Тяговые расчеты строительных машин. Понятие о сцепной массе. Коэффициент сцепления движителя с дорогой. Общая характеристика сопротивлений передвижения машины. Уравнение движения
Для определения сопротивлений передвижению машины необходимо знать её тяговые возможности. Сопротивление передвижению W выражается следующим уравнением (в этом уравнении сохраняются только те сопротивления, которые имеют место в конкретном транспортном режиме работы машины): Где Wp – сопротивление на рабочем органе машины, кН; Wp зависит от назначения и типа машины, характера выполняемых работ, конструкции рабочего органа и иных факторов. Его расчет ведут для конкретных типов технологических машин. Wпер – сопротивление передвижению движителей по горизонтальному пути, кН; Где f – коэффициент сопротивления передвижению движителя; G – вертикальная составляющая внешней нагрузки на движители, кг, т. Wпов – сопротивление повороту машины. Его не учитывают для колесных машин по твердому основанию (асфальтобетону, бетону и.т.п). В зависимости от типа покрытия сопротивление может быть разным и выражаться следующими зависимостями: 1. Для колесных машин езда по рыхлому грунту: 2. Для гусеничных машин езда по вязкому рыхлому грунту: 3. Для гусеничных машин езда по твёрдому грунту: С уменьшением радиуса поворота (Rпов) – Wпов возрастает. Wy – сопротивление движению на уклоне местности, кН. Оно определяется из выражения: , где m – масса машины, кг, т; g = 9,81 м/с²; α – угол наклона поверхности земли, °. Wп – сопротивление инерции при разгоне и торможении, кН. Оно определяется из выражения: , где V – скорость в конце разгона или начале торможения м/с; tp(T) – время (продолжительность) разгона (торможения). «+» - при разгоне и «-» - при торможении. Wв – сопротивление ветрового давления, кН. Оно определяется из выражения: , где S – площадь воспринимающая давление ветра, м²; qв – распределенная ветровая нагрузка на 1 м2 поверхности (Па) (от географической зоны работы машины).
Таблица коэффициентов сопротивления передвижению f и коэффициенты сцепления φ2
Снег и болото – учитывают только для шинноколесных, для гусеничных машин пренебрегают. Движение машины возможно, если выполняется условие (условие движения) Tmax > W, т.е максимальное тяговое усилие Тmax должно быть не меньше суммарного сопротивления движению W. Усилие Тmax ограничено двумя факторами: мощностью привода; условиями сцепления движителями с опорным основанием, с которыми оно связано следующими зависимостями:
где Px – суммарная мощность двигателей, Вт; ηx – общий КПД; V – скорость передвижения, м/с; φ – коэффициент сцепления движителя с основанием. Если условие не выполняется по Тmax(Рx): 1) не хватает мощности, машина не может двигаться;
Если условие не выполняется по Тmax (φ): 2) нет движения из-за буксования движителей (подкладывают материал с большим φ). Комплексная механизация земляных работ осуществляется различными комплектами машин, состав которых зависит от технологических факторов и от типа ведущей машины. Технологические факторы: характер земляного сооружения; виды работ; объем выполняемых работ. В зависимости от технологических факторов выбирается ведущая машина, а затем – комплектующие вспомогательные машины. Ведущая машина выполняет основной технологический процесс – отрывка грунта. Перемещение (транспортировка) грунта осуществляется либо ведущей машиной (экскаватор при работе в отвал, бульдозеры, скреперы, одноковшовые погрузчики), либо специальными транспортными средствами, включаемые в состав комплекта. Ведущая машина может также выполнять и другие процессы: подготовительные и вспомогательные, планировку, рыхление, уплотнение, разравнивание грунта, зачистка, водопонижение, водоотлив. Эти процессы могут выполнять и специальные машины (катки, трамбовки). Наиболее распространенным является экскаваторный способ комплексной механизации земляных работ, т.к. технологическая универсальность одинаковых экскаваторов и возможность их работы с различными видами ТС позволяет применять экскаваторные комплексы почти для всех видов земляных работ при грунтах различных групп. Экскаваторы непрерывного действия используются преимущественно для отрывки траншей в отвал или в транспорт. Некоторые модели ЭТР позволяют рыть мерзлые грунты в плотном теле. Скреперы используются преимущественно для устройства насыпей, выемок и планировки площадей в грунтах до III-й группы (грунты IV группы рыхлят предварительно). Рациональная дальность перевозки грунта зависит от типа скрепера: прицепные – до 0,5…1 км; полуприцепные – до 2…5 км (с пневмоколесными тягачами). Бульдозер, как ведущая машина, используется для устройства насыпей и выемок, планировки площадей в грунтах до 3 категорий (а в комплексе с рыхлителями – в более плотных грунтах) при небольшой дальности перемещения грунта (до 100-150 м). При разработке мерзлых грунтов и грунтов IV группы и выше в технологические комплекты включают машины, которые могут разрабатывать эти грунты в плотном теле, или обеспечивают возможность последующего использования экскаваторов, скреперов или бульдозеров: цепные; рыхлители; гидропневмомолоты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|