· Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.
· Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования №373 от 06.10.2009г
· Курса занятий Хухлаевой О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (1-4 классы). – 3-е изд. – М.: Генезис, 2010. – 207 с.
Согласно учебному плану ГБОУ школы №609 на 2016-2017 учебный год во 2 классах на изучение курса «Тропинка к своему я» отводится 1 час в неделю. За год - 34 часа.
1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления.
4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.
6. Формировать терпимость к мнению собеседника.
7.Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
8. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
· учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными источниками информации.
· находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок. фото)
· мет. пособие Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в начальной школе (1-4 классы). – 4-е изд. М.: Генезис, 2012
· раб. тетрадь Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я.2 класс
Я – второклассник. Что интересно второкласснику? Что случится, если на свете не будет ни одной школы? Школа моей мечты - какая она? Что такое фантазия и зачем она нужна человеку? Все ли дети умеют фантазировать? Нужно ли учиться фантазировать? Кого можно назвать фантазёром? Мои сны: что в них правда, а что – фантазии? Мои мечты. О чём я мечтаю? Мечты и фантазии. Фантазии и ложь. Как отличить ложь от фантазии. Ложь может приносить вред окружающим, а фантазии не вредят никому.
Учителя и ученики. Что делает учитель? Что делает ученик? Какие чувства вызывают у учеников школьные занятия? Когда ученики любят учителя? Когда ученики боятся учителя? Школа на планете «Наоборот». Что произойдёт, если мы будем учиться в такой школе? Я и мои одноклассники. Мы такие разные, но вместе мы – коллектив! Что такое лень и откуда она берётся? Какие у меня есть «Немогучки»? Как можно победить лень и справиться с «Немогучками?» Справиться с ними помогает формула: «Хочу – могу», «Не хочу – не могу».
Я и мои родители. В чём мы похожи? История моей семьи. Моя родословная. Какие чувства я испытываю по отношению к своим родителям? Правила поведения и общения со взрослыми. Почему нужно относиться к старшим с уважением? «Урок мудрости». Почему родители наказывают детей? Я понимаю, что родители, как и все люди, могут ошибаться, могут уставать и не всегда поступают правильно. Главное – это научиться прощать друг друга.
Каким должен быть настоящий друг. Умею ли я дружить и можно ли этому научиться? Ссора. Почему друзья иногда ссорятся и даже дерутся? Какие у меня есть «колючки» и как избавиться от «колючек» в моём характере? Какие чувства возникают во время ссоры и драки? Как нужно вести себя, чтобы избежать ссоры? Что такое одиночество? Как не стать одиноким среди своих сверстников?
Данная программа программы способствует достижению учеником личностных и метапредметных результатов. Представляется важным оценивать воздействие данных занятий на эмоциональное состояние обучающихся. Для этого может быть использован, например, прием цветограммы: школьников в начале и конце данного занятия просят нарисовать цветными карандашами или красками свое настроение в данный момент. Использование красного цвета свидетельствует о восторженном настроении, оранжевого - о радостном, зеленого - о спокойном, уравновешенном состоянии, фиолетового - о тревожности, напряженности, черного - об унынии, разочаровании, упадке сил. Сравнение результатов цветограммы, полученных в начале и конце занятия, а также изменения цветовой гаммы на протяжении некоторого времени позволит сделать выводы об изменении эмоционального состояния каждого обучающегося под влиянием занятий
№ урока
| Модули, темы урока
| Кол часов
| Формы
организации учебной деятельности
| Элементы содержания
| Универсальные учебные действия
(УУД)
| Измерители
| Дата
|
Раздел 1. Вспомним чувства (5 часов)
|
| Тема «Мы рады встрече»
|
| Фронтальная работа
Беседа
| Разминка «Мячик», Упражнения «Вспомни чувства», «Чувства- воспоминания», «Рисунок радости».
| РОриентируются на образец и правило выполнения действия
ПУчатся наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения
КСлушают и понимают речь других ребят
ЛПрименяют умения в области самоанализа и саморазвития
| Рисунок сценок из летней жизни
|
|
| Тема «Понимаем чувства другого»
|
| Фронтальная, групповая работа
| Разминка «Мячик», «Лишнее слово». Упражнения «Я тебя понимаю», «Сочини рассказ», «Общая радость».
| РОвладевают навыками самоконтроля в общении со сверстниками
ПУмеют распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей, различать эмоции
КДоверительно и открыто говорят о себе и своих чувствах
ЛФормируют положительное отношение к школе
| Общий рисунок на заданную тему «Радость»
|
|
3-5
| Тема «Мы испытываем разные чувства»
|
| Фронтальная, групповая работа
Социальные пробы
| Разминка «Мячик», «Лишнее слово», «Реши пример», «Кто сегодня чувствовал». Упражнения «Сочини рассказ», «Режим дня», «Рисуем режим», «Пластилиновое чувство», «Палитра чувств». Работа со сказкой «Сказка о мальчике, который боялся темноты»
| РПланируют деятельность в учебной и жизненной ситуации
ПМоделируют различные ситуации
КУчатся понимать эмоции и поступки других людей
ЛПрименяют умения в области самоанализа и саморазвития
| Упражнения по инструкции, по образцу
Рисунок по сказке
|
|
Раздел 2. Чем люди отличаются друг от друга (18часов)
|
6-7
| Тема «Люди отличаются друг от друга своими качествами»
|
| Групповая и индивидуальная работа
| Разминка «Лишнее слово», «Кто сегодня молодец». Упражнения «Качества», «В чем твоя сила», «Сердце класса», «Чьи качества».
Работа со сказкой «Пятерка и доброе сердце»
| РСамостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят коррективы
ПДелают выводы в результате совместной работы в группе
КУчатся грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге
ЛОриентируются на содержательныемоменты школьной действительности
| Метод самостоятельных наблюдений
Рисунок по сказке
|
|
8-9
| Тема «Хорошие качества людей»
|
| Групповая и индивидуальная работа
Практикум
| Разминка «Какие качества задуманы». Упражнения «Отзывчивость», «Три качества», «Я знаю пять хороших качеств», «Качество в подарок».
Работа со сказкой «Я не такой как все»
| РОценивают степень достижения цели
ПДоказывают, делают выводы, определяют понятия
КВладеют способами управления поведением партнера: контролируют, корректируют, оценивают его действия
ЛОценивают результаты своей деятельности
| Диагностические процедуры
Рисунок по сказке
|
|
10-11
| Тема «Самое важное хорошее качество»
|
| Групповая и индивидуальная работа
Развивающие игры
| Разминка «Найди лишнее слово», «Качества – шепотом». Упражнения «Сборы в дорогу», «Кто любит людей», «Поделимся любовью». Работа со сказкой «Хвостатик»
| РУчатся прогнозировать последствия своих поступков
ПУстанавливают причинно-следственные связи
КУчатся позитивно проявлять себя в общении
ЛСоблюдают правила игры и дисциплины
| Слушание текста, ответы на вопросы
Рисунок по сказке
|
|
| Тема «Кто такой сердечный человек»
|
| Фронтальная работа
Практикум
| Разминка «Найди лишнее слово», «Отгадай качество». Упражнения «Догадайся, что задумано», «Пять моих хороших качеств», «Мягкое сердце»
| РОпределяют и формулируют цель в совместной деятельности вместе с учителем
ПДелают выводы в результате совместной работы в группе
КВладеют способами управления поведением партнера: контролируют, корректируют, оценивают его действия
ЛПрименяют умения в области самоанализа и саморазвития
| Метод самостоятельных наблюдений
|
|
| Тема «Кто такой доброжелательный человек»
|
| Групповая работа
Развивающие упражнения
| Разминка «Найди лишнее слово», «Какое слово не подходит». Упражнения «Поделимся любовью», «Волшебные слова». Работа со сказкой «Маленький котенок»
| РУчатся контролировать свою речь и поступки
ПУмеют сопоставлять полученную информацию с имеющимся жизненным опытом
КФормируют нравственные чувства и нравственное поведение
ЛОриентируются на понимание чувств другого человека
| Обсуждение, рисунок по сказке
|
|
| Тема «Трудно ли быть доброжелательным человеком»
|
| Групповая работа
Развивающие упражнения
| Разминка «Какое слово не подходит», «Какое качество зашифровано». Упражнения «Я бы хотел стать более», «Золотой ключик». Работа со сказкой «Часы»
| Р Планируют деятельность в учебной и жизненной ситуации
П Делают выводы в результате совместной работы в группе
К Владеют способами управления поведением партнера: контролируют, корректируют, оценивают его действия
Л Применяют умения в области самоанализа и саморазвития
| Обсуждение, рисунок по сказке
|
|
15-16
| Тема «Я желаю добра ребятам в классе»
|
| Групповая работа
Развивающие упражнения Практикум
| Разминка «Аналогии», «Шифровальщик». Упражнения «Как ведет себя человек», «Я желаю добра».
Работа со сказкой «О подзорной трубе»
| РУчатся осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению
ПВключаются в творческую деятельность под руководством учителя
КУчатся работать в группе
ЛОриентируются на самоанализ и самоконтроль результата
| Обсуждение, рисунок по сказке
|
|
| Тема «Очищаем свое сердце»
|
| Групповая работа
Развивающие упражнения Практикум
| Разминка «Аналогии», «Шифровальщики». Упражнения «Чистое сердце».
Работа со сказкой «Сказка про гусеничку»
| РИзвлекают с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста
ПУмеют распознавать и описывать свои чувства под руководством учителя
КПонимают смысл простого текста
ЛПроявляют сдержанность, терпеливость, вежливость в процессе взаимодействия
| Обсуждение, рисунок по сказке
|
|
18-19
| Тема «Какие качества нам нравятся друг в друге»
|
| Групповая работа
Развивающие упражнения Практикум
| Разминка «Зеленый крокодил в синей шляпе», «Угадайка». Упражнения «Снежная королева».
Работа со сказкой «Кузя»
| РОсваивают правила планирования, контроля способа действия
ПДелают выводы в результате совместной работы в группе
КУчатся работать в паре и в группе
ЛПроявляют сопереживание к другим людям
| Обсуждение, рисунок по сказке
|
|
20-21
| Тема «Какими качествами мы похожи и чем отличаемся»
|
| Групповая работа
Психогимнастические и ролевые игры.
| Разминка «Неоконченные предложения», «Психологическая загадка». Упражнения «Ладошка», «Мы похожи – мы отличаемся».
Работа со сказкой «Туча»
| РПланируют деятельность в учебной и жизненной ситуации
ПМоделируют ситуацию с помощью учителя
КПрименяют первоначальные способы поиска информации
ЛПроявляют заботу о человеке при групповом взаимодействии
| Обсуждение, рисунок по сказке
|
|
| Тема «Люди отличаются друг от друга своими качествами»
|
| Групповая работа
Психогимнастические и ролевые игры.
| Разминка «Неоконченные предложения», «Психологическая загадка», «Джунгли», «Кто тебя позвал». Упражнения «Звездочка». Работа со сказкой «Цветок по имени незабудка»
| РАдекватно воспринимают предложения и оценку учителя, одноклассников
ПУчатся рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя
КДоговариваются и уважают разные мнения
ЛУмеют налаживать контакты с окружающими
| Обсуждение, рисунок по сказке
|
|
| Тема «В каждом человеке есть светлые и темные качества»
|
| Групповая работа
Развивающие упражнения
| Разминка «Неоконченные предложения», «Психологическая загадка», «Птичий двор», «Чьи ладошки». Упражнения «Темные и светлые мешочки», «Светофорики». Работа со сказкой «Перчатки»
| РПланируют деятельность в учебной и жизненной ситуации
ПДелают выводы в результате совместной работы в группе
КВладеют способами управления поведением партнера: контролируют, корректируют, оценивают его действия
ЛПрименяют умения в области самоанализа и саморазвития
| Обсуждение, рисунок по сказке
|
|
Раздел 3. Какой Я – Какой Ты? (11 часов)
|
24-25
| Тема «Какой Я?»
|
| Фронтальная работа, индивидуальная работа
| Разминка «Неоконченные предложения», «Психологическая загадка», «Холодно-горячо». Упражнения «Цыганка». Работа со сказкой «Сказка про дружбу»
| РОпределяют и объясняют своё отношение к правилам и нормам человеческого общения
ПУсваивают разные способы запоминания информации
КОсознают необходимость признания и уважения особенностей других людей
ЛПроявляют заботу о человеке при групповом взаимодействии
| Обсуждение, рисунок по сказке
|
|
26-27
| Тема «Какой ТЫ?»
|
| Фронтальная работа, индивидуальная работа
| Разминка «Неоконченные предложения», «Психологическая загадка», «Найди игрушку», «Топните те, кто», «Какого цвета твои глаза». Упражнения «Цыганка», «Заяц-Хваста», «Я задумал мальчика», «Интервью», «Прослушивание интервью».
| РОвладевают навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми
ПОценивают правильность выполнения действий и корректируют при необходимости
КУмеют соотносить позиции партнеров и собственную
ЛУмеют налаживать контакты с окружающими
| Обсуждение, рисунок
|
|
28-29
| Тема «Трудности второклассника в школе, дома, на улице»
|
| Работа в группах по алгоритму
| Разминка «Загадай игрушку», «Хрюкните те, кто…», «Крылатые качели». Упражнения «Копилка трудностей», «Театр».
Рисунок «Трудные ситуации второклассника».
| РВыбирают, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор
ПУсваивают разные способы запоминания информации
КУмеют ставить вопросы для сотрудничества в поиске и сборе информации
ЛОриентируются на понимание предложений и оценки учителя, товарищей
| Обсуждение, рисунок трудностей
|
|
30-31
| Тема «Школьные трудности»
|
| Работа в группах по алгоритму
| Разминка «Изобрази предмет», «Бой быков», «Школа зверей», «Дважды два - четыре», «Взвигните те, кто…», «Изобрази ситуацию». Упражнения «Помоги Сереже».
Работа со сказкой «В одном лесу жила-была…», «Про львенка и Пашу»
| РОпределяют и объясняют своё отношение к правилам и нормам человеческого общения
ПВысказывают свое мнение
КУмеют полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
ЛУмеют выражать себя в различных видах творческой и игровой деятельности
| Обсуждение, рисунок сказки
|
|
32-33
| Тема «Домашние трудности»
|
| Работа в группах по алгоритму
| Разминка «Изобрази предмет», «Разные ладошки», «Если я улитка…», «Изобрази ситуацию», «Если я отличник».
Работа со сказкой «О муравьишке», «Верить и стараться».
| РУмеют оценивать свой результат с помощью учителя ПУчатся находить положительные качества у себя и у других людей
КВыполняют различные роли
ЛПрименяют умения в области самоанализа и саморазвития
| Обсуждение, рисунок сказки
|
|
| Тема «Итоговое занятие»
|
| Фронтальная работа
| Фестиваль игр
| РОпределяют и формулируют цель деятельности с помощью учителя
ПУчатся работать по предложенному учителем плану
КСтроят понятные для партнера высказывания
ЛАнализируют и систематизируют полученные умения и навыки
|
|
|
Итого
| 34 ч
|