Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Результаты внешней политики страны в 90-е гг.




Внешняя политика России в 90-е гг. имела противоречивый характер. Были серьезные достижения. Снизился уровень военного противостояния со странами Запада. Стала менее острой угроза мировой ракетно-ядерной войны. Россия, преодолев прежнюю изолированность от западных стран, включилась в деятельность ведущих международных организаций. Во второй половине 90-х гг. активизировалось восточное направление российской внешней политики. Наша страна заняла центральное место в СНГ.

Выявились новые опасности и проблемы. Ведущие страны Запада, заявляя о союзнических отношениях с Россией, в меньшей, чем в прежние годы, степени учитывали ее позицию и интересы. Так, в частности, было при принятии решений о расширении НАТО на Восток и включении в повестку дня вопроса о приеме в эту военную организацию некоторых бывших советских республик.

Усилилось отставание России от стран Запада и Японии в научно-техническом отношении.

Все это требовало постоянной корректировки внешнеполитического курса, выработки новой концепции, определяющей место России в мире, ее национальные интересы.

 

Текущие цели задачи и меры внешней политики Российской Федерации описаны в Стратегии национальной безопасности России, утвержденной президентом Владимиром Путиным 31 декабря 2015 года.

Предпосылки и образование Древнерусского государства- Киевская Русь. Принятие христианства

Предпосылки объединения:

● этническая общность древнерусской народности, говорящей на одном языке;

● стремление объединить силы в борьбе с кочевниками и Византией;

● экономические интересы древнерусских князей по речному пути «из варяг в греки».

Причины оформления государственности:

● усложнение экономической жизни

● отделение ремесла от с/х, переход к пашенному земледелию, развитие ремесла и торговли;

● выделение военного сословия

● появление экономического неравенства

Теории возникновения русской государственности:

● Норманская теория.

Создатели теории: (нем. Ученые на рус. Службе) Байер, Миллер, Шлёцер.

Государственность на Русь принесли варяги, приглашенные в 862г. на княжение в Новгород. Варяжская династия Рюриковичей объединила северную и южную Русь, создала систему сбора дани, управления и судопроизводства на огромной территории. Теория берет свое начало в «Повести временных лет». Славяне поссорились между собой, не сумев прийти к общему решению. Русские правители обратились за помощью к иноземным князьям.

● Антинорманская теория.

Основатель – М.В. Ломоносов. Наиболее активные сторонники в 19 в.: историки Иличевский, Беляев, Забелин.

Государство Древней Руси появилось по другим, более объективным причинам. Государственность восточных славян имела место до варягов. На тот период исторического развития норманны находились ниже славян по уровню политического развития. Помимо этого, государство не может возникнуть в один день благодаря одному человеку, это результат продолжительного социального явления.

 

Политический строй Древней Руси:

Принято считать, что Древняя Русь (9—11 вв.) - раннефеодальное государство, сохранявшее пережитки родоплеменных отношений.

Великие князья постепенно утрачивали черты военных вождей и, становясь светскими правителями, принимали участие в разработке законов, организации суда, торговли. В обязанности князя входили функции обороны государства, сбора налогов, судопроизводства, организации военных походов, заключения международных договоров.

Русь 9-12 вв. представляла собой федерацию городов-государств во главе с великим киевским князем.

Однако в политической жизни государства начали происходить довольно серьезные изменения. Прежде всего, 12 век (его вторая половина) ознаменована постепенным снижением власти Киева и упадком Киевского княжества.

В 13 веке началось объединение Руси – процесс создание единого централизованного государства под управлением Москвы и Великого князя, и закончилось лишь в 16 веке.

Социально-общественное устройство Древней Руси:

Значительную политическую роль играли вечевые собрания, на которых городские жители решали вопросы войны и мира, законодательства, земельного устройства, финансов и др. Руководили ими представители знати.

Вечевые собрания, являвшиеся элементом народного самоуправления, свидетельствуют о наличии демократии в древнерусском государстве. 14 великих киевских князей (из 50) были избраны на вече. По мере укрепления княжеской власти роль последних снижалась. К середине 12 в. за вече сохранилась лишь функция комплектования народного ополчения.

Древнерусское законодательство формировалось по мере укрепления государственности. Первый свод законов, дошедший до наших дней, - «Русская Правда», составленная во времена княжения Ярослава Мудрого на основе еще более древнего свода законов.

Документ включал в себя свод уголовных и гражданских законов. По гражданским делам «Русская Правда» устанавливала суд двенадцати выборных.

Закон не признавал телесных наказаний и пыток, а смертная казнь выносилась в исключительных случаях. Применялась практика денежных штрафов.

Еще одна сторона, описанная в Русской Правде – социальная. Документ определял разные категории граждан и их социальный статус. Так, все граждане государства были разделены на несколько категорий: знатные люди и привилегированные слуги, к которым относились князья, дружинники, затем шли рядовые свободные граждане, то есть те, кто не находился в зависимости от феодала (сюда же относили всех жителей Новгорода), и низшей категорией считались зависимые люди – крестьяне, смерды, холопы и многие другие – находящиеся во власти феодалов или князя.

 

Принятие христианства:

Самые первые известия о проникновении христианства на Руси относятся еще к первым векам н.э. Русь дважды принимала христианство: первый раз при Ольге - 957 г.; второй - при Владимире 988 г.

После крещения Ольге христианизация Руси пошла быстрее. Русь поддерживала добрые отношения и с Византией, и с римской церковью; здесь были и мусульмане, и иудеи. Но необходимо было принять христианство по нескольким причинам:

● Это нужно было в интересах развития государства, чтобы избежать изоляции от всего мира.

● Единобожие соответствовало сущности единого государства во главе с монархом.

● Христианство укрепляло семью, вводило новую мораль.

● Способствовало развитию культуры - философия, богословская литература.

● Социальное расслоение требовало новой идеологии. (язычество - равноправие)

● Видимо и сам Владимир задумался над своей жизнью, где были и братоубийство, и разврат. Христианство могло отпустить грехи и очистить душу.

Мусульманство не подошло, а строгие ограничения в еде и питье. Католицизм не подходил, потому что служба велась на латыни, а во главе церкви стоял Папа, а не светская власть. Веру иудеев князь Владимир отверг по причине потери ими своей земли.

Значение принятия христианства для развития Руси:

● утверждало идею равенства людей перед Богом, что способствовало смягчению жестоких нравов бывших язычников.

● укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси.

● укрепление международного авторитета (Русь становилась равной другим христианским странам, что способствовало расширению связей).

● повлияло на развитие русской культуры, на проникновение византийской и античной культуры.

Последствия крещения Руси:

● Возникновение нового социального слоя

Формировалось автономное, защищенное привилегиями «церковное общество». Церковь была освобождена от уплаты податей и исполнения повинностей, имела: собственную администрацию, право на получение «десятины» и иммунитет.

● Большая роль церкви в политической жизни

Князья стали поручать церквям судопроизводство по семейным, религиозным делам и преступлениям против нравственности. Церковь стала осуществлять суверенную законодательную деятельность: акты, издаваемые ею, носили форму соборных постановлений и канонических посланий, имели государственное происхождение и издавались разными инстанциями и органами: великими и удельными князьями, византийскими императорами, позже - золотоордынскими ханами.

● Возникновения двоеверия

Понадобилось несколько веков для укрепления христианства, но влияние язычества не ослабевало - возникало двоеверие: молились в церкви, а продолжали праздновать языческие праздники. Так праздник Коляды слился с Рождеством, а масленица с Великим Постом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...