Семинар 2/1 (2 часа). Вопросы: 1. Взаимодействие общества и природы. 2. Предмет и метод экологического права. 3. Система экологического права. 4. Соотношение экологического права с другими отраслями российского права. 5. Принципы экологического права. Темы докладов: 1. Положительное и отрицательное антропогенное воздействие на окружающую среду. 2. Соотношение экологического права с земельным, горным, водным и лесным правом. 3. Реализация в Российской Федерации принципа устойчивого развития. 4. Концепции отношения общества к природе. Задания для семинарского занятия: 1. Выписать определения понятия «экологическое право» научных деятелей. В чем заключается сходство и различие приведенных дефиниций? 2. Сходство и различие принципов природоресурсного и природоохранного законодательства. 3. Сформулировать новые принципы экологического законодательства, не закрепленные в нормативных актах. 4. Какое влияние оказывают друг на друга общество и природа. Привести примеры положительного и отрицательного воздействия человека на природу. 5. Заполнить таблицу. Соотношение экологического права с другими отраслями права
Тема 3. Источники экологического права. Семинар 4/1 (2 часа). Вопросы: 1. Источники экологического права в формальноюридическом смысле: понятие и виды. 2. Нормативный договор. 3. Нормативноправовой акт.
4. Правовой прецедент. 5. Правовой обычай. 6. Экологическая доктрина Российской Федерации. Задания для семинарского занятия: 1. Разделиться на две подгруппы, назвать как можно больше законов, регулирующих экологические отношения. 2. Как соотносятся федеральное и региональное законодательство. 3. В чем выражается специфика муниципальных правовых актов, регулирующих экологические отношения. 4. Привести примеры судебного прецедента, правового обычая, нормативного договора, юридической доктрины, регулирующие экологические правоотношения. 5. Роль экологической доктрины в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. 6. Проанализировать экологические концепции, стратегии и доктрины. цели и задачи охарактеризовать содержание документа содержаться ли в документе проблемы экологического законодательства и пути их решения. срок реализации документа. 7. Сходство и различие доктрин, концепций и стратегий.
Задачи: Задача 1. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации[1] было подписано соглашение с Международным банком реконструкции и развития о безвозмездном гранте для финансирования Проекта «Сохранение биоразнообразия» в размере 20,1 млн. долларов США. Фирма, которой было поручено текущее администрирование Проекта, объявила тендер (конкурс) на участие в выполнении работ по Проекту. При уточнении технического задания на выполнение работ по подразделу Проекта «Современная нормативная база охраны и рационального использования ресурсов живой природы и биоразнообразия» между экспертами возникли разногласия в отношении содержания терминов «биологическое разнообразие» и «биологические ресурсы» (далее «биоразнообразие», «биоресурсы»). Первый эксперт считал, что эти термины следует понимать исходя из духа и буквы Национального доклада Российской Федерации «Сохранение биологического разнообразия в России: выполнение Россией обязательств по Конвенции о биологическом разнообразии» 1997 г. Эксперт ссылался на то, что согласно введению к данному документу «...авторы избегали использования неофициальной информации, по ключевым вопросам сохранения биоразнообразия были привлечены специалисты и материалы из министерств и ведомств, которые отвечают на национальном уровне за отдельные аспекты проблемы, в том числе из: Минсельхозпрода России, Госкомэкологии России, Рослесхоза, РАН, Госкомзема России, Миннауки России и др.».
Второй эксперт призывал использовать устоявшиеся научные термины и определения, ссылаясь, в частности, на работу Н.Ф. Реймерса[2]. Третий эксперт указывал, что цели и характер исследований имеют правовую направленность (обнаружение пробелов в законодательстве, обоснование рекомендаций органам исполнительной власти по его применению и проч.). Следовательно, единственно возможным путем является опора на так называемые легальные, т.е. сформулированные в законе, термины и определения. При этом он ссылался на то, что: а) такие определения имеются в «Конвенции о биологическом разнообразии» от 5 июня 1992 г.; б) Конвенция вступила в силу в 1993 г.; в) Россия в 1995 г. ее ратифицировала и, следовательно, данная Конвенция стала частью правовой системы России, источником права. Являются ли названный Национальный доклад, иные аналогичные документы (например, ежегодные Государственные доклады о состоянии окружающей среды) источниками экологического права? Являются ли источником экологического права «Конвенция о биологическом разнообразии», 1992 г., иные международные договоры? Какое определение терминов «биоресурсы» и «биоразнообразие» в данной (или аналогичной) ситуации предложили бы вы? Задача 2. В заключении на один из проектов Федерального закона о Байкале эксперт указал, что правовой режим охраны данного региона должен определяться с учетом норм, установленных договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами. Эксперт ссылался, в частности, на соответствующий договор между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Бурятия, согласно ст. 1 которого установление условий природопользования на территории Республики Бурятия, прилегающей к озеру Байкал, относится к совместному ведению России и Бурятии.
Являются ли названные договоры нормативноправовыми актами, регулирующие экологические отношения? Каково соотношение между ними и федеральными экологическими законами? Нормы договора или нормы федерального экологического закона будут применяться в случае коллизии между ними? Темы докладов: 1. Правотворчество субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов (на примере СанктПетербурга). 2. Правотворчество субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов (на примере любого субъекта РФ). 3. Специфика регионального законодательство в сфере охраны окружающей среды. 4. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления в экологической сфере. 5. Доктрины в экологической сфере. 6. Экологическая доктрина субъектов Российской Федерации. [1] Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 1996 г. № 1130 «О подписании соглашений между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития»// Собрание законодательства РФ. 1996. № 40. Ст. 4671. [2] Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарьсправочник. М., 1990.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|