Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Модели и моделирование




 

 

А. Любая деятельность субъекта основана на моделировании

43. Все объекты в природе взаимодействуют друг с другом, но не «как попало», а по природным закономерностям, «природным правилам», которые, обнаружив, мы описываем и называем законами природы. Их можно назвать объективными ограничениями на существование всего происходящего в природе.

 

44. Это относится и к субъектам, которые тоже объекты. Однако, во взаимодействиях субъектов с окружающим его миром участвуют, вдобавок к законам природы, и другие факторы, присущие только субъектам. Эти факторы - Модели. Любые взаимодействия субъекта с его окружением происходят посредством моделирования.

 

45. Всевозможные активные (т.е. выходящие за рамки объективных) действия субъекта в окружающем его мире можно разделить на два типа: познание мира и его преобразование. Оба этих (сугубо субъективных) действия в самой своей сути основаны на использовании моделей, их внутренним механизмом является Моделирование.

 

46. Преобразовательная деятельность (работа, управление, целенаправленные изменения, реальности, и т.п.). Начинается с того, что еще до начала самого действия субъект определяет то, чего пока нет, но хотелось бы иметь, что должно появиться в конце работы – конечную цель. Описание конечного состояния есть его Модель. Но этим не исчерпывается включенность моделирования в преобразование реальности субъектом. Для достижения конечного результата необходимо выполнить некоторую последовательность промежуточных действий, приближающих состояние реальности к желаемому. Эту последовательность действий, прежде чем выполнять, нужно описать, т.е. создать её модель (план, алгоритм).

Таким образом, преобразовательная деятельность также невозможна без моделирования, основана на нем.

 

47. Познавательная деятельность. Конечный результат познания – полученные сведения о мире – должен быть зафиксирован, описан, представлен в виде соответствующей модели. Модель есть форма существования знаний. Конечным продуктом познания являются модели интересующей нас части Мира.

Но не только в заключительную часть познания «вмонтировано» моделирование. И сам процесс получения и извлечения информации субъектом извне происходит с помощью специальных врожденных рабочих моделей (органов чувств и нервной системы), обеспечивающих этот процесс.

 

48. Итак, особенностью субъекта, отличающей его от остальных объектов, является его активное, целеполагающее поведение, которое организовано не только законами природы, но и законами моделирования.

 

 

49. Модели являются средством субъективного поведения человека. Характерным является то, что совокупность моделей субъекта – сугубо индивидуальна, уникальна. Жизнь субъекта начинается с теми врожденными моделями, которые достались ему от родителей. Этот набор у каждого уникален по ассортименту и качеству, и поэтому извлекаемая с их помощью информация будет различаться. К тому же среда, в которой растет и развивается субъект, для каждого из них различна. Поэтому и приобретаемые модели субъекта будут уникальными. В итоге весь набор врожденных и благоприобретенных моделей субъекта носит индивидуальный характер.

Назовем всю совокупность моделей субъекта его культурой. Именно культура субъекта определяет то, что каждый субъект по-своему воспринимает действительность и по-своему реагирует на неё. Конечно, в различных индивидуальных культурах присутствует и общая («объективная») информация о едином реальном мире, в котором существуют все субъекты. Она-то и обеспечивает возможность общения и совместных действий разных индивидов. Но и при этом необходимо считаться с их индивидуальными отличиями

 

4б. Анализ и синтез –

Методы построения моделей

50. Объяснить, понять, познать нечто – значит построить модели, представляющие в нужной форме нужную информацию об интересующем нас объекте, процессе, явлении. Разнообразие объективных ситуаций и субъективных намерений обращения с ними приводит к соответствующему разнообразию моделей. Однако, в этом мире моделей наблюдаются и некоторые общности, регулярности (проявления общей системности). Например, типов базовых моделей всего три: черный ящик, состав, структура (в статическом и динамическом вариантах, и их комбинациях).

 

51. Для построения моделей существует два способа, получившие названия анализа и синтеза. Анализ предназначен для представления знаний о внутренней организации системы, а синтез – для описания внешних связей её с окружающей средой.

 

52. Процедура анализа состоит из трех операций:

1) Расчленить сложное целое на части, предположительно более простые.

2) Сделать попытку объяснить каждый фрагмент (Попытка может быть успешной или неудачной. При неудаче – возврат к первой операции).

3) Объединить объяснение частей в объяснение целого.

 

Можно построить блок-схему этой процедуры.

Результатом анализа являются:

- модель состава системы (перечень элементов)

- модель структуры системы (перечень связей между частями)

(В совокупности эти модели позволяют объяснить устройство и работу системы, в том числе – её эмерджентные свойства – что является целью анализа.)

- моделей черного ящика для всех элементов.

Как видим, все наши знания о внутреннем строении системы «упакованы» в три базовых модели.

 

53. Процедура синтеза состоит из трех операций:

1) Определение большей системы (метасистемы), в которую познаваемая система входит как часть

2) Определение состава и структуры метасистемы (её анализ)

3) Объяснение ролей, которые наша система выполняет в метасистеме (связей системы с другими частями метасистемы).

Можно построить блок-схему этой процедуры.

Результатом синтеза являются:

- Модель черного ящика для познаваемой системы.

Эта модель объясняет смысл существования познаваемой системы через её взаимодействия с окружающей средой. Но для получения этого конечного целевого продукта синтеза необходимо добыть и использовать другую информацию – о метасистеме. Эта информация представлена двумя моделями:

- Модель состава метасистемы

- Модель структуры метасистемы.

Это вспомогательные, побочные, но неизбежные продукты синтеза.

И снова мы видим, что все наши знания «упакованы» в три базовых модели.

 

54. Анализ и синтез не противоположны: в анализе есть этап синтеза, в синтезе есть этап анализа. Полное исследование может потребовать выполнения обоих методов; для некоторых целей может оказаться достаточным один из них.

 

 

В. Синтетическое рассмотрение

Понятия модели

55. Метасистема моделирования, в которую модель входит как часть, состоит из четырех компонентов:

- модель (носитель информации об оригинале)

- оригинал (моделируемая сущность, реальная или идеальная)

- субъект (организатор и пользователь моделирования)

- культура (инфраструктура моделирования).

Все они между собой связаны, но для объяснения понятия «модель» достаточно рассмотреть связи модели с остальными компонентами метасистемы.

 

56. Отношение «модель – оригинал»

- Модель есть отображение оригинала, т.е. модель содержит информацию об оригинале.

- Модель и оригинал – разные вещи; они не тождественны; кроме общего, у оригинала есть то, чего нет в модели, а у модели есть то, чего нет у оригинала. Не отображенное в модели состоит из двух частей: известное, но не включенное в модель, и неизвестное, и поэтому не могущее быть включенным в модель. Содержащееся в модели можно разделить на две части: общее с оригиналом, и то, чего нет у оригинала.

 

57. Отношение «модель – субъект»

- Модель есть целевое отображение оригинала: в модели должна содержаться информация, которая необходима для достижения цели субъекта при использовании им модели.

- Для разных целей нужна разная (наряду с общей) информация. Поэтому одному оригиналу может соответствовать множество разных моделей. Это различие может быть «небольшим», но может быть и «принципиальным», вплоть до противоположности.

- Для одной цели можно использовать разные модели (например, карты местности разного масштаба), но с разным успехом. Поэтому вводится важное понятие адекватности модели: модель называется адекватной, если её использование приводит к успешному достижению цели; в противном случае - неадекватной. Иногда полезно рассматривать степень адекватности модели.

 

58. Двум основным типам целей субъекта – познание и преобразование действительности – соответствуют два типа моделей: познавательные и прагматические.

59. Познавательные модели обеспечивают процессы получения и накопления сведений о познаваемом явлении. Типичным примером являются модели науки. Они не претендуют на окончательность: всегда есть что-то еще не познанное. В науке принято терпимо относиться к разным, и даже противоречивым, мнениям. Познавательные модели постоянно подвергаются сомнению и проверке на истинность, непрерывно уточняются и развиваются. Критерием истинности является согласованность модельных выводов с реальностью.

 

60. Сведения, содержащиеся в познавательных моделях, очень разнообразны. В этом разнообразии можно различать и сравнивать определенные группы. Например, по степени исчерпанности информации, по глубине проникновения в суть познаваемого явления, можно различать пять уровней (Р.Акофф):

- Данные: описание результатов наблюдений и/или измерений познаваемой сущности (например, протоколы экспериментов, показания свидетелей, и т.п.), - «сырые», исходные сведения.

- Информация: результат первичной обработки данных (их сортировки, группировки, классификации, упорядочения…).

- Знание: результат вторичной обработки данных (обнаружение связей и закономерностей в структуре информации).

- Понимание: результат объяснения обнаруженных закономерностей; построение соответствующих моделей (теорий), показывающих, почему закономерности таковы. Объяснение может быть ретроспективным (чем вызвана данная зависимость) или проспективным (каковы её последствия).

- Мудрость: сведения о значимости, смысле, ценности, полезности или вредности сведений, полученных на предыдущих четырех ступенях развития модели и основанных на них действий. Там внимание сосредотачивалось на том, чтобы как можно лучше выполнить моделирование, правильно сделать дело. Здесь же вопрос ставится о том, чтобы делать правильное дело. (Можно очень хорошо выполнять нехорошее дело, можно плохо делать хорошее дело. Первое увеличивает вред, второе снижает пользу).

 

61. Прагматические модели обслуживают процессы преобразования реальности в соответствии с целями субъекта. Они отображают несуществующее, но желаемое (проекты, планы, программы, алгоритмы, нормы, и т.п.), и имеют нормативный, директивный характер. Это придает им статус «единственно верных» (религия, мораль, стандарты, технологии, и т.д.), что отличает их от познавательных моделей. И использование этих моделей различается: познавательная модель «подгоняется» к реальности, в преобразовательной деятельности – реальность «подгоняется» под Модель.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...