Первое и Второе краевые правительства в Крыму общее отличие. Крымское краевое правительство — два органа власти с таким названием, которые существовали друг за другом с июня 1918 года до апреля 1919 года. Были различными по составу и по политической ориентации: протурецко-прогерманское и профранцузское. 1) Крымское краевое правительство (06 - 11.1918) создано 25 июня 1918 года в Симферополе под эгидой немецких оккупационных войск, захвативших территорию Крыма в нарушение условий Брестского мира 1918 года и разгромавших при участии татарских нациоанлистов Таврическую ССР. Премьер-министр, министр внутернних и военных дел - татарский националист генерал М.А.Сулькевич, министр иностранных дел Д.Сейдамет (18 мая избран крымско-татарским парламентом - курултаем - премьер-министром правительства, но не был утвержден германским командованием) и др. Вся деятельнсоть правительства, националистическая часть котрого стремилась к независсимости Крыма, находилась под полным контролем оккупационного командования. В июле 1918 года правителсьвенная делегация посетила Берлин с целью добиться признания германским правительством независимости Крыма от Украины, получить от него займы и установить торговые отшением я Германией. Негласно германскому правительству была также предложена докладная записка Крымско-татарской директории о создании Крымского ханства (под покровительством Германии и Турции). Это вызвало раскол в правительстве. После ухода из Крыма немецких оккупационных войск правительство Сулькевича 15 ноября 1918 года передало власть Крымскому краевому правительству во главе с С.С.Крымом (см. ниже). 2)Крымское краевое правительство (11.1918 - 04.1919) создано 15 ноября 1918 года в Симферополе на съезде губернских гласных, представителей городов, уездных и волостных земств. Председатель Совета Министров - кадетС.С.Крым, министр юстиции - кадет В.Д.Набоков и др. Опираясь в своей деятельности на вступившие в Крым французские войска, поставило своими задачами: сближение со всеми возникшими на русской земле организациями, стремившимися к воссоединению единой России; восстановление органов общественного самоуправления и перевыборы их в соотвествии с законами Временного правительства; созыв крымского краевого сейма (при этом правительство выступало против введения какого-либо татарского национального самоуправления). Декларированные правительством демократические свободы на деле не соблюдались; для борьбы с революционным (пробольшевистским) движением им был издан ряд исключительных законов о внесудебных арестах и о военной цензуре, применение которых было вверено созданному Советом Министров 7 февраля 1919 года Особому совещанию в составе министра внутренних дел, министра юстиции и начальника штаба Добровольческой армии, вошедшей в Крым по соглашению с правительством для поддержания в крае порядка. 30 марта правительство учредило Комитет обороны края (во главе с командующим Крымско-Азовской армией); были сформированы добровольческие бригады из немецких колонистов, татарских националистов и др. В конце апреля 1919 года при взятии Севастополя Красной армией правительство бежало в Константинополь. На территории Крыма была создана Крымская ССР
47. Врангель в крыму. Пётр Никола́евич Вра́нгель (15 (27) августа 1878, Новоалександровск, Ковенская губерния, Российская империя — 25 апреля 1928, Брюссель, Бельгия) — русский военачальник, участник Русско-японской и Первой мировой войн, один из главных руководителей (1918−1920) Белого движения в годы Гражданской войны. ГлавнокомандующийРусской Армии в Крыму и Польше (1920). Генерального штаба генерал-лейтенант (1918). Георгиевский кавалер. Получил прозвище «чёрный барон» за свою традиционную (с сентября 1918 года) повседневную форму одежды — чёрную казачью черкеску с газырями. Врангель выехал в Крым. Здесь в Ялте, на даче, он проживал вместе с семьей как частное лицо. Поскольку ни пенсии, ни жалования он тогда не получал, жить приходилось на доходы от имения родителей его жены в Мелитопольском уезде и банковские проценты. В Крыму он пережил и Крымско-татарское правительство и Таврическую советскую республику и германскую оккупацию. Во время советской власти в Крыму Врангель едва не погиб от произвола Севастопольской ЧК, но по счастливой для него поддержке жены (председатель ревтрибунала "товарищ Вакула" поразился супружеской верности Ольги Михайловны, пожелавшей разделить со своим мужем участь плена) был освобожден и скрывался, до прихода немцев, в татарских селах. После начала немецкой оккупации и прихода к власти гетмана Скоропадского Врангель решает вернуться к военной службе и пытается сначала поступить в ряды формируемой армии "самостийной Украины", а затем едет на Кубань, где к этому времени (лето 1918 года) развернулись жестокие бои Добровольческой армии, выступившей в свой 2-й Кубанский поход. В Белой армии сложилась к этому времени своеобразная иерархия. В ней не принимались в расчет прошлые боевые заслуги, чины, награды и звания. Главным становилось участие в борьбе с большевиками с первых дней возникновения Белого движения на юге России. Генералы, офицеры, участники 1-го Кубанского ("Ледяного") похода – "первопоходники", пусть и в небольших чинах, как правило, всегда пользовались преимуществами при назначении на те или иные должности. В этой ситуации рассчитывать на получение сколько-нибудь значимого чина Врангелю не приходилось. Помогла его известность кавалерийского начальника. Благодаря своей "прошлой славе" Врангель был назначен командиром 1-й конной дивизии, составленной, главным образом, из кубанских и терских казаков. Но на этой должности генерала ждали серьезные проблемы
48. Крымская Автономная Советская Социалистическая Республика-государственное образование на территории Крымаобразованное из части бывшей Таврической губернии Российской империи, занимавшей площадь Крымского полуострова. Существовала в 1921—1946 гг. в составе РСФСР, в 1991—1992 гг. в составе УССР и в 1992—1994 гг. в составе Украины. Автономная Крымская Социалистическая Советская Республика в составе РСФСР была образована 18 октября 1921 года на части территории бывшей Таврической губернии. На основании постановления ВЦИК и СНК об автономии Крымской Советской Социалистической Республики она была образована «в границах Крымского полуострова из существующих округов: Джанкойского, Евпаторийского, Керченского, Севастопольского, Симферопольского, Феодосийского и Ялтинского»; вопрос о северных границах республики подлежал отдельному рассмотрению. Первая конституция крымской автономии была принята 10 ноября 1921 года. 5 мая 1929 года была принята новая Конституция, согласно которой название автономии было изменено на Крымская Автономная Советская Социалистическая Республика. Преобладающие народы — русские, крымские татары, украинцы, греки и караимы. В 1932 году её площадь составляла 25,9 тыс. км². В 1937 году Малая Советская Энциклопедия писала в статье "Крымская АССР": "Крым превращен в передовую индустриально-аграрную национальную республику." (МСЭ, 1937, том 5). Национальный характер автономных республик также, отмечался и в других изданиях, к примеру в Большой Советской Энциклопедии:"Автономная советская социалистическая республика, самоуправляющаяся национально-территориальная единица. Республиканская автономия есть форма политического самоуправления для тех наций Советского Союза, к-рые, в отличие от наций, организованных в автономные области, находятся на более высокой ступени, по своей численности и культурному уровню, но к-рые, тем не менее, еще не настолько значительны, чтобы образовать Союзную республику как часть СССР. Сообразно с этим строятся юридические формы А. р." Статья "Автономная советская социалистическая республика" (БСЭ, 1926 год) "Автоно'мная респу'блика, автономная советская социалистическая республика (АССР), советское социалистическоенациональное государство, входящее в состав союзной республики и осуществляющее государственную власть вне пределов компетенции союзной республики на автономных началах." Статья "Автономная республика" (БСЭ, 1950 год) В 1941—1944 годах территория Крыма была оккупирована нацистской Германией и Румынией. В 1944 году по решению советских властей была произведена депортация крымских татар (18 мая), армян, болгар и греков (26 июня). Два года спустя, 25 июня1946 года, автономия была упразднена и преобразована в Крымскую область РСФСР
49.
Социально-экономическое развитие Крыма в 20-е – 30-е годы XX в. После гражданской войны Крым находился в очень сложной ситуации. Хозяйство полуострова было разрушено. Промышленное производство по сравнению с довоенным 1913 годом упало в три раза. На одну треть сократилась посевная площадь, наполовину снизилась урожайность. В жалком состоянии оказались сады и виноградники. Резко уменьшилось поголовье скота. Население остро нуждалось в хлебе, одежде, топливе, керосине, спичках и т.п. Денежные знаки обесценились. Все это привело к тяжелым социальным и политическим последствиям. В два раза сократилась численность рабочих. Образовалась большая армия безработных, значительную долю которых составили демобилизованные красноармейцы. Осложнились межнациональные отношения. По переписи населения, проведенной в апреле 1921 г., в Крыму проживало 720 тыс. человек 59 национальностей. Основную массу населения, 51,5% составляли русские и украинцы, 25,9% - крымские татары, 6,8% - евреи, 5,9% - немцы, затем армяне, поляки, греки, караимы. Сменявшие друг друга власти в ходе гражданской войны зачастую использовали в своих целях национальную рознь, не разрешали на деле земельный вопрос, тесно связанный с национальным. Летом 1921 г. проявились признаки наступавшего голода. В дальнейшем это бедствие приобрело катастрофический размах. Оно коснулось в первую очередь крымских татар предгорных и горных районов, не ведших зернового хозяйства.При такой обстановке в Москве было решено создать Крымскую Автономную Республику. 8 октября 1921 г. ВЦИК утвердил положение "О Крымской Советской Социалистической Республике". Через 10 дней появилось постановление ВЦИК и СИК об образовании Крымской АССР. 10 ноября 1921 г. I Всекрымский Учредительный съезд Советов принял ее Конституцию. Председателем Крым ЦИК стал Ю. П. Гавен, председателем СНК Крыма - С. Г. Саид-Галиев. Вскоре был сформирован и аппарат управления республики - 13 наркоматов и 3 управления. Основной задачей правительства новой республики стало возрождение хозяйства. Был взят курс на одновременное восстановление всех отраслей промышленности. Но к 1925 г. стала очевидной его нереальность. Для осуществления намеченного у республики не было достаточных материальных ресурсов. Поэтому в дальнейшем силы концентрировались на развитии менее пострадавших отраслей - табачной, консервной, кожевенной, соляной, полиграфической. Довоенный уровень промышленного производства был превзойден Крымом только в 1929 г. Не только экономическое, но и политическое значение приобрел земельный вопрос. В его разрешении было заинтересовано большинство крестьянства. До самого конца гражданской войны в Крыму сохранялись дореволюционные земельные отношения. Основная часть земель продолжала находиться у помещиков и церкви. Законодательные акты Советской власти о земле проводились в жизнь медленно и непоследовательно. Эту работу намечалось завершить в 1926 году. Но к этому времени землеустройство не было завершено. Внимание было отвлечено борьбой с голодом. Весной 1922 г. голодало 500 тыс. человек, около 70% населения Крыма. Голодная смерть в 1921-1922 гг. унесла жизни более 75 тыс. крымчан. Общее число погибших на весну 1923 г., возможно, превысило 100 тыс. человек, из них 75 тыс. - крымские татары. Последствия голода удалось ликвидировать лишь к середине 20-х гг. Новая экономическая политика, как и в целом по России, осуществлялась в Крыму противоречиво. Несмотря на решение Х съезда РКП(б) о замене продразверстки продналогом, до середины 1921 г. в Крыму продолжалось ее взимание. Была поставлена заведомо невыполнимая задача - собрать в деревне не менее 9 млн. пудов хлеба (фактически же сбор за 1921 год составил 2 млн. пудов). Осенью 1922 года с началом реализации нового урожая наблюдается некоторое оживление частной торговли. В дальнейшем частный капитал интенсивно развивался и во втором полугодии 1925/26 хозяйственного года (пик развития НЭПа в Крыму) насчитывалось 6900 частных торговых единиц. В сфере
промышленности частные предприятия производили более четверти всей продукции. В мелкой и кустарной промышленности они занимали доминирующее положение. Городской рынок постепенно насыщался товарами. Симферопольская товарная биржа по ряду показателей вышла на первое место в стране. Крымвнешторг налаживал торговые операции с европейскими странами, предлагая сырье, фрукты, вина и закупая промышленные товары и оборудование. Видное место на внутреннем рынке играла потребительская кооперация. Собственная ограниченность НЭПа стала бедой, предрешившей его окончательную судьбу в конце 20-х годов, когда в экономической области был взят курс на его сворачивание и усиление нейтралистских плановых начал. Чрезвычайные меры 1928 г. - принудительное изъятие хлеба у крестьян по методу "военного коммунизма" периода гражданской войны ознаменовали наступление новой эпохи. В 1928 г было создано 243 группы бедноты. К концу первой пятилетки (1932 г.) объем промышленной продукции в Крымской АССР на 20% превзошел сельскохозяйственную. Но осуществлявшаяся по указанию сверху индустриализация, в конечном итоге обернулась для населения Крыма рядом негативных последствий. Строившиеся здесь химические предприятия заражали своими отходами землю, воду, воздушное пространство. Промышленные отрасли базировались преимущественно на привозном сырье. Создание энергоемких производств потребовало интенсивного развития энергетики. Однако в структуре крымской промышленности высокий удельный вес сохраняли и кустарные промыслы. Высокими темпами шло кооперирование кустарей. В 1928 году насчитывалось 234 артели - кожевенные, ткацкие, войлочные, гончарные и др. Постепенно решалась проблема безработицы, однако на январь 1930 года на биржах труда республики числилось еще 28,5 тыс. безработных. Ускоренными темпами и административными методами проводилась коллективизация крестьянских хозяйств. Заметную роль в ней сыграла такая акция, как эксперимент с переселением евреев из Украины и Белоруссии с целью освоения пустующих земель. Расходы взяла на себя американская организация "Джойнт". За период с 1923 по 1934 гг переселилось 5441 семейство, объединившиеся в колхозы. Коллективизация сопровождалась активным сопротивлением части крестьянства, нередкими случаями уничтожения активистов Советской власти. Тем не менее, к началу 1931 г. местные власти рапортовали о завершении сплошной коллективизации Крыма. К 1934 г посевная площадь единоличных крестьянских хозяйств составляла лишь 3,8%. В 1930-1931 гг. в Крыму было раскулачено и выслано 4325 крестьянских семей (до 25- 30 тыс. человек). Раскулачивание продолжалось до середины 30-х годов. Восстановление хозяйства сопровождалось изменениями в административно-территориальном делении республики. В 1921 г. Крымская АССР была поделена на 7 округов и 20 районов. В 1923 г. округа были упразднены, а районы укрупнены, их стало 15. Впервые были учтены и национальные факторы. При отделе пропаганды и агитации Крымского областкома партии были образованы татарское и армянское бюро, немецкая, еврейская, греческая и эстонская секции. Возникли 30 клубов национальных меньшинств. Составной частью национально-культурного строительства явилась политика коренизации, проводившаяся с 1921 г. Она преследовала главным образом цели приближения управленческого аппарата к крестьянским массам и предусматривала перевод делопроизводства в советских учреждениях, а также средств массовой информации и культурно- просветительных учреждений на родной для них язык. Проведение системы таких мер в Крыму историки обозначили термином "татаризация". Лица крымскотатарской национальности пользовались предоставленными им преимуществами при выдвижении на руководящие посты, из их среды в первую очередь подготовлялись национальные кадры республики. Такой курс обосновывался культурной отсталостью крымских татар, необходимостью быстрейшего ее преодоления. Административный, механический подход к коренизации привел к обратным результатам: удельный вес крымских
татар в управленческих структурах к 1939 г. снизился по сравнению с концом 20-х гг. В 1929 г. V съезд Советов Крыма внес дополнения и изменения в Конституцию республики. Они были направлены на усиление регламентации прав высших государственных органов Крымской АССР. Практически это были последние решения, в которых сохранялись некоторые принципы автономии для республики. Все последующие изменения сопровождались ликвидацией автономных начал в деятельности ее государственных органов, подчинением их центру. Предложения о повышении статуса республики до союзной были отвергнуты как контрреволюционные. Новая Конституция Крымской АССР, принятая в 1937 году Чрезвычайным съездом Советов Крыма, закрепила эти изменения. Согласно ей аппарат государственного управления практически лишился всякой автономии. В случае расхождений между законодательством РСФСР и Крымской АССР на территории республики действовали законы и распоряжения центральных ведомств РСФСР. Продолжало изменяться территориальное деление Крыма. В 1930 г было образовано 16 районов, из них 5 - татарских, 1 немецкий, 1 еврейский, 1 украинский. В 1935 г. были образованы еще 2 татарских. В самостоятельные административные единицы были выделены Симферополь, Севастополь, Керчь, Ялта и Феодосия К 1941 г в Крыму имелось 26 районов. Увеличение числа районов вело к разбуханию аппарата управления, бюрократизировало его. С первых дней установления Советской власти в Крыму велась работа по развитию народного образования. В 1921 г. была открыта первая тысяча школ, в том числе 343 - татарских. К концу 30-х гг. было введено всеобщее начальное образование в деревнях и семилетнее - в городах. В 1941 г. в Крыму действовали 5 высших учебных заведений и 40 техникумов. В 1941 г. в Крыму имелось 1038 городских и сельских клубов, 454 избы- читальни, 911 массовых библиотек. В 1941 г. на полуострове издавалось 60 газет и 5 журналов, из них на крымскотатарском языке - соответственно 10 и 2.
50.
Голод в Крыму (1921- 1923гг.) Голод 1921-1923 годов является одной из самых трагических страниц истории нашего государства. Теперь общеизвестно, что голод охватил три региона Советской Республики: часть Российской Федерации (Саратовская, Симбирсь- ка, Уральская, Царицынский губернии, территория Среднего и Нижнего Поволжья, Северный Кавказ), Крым, входивший в состав РСФСР, и южные губернии Украинской ССР. В каждом из этих регионов была своя спе- ци фи ки «втягивания» в голод и его страшный сценарий. В Поволжье политическая ситуация в 1921 существенно отличалась от положения в Южной Украины и Крыма. Еще до конца весны 1919 этот регион был очищен от белогвардейцев и в начале 1921 большевики здесь чувствовали себя достаточно уверенно. Южная Украина и Крым до поздней осени 1920 оставались театром во- енних действий, а также после изгнания Врангеля здесь продолжалась жестокая борьба с антибольшевистскими повстанчеством. Уже в то время и Поволжья, и Крым, и (в несколько меньшей степени) Южная Украина испытывали острую нехватку продовольствия; значительная часть населения оказались на грани голода. Но в начале 1921 со- ский правительство полностью отвергал мысль о признании начала голода в стране. Необходимость оказывать помощь голодающим отвлекала бы большевиков от основного на то время задачи - борьбы за укрепление своей власти, обеспечение продовольствием армии, партийного и советского аппарата, рабочих промышленных центров. Решающие события, знаменовали «втягивания» Крыма в состояние голода произошли в первой половине 1921 г.. Именно комплекс событий этого периода ярко освещает главные причины голода - первой широкомасштаб- ной гуманитарной катастрофы советского периода на полуострове. В советской историографии основными причинами голода 1921-1923 гг. Считались во-первых, засуха, поразившей хлебозаготовительный регионы страны; во-вторых, экономическая разруха, вызванная гражданской войной и иностранной интервенцией. В общем, основную вину за бедственное положение, сложившееся в стране, возлагали на деятельность внутренних и внешних врагов советской власти. Об этом писали современники голода, политические деятели советской России и Крыма В.И.Ленин, Ю.В.Гавен, М.Лифшиц. Современные историки, не отрицая вы- щеназвани причины, на первый план выдвигают политику советского руководства, которая ни на минуту не учи- ховувала интересы крестьянства. Различные аспекты этих вопросов изучали С.В.Кульчицький, М.И.Панчук, С.С.Дибров, В.М.Брошеван, Ф.Г.Турченко, А.В.Ишин, Т.Б.Бикова, А.Г.Зарубин, В.Г.Зарубин, О.М.Мовчан. Причины голода рассматриваются также в сборнике «Голод 1921-1923 и украинская пресса в Канаде»Романа Сербина. Материалы, раскрывающие ситуацию на полуострове, и дают возможность сделать собственные вы- сновкы о причинах голода в Крыму, дают фонды Государственного архива Автономной республики Крым. целью данной статьи является выяснение комплекса причин, которые повлияли на распространение голода в крымском регионе. Глубинные, системные причины голода следует искать в характере политического строя в стране, который утвердился после победы большевиков. Большевистская диктатура лишила подавляющее большинство населения возмож- те влиять на решение собственной судьбы. Решение принимало узкий круг московских партийных вождей, не учитывали интересы и настроения простых людей. Так в стране в целом, так было в каждом отдельном ее регионе. При этом, несмотря на их статус, регионы не имели никакой реальной автономии и были полностью под- порядковано центра. Если бы местные органы власти Крымского полуострова в начале 1920-х гг., Хотя бы в какой-то мере занимались интересами населения и имели право действовать на его защиту, масштабы трагедии, безу- языково, были бы меньше. Но Крымревком, которому на полуострове после разгрома Врангеля Москвой была де- легированная вся полнота власти, интересы крымского населения считался мало. Он был прямым ретранслято- ром воле ЦК РКП (б), и в вопросах предупреждения голода ни
одного шага, который бы противоречил интересам и позиции
51. Политика коренизации в Крыму В ноябре 1920 года Крым был окончательно захвачен большевиками и стал частью СССР. Через год на его территории была создана автономная республика, которая хоть и не имела ярко выраженного национального характера, тем не менее делалась явно «под татар». И события последующих лет показали это как нельзя лучше. С начала 1920-х годов в Советском Союзе начинает осуществляться политика так называемой «коренизации». На Крымском полуострове ее разновидность получила название «татаризации» и была направлена на формирование национальных управленческих кадров, увеличение их числа во властных структурах, расширение сферы применения крымско-татарского языка, приобщение крымских татар к светскому образу жизни и вовлечение их в состав промышленного рабочего класса. Но, как и в других республиках СССР, политика «коренизации» насаждалась в Крыму через административные методы. Более того, явная непродуманность ряда ее мер способствовали не сглаживанию межнациональных отношений на полуострове, как никогда обострившихся в годы Гражданской войны, а наоборот, только вели к их эскалации. В 1928 году проведению «коренизации» вообще и «татаризации», в частности, пришел конец. В политической жизни это ознаменовалось судом над председателем Центрального исполнительного комитета Крымской АССР В. Ибраимовым и фактическим отстранением крымских татар от управления республикой, в общественной и культурной плоскости — расправами над «татарскими буржуазными националистами». Все это, естественно, не могло не вызвать раздражения у татарской интеллигенции и тех татар-чиновников, которые уже считали Крым своей республикой. Последовавшая же за этим коллективизация только усилила такие настроения, но уже в более широких слоях крымско-татарского населения. И еще один фактор. Первое десятилетие советской власти в Крыму большевики довольно снисходительно относились к мусульманской религии. Разумеется, атеистическая пропаганда, со всеми сопутствующими ей моментами, велась постоянно. Но все-таки это отношение не было таким, как к православию, поставленному фактически вне закона. Со свертыванием же политики «коренизации» закончилось и мирное сосуществование ислама и советской власти: атеистическая пропаганда стала более агрессивной, культовые сооружения стали отбираться у верующих или разрушаться, а священники подвергаться аресту. Таким образом, все, что можно было сделать для «кризиса лояльности» у крымских татар по отношению к самой себе, советская власть сделала. С началом же немецкой оккупации Крыма эта нелояльность, в совокупности с историческими и прочими предпосылками, и дала те настроения, которыми не мог не воспользоваться такой осмотрительный враг и которые в результате привели к тому, что называется военно-политическим коллаборационизмом
52. Культурная жизнь в Крыму в 20-е – 30-е годы. Общие условия развития культуры. 20–30-е годы называют годами «великого перелома»: образовалась огромная по территории, мощная, многонациональная, индустриально-аграрная, тоталитарная держава, формируется административно-командная система, культ личности И.В. Сталина. К началу 20-х годов после войн и революций Россия оказалась в состоянии глубочайшего экономического кризиса. Большевистское правительство вынуждено было совершить «первый поворот» – перейти к НЭПу, что позволило с 1923 г. вступить в полосу хозяйственного подъема и к 1925 г. завершить восстановительный процесс. К 1924 г. СССР получила широкое дипломатическое признание. Однако стремление распространять идеи революции в другие страны вызвало враждебное отношение к Советскому Союзу. С 1925 г. в сложной международной обстановке провозглашается курс на индустриализацию с целью превращения страны в экономически независимую державу. Грандиозные планы вызвали неподдельный энтузиазм, что способствовало широкому распространению социалистического соревнования. Главную цель этого массового движения совершенно точно сформулировал один из первых стахановцев в сельском хозяйстве К. Борин: «Очень уж хотелось побыстрее построить новую, светлую жизнь». За рекордно короткий срок страна смогла сделать невиданный рывок. В годы довоенных пятилеток были созданы новые отрасли промышленности (станкостроительная, авиационная, тракторостроительная, автомобильная, химическая). Среди крупнейших предприятий, введенных в строй в 1930-е годы, были Днепрогэс, Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, заводы сельскохозяйственного машиностроения, Кузнецкий угольный бассейн (Кузбасс). На волне эйфории строительства нового, абсолютно справедливого общества мало кто обращал внимание на то, какие средства используются для достижения цели, и какую цену приходится за это платить. Многие показатели социалистического соревнования были откровенной липой, когда результат деятельности больших коллективов приписывался одному человеку. Не обращали внимания и на то, что новые объекты возводятся подчас «на костях», что главной задачей профсоюзов стала не защита соци ально-экономических интересов рабочего класса, а выполнение и перевыпол нение государственных планов путем организации социалистического сорев нования. Та же вера в «коммунистическое завтра» оправдывала сплошную коллективизацию, которая поставила страну на грань гражданской войны, унесла жизни миллионов людей. В 1945 г. Сталин признался У. Черчиллю, что коллективизация была борьбой более «ужасающей», чем Великая Отечественная война. Сейчас эти события называют первым этапом «раскрестьянивания», когда начался процесс отчуждения крестьян от земли, усиленно уничтожались вековые традиции, фактически вернулись крепостное право (работали за «трудодни»; закон 1932 запрещал селянам без специального разрешения покидать колхоз). Первые результаты непродуманной экономической политики сказались сразу же. Пятилетние планы не выполнялись. Сельское хозяйство влачило жалкое существование. Производительность труда даже в реконструированных отраслях промышленности была существенно ниже, чем в США и странах Западной Европы, хотя их техническая оснащенность не слишком отличалась от западной. Здесь сказались и неумелое руководство, и низкая квалификация работников, и то, что рядом со стахановским трудом существовал в широких масштабах нерадивый, недобросовестный, к тому же плохо оплачиваемый и неизбежно низкокачественный труд. В комсомольской среде того времени отказ выйти на ночной субботник считался позором, прогул в дневную смену – обычным делом, не стоящим серьезного внимания. Поднять дисциплину и улучшить качество труда правительство попыталось с помощью суровых наказаний, введением тюремного заключения за прогулы и опоздания на работу. В 20–30-е годы кардинальным образом меняется сама партия, стиль партийного руководства, формируется командно-административная система. После смерти Ленина, партийные ряды разрывает борьба за лидерство, которая усиливается в связи с внутренними проблемами и разно
53. Репрессии в Крыму в 20-30 годы Сотрудники музея рассказали учащимся о репрессиях 20-30-х гг. ХХ в., о судьбах многих репрессированных крымчан. Жертвами репрессий стали видные военачальники, партийные и хозяйственные руководители, представители творческой интеллигенции – писатели, журналисты, ученые.Среди репрессированных были и жители Евпатории. Один из них – крымскотатарский поэт Эшреф Шемьи-заде. В 1936 – 1937 гг. он возглавлял крымский Союз писателей. В конце 1937 г. был репрессирован как буржуазный националист и выслан в отдаленные районы Сибири.Еще один наш земляк – священнослужитель Елеазар Спиридонович Спиридонов, настоятель храма святого пророка Ильи, был арестован в октябре 1936 года за то, что содержал в доме религиозную литературу и вел переписку с родственниками, проживающими за пределами страны. Е. Спиридонов был выслан на Колыму, где умер в 1937 году.В фондах краеведческого музея хранятся номера газеты «Коллективист» за 1930-е годы, в которых освещались судебные процессы над «врагами народа», проходившие в СССР, фотографии и архивные справки жителей Евпатории, репрессированных в 30-е годы: Пуланджакли И.В – бригадира рыболовецкой бригады Евпаторийского рыбзавода, Сироткина С.И. – летчика 24 авиа-эскадрильи 32 авиаполка, уроженцев Евпатории братьев Ивана и Федора Траминшлегер. Особый интерес вызывают записки Рудольфа Клейнкнехта, которые он с большим трудом, рискуя жизнью, передавал с этапа своим родным.В ходе мероприятия демонстрировались фото- и видео материалы, рассказывающие о политических репрессиях 30-х гг. ХХ в.Трагическая история страны не может бесследно исчезнуть из памяти народной, и мы должны всегда помнить о тех страданиях, которые довелось пережить нашему народу