Чечня в составе Аланского раннефеодального государства.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Чечня в конце бронзового и раннего железного века (скифы, сарматы). На территории Дагестана и Чечни в середине 2-го тыс. до н.э. возникает каякентско-харачоевская культура эпохи поздней бронзы. Это название возникло от двух могильников, расположенных у села Каякент в Дагестане и села Харачой в Чечне. Памятников этой культуры найдено у селений Харачой, Шали, Курчалой, Дуба-юрт. Исследования находок могильников показали, что вещи изготовлены из бронзы со следами олова. В эпоху поздней бронзы распространения получили изделия из сурьмы. Об уровне развития в области металлообработки свидетельствуют остатки печи для плавки металла. Открытие людьми меди, бронзы, железа положило начало развитию земледелия, животноводства и домостроения. В 7 в до н.э. скифы начали поход на Азию через Кавказ. Присутствие скифов на Кавказе затянулось почти на 2 века. После окончания военного похода начались мирные взаимоотношения. Характер памятников свидетельствуют о мирных связях с скифскими племенами. В конце 4-го и в начале 3-го веков до н.э. сарматы проникают в районы проживания нахов - это бассейны течения рек Терек, Сунжа, Аргун. Расселившись на просторах Кавказа, сарматы постепенно военный характер своих отношений заменяют на мирный. При исследовании археологических памятников IV в.до н.э. - IV в н.э. равнинной Чечни обнаруживается, что после киммерийцев и скифов аборигенам Северного Кавказа пришлось испытать нашествие сарматских племен. Эти кочевники жили в Нижнем Поволжье и Приуралье. Под общим названием "сарматы" скрываются и другие народы - савроматы, сираки, аорсы и т.д. Угроза их нашествия возникла еще в V в. до н.э., когда они, сокрушив сопротивление скифов на просторах Северного Причерноморья, замыслили поход на Кавказ. Первый удар сарматских полчищ приняли на себя так называемые синдо-меотские племена, жившие в Прикубанье в IV - III вв.до н.э. Тем самым, первая, наиболее мощная волна нашествия сарматов на чеченцев была несколько ослаблена. Но, тем не менее, археологические памятники свидетельствуют о том, что в конце IV и в начале III в до н.э. сарматы проникают в районы проживания чеченцев - это бассейны среднего и нижнего течения рек Терек, Сунжа, Аргун и др. Об этом свидетельсвуют археологические находки близ селений Мекенская, Червленная, Кулары, Пседах, Ассиновская, Ачикулак, окрестностей г.Грозного и т.д.
3.Чечня в 7 в. До н.э. – 4 в. н.э. Хорошо известно, что Северный Кавказ является зоной активных контактов оседло-земледельческого местного населения и подвижных степных скотоводческих племен Юго-Восточной Европы. Начиная с IV - середины III тыс. до н.э. к Кавказу потянулись скотоводы степей, нуждавшиеся в земледельческой и ремесленной продукции, которой был богат Северный Кавказ. Одним из кочевых племен оставивших след в культуре вайнахов были скифы. Нахи и скифы. Итак, скифы начали проникать на Кавказ с начала VII в. до н.э. Жили они в степях Северного Причерноморья (считается что это термин собирательный для всех племен Северного Причерноморья. В VII веке скифы начали гигантский поход в Переднюю Азию через Кавказ. Спокойный быт древних нахов был нарушен.Кавказские народы оказали яростное сопротивление пришельцам. Так поступили и вайнахские племена. Присутствие скифов на Северном Кавказе затянулось почти на два века.Постепенно скифские племена переходили к оседлому образу жизни. Они смешивались с аборигенами Кавказа, постепенно забывая свой язык и обычаи. С годами они растворились среди нахов, осетин и других народов. Поэтому сегодня нет такого народа - скифы. Это время характеризуется тем, что на Кавказ хлынули кочевники. Первая волна связывается с приходом скифов, оказавшее сильное влияние на культуру местных племен. Особенно это прослеживается в эпоху раннего железа в 7-5 веке до н.э. Вторая волна связана с расселением сарматов и охватывает 4 век н.э. С начала 7 в до н.э. скифы начали проникать на Кавказ. Кавказские народы, в том числе и вайнахские племена, оказали яростное сопротивление. Эта война длилась недолго. Скифы установили с горцами дружеские отношения и стали набирать в свою армию отряды местных народов. Благородя этим контактам, нахи и многие переняли у скифов. Они научились изготовлять атрибуты конской сбруи, переняли формы оружия. Тем самым материальная культура нахов преобразовывается. Несмотря на скифское влияние, древние нахи сумели сохранить свой колорит. Развитие хозяйства и торговли привело к развалу первобытно - общинного уклада в нахском обществе. Успехи в развитии земледелия, скотоводства, ремесла и торговли привели к формированию новых социальных отношений. Это связано с развитием частной собственности, а на ее основе люди стали делится на богатых и бедных. Исследования памятников свидетельствуют о том, что после скифов народам Кавказа пришлось испытать нашествие сарматов. Постепенно они проникают в районы проживания нахов.
Чечня в составе Аланского раннефеодального государства. Аланы, как таковые, оформились в результате синтеза близкородственных ираноязычных племен Приаралья в I в. н.э. В том же веке под мощным натиском гуннских кочевников с обширных восточных регионов аланы продвинулись на запад и, в свою очередь, совершили гигантское вторжение на Северный Кавказ. История северокавказской Алании в 10–13 вв. характеризуется своеобразным горско-аланским симбиозом, исключавшим национальный и политический гнет; тем более что и аланы, и горцы имели общих врагов и общих союзников.
Становление Аланского государства происходило в напряженной борьбе, прежде всего с Хазарским каганатом – крупнейшим государством Восточной Европы. Почти 200 лет продолжалась вассальная зависимость алан от Хазарии - до 10 – 11 вв. Существенное воздействие на эту борьбу оказывала Византийская империя, а также молодое Киевское государство. В 965 году Хазария была потрясена сокрушительным походом киевского князя Святослава. Он же, после разгрома хазарских городов, прошел через Северный Кавказ, громя алан. Отношения алан с киевлянами впоследствии наладились – известны даже совместные и согласованные нападения на восточно-кавказский эмират Ширван в первой трети 11 в. В том же веке возникло русское Тмутараканское княжество на Таманском поолуострове, в Прикубанье. Между русскими князьями и аланскими правителями устанавливаются династические связи. В 10 веке «царство алан», как писали греки, стало «сильнее и крепче всех народов», поэтому Византийская империя налаживает с ним связи. В тот период в Алании распространялось христианство. Упрочение церкви пришлось на 11–12 вв. Здесь, как и в Киеве, учреждается пост митрополита. Аланский митрополит, как и рядовые священники, назначался из представителей византийской церкви. Храмы и другие культовые сооружения на Северном Кавказе строились греками. Но, очевидно, христианизация Алании происходила поверхностно. Аланы, особенно восточные, оставались верными язычеству. К концу 12 – началу 13 вв. начался процесс упадка церковной организации и децентрализации Алании. Страна вступила в полосу феодальных междоусобиц. Определенное воздействие на этнополитические процессы в крае оказало и перемещение в этот период в предкавказские степи новых масс кочевников (печенегов и половцев). Между ними и аланами развернулась борьба за политическую гегемонию на Северном Кавказе и зимние пастбища в степях.
Алания 10-13 вв. достигла определенных успехов в социально-экономическом и политическом развитии, вплотную подойдя к образованию единой народности в условиях раннефеодального государства. Вместе с аланами этот путь проделали и нахские племена Северного Кавказа. Татаро-монгольское нашествие положило конец существованию Алании и отбросило все горские народы Северного Кавказа на многие века назад
В VII-Х вв. аланам удается создать раннефеодальное государство, куда вошли многие народы Северного Кавказа. Чеченцы и ингуши влились в формирующееся аланское государство. Считается, что в состав государственного объединения Алания вошли преимущественно жители плоскостных территорий современной Чечни и Ингушетии. Горцы вошли в состав государственного объединения Дзурдзукия. При всем этом, нахи, составлявшие Дзурдзукетию, и нахи, входившие в Аланию, всегда осознавали себя как часть единого народа, имевшего единый язык, единые исторические корни, единую территорию, единую культуру и единые основы экономических связей, что и отразилось в этнониме «вайнахи». К сожалению, сложению единого нахского государства «Вайнахия» помешали очередные нашествия степняков - монголы, татары, полчища среднеазиатского деспота Тимура и т.д. Алания развалилась, а Дзурдзукия распалась на отдельные феодальные владения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|