Оборудование лаборантского помещения.
Оснащение кабинета учебным оборудованием Требования к оборудованию школьного химического эксперимента продиктованы содержанием и особенностями его организации в условиях кабинета химии. 1 требование – наглядность, выразительность опытов. Следует определить, в какой форме он будет наиболее эффективен: в виде лабораторного опыта, обычной демонстрации, проекции на экран или в их определенном сочетании. Эксперимент должен быть хорошо видимым. 2 требование – химические опыты должны быть доступными для восприятия и всегда убедительными. Каждый опыт должен быть безотказным, а оборудование для него выполнения – надежным. Приборы, в которых проводят опыты, должны быть заранее подготовлены, испытаны, а руководство по эксплуатации или паспорт приборов или установок тщательно изучены учителем. Самодельные приборы и установки могут использоваться в школе лишь в тех случаях, когда они технически надежны и безопасны. Учебное оборудование подразделяется на следующие группы: 1.Натуральные объекты: · Природные объекты в естественной среде, изучаемые во время экскурсий. · Природные объекты в искусственной среде, изучаемые в классе (минеральные породы, образцы химического сырья). · Химические реактивы. · Химическая посуда, лабораторные принадлежности, приборы. 2. Изображение натуральных объектов: · Модели объемные, макеты заводских аппаратов. · Иллюстративные пособия. · Диаскопические и эпископические иллюстрации. · Кинофильмы, CD диски. Применение различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время.
3. Описания предметов и явлений: · Текстовые таблицы. · Схемы химических аппаратов и технологических процессов. · Графики, диаграммы, планы, карты. 4. Технические средства обучения. Кабинет химии оснащается полным комплектом учебного оборудования в соответствии с «Перечнем типовых учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ». Кроме этого: справочно-информационной, научно-популярной литературой, журналами, сборниками задач и упражнений, руководствами для практических занятий, комплектом учебно-методических пособий; краеведческим материалом; набором лучших работ, выполненных учащимися; картотекой учебного оборудования для изучения каждого вопроса программы; противопожарным инвентарем и аптечкой; инвентарной книгой и картотекой. Учебное оборудование по химии включает следующие виды: - средства, используемые только лишь учителем (учебно-методическая, специальная литература, приборы, реактивы и оборудование) для подготовки к урокам и проведению внеклассных мероприятий; - учебники, задачники, книги для чтения и другая учебная и популярная литература для учащихся; - специальные дидактические средства обучения химии. Специальными средствам обучения химии являются: - натуральные объекты (вещества, химические реактивы, материалы, смеси, растворы, коллекции и т.д.); - приборы (демонстрационные и лабораторные для самостоятельной работы обучающихся); - лабораторные принадлежности (демонстрационные и для самостоятельной работы обучающихся); - химическая посуда (для демонстрационных и ученических опытов); - учебные модели атомов, молекул, кристаллических решеток, модели для составления структуры различных веществ, модели химических производств и т.д.; - средства обучения на бумажной (печатной) основе (портреты ученых, таблицы, схемы, графики, плакаты, фотографии и т.д.);
- аудио- и видеосредства обучения (звукозаписи, видеофильмы, кинофильмы), обеспеченные соответствующими техническими средствами (фотоаппараты, кинопроекторы, магнитофоны, видеомагнитофоны, телевизоры, экраны и т.д.); - современные коммуникационные и информационные средства обучения (обучающие, контролирующие, игровые и другие компьютерные программы), обеспеченные соответствующими установками и возможностями (видеокамеры, цифровая фотоаппаратура, компьютеры, мультимедийные установки, Интернет и т.д.). Требования безопасности при размещении и хранении реактивов. Реактивы в кабинете химии и лаборантской хранятся по определенным правилам согласно группе. Установлено 8 групп хранения реактивов. Группы хранения реактивов
Каждый реактив должен находиться в упаковке, на этикетке которой четко указывается название вещества, либо его химическая формула и группа хранения, запись карандашом по стеклу запрещается. Слабые растворы кислот и щелочей разрешается хранить в толстостенной стеклянной посуде в нижних секциях вытяжного шкафа или в специальном шкафу с естественной вентиляцией на химически стойких подносах. Запрещается хранить растворы щелочей в склянках с притертыми пробками, ЛВЖ и ГЖ – в сосудах из полимерных материалов. Металлический ящик с ЛВЖ устанавливается в лаборантской не ближе двух метров от нагревательных приборов. Он окрашивается светлой краской, на крышке снаружи ставится знак – горючее вещество (рис. 1). Реактивы 5-й группы хранения не следует изымать из заводской тары (металлического контейнера). Растворы формалина с массовой долей вещества выше 5% необходимо хранить вместе с ЛВЖ и ГЖ. Выдача учащимся реактивов для опытов производится в массах и объемах, не превышающих необходимые для данного эксперимента, а растворов – концентрацией не выше 5-10%. Реактивы 7-й группы, перечисленные ниже, хранятся только в сейфе, ключи от которого должны быть у директора и заведующего кабинетом. На внутренней стороне дверце сейфа приводится утвержденная приказом опись реактивов с указанием разрешенных для хранения максимальных масс или объемов. В сейфе на полках запрещается менять расположение реактивов и перефасовывать из заводской тары.
Концентрированные кислоты и концентрированный раствор аммиака (25%) хранят в нижних секциях вытяжных шкафов раздельно. Растворы кислот, оснований, солей хранят в склянках с тубусом объемом 12 л на полке для реактивов препараторского стола. Металлические натрий, калий, кальций хранят в банках с керосином, помещенных в металлические коробки. Литий хранят в вазелиновом масле. Оборудование лаборантского помещения. Оборудование лаборантского помещения должно быть приспособлено к трудовой деятельности учителя и лаборанта. Здесь рекомендуется разместить не только секционные шкафы для хранения оборудования, но и препараторский стол, стол для нагревательных приборов, мойку и сушилку для посуды, письменный стол учителя, библиотечка с литературой по химии для учителя, лаборанта. Литература в библиотечке распределяется по следующим разделам: 1. Справочники по химии. 2. Учебники и учебные пособия для ВУЗов. 3. Учебники и задачники по курсу химии средней школы. 4. Журналы. 5. Научно-популярная литература. 6. Литература по методике химии. 7. Литература по методике и технике химического эксперимента. 8. Литература по ведению хозяйства химической лаборатории. Рабочие места учащихся должны быть оснащены: 1)оборудованием, приспособленным для выполнения лабораторных и практических работ индивидуально каждым учащимся; 2)приспособлениями для работы с плоскими и объемными моделями, в том числе на магнитной основе; 3)комплектом справочных материалов, постоянно размещающихся на рабочих местах (справочник, задачник, необходимые таблицы). Рабочее место учителя должно быть приспособлено для осуществления различных видов работ (демонстрация опытов и различного видов пособий, проецирование опытов и моделей на экран непосредственно со стола учителя, контроль и управление деятельностью учащихся, использование различной проекционной аппаратуры, работа с различными моделями, таблицами и т.д.). Мебель и приспособления для оборудования кабинета химии. К мебели и приспособлениям химического кабинета предъявляется ряд требований. В окраске и отделке мебели не должны использоваться блестящие покрытия, поскольку «блескость» отрицательно влияет на работу органов зрения. Поверхность крышек стола должна изготавливаться из материалов с малой теплопроводностью. Недопустима окраска в темные цвета. Мебель и приспособления по своей конструкции должны отвечать техническим требованиям, которые предусматривают удобство и простоту использования в работе.
Демонстрационный стол состоит из двух секций. Левая секция более высокая, является демонстрационной частью. Правая секция более низкая, является вспомогательной частью демонстрационного стола, служит столом для учителя и местом для размещения подготовленного к уроку демонстрационного оборудования. Классная доска желательно чтобы одновременно служила магнитной доской. Над доской желательно прикрепить экран. Вытяжной шкаф в кабинете химии необходим для проведения опытов с вредными для здоровья веществами. Школьное вентиляционное оборудование должно рассчитываться на трехкратный обмен воздуха в час. В химических кабинетах эта норма увеличивается до 8 – 10 кратного обмена воздуха в час. Вытяжные шкафы с моторной тягой наиболее пригодны для школьных химических кабинетов. Моторная вентиляция обеспечивает быстрое удаление загрязненного воздуха из шкафа и не допускает его распространения в помещение кабинета. Шкафы предусматриваются трех типов: демонстрационные шкафы - стационарные, передвижные, настольные и два типа лабораторных (устанавливаемые обычно в лабораторных помещениях) - стационарные и настольные. Наличие разновидности вытяжных шкафов дает возможность учесть особенности организации кабинета химии в различных типах школ (городских, сельских, малокомплектных). Шкафы предназначены для размещения учебного оборудования. Обычно приобретаются секции, из которых затем можно собрать шкафы различного назначения. Хранение химической посуды К размещению и хранению химической посуды предъявляются следующие требования: 1. Для каждого вида посуды отводят отдельное и притом постоянное место. 2. Размещают посуду по размерам и так, чтобы было удобно брать её, возвращать на место и не бить. 3. Часто применяемую посуду помещают в середине шкафа, редко используемую – в верхней части шкафа, если она легкая, а тяжелую посуду – в нижней части шкафа. 4. В целях предупреждения боя хранят в положении стоя только невысокую посуду, имеющую достаточное основание; посуду круглодонную, с небольшой площадью основания, высокую хранят лежа. 5. В шкафах лаборантской размещают только ту посуду, которая непосредственно требуется для подготовки опытов к урокам, а запас химической посуды находится в специальном складском помещении. Наиболее удобно посуда размещается в секциях с лотками. Чтобы посуда не билась при выдвижении лотков, для неё в лотках делают продольные или поперечные или те и другие картонные перегородки, образующие гнёзда. На каждом лотке делают надписи, указывающие название и емкость посуды. Посуду группируют в зависимости от материала, из которого она изготовлена (стекло, фарфор, металл, пластмасса), в зависимости от вида и размеров посуды (колбы, стаканы, пробирки, фарфоровые чашки, тигли и т.д.). В последнее время посуда и принадлежности поступают в виде наборов. В связи с этим целесообразно разместить эти наборы компактно согласно специально разработанным схемам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|