Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оборудование лаборантского помещения.

Оснащение кабинета учебным оборудованием

Требования к оборудованию школьного химического эксперимента продиктованы содержанием и особенностями его организации в условиях кабинета химии.

1 требование – наглядность, выразительность опытов. Следует определить, в какой форме он будет наиболее эффективен: в виде лабораторного опыта, обычной демонстрации, проекции на экран или в их определенном сочетании. Эксперимент должен быть хорошо видимым.

2 требование – химические опыты должны быть доступными для восприятия и всегда убедительными.

Каждый опыт должен быть безотказным, а оборудование для него выполнения – надежным. Приборы, в которых проводят опыты, должны быть заранее подготовлены, испытаны, а руководство по эксплуатации или паспорт приборов или установок тщательно изучены учителем. Самодельные приборы и установки могут использоваться в школе лишь в тех случаях, когда они технически надежны и безопасны.

Учебное оборудование подразделяется на следующие группы:

1.Натуральные объекты:

· Природные объекты в естественной среде, изучаемые во время экскурсий.

· Природные объекты в искусственной среде, изучаемые в классе (минеральные породы, образцы химического сырья).

· Химические реактивы.

· Химическая посуда, лабораторные принадлежности, приборы.

2. Изображение натуральных объектов:

· Модели объемные, макеты заводских аппаратов.

· Иллюстративные пособия.

· Диаскопические и эпископические иллюстрации.

· Кинофильмы, CD диски.

Применение различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время.

3. Описания предметов и явлений:

· Текстовые таблицы.

· Схемы химических аппаратов и технологических процессов.

· Графики, диаграммы, планы, карты.

4. Технические средства обучения.

Кабинет химии оснащается полным комплектом учебного оборудования в соответствии с «Перечнем типовых учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ». Кроме этого: справочно-информационной, научно-популярной литературой, журналами, сборниками задач и упражнений, руководствами для практических занятий, комплектом учебно-методических пособий; краеведческим материалом; набором лучших работ, выполненных учащимися; картотекой учебного оборудования для изучения каждого вопроса программы; противопожарным инвентарем и аптечкой; инвентарной книгой и картотекой.

Учебное оборудование по химии включает следующие виды:

- средства, используемые только лишь учителем (учебно-методическая, специальная литература, приборы, реактивы и оборудование) для подготовки к урокам и проведению внеклассных мероприятий;

- учебники, задачники, книги для чтения и другая учебная и популярная литература для учащихся;

- специальные дидактические средства обучения химии.

Специальными средствам обучения химии являются:

- натуральные объекты (вещества, химические реактивы, материалы, смеси, растворы, коллекции и т.д.);

- приборы (демонстрационные и лабораторные ­ для самостоятельной работы обучающихся);

- лабораторные принадлежности (демонстрационные и для самостоятельной работы обучающихся);

- химическая посуда (для демонстрационных и ученических опытов);

- учебные модели атомов, молекул, кристаллических решеток, модели для составления структуры различных веществ, модели химических производств и т.д.;

- средства обучения на бумажной (печатной) основе (портреты ученых, таблицы, схемы, графики, плакаты, фотографии и т.д.);

- аудио- и видеосредства обучения (звукозаписи, видеофильмы, кинофильмы), обеспеченные соответствующими техническими средствами (фотоаппараты, кинопроекторы, магнитофоны, видеомагнитофоны, телевизоры, экраны и т.д.);

- современные коммуникационные и информационные средства обучения (обучающие, контролирующие, игровые и другие компьютерные программы), обеспеченные соответствующими установками и возможностями (видеокамеры, цифровая фотоаппаратура, компьютеры, мультимедийные установки, Интернет и т.д.).

Требования безопасности при размещении и хранении реактивов.

Реактивы в кабинете химии и лаборантской хранятся по определенным правилам согласно группе. Установлено 8 групп хранения реактивов.

Группы хранения реактивов

№№ групп Общие свойства веществ данной группы Примеры веществ из типового перечня для средней школы Условия хранения в школе Примечания
  Взрывчатые вещества В Типовых перечнях не значатся Вносить в здание школы запрещено  
  Выделяют при взаимодействии с водой легковоспламеняю-щиеся газы Литий, натрий, магний, кальций, карбид кальция В лаборантской в шкафу под замком или вместе с ЛВЖ Можно совмещать с 4 группой на отдельной полке
  Самовозгорающиеся на воздухе при неправиль-ном хранении В Типовых перечнях не значатся Вносить в здание школы запрещено  
  Легковоспламеняю-щиеся жидкости (ЛВЖ) Ацетон, бензол, толуол, ксилол, диэтиловый эфир, этиловый спирт, циклогексан, изобутиловый спирт, ацетон и т.д. В лаборантской, в металлическом ящике или в специальной укладке Ящик должен быть переносной, с отверстиями в крышке и на дне с песком 0,05м
  Легковоспламеняю-щиеся твердые вещества (ЛВТ) Сера, парафин, фосфор красный, уголь, графит, сухое горючее, органические кислоты В лаборантской, в отдельном шкафу под замком В лаборантской в шкафу под замком
  Воспламеняющие, окисляющие вещества Перманганат калия, азотная кислота (пл.1,42 г/мл), оксид марганца (IV), нитраты аммония, калия, натрия, пероксид водорода В лаборантской, в шкафу, отдельно от 4 и 5 групп В отдельном шкафу, отдельно от 4-й и 5-й групп
  Вещества повышенной физиологической активности Иод, бром, едкое кали, едкий натр, оксид свинца, оксид и гидроксид кальция, оксид бария, нитрат и хлорид бария, дихромат аммония, сульфат кобальта и т.д. В лаборантской, в сейфе, или надежно запирающемся металлическом ящике Изолированно от других групп, в сейфе (надежно запирающемся металлическом ящике)
  Малоопасные и практически безопасные вещества Хлорид натрия, сахароза, глюкоза, цинк, железо, хлорид аммония, оксид цинка, иодид калия, ацетат натрия и т.д. В классе, в запирающихся шкафах или в лаборантской В классе в запирающемся шкафу или в лаборантской вместе с группами 2-6

 

Каждый реактив должен находиться в упаковке, на этикетке которой четко указывается название вещества, либо его химическая формула и группа хранения, запись карандашом по стеклу запрещается.

Слабые растворы кислот и щелочей разрешается хранить в толстостенной стеклянной посуде в нижних секциях вытяжного шкафа или в специальном шкафу с естественной вентиляцией на химически стойких подносах. Запрещается хранить растворы щелочей в склянках с притертыми пробками, ЛВЖ и ГЖ – в сосудах из полимерных материалов.

Металлический ящик с ЛВЖ устанавливается в лаборантской не ближе двух метров от нагревательных приборов. Он окрашивается светлой краской, на крышке снаружи ставится знак – горючее вещество (рис. 1).

Реактивы 5-й группы хранения не следует изымать из заводской тары (металлического контейнера). Растворы формалина с массовой долей вещества выше 5% необходимо хранить вместе с ЛВЖ и ГЖ.

Выдача учащимся реактивов для опытов производится в массах и объемах, не превышающих необходимые для данного эксперимента, а растворов – концентрацией не выше 5-10%.

Реактивы 7-й группы, перечисленные ниже, хранятся только в сейфе, ключи от которого должны быть у директора и заведующего кабинетом. На внутренней стороне дверце сейфа приводится утвержденная приказом опись реактивов с указанием разрешенных для хранения максимальных масс или объемов. В сейфе на полках запрещается менять расположение реактивов и перефасовывать из заводской тары.

Концентрированные кислоты и концентрированный раствор аммиака (25%) хранят в нижних секциях вытяжных шкафов раздельно.

Растворы кислот, оснований, солей хранят в склянках с тубусом объемом 1­2 л на полке для реактивов препараторского стола.

Металлические натрий, калий, кальций хранят в банках с керосином, помещенных в металлические коробки. Литий хранят в вазелиновом масле.

Оборудование лаборантского помещения.

Оборудование лаборантского помещения должно быть приспособлено к трудовой деятельности учителя и лаборанта. Здесь рекомендуется разместить не только секционные шкафы для хранения оборудования, но и препараторский стол, стол для нагревательных приборов, мойку и сушилку для посуды, письменный стол учителя, библиотечка с литературой по химии для учителя, лаборанта. Литература в библиотечке распределяется по следующим разделам:

1. Справочники по химии.

2. Учебники и учебные пособия для ВУЗов.

3. Учебники и задачники по курсу химии средней школы.

4. Журналы.

5. Научно-популярная литература.

6. Литература по методике химии.

7. Литература по методике и технике химического эксперимента.

8. Литература по ведению хозяйства химической лаборатории.

Рабочие места учащихся должны быть оснащены:

1)оборудованием, приспособленным для выполнения лабораторных и практических работ индивидуально каждым учащимся;

2)приспособлениями для работы с плоскими и объемными моделями, в том числе на магнитной основе;

3)комплектом справочных материалов, постоянно размещающихся на рабочих местах (справочник, задачник, необходимые таблицы).

Рабочее место учителя должно быть приспособлено для осуществления различных видов работ (демонстрация опытов и различного видов пособий, проецирование опытов и моделей на экран непосредственно со стола учителя, контроль и управление деятельностью учащихся, использование различной проекционной аппаратуры, работа с различными моделями, таблицами и т.д.).

Мебель и приспособления для оборудования кабинета химии.

К мебели и приспособлениям химического кабинета предъявляется ряд требований. В окраске и отделке мебели не должны использоваться блестящие покрытия, поскольку «блескость» отрицательно влияет на работу органов зрения. Поверхность крышек стола должна изготавливаться из материалов с малой теплопроводностью. Недопустима окраска в темные цвета. Мебель и приспособления по своей конструкции должны отвечать техническим требованиям, которые предусматривают удобство и простоту использования в работе.

Демонстрационный стол состоит из двух секций. Левая секция более высокая, является демонстрационной частью. Правая секция более низкая, является вспомогательной частью демонстрационного стола, служит столом для учителя и местом для размещения подготовленного к уроку демонстрационного оборудования.

Классная доска желательно чтобы одновременно служила магнитной доской. Над доской желательно прикрепить экран.

Вытяжной шкаф в кабинете химии необходим для проведения опытов с вредными для здоровья веществами. Школьное вентиляционное оборудование должно рассчитываться на трехкратный обмен воздуха в час. В химических кабинетах эта норма увеличивается до 8 – 10 кратного обмена воздуха в час. Вытяжные шкафы с моторной тягой наиболее пригодны для школьных химических кабинетов. Моторная вентиляция обеспечивает быстрое удаление загрязненного воздуха из шкафа и не допускает его распространения в помещение кабинета. Шкафы предусматриваются трех типов: демонстрационные шкафы - стационарные, передвижные, настольные и два типа лабораторных (устанавливаемые обычно в лабораторных помещениях) - стационарные и настольные. Наличие разновидности вытяжных шкафов дает возможность учесть особенности организации кабинета химии в различных типах школ (городских, сельских, малокомплектных).

Шкафы предназначены для размещения учебного оборудования. Обычно приобретаются секции, из которых затем можно собрать шкафы различного назначения.

Хранение химической посуды

К размещению и хранению химической посуды предъявляются следующие требования:

1. Для каждого вида посуды отводят отдельное и притом постоянное место.

2. Размещают посуду по размерам и так, чтобы было удобно брать её, возвращать на место и не бить.

3. Часто применяемую посуду помещают в середине шкафа, редко используемую – в верхней части шкафа, если она легкая, а тяжелую посуду – в нижней части шкафа.

4. В целях предупреждения боя хранят в положении стоя только невысокую посуду, имеющую достаточное основание; посуду круглодонную, с небольшой площадью основания, высокую хранят лежа.

5. В шкафах лаборантской размещают только ту посуду, которая непосредственно требуется для подготовки опытов к урокам, а запас химической посуды находится в специальном складском помещении.

Наиболее удобно посуда размещается в секциях с лотками. Чтобы посуда не билась при выдвижении лотков, для неё в лотках делают продольные или поперечные или те и другие картонные перегородки, образующие гнёзда. На каждом лотке делают надписи, указывающие название и емкость посуды. Посуду группируют в зависимости от материала, из которого она изготовлена (стекло, фарфор, металл, пластмасса), в зависимости от вида и размеров посуды (колбы, стаканы, пробирки, фарфоровые чашки, тигли и т.д.). В последнее время посуда и принадлежности поступают в виде наборов. В связи с этим целесообразно разместить эти наборы компактно согласно специально разработанным схемам.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...