Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Религиозная социализация личности




Введение

Вся жизнь человека: его характер, чувство ответственности, добрые или дурные привычки, умение справляться с трудностями, степень его религиозности во многом обусловлены его воспитанием. Светлые воспоминания детства питают и согревают человека в трудные минуты жизни, и, напротив, люди, с не счастливым детством, ничем не могут восполнить его. Когда мы встречаем таких людей - сирот, не знавших родительской ласки; пасынков и падчериц с изломанной душой вследствие тяжелой домашней обстановки; незаконнорожденных, брошенных на попечение чужим людям - мы чувствуем лежащий на их душе отпечаток тяжелых и болезненных ранних впечатлений и воспоминаний.

На социализацию человека влияет очень много факторов: семья, друзья, школа, средства массовой информации, фильмы, книги и т.д. Но нельзя исключить влияние такого серьезного фактора как религия.

Несомненно, любое воспитание - это некоторое навязывание человеку определенной модели поведения родителями, учителями, старшими друзьями. Если говорить о религиозном воспитании, то у детей есть свой интерес к религиозной реальности. В жизни ребенка обязательно должен присутствовать период мифологического восприятия мира. Значит ребенку нужно религиозное воспитание просто для того, что бы быть ребенком. Ребенок не агностик, его восприятие духовного мира и живо, и реалистично. Он очень мистично видит мир. Но мир ребенка ограничен и чудо в нем имеет постоянную прописку.

Сегодняшнее поколение детей дичает, грубеет, теряет человеческое обличие. А религия дает людям надежду на светлое будущее, заставляет их верить в чудо, нравственно и эстетически воспитывает и одухотворяет. Это не значит что религия притупляет чувства реальности этого мира у ребенка, религия помогает приспособиться к порой тяжелой реальности. Люди, по привычке совершающие религиозные обряды, предписывают своим детям следовать семейной традиции.

Другие, чьи религиозные убеждения поколебались вследствие научных доводов или нравственных убеждений, напротив, чувствуют необходимость порвать с религией. Одни осознают, что их взгляды претерпели со временем заметные изменения и несравнимы с прежними детскими представлениями о вере, поэтому не считают нужным давать детям какое-то особое религиозное образование. Другие, независимо от того, каковы их нынешние взгляды, хотят, чтобы их дети прошли такой же путь, какой выпал на их долю, и чтобы дети, повзрослев, смогли самостоятельно сделать свой выбор. Эти родители считают: если ребенка с раннего детства не воспитывать в религиозном духе, у него позднее не будет иного выбора, кроме атеизма. Несмотря на различные мнения, как правило, все сходятся в двух позициях, а именно - всем хотелось бы, чтобы дети были знакомы с их религией и выросли с четкими представлениями о нормах морали и хорошего поведения. Верующие люди к тому же убеждены, что их вера и молитвы - большая помощь и поддержка всем, кому предстоит преодолевать сложности жизни.

Однако, необходимо заметить, что феномен религиозности относится к одному из массовых и стойких общественных явлений. И сегодня можно наблюдать значительное усиление интереса к религии не только в самых разнообразных социальных странах, но и в семьях, где велика власть культурных традиций. Кроме этого деятельность религиозных организаций, связанная с сохранением традиций и ценностей народа (а главной ценностью часто выступает семья), сопровождается активным неприятием ныне пропагандируемых установок общества потребления, индивидуалистических и прагматических ориентации. И сегодня религия становится одним из основных признаков этнического самосознания у человека.

Религиозная социализация личности

Религиозность, как характеристика личности человека, обусловлена наличием у него особой парадигмы восприятия мира, как сотворенного Богом. Для сознания верующего в Бога человека научная, этическая, эстетическая картины мира имеют дополнительный характер, в то время как теологическая установка в психологии человека является доминирующей. Личностное стремление к установлению связи с Творцом мира определяется нами в качестве религиозной потребности в структуре личности человека (от religio (лат) - связь). Значительная часть верующих в Бога людей соотносят свою личную религиозность с традиционными религиями и стремятся к выражению своих религиозных потребностей в формах, утвердившихся в религиозной традиции. Таким образом, религиозность исследуется в ситуациях исповедания личностью определенной религии. Создание человеком собственного образа того, в чем и как может выражаться его индивидуальная вера в Бога, формулирование собственных постулатов духовной жизни, не соответствующих традиционным религиозным учениям, как правило, исследуется в рамках изучения феноменов нетрадиционной религиозности или отвлеченной духовности.

Постижение религиозной традиции в основном происходит в процессе религиозного воспитания и образования. Наряду с этими процессами всегда имеет место процесс религиозной социализации отдельной личности и групп людей. Изучению содержания и сущности религиозного образования и воспитания в настоящее время посвящено немало научных работ. Значительно меньше исследована религиозная социализация и связанные с нею особенности становления и развития личности.

Религиозная социализация определяется как процесс приобщения индивида к определённой религиозной идеологии или усвоения индивидом религиозных ценностей и норм.

 

В процессе религиозного воспитания верующих индивидам и группам целенаправленно и планомерно внушаются (индоктринируются) мировоззрение, мироощущение, нормы отношений и поведения - соответствующие вероучительным принципам определенной конфессии (вероисповедания).

Религиозное воспитание осуществляется: священослужителями; верующими агентами социализации (родителями, родственниками, знакомыми, членами религиозной общины и пр.); педагогами конфессиональных учебных заведений (как основных - средних школ, колледжей и пр., так и дополнительных - воскресных школ, библейских кружков и др.), в ряде стран - преподавателями религии в светских учебных заведениях; различными объединениями, в том числе детскими и юношескими, действующими при религиозных организациях или под их влиянием; рядом светских детских и юношеских организаций (например, скаутов); средствами массовой коммуникации, находящимися под контролем религиозных организаций.

В основе религиозного воспитания лежит феномен сакрализации (от лат. sacrum - священный), т.е. наделения явлений окружающей действительности священным содержанием, придания божественного смысла обыденным мирским процедурам через их обрядовое освящение.

Выделяют два уровня религиозного воспитания - рациональный и мистический.

Рациональный уровень включает в себя три основных компонента - информационный, нравственный и деятельностный, содержание которых имеет конфессиональную специфику. Так, в православии информационный компонент - это тот объем знаний, который воспитуемые получают по истории церкви, богословию, догматике, священной истории; нравственный - научение воспитуемых преломлению собственного опыта через требования христианской морали; деятельностный – участие в богослужениях, церковное творчество, дела милосердия.

Мистический уровень тесно связан с рациональным, и его можно охарактеризовать лишь настолько, насколько он в нем проявляется. Мистический уровень в значительно большей степени, чем рациональный, имеет специфический характер в различных конфессиях. Например, мистический уровень православного воспитания определяют следующие моменты - подготовка и участие в церковных таинствах, домашняя молитва, воспитание чувства благоговения и почитания святынь.

В процессе религиозного воспитания используются различные формы, многие из которых аналогичны по внешним признакам формам социального воспитания (урочная система, семинары, лекции и пр., клубы для различных групп верующих, праздничные мероприятия, любительские хоры, оркестры, экскурсии и т.д.), но приобретают сакральный смысл, наполняясь специфическим для религиозного воспитания содержанием.

Многообразны средства религиозного воспитания, которые определяются конфессиональными особенностями. Так, в христианских конфессиях таковыми являются: церковное богослужение, приобщающее верующих к церковной жизни, к таинству общения с Богом; проповедь, сообщающая важнейшие положения вероучения и побуждающая к соответствующему поведению; молитва, помогающая научиться вырабатывать нужный душевный настрой; исповедь, которая приучает к самоанализу и к мысли о неотвратимости наказания за грех (проступки); пост, помогающий обуздать плоть, смирять гордыню, вырабатывать стойкость; епитимья - наказание, способствующее укреплению в вере и соблюдению норм отношений и поведения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...