Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности проведения наблюдения и финансового оздоровления при банкротстве профессиональных участников рынка ценных бумаг




Ст. 2 Закона о банкротстве относит к процедурам, применяемым в деле о несостоятельности, наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение.

Можно отметить как недостаток Закона о несостоятельности 2002 г. отсутствие в нем комплексного специального регулирования процедур, применяемых в деле о банкротстве профессиональных участников фондового рынка. Более того, особенности регулирования банкротства профессиональных участников рынка ценных бумаг в данном Законе вообще не содержат особых правил проведения наблюдения, финансового оздоровления и мирового соглашения при банкротстве профучастников рынка ценных бумаг, указывая лишь на несколько общих особенностей проведения банкротства указанных субъектов фондового рынка, которые, по смыслу названных статей, должны применяться во всех процедурах, в том числе в наблюдении и финансовом оздоровлении.

Тем самым законодатель определил в качестве основного правила банкротства профучастников применение общих процедур, установленных Законом о несостоятельности 2002 г., а некоторые особенности применения этих процедур должны рассматриваться в качестве некоего дополнения, не изменяющего общего порядка.

Вместе с тем, даже такое скудное нормативное регулирование (а может быть и по его причине) существенным образом изменило проведение конкурсного процесса в отношении профучастников фондового рынка, оставив комплекс вопросов как для теории, так и для правоприменения. Поскольку, во-первых, конкретно для наблюдения и финансового оздоровления профессиональных участников рынка ценных бумаг Законом о банкротстве не установлено специальных правил; учитывая, во-вторых, наличие противоположного подхода законодателя к правовому регулированию особенностей внешнего управления и конкурсного производства профучастников, что создает предмет для нашего исследования в дальнейшем, считаем целесообразным остановиться на анализе общих особенностей банкротства профучастников, установленных, применительно к процедурам наблюдения и финансового оздоровления.

При этом мы не будем использовать положения Закона о несостоятельности кредитных организаций, регулирующих вопросы финансового оздоровления данных субъектов. Согласно ст. 3 и ст. 5 данного закона, в деле о банкротстве кредитных организаций применяется единственная процедура – конкурсное производство. Финансовое оздоровление же отнесено к мерам по предупреждению банкротства кредитных организаций и реализуется до отзыва лицензии Банком России, т.е. до возникновения необходимых признаков (условий) банкротства данной категории должников.

Наконец, необходимо сделать общее, весьма существенное, замечание, справедливое для всех процедур. Введение в отношении должника процедур банкротства не изменяет существа правоотношений, из которых возникло право требования кредитора к должнику: «кредитор в конкурсном процессе сохраняет право требования к должнику, а последний не освобождается от обязанности совершить в пользу кредитора определенное действие»[72]. Другое дело, что осуществление гражданских прав и исполнение гражданских обязанностей во время проведения банкротства юридических лиц связаны с определенными ограничениями и специальными правилами подобных реализации и исполнения, что, в свою очередь, обусловлено самой природой конкурсных отношений.

Наблюдение вводится по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании профучастника фондового рынка банкротом (п. 6 ст. 42 Закона о несостоятельности 2002 г.). При этом определение арбитражного суда о введении наблюдения выносится при наличии нескольких условий:

1) требование заявителя должно соответствовать условиям, установленным п. 2 ст. 33 Закона о банкротстве: его сумма должна быть не менее ста тысяч рублей, а просрочка в исполнении – не менее трех месяцев;

2) требование заявителя должно быть признанно обоснованным, что предполагает его установленность вступившим в законную силу решением суда либо решением уполномоченного органа (п. 3 ст. 6 Закона о банкротстве);

3) требование не удовлетворено должником на дату проведения судебного заседания по проверке обоснованности заявления о признании должника банкротом.

Анализируя место и роль процедуры наблюдения в общей системе процедур несостоятельности (банкротства), зарубежные авторы утверждают, что Россия избрала систему, которую иногда называют «единым входом» в процедуры несостоятельности[73]. После принятия арбитражным судом заявления о банкротстве должник автоматически попадает (за некоторыми исключениями) в процедуру наблюдения, которая является предварительным этапом перед выбором основной процедуры, а именно: финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения. В результате перед неплатежеспособным должником и его кредиторами стоит выбор: они либо попытаются спасти компанию вне процедур несостоятельности, либо начнут процедуру наблюдения как промежуточный шаг до принятия решения о введении окончательной процедуры[74].

Задачи процедуры наблюдения не изменяются и при применении этой процедуры в отношении профессиональных участников фондового рынка. К ним можно отнести обеспечение сохранности имущества должника (обеспечительная функция) и анализ его финансового состояния (подготовительная функция)[75].

Процедура наблюдения является одной из процедур российского конкурсного права. Она вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя или его определением с даты принятия заявления должника к производству.

Представляется, что сущность процедуры наблюдения связана с таким признаком современного законодательства о несостоятельности, как возможность проведения в рамках дела о банкротстве восстановительных процедур. Это значит, что указанная процедура прежде всего направлена на выявление перспектив осуществления реорганизационных мероприятий. В связи с этим главной целью наблюдения является проведение анализа финансового состояния должника с целью определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника в порядке и в сроки, установленные Законом о банкротстве. "Именно в ходе анализа финансового состояния должника можно сделать вывод о материальной основе дела о банкротстве и о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, а также удовлетворения требований кредиторов". Поскольку результаты финансового анализа должника предоставляются временным управляющим кредиторам должника, то в качестве производной от главной цели процедуры наблюдения является цель проведения первого собрания кредиторов, которое должно принять решение о дальнейшей судьбе должника.

Что же касается такой цели наблюдения, как сохранение имущества должника, предусмотренной в ст. 2 Федерального закона от 26 октября 2002 г. "О несостоятельности (банкротстве)", то она присуща не только указанной процедуре, поскольку обеспечение сохранности имущества должника является общей обязанностью арбитражного управляющего (ч. 4 ст. 24 Закона о банкротстве).

Зависимость наличия наблюдения от существования в рамках конкурсного производства восстановительных процедур можно также проследить на примере современного законодательства. Анализ действующего законодательства показывает, что процедура наблюдения не применяется к таким должникам, в отношении которых не осуществляется судебная санация. Так, например, ч. 1 ст. 225 и ч. 1 ст. 228 Закона о банкротстве гласит, что наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве ликвидируемого должника и отсутствующего должника не применяются; ч. 2 ст. 5 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" гласит, что при банкротстве кредитной организации наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и мировое соглашение, предусмотренные Законом о банкротстве, не применяются. В последнем случае следует отметить, что в отношении кредитной организации законом предусмотрено применение таких восстановительных процедур, как финансовое оздоровление, временная администрация, реорганизация кредитной организации. Однако перечисленные восстановительные процедуры носят внеконкурсный характер, т.е. реализуются вне рамок дела о несостоятельности.

Таким образом, наблюдение является специфической процедурой банкротства, появление которой связано с возникновением в конкурсном праве реабилитационных процедур, которые требуют предоставления кредиторам специальной информации с целью принятия решения о введении восстановительной или ликвидационной процедуры. Следовательно, там, где закон не предусматривает возможности судебной санации в отношении должника, не может быть применена данная процедура банкротства.

Анализируя процедуру наблюдения на примере российского опыта, можно прийти к выводу, что ее пороками являются риск снижения стоимости бизнеса должника из-за задержек в период наблюдения, невозможность быстрого принятия решения в делах о несостоятельности и сохранение руководством должника своих полномочий, хотя и под наблюдением временного управляющего. Последний недостаток, в свою очередь, резко затрудняет эффективность и оперативность осуществления временным управляющим своих полномочий, поскольку его способность выполнения своих функций в большей степени зависит от содействия должника и поддержке со стороны арбитражного суда. В силу этого арбитражный управляющий не контролирует ни дела должника, ни его документацию. Проблемой временного управляющего также является то, что он не контролирует банковский счет должника и, следовательно, не может знать, имеется ли достаточно средств для выплаты ему вознаграждения и покрытия его расходов.

Еще одним существенным недостатком процедуры наблюдения является то, что она значительно усложняет и замедляет конкурсный процесс. Подобное свойство оказывает крайне негативное влияние на правовой статус конкурсных кредиторов, поскольку, с одной стороны, увеличивает их процессуальные расходы, связанные с производством по делу, с другой стороны, дополнительно обременяет конкурсную массу, в результате чего понижается степень удовлетворения требований кредиторов.

Все вышесказанное позволяет с достаточным основанием сделать вывод о том, что основной недостаток существующей процедуры наблюдения связан с сохранением полномочий руководителя должника с ограничениями, установленными Законом о банкротстве. В связи с чем представляется целесообразным, с целью улучшения положения конкурсных кредиторов и повышения эффективности самой процедуры наблюдения, отказаться от дуализма в управлении имуществом должника и полностью передать данные функции временному управляющему.

Предлагаемое изменение способно решить проблему взаимоотношений руководства должника и временного управляющего. Однако оно полностью не решает такие проблемы процедуры наблюдения, как риск снижения стоимости имущества должника из-за задержек в период данной процедуры, ускорения и упрощения производства по делам о банкротстве.

В силу сказанного думается, что с целью устранения вышеуказанных недостатков процедуры наблюдения, а также "с целью совершенствования законодательства о банкротстве было бы правильным в будущем отказаться от института наблюдения".

Отказ от института наблюдения предполагает прежде всего отказ от системы "единого входа" в процедуры банкротства. При этом представляется, что более целесообразным является использование в российском законодательстве системы, которая основывается на входе в процедуры несостоятельности конкурсным производством с возможностью последующего выхода к восстановительным процедурам.

Правильность применения указанной системы в законодательстве о несостоятельности вызвано не только тем, что она представляется более эффективной по сравнению с системой "единого входа", а также тем обстоятельством, что она наиболее адекватно отражает сущность банкротства как объективного явления хозяйственной жизни.

Объективная сущность банкротства свидетельствует о том, что подавляющее большинство должников, прекративших платежи, в конечном счете оказываются банкротами и лишь незначительное количество дел заканчивается восстановлением платежеспособности должника (это является исключением из общего правила).

Несмотря на отмеченное выше, законодатель игнорирует указанное свойство банкротства и пытается на уровне закона представить исключения в виде правила, а правило в виде исключения (в частности, это выражается в приоритете восстановительных процедур перед ликвидационной процедурой). Подобные попытки в конечном счете оказывают негативное влияние на законодательство о несостоятельности в целом, поскольку, с одной стороны, при таком подходе восстановительные процедуры оказываются крайне неэффективными, с другой стороны, понижается степень удовлетворения требований кредиторов.

В силу этого полагаем, что при регулировании конкурсных отношений вышеуказанная сущность института банкротства должна найти свое адекватное отражение в законодательстве, которое должно принципиально изменить существующий сегодня подход к проблеме соотношения реабилитационных и ликвидационной процедур. В конечном счете правовое регулирование должно осуществляться путем выявления объективных закономерностей регулируемых общественных отношений и отражения их в правовых нормах, посредством наделения участников указанных отношений соответствующими субъективными правами и обязанностями.

Таким образом, главной целью процедуры наблюдения является проведение анализа финансового состояния должника с целью определения возможности или невозможности восстановления его платежеспособности. От объективности и оперативности получения данной информации зависит дальнейшая судьба как должника, так и требований кредиторов, поскольку выбор последних о ликвидации или реорганизации должника зависит от представленной арбитражным управляющим информации.

Как представляется, для достижения данной цели нет необходимости и целесообразности введения специальной процедуры банкротства. Данная цель может также достигаться в рамках конкурсного производства с одновременным и более ранним решением арбитражным управляющим иных важных задач конкурсного права.

В связи с этим думается, что проблема входа в процедуры банкротства должна быть решена в пользу такой из существующих систем, которая способна максимально эффективно обеспечить достижения указанной цели процедуры наблюдения.

Термин "финансовое оздоровление" упоминается в ст. 26 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", согласно которой учредители должника, собственник имущества унитарного предприятия, кредиторы и иные лица по соглашению с должником вправе были до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом принимать меры, направленные на финансовое оздоровление должника. Эти меры составляли досудебную санацию.

В ныне действующем Федеральном законе от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон о банкротстве) законодатель, расширив круг реабилитационных процедур, ввел новую процедуру и дал ей наименование "финансовое оздоровление", которая существует наряду с санацией (до 31.12.2008 - досудебная санация) и внешним управлением.

Процедура финансового оздоровления регулируется главой V Федерального Закона о банкротстве, ее понятие содержится в ст. 2, она определена как процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Процедура финансового оздоровления как самостоятельный институт банкротства неизвестна зарубежному законодательству и представляет собой специфику исключительно действующего российского законодательства о несостоятельности.

Ходатайствовать о введении финансового оздоровления перед первым собранием кредиторов, а в случаях, установленных Федеральным законом о банкротстве, непосредственно перед арбитражным судом могут:

1) должник на основании решения учредителей (участников), органа, уполномоченного собственником имущества должника, - унитарного предприятия;

2) учредители (участники) должника;

3) орган, уполномоченный собственником имущества должника - унитарного предприятия;

4) третье лицо или третьи лица.

При обращении к собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления вышеперечисленные лица обязаны представить при проведении процедуры наблюдения ходатайство и прилагаемые к нему документы временному управляющему и в арбитражный суд не позднее чем за 15 дней до даты проведения собрания кредиторов, при этом временный управляющий обязан предоставить кредиторам возможность ознакомиться с этими документами.

В соответствии с п. п. 1, 6 ст. 80 Федерального закона о банкротстве финансовое оздоровление вводится определением арбитражного суда на основании решения собрания кредиторов на срок не более 2 лет. В определении о введении финансового оздоровления должен быть указан срок финансового оздоровления, а также содержаться утвержденный арбитражным судом график погашения задолженности, а в случае предоставления обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности определение о введении финансового оздоровления должно содержать сведения о лицах, предоставивших обеспечение, о размере и способах такого обеспечения. При этом судом утверждается административный управляющий должника, в качестве которого выступает арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения финансового оздоровления в соответствии с Федеральным законом о банкротстве.

Основными документами, на основании которых должник действует в рамках финансового оздоровления, выступают план финансового оздоровления и график погашения задолженности, которые, как и сама процедура, являются сравнительно новыми для российского законодательства о банкротстве. Эти документы разрабатываются либо учредителями (участниками) должника, либо собственником имущества унитарного предприятия. При наличии противоречий между названными и иными документами приоритет имеют положения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности, а при наличии противоречий между ними большей юридической силой обладает график погашения задолженности как документ более конкретный, разрабатываемый в любом случае, в том числе и при отсутствии обеспечения исполнения должником обязательств.

Согласно п. 1 ст. 79 Федерального закона о банкротстве исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности может быть обеспечено:

- залогом (ипотекой);

- банковской гарантией;

- государственной или муниципальной гарантией;

- поручительством;

- иными способами, не противоречащими действующему законодательству.

Отметим, что в качестве предмета обеспечения исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности не могут выступать имущество и имущественные права, принадлежащие должнику на праве собственности или на праве хозяйственного ведения.

Правовое регулирование обеспечения исполнения должником обязательств осуществляется на основании соглашения об обеспечении обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности, заключаемого в письменной форме до дня принятия решения о введении финансового оздоровления между лицом или лицами, предоставившими обеспечение, и временным управляющим. Это соглашение вступает в силу одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления. По такому соглашению лицо или лица, предоставившие обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, несут ответственность за неисполнение должником указанных обязательств только в пределах стоимости имущества и имущественных прав, предоставленных в качестве обеспечения исполнения должником указанных обязательств.

В ходе финансового оздоровления органы управления должника осуществляют свои полномочия с ограничениями, установленными Федеральным законом о банкротстве. Так, например, согласно п. 3 ст. 82 Федерального закона о банкротстве должник не вправе без согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) совершать сделки или несколько взаимосвязанных сделок, в совершении которых у него имеется заинтересованность или которые:

- связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату, предшествующую дате заключения сделки;

- влекут за собой выдачу займов (кредитов), выдачу поручительств и гарантий, а также учреждение доверительного управления имуществом должника.

Кроме того, на основании п. 4 ст. 82 Федерального закона о банкротстве должник не вправе без согласия административного управляющего совершать сделки или несколько взаимосвязанных сделок, которые:

- влекут за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на пять процентов суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов на дату введения финансового оздоровления;

- связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, за исключением реализации имущества должника, являющегося готовой продукцией (работами, услугами), изготовляемой или реализуемой должником в процессе обычной хозяйственной деятельности;

- влекут за собой уступку прав требований, перевод долга;

- влекут за собой получение займов (кредитов).

Важную роль при финансовом оздоровлении играют план финансового оздоровления и график погашения задолженности. В соответствии с п. 1 ст. 84 Федерального закона о банкротстве план финансового оздоровления, подготавливаемый учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия в случае отсутствия обеспечения исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, утверждается собранием кредиторов и должен содержать обоснование возможности удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности.

Согласно п. 2 ст. 84 Федерального закона о банкротстве график погашения задолженности подписывается лицом, уполномоченным на это учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, а при наличии обеспечения исполнения должником обязательств должника также и лицами, предоставившими такое обеспечение. При этом с даты утверждения арбитражным судом графика погашения задолженности возникает одностороннее обязательство должника погасить задолженность перед кредиторами в сроки, установленные графиком.

Не позднее чем за 1 месяц до истечения установленного срока финансового оздоровления должник обязан предоставить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления, к которому прилагаются следующие документы:

- баланс должника на последнюю отчетную дату;

- отчет о прибылях и об убытках должника;

- документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.

Административный управляющий рассматривает отчет должника о результатах финансового оздоровления и составляет заключение о выполнении графика погашения задолженности, об удовлетворении требований кредиторов и о выполнении плана финансового оздоровления (при его наличии), которое не позднее чем через 10 дней с даты получения отчета должника о результатах проведения финансового оздоровления направляется кредиторам, включенным в реестр требований кредиторов, и в арбитражный суд.

Процедура финансового оздоровления вводится арбитражным судом по общему правилу на основании решения первого собрания кредиторов, которое должно сдержать предлагаемый срок финансового оздоровления, утвержденные план финансового оздоровления и график погашения задолженности. В случае принятия решения о введении финансового оздоровления по инициативе кредиторов Федеральный закон о банкротстве не требует наличия обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности.

Применение описываемой процедуры при отсутствии обеспечения невыгодно кредиторам и вряд ли устроит их собрание. Фактически это означало бы предоставление должнику отсрочки без каких-либо гарантий для кредиторов, в связи с чем п. 1 ст. 80 Федерального закона о банкротстве не нашел практического применения и, скорее всего, не найдет применения в дальнейшем.

Несмотря на это, исследуемая процедура, которая реально может достичь своей цели при условии предоставления обеспечения исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, так и не получила широкого распространения в судебной практике.

Обращают на себя внимание некоторые процессуальные проблемы проведения финансового оздоровления, устранение которых, по нашему мнению, может позитивно сказаться на применении названной процедуры.

В свою очередь вопрос о введении финансового оздоровления профессионального участника фондового рынка решается на первом заседании арбитражного суда по делу о банкротстве, проводимом по окончанию наблюдения. Необходимо отметить, что финансовое оздоровление - новая процедура, ранее не известная российскому конкурсному праву. Эта процедура «предоставляет должнику дополнительные возможности для восстановления платежеспособности, т.е. ее введение усиливает продолжниковую направленность законодательства»[76].

Финансовое оздоровление может быть введено определением арбитражного суда при наличии одного из следующих оснований:

ü по соответствующему ходатайству собрания кредиторов (п. 1 ст. 73, п. 1 ст. 74, п. 1 ст. 75, п. 1 ст. 80 Закона о банкротстве). При наличии такого ходатайства суд не должен вводить иную процедуру; при этом предоставление обеспечения является не обязательным[77]. По мнению М.В. Телюкиной, суд при вынесении определения «не может оценивать целесообразность финансового оздоровления для данного должника, а также реальность и исполнимость документов, на основании которых процедура будет проводиться (план финансового оздоровления и график погашения задолженности)»[78], т.е., суд не имеет права пойти против воли кредиторов, если они считают финансовое оздоровление целесообразным;

ü при отсутствии решения собрания кредиторов о дальнейшей судьбе должника основанием для введения финансового оздоровления будет соответствующее ходатайство учредителей (участников) должника, самого должника, уполномоченного государственного органа, третьего лица или третьих лиц, готовых предоставить обеспечение исполнения должником графика погашения задолженности (п. 2 ст. 75, ст.ст. 76-79 Закона о несостоятельности 2002 г.). Способ обеспечения может быть любым (кроме удержания, задатка, неустойки) - главное, чтобы его размер превышал не менее чем на 20% размер обязательств, включенных в реестр (размер реестровых требований). Таким образом, в данном случае процедура вводится при отсутствии выраженной воли кредиторов; причем вводить иную процедуру суд не должен;

ü против воли кредиторов, т.е. при наличии решения собрания о введении внешнего управления либо о признании должника банкротом. В такой ситуации основанием для финансового оздоровления будет соответствующее ходатайство указанных выше лиц, готовых предоставить в качестве обеспечения исполнения должником графика погашения задолженности банковскую гарантию (п. 3 ст. 75 Закона о банкротстве). При этом сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна не менее чем на 20% превышать размер реестровых требований.

Первая особенность, присущая процессу банкротства профучастников фондового рынка, заключается в его специальном субъектом составе. Данное правило предполагает, во-первых, право, а не обязанность суда привлечь указанных лиц в дело о несостоятельности; во-вторых, и это обращает на себя внимание, наделение уполномоченного органа по регулированию рынка ценных бумаг[79] и саморегулируемую организацию на рынке ценных бумаг[80] статусом лиц, участвующих в деле.

Закон о банкротстве различает две категории участников банкротного процесса: лиц, участвующих в деле о банкротстве (ст. 34) и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве (ст. 35).

Лицами, участвующими в деле о банкротстве, считаются те участники дела, которые имеют непосредственный материальный интерес в его исходе: должник, конкурсные кредиторы, уполномоченные органы, арбитражный управляющий, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления. Права и обязанности данных субъектов определены в статье 41 АПК РФ и конкретизированы нормами Закона о несостоятельности 2002 г. применительно к каждой из процедур банкротства.

Лицами, участвующими в арбитражном процессе по делу о банкротстве. являются лица, которые действуют в интересах определенных субъектов, т.е. в материальных интересах третьих лиц, в то числе и перечисленных в ст. 34 Закона о банкротстве. Это, например, представитель работников должника; представитель учредителей (участников) должника; представитель собрания либо комитета кредиторов (данные субъекты определены ст. 2 Закона о несостоятельности 2002 г.).

Выделение подобной категории участников арбитражного процесса необходимо для предоставления им определенных процессуальных полномочий. Эти полномочия меньше, чем у лиц, участвующих в деле. Тем не менее, участники арбитражного процесса по делу о банкротстве вправе заявлять жалобы на действия арбитражного управляющего, решения собрания кредиторов или комитета кредиторов, нарушающие их права и законные интересы (п. 3 ст. 60 Закона о банкротстве)[81].

В связи с изложенным, представляется неоправданным включение уполномоченного органа по РЦБ и СРО в число субъектов, определенных ст. 34 Закона о несостоятельности 2002 г. Ведь они не имеют непосредственного материального интереса при несостоятельности профучастников. Их основанная задача – контроль и регулирование профессиональной деятельности на фондовом рынке, эмиссии и обращения ценных бумаг.

Ч. 1 ст. 40 Закона о рынке ценных бумаг определяет уполномоченный орган по РЦБ как федеральный орган исполнительной власти по контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг через определение порядка их деятельности и по определению стандартов эмиссии ценных бумаг. В настоящее время таким органом является Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России)[82].

К основным функциям ФСФР России в области регулирования деятельности профессиональных участников фондового рынка, эмиссии и обращения ценных бумаг ст. 42 Закона о рынке ценных бумаг, в том числе отнесены:

1) утверждение стандартов эмиссии ценных бумаг и их проспектов;

2) разработка и утверждение единых требований к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами;

3) установление обязательных требований к операциям с ценными бумагами;

4) установление порядка и осуществления лицензирования различных видов профессиональной деятельности;

5) осуществление контроля за профучастниками фондового рынка;

6) разработка проектов нормативных правовых актов, связанных с вопросами регулирования рынка ценных бумаг, включая деятельность профучастников.

В свою очередь, саморегулируемой организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг именуется добровольное объединение профучастников, действующее в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг и функционирующее на принципах некоммерческой организации (ч. 1 ст. 48 Закона о рынке ценных бумаг).

К целям их создания и деятельности абз. 2 ст. 48 Закона отнес:

1) обеспечение условий профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг;

2) соблюдение стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг;

3) защита интересов клиентов профучастников;

4) установление правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами.

СРО устанавливает обязательные для своих членов правила осуществления профессиональной деятельности, стандарты проведения операций с ценными бумагами, а также осуществляет контроль за соблюдением установленных правил (абз. 4 ст. 48 Закона о рынке ценных бумаг).

Как видно из приведенных положений Закона о рынке ценных бумаг, ни ФСФР России, ни СРО, в силу своего предназначения и целей деятельности, не могут иметь материального интереса в процедуре банкротства профучастников.

Анализ положений ст. 34 и ст. 35 Закона о несостоятельности 2002 г. позволяет сделать вывод о том, что перечень лиц, участвующих в деле о банкротстве, в отличие от перечня лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, носит закрытый характер. По смыслу абз. 8 п. 1 ст. 35 указанного Закона, допускающего отнесение к числу лиц, перечисленных в данном пункте, иных лиц в случаях, предусмотренных АПК РФ и настоящим Федеральным законом, арбитражному суду должно было быть предоставлено право привлекать ФСФР России и СРО исключительно к участию в арбитражном процессе по делу о банкротстве.

Кроме того, ни положения Закона о рынке ценных бумаг (гл. 12 и 13), ни Положение о ФСФР России не предоставляют права указанным субъектам вступать в дело о банкротстве.

В этой связи, считаем внести изменения, расширив круг полномочий уполномоченного органа по РЦБ и СРО за счет права участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве профессиональных участников фондового рынка.

Одним из важных моментов в банкротном процессе является информирование заинтересованных лиц о порядке прохождения этого процесса. Закон о банкротстве содержит специальную норму, регламентирующую порядок опубликования сведений, им предусмотренных, а также указывающую на перечень сведений, подлежащих обязательному опубликованию при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве. Согласно абз. 2 п. 1 ст. 28 данного законодательного акта сведения о фактах введения наблюдения и финансового оздоровления включены в указанный перечень.

Вместе с тем, гл. 4 и гл. 5 Закона о банкротстве по-разному регулируют вопросы уведомления о введении наблюдения и финансового оздоровления.

Так, в отношении финансового оздоровления законодатель предпочел не устанавливать особенности такого уведомления, предоставив возможность действовать общим правилам ст. 54 Закона о банкротстве, т.е. сведения подлежали направлению административным управляющим в течение трех дней с момента получения им соответствующего судебного акта в адрес органа, определенного согласно требованиям ст. 28 Закона о банкротстве.

Поскольку наблюдение является первой процедурой, применяемой в деле о несостоятельности, регулирование уведомления об его введении осуществляется самостоятельной статьей. П. 1 ст. 68 предусматривает, что временный управляющий обязан в срок, установленный ст. 54 Закона о банкротстве (т.е. в течение трех дней), направить для опубликования сообщение о введении наблюдения в порядке, предусмотренном ст. 28 настоящего Федерального закона. П. 4 ст. 28 устанавливает круг данных, которые должны быть включены в сообщение.

Однако Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 296-ФЗ, которым были внесены существенные изменения в Закон о банкротстве, правовое регулирование <

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...