Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коррекционная направленность предмета

Пояснительная записка.

Рабочая программа курса «Тропинка к своему я» для 2 класса составлена на основе:

· Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.

· Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования №373 от 06.10.2009г

· Курса занятий Хухлаевой О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (1-4 классы). – 3-е изд. – М.: Генезис, 2010. – 207 с.

· Основной общеобразовательной программы ГБОУ школы 609 на 2016-2017 учебный год

· Положения ГБОУ школы 609 «О рабочей программе педагога»

Место предмета в учебном плане школы.

Согласно учебному плану ГБОУ школы №609 на 2016-2017 учебный год во 2 классах на изучение курса «Тропинка к своему я» отводится 1 час в неделю. За год - 34 часа.

Цель курса психологических занятий: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.

Задачи:

1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.

2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.

3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления.

4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.

5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.

6. Формировать терпимость к мнению собеседника.

7.Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.

8. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.

 

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

· учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и

одноклассников

· учиться прогнозировать последствия своих поступков

· определять и формулировать цель в совместной работе с помощью учителя

· учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными источниками информации.

· строить речевое высказывание в устной форме

Познавательные УУД:

· находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок. фото)

· делать выводы в результате совместной работы в группе

· учиться графически оформлять изучаемый материал

· моделировать различные ситуации

· усваивать разные способы запоминания информации

Коммуникативные УУД:

· учиться позитивно проявлять себя в общении

· учиться договариваться и приходить к общему решению

· учиться понимать эмоции и поступки других людей

· овладевать способами позитивного разрешения конфликтов

Учебно – методический комплект:

· мет. пособие Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в начальной школе (1-4 классы). – 4-е изд. М.: Генезис, 2012

· раб. тетрадь Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я.2 класс

Содержание программы «Тропинка к своему Я. 2 класс» (34 ч., 1 ч в неделю)

Раздел 1. Я – фантазёр (10 часов)

Я – второклассник. Что интересно второкласснику? Что случится, если на свете не будет ни одной школы? Школа моей мечты - какая она? Что такое фантазия и зачем она нужна человеку? Все ли дети умеют фантазировать? Нужно ли учиться фантазировать? Кого можно назвать фантазёром? Мои сны: что в них правда, а что – фантазии? Мои мечты. О чём я мечтаю? Мечты и фантазии. Фантазии и ложь. Как отличить ложь от фантазии. Ложь может приносить вред окружающим, а фантазии не вредят никому.

Раздел 2. Я и моя школа (9 часов)

Учителя и ученики. Что делает учитель? Что делает ученик? Какие чувства вызывают у учеников школьные занятия? Когда ученики любят учителя? Когда ученики боятся учителя? Школа на планете «Наоборот». Что произойдёт, если мы будем учиться в такой школе? Я и мои одноклассники. Мы такие разные, но вместе мы – коллектив! Что такое лень и откуда она берётся? Какие у меня есть «Немогучки»? Как можно победить лень и справиться с «Немогучками?» Справиться с ними помогает формула: «Хочу – могу», «Не хочу – не могу».

Раздел 3. Я и мои родители (6 часов)

Я и мои родители. В чём мы похожи? История моей семьи. Моя родословная. Какие чувства я испытываю по отношению к своим родителям? Правила поведения и общения со взрослыми. Почему нужно относиться к старшим с уважением? «Урок мудрости». Почему родители наказывают детей? Я понимаю, что родители, как и все люди, могут ошибаться, могут уставать и не всегда поступают правильно. Главное – это научиться прощать друг друга.

Раздел 4. Я и мои друзья (8 часов)

Каким должен быть настоящий друг. Умею ли я дружить и можно ли этому научиться? Ссора. Почему друзья иногда ссорятся и даже дерутся? Какие у меня есть «колючки» и как избавиться от «колючек» в моём характере? Какие чувства возникают во время ссоры и драки? Как нужно вести себя, чтобы избежать ссоры? Что такое одиночество? Как не стать одиноким среди своих сверстников?

 

Коррекционная направленность предмета

Данная программа программы способствует достижению учеником личностных и метапредметных результатов. Представляется важным оценивать воз­действие данных занятий на эмоцио­нальное состояние обучающихся. Для этого может быть ис­пользован, например, прием цветограммы: школьников в начале и конце данного занятия просят нарисовать цветными карандашами или красками свое настроение в данный момент. Использование красного цвета свидетельствует о восторженном настроении, оранжевого - о радостном, зеленого - о спокойном, уравновешенном состоянии, фиолетового - о тревожности, напряженно­сти, черного - об унынии, разочаровании, упадке сил. Сравнение результатов цветограммы, полученных в начале и конце занятия, а также изменения цветовой гаммы на протяжении некоторого времени позволит сделать выводы об изменении эмоционального состоя­ния каждого обучающегося под влиянием занятий

 

Формы контроля: входная, промежуточная, итоговая диагностика.

 

 


Календарно-тематическое планирование 2 класс

№ урока Модули, темы урока Кол часов Формы организации учебной деятельности Элементы содержания Универсальные учебные действия (УУД) Измерители Дата
Раздел 1. Вспомним чувства (5 часов)
  Тема «Мы рады встрече»   Фронтальная работа Беседа   Разминка «Мячик», Упражнения «Вспомни чувства», «Чувства- воспоминания», «Рисунок радости». РОриентируются на образец и правило выполнения действия ПУчатся наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения КСлушают и понимают речь других ребят ЛПрименяют умения в области самоанализа и саморазвития Рисунок сценок из летней жизни  
  Тема «Понимаем чувства другого»   Фронтальная, групповая работа   Разминка «Мячик», «Лишнее слово». Упражнения «Я тебя понимаю», «Сочини рассказ», «Общая радость».   РОвладевают навыками самоконтроля в общении со сверстниками ПУмеют распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей, различать эмоции КДоверительно и открыто говорят о себе и своих чувствах ЛФормируют положительное отношение к школе Общий рисунок на заданную тему «Радость»    
3-5 Тема «Мы испытываем разные чувства»   Фронтальная, групповая работа Социальные пробы   Разминка «Мячик», «Лишнее слово», «Реши пример», «Кто сегодня чувствовал». Упражнения «Сочини рассказ», «Режим дня», «Рисуем режим», «Пластилиновое чувство», «Палитра чувств». Работа со сказкой «Сказка о мальчике, который боялся темноты» РПланируют деятельность в учебной и жизненной ситуации ПМоделируют различные ситуации КУчатся понимать эмоции и поступки других людей ЛПрименяют умения в области самоанализа и саморазвития Упражнения по инструкции, по образцу Рисунок по сказке    
Раздел 2. Чем люди отличаются друг от друга (18часов)
6-7 Тема «Люди отличаются друг от друга своими качествами»   Групповая и индивидуальная работа   Разминка «Лишнее слово», «Кто сегодня молодец». Упражнения «Качества», «В чем твоя сила», «Сердце класса», «Чьи качества». Работа со сказкой «Пятерка и доброе сердце» РСамостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят коррективы ПДелают выводы в результате совместной работы в группе КУчатся грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге ЛОриентируются на содержательныемоменты школьной действительности Метод самостоятельных наблюдений Рисунок по сказке    
8-9 Тема «Хорошие качества людей»   Групповая и индивидуальная работа Практикум Разминка «Какие качества задуманы». Упражнения «Отзывчивость», «Три качества», «Я знаю пять хороших качеств», «Качество в подарок». Работа со сказкой «Я не такой как все» РОценивают степень достижения цели ПДоказывают, делают выводы, определяют понятия КВладеют способами управления поведением партнера: контролируют, корректируют, оценивают его действия ЛОценивают результаты своей деятельности Диагностические процедуры Рисунок по сказке      
10-11 Тема «Самое важное хорошее качество»   Групповая и индивидуальная работа Развивающие игры   Разминка «Найди лишнее слово», «Качества – шепотом». Упражнения «Сборы в дорогу», «Кто любит людей», «Поделимся любовью». Работа со сказкой «Хвостатик» РУчатся прогнозировать последствия своих поступков ПУстанавливают причинно-следственные связи КУчатся позитивно проявлять себя в общении ЛСоблюдают правила игры и дисциплины Слушание текста, ответы на вопросы Рисунок по сказке    
  Тема «Кто такой сердечный человек»   Фронтальная работа Практикум Разминка «Найди лишнее слово», «Отгадай качество». Упражнения «Догадайся, что задумано», «Пять моих хороших качеств», «Мягкое сердце» РОпределяют и формулируют цель в совместной деятельности вместе с учителем ПДелают выводы в результате совместной работы в группе КВладеют способами управления поведением партнера: контролируют, корректируют, оценивают его действия ЛПрименяют умения в области самоанализа и саморазвития Метод самостоятельных наблюдений    
  Тема «Кто такой доброжелательный человек»   Групповая работа Развивающие упражнения Разминка «Найди лишнее слово», «Какое слово не подходит». Упражнения «Поделимся любовью», «Волшебные слова». Работа со сказкой «Маленький котенок» РУчатся контролировать свою речь и поступки ПУмеют сопоставлять полученную информацию с имеющимся жизненным опытом КФормируют нравственные чувства и нравственное поведение ЛОриентируются на понимание чувств другого человека Обсуждение, рисунок по сказке  
  Тема «Трудно ли быть доброжелательным человеком»   Групповая работа Развивающие упражнения Разминка «Какое слово не подходит», «Какое качество зашифровано». Упражнения «Я бы хотел стать более», «Золотой ключик». Работа со сказкой «Часы» Р Планируют деятельность в учебной и жизненной ситуации П Делают выводы в результате совместной работы в группе К Владеют способами управления поведением партнера: контролируют, корректируют, оценивают его действия Л Применяют умения в области самоанализа и саморазвития Обсуждение, рисунок по сказке  
15-16 Тема «Я желаю добра ребятам в классе»   Групповая работа Развивающие упражнения Практикум Разминка «Аналогии», «Шифровальщик». Упражнения «Как ведет себя человек», «Я желаю добра». Работа со сказкой «О подзорной трубе» РУчатся осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению ПВключаются в творческую деятельность под руководством учителя КУчатся работать в группе ЛОриентируются на самоанализ и самоконтроль результата Обсуждение, рисунок по сказке  
  Тема «Очищаем свое сердце»   Групповая работа Развивающие упражнения Практикум Разминка «Аналогии», «Шифровальщики». Упражнения «Чистое сердце». Работа со сказкой «Сказка про гусеничку» РИзвлекают с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста ПУмеют распознавать и описывать свои чувства под руководством учителя КПонимают смысл простого текста ЛПроявляют сдержанность, терпеливость, вежливость в процессе взаимодействия Обсуждение, рисунок по сказке  
18-19 Тема «Какие качества нам нравятся друг в друге»   Групповая работа Развивающие упражнения Практикум Разминка «Зеленый крокодил в синей шляпе», «Угадайка». Упражнения «Снежная королева». Работа со сказкой «Кузя» РОсваивают правила планирования, контроля способа действия ПДелают выводы в результате совместной работы в группе КУчатся работать в паре и в группе ЛПроявляют сопереживание к другим людям Обсуждение, рисунок по сказке  
20-21 Тема «Какими качествами мы похожи и чем отличаемся»   Групповая работа Психогимнастические и ролевые игры.   Разминка «Неоконченные предложения», «Психологическая загадка». Упражнения «Ладошка», «Мы похожи – мы отличаемся». Работа со сказкой «Туча» РПланируют деятельность в учебной и жизненной ситуации ПМоделируют ситуацию с помощью учителя КПрименяют первоначальные способы поиска информации ЛПроявляют заботу о человеке при групповом взаимодействии Обсуждение, рисунок по сказке  
  Тема «Люди отличаются друг от друга своими качествами»   Групповая работа Психогимнастические и ролевые игры.   Разминка «Неоконченные предложения», «Психологическая загадка», «Джунгли», «Кто тебя позвал». Упражнения «Звездочка». Работа со сказкой «Цветок по имени незабудка» РАдекватно воспринимают предложения и оценку учителя, одноклассников ПУчатся рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя КДоговариваются и уважают разные мнения ЛУмеют налаживать контакты с окружающими Обсуждение, рисунок по сказке  
  Тема «В каждом человеке есть светлые и темные качества»   Групповая работа Развивающие упражнения Разминка «Неоконченные предложения», «Психологическая загадка», «Птичий двор», «Чьи ладошки». Упражнения «Темные и светлые мешочки», «Светофорики». Работа со сказкой «Перчатки» РПланируют деятельность в учебной и жизненной ситуации ПДелают выводы в результате совместной работы в группе КВладеют способами управления поведением партнера: контролируют, корректируют, оценивают его действия ЛПрименяют умения в области самоанализа и саморазвития Обсуждение, рисунок по сказке  
Раздел 3. Какой Я – Какой Ты? (11 часов)
24-25 Тема «Какой Я?»   Фронтальная работа, индивидуальная работа   Разминка «Неоконченные предложения», «Психологическая загадка», «Холодно-горячо». Упражнения «Цыганка». Работа со сказкой «Сказка про дружбу» РОпределяют и объясняют своё отношение к правилам и нормам человеческого общения ПУсваивают разные способы запоминания информации КОсознают необходимость признания и уважения особенностей других людей ЛПроявляют заботу о человеке при групповом взаимодействии Обсуждение, рисунок по сказке  
26-27 Тема «Какой ТЫ?»   Фронтальная работа, индивидуальная работа   Разминка «Неоконченные предложения», «Психологическая загадка», «Найди игрушку», «Топните те, кто», «Какого цвета твои глаза». Упражнения «Цыганка», «Заяц-Хваста», «Я задумал мальчика», «Интервью», «Прослушивание интервью». РОвладевают навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми ПОценивают правильность выполнения действий и корректируют при необходимости КУмеют соотносить позиции партнеров и собственную ЛУмеют налаживать контакты с окружающими Обсуждение, рисунок  
28-29 Тема «Трудности второклассника в школе, дома, на улице»   Работа в группах по алгоритму Разминка «Загадай игрушку», «Хрюкните те, кто…», «Крылатые качели». Упражнения «Копилка трудностей», «Театр». Рисунок «Трудные ситуации второклассника». РВыбирают, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор ПУсваивают разные способы запоминания информации КУмеют ставить вопросы для сотрудничества в поиске и сборе информации ЛОриентируются на понимание предложений и оценки учителя, товарищей Обсуждение, рисунок трудностей  
30-31 Тема «Школьные трудности»   Работа в группах по алгоритму Разминка «Изобрази предмет», «Бой быков», «Школа зверей», «Дважды два - четыре», «Взвигните те, кто…», «Изобрази ситуацию». Упражнения «Помоги Сереже». Работа со сказкой «В одном лесу жила-была…», «Про львенка и Пашу» РОпределяют и объясняют своё отношение к правилам и нормам человеческого общения ПВысказывают свое мнение КУмеют полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации ЛУмеют выражать себя в различных видах творческой и игровой деятельности Обсуждение, рисунок сказки  
32-33 Тема «Домашние трудности»   Работа в группах по алгоритму Разминка «Изобрази предмет», «Разные ладошки», «Если я улитка…», «Изобрази ситуацию», «Если я отличник». Работа со сказкой «О муравьишке», «Верить и стараться». РУмеют оценивать свой результат с помощью учителя ПУчатся находить положительные качества у себя и у других людей КВыполняют различные роли ЛПрименяют умения в области самоанализа и саморазвития Обсуждение, рисунок сказки  
  Тема «Итоговое занятие»   Фронтальная работа Фестиваль игр   РОпределяют и формулируют цель деятельности с помощью учителя ПУчатся работать по предложенному учителем плану КСтроят понятные для партнера высказывания ЛАнализируют и систематизируют полученные умения и навыки    
Итого 34 ч

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...