Конспект и его роль при подготовки публичного выступления.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ИСКУССТВО ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
ПЛАН: 1. Понимание цели 2. Структура выступления. 3. Конспект и его роль при подготовки публичного выступления. 4. Искусство использования презентации (PowerPoint) в публичном выступлении. 5. Волнение и страх оратора перед выступлением. 6. Невербальные характеристики (поза, жесты, голос) в выступлении врача. 7. Привлечение и удержание внимания аудитории. 8. Контакт с аудиторией. 9. «Умение рассказывать истории» (Сторитейлиг) в медицинской практике.
================================================================
Понимание цели
Кто не знает, куда направляется, очень удивится, попав не туда - Марк Твен
Итак, мы решили выступить. И первый вопрос, на который мы должны сами себе ответить, это вопрос «Зачем?». Зачем нам вообще нужно выступать? И, что еще важнее, что мы хотим получить в результате нашего выступления? Ответы могут быть самые разнообразные. Убедить аудиторию, что предлагаемый нами метод лечения является в данном случае наилучшим. Поделиться результатами своего исследования. Стать более известным среди коллег. Просто выступить, чтобы где-то поставить галочку и отметить, что сделано. Самое главное, чтобы этот ответ был, и максимально конкретный. Потому, что от этого ответа зависят все наши дальнейшие действия. Иначе получится как у Алисы в стране чудес. Помните, когда она встречает Чеширского Кота, у них происходит такой диалог: - Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти? - спросила Алиса. - А куда ты хочешь попасть? - ответил Кот. - Мне все равно - сказала Алиса. - Тогда все равно, куда и идти, - заметил Кот, - куда-нибудь обязательно попадешь...
Структура выступления.
Чтобы подготовить блестящую импровизированную речь, мне обычно требуется больше трех недель. - Марк Твен
Выступление разделяется на три части: вступление, основная часть и заключение. Каждая из частей имеет свою конкретную функцию.
ВСТУПЛЕНИЕ. Роль вступления - привлечь внимание и заставить нас слушать. На это нам дается совсем немного времени. Сколько? В среднем, равно 30 секунд. Тридцать секунд требуется телезрителям, чтобы решить, интересно им или нет.
1.Известное имя + Титулы и регалии. 2. Вы - эксперт в вопросе, о котором говорите. Если аудитория об этом НЕ знает, тогда поможет прием, который заключается в том, что перед конференцией докладчики готовят что-то вроде короткого резюме о себе. 3. Вы просто нарвитесь слушателям. Один прием, которым пользуются многие ораторы. А заключается он в том, чтобы хвалить слушателей. Поводы могут быть самые разные. Если Вы выступаете в другом городе, похвалите город. Если Вы выступаете в каком-то учреждении, похвалите учреждение. 4. Слушатели понимают: то, что Вы будете говорить, важно или интересно для них. А если они не понимают? Тогда надо постараться коротко, но ясно и точно донести до слушателей, чем Ваше выступление может быть им полезно.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, оратору в начале своего выступления следует: 1. Объяснить аудитории, зачем он сейчас стоит перед слушателями и занимает их внимание и время (то, что Вы будете говорить, важно или интересно для них). 2. Обосновать тем или иным способом (имя, титулы, самопредставление), что он «имеет право» говорить на эту тему.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. В этой части Вы высказываете и доказываете основные положения своего выступления. Ее содержание сильно зависит от Ваших особенностей мышления и изложения. Рекомендации:
1) это касается количества основных положений или тезисов Вашего сообщения. Идеально, если их будет не более трех. Тогда они хорошо запомнятся.
2) к каждому положению нужно подобрать факты, подтверждающие или иллюстрирующие это положение. Причем настоятельный совет: чтобы Ваше сообщение не оказалось слишком перегруженным, постарайтесь обойтись только фактами без которых совершенно невозможно обойтись и отбросить все остальные. Многие авторы цитируют по этому поводу высказывание Менделеева: «Выступление, перегруженное фактами, напоминает костер, заваленный дровами, который начинает затухать». 3) после того, как вы приведете все факты, подтверждающие конкретное положение, не поленитесь и повторите еще раз само положение. Это закрепит его в памяти слушателей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В этой части выступления надо подвести итоги всему, что Вы сказали в основной части. Будет очень хорошо, если Вы снова коротко повторите основные положения своего выступления. Маленький трюк: перед тем, как повторять их, дайте слушателям понять, что Вы заканчиваете свое выступление. Тогда они будут более внимательно слушать Ваши основные положения. Дело в том, что когда слушатели узнают, что выступление заканчивается, они начинают слушать более внимательно. Как правило, к концу основной части оно снижается. А фраза типа «И в завершение моего выступления...» снова его повышает. Теперь мы можем в сжатом виде снова повторить основные мысли своего выступления, те, которые мы хотим вложить в головы наших слушателей. А если необходимо, еще и призываем аудиторию совершить необходимые нам действия. Многие авторы и тренеры цитируют высказывание: «Чтобы научить, сначала скажи, что ты намереваешься рассказать, потом расскажи это, а потом повтори, что ты только что рассказал».
Рис. 2 Основные части выступления
Конспект и его роль при подготовки публичного выступления.
Письменные упражнения шлифуют речь, а упражнения в речах оживляют письменный стиль. - Квинтилиан
Невозможно дать на него один правильный ответ на все случаи. Разберем все за и против, плюсы и минусы.
Плюсы. Большим плюсом, особенно для начинающего оратора, является бoльшая уверенность в себе. Особенно это актуально для тех, кто испытывает избыточное волнение перед выступлением. Текст под рукой гарантирует, что мы
ничего не забудем и не перепутаем. К тому же, мы можем не торопясь придумывать красивые фразы, и они от нас уже никуда не убегут. Само написание текста - прекрасный способ хорошо запомнить свое выступление. Если для Вас очень важно вышесказанное, имеет смысл писать полный текст.
Минусы. Это та еще работа, и требует она намного больше времени, чем просто составление плана. Есть и еще пара подводных камней. Когда мы начинаем писать, мы автоматически переключаемся в режим письменной речи. Письменная речь характеризуется употреблением более формальных и абстрактных выражений. К концу предложения Ваш слушатель забудет, чем оно начиналось. Разговорный язык - другой. Там короче фразы и проще слова. И на слух он воспринимается намного легче. Об этом надо помнить, когда мы пишем текст нашего выступления. Как это ни странно звучит, но писать надо разговорным языком. И еще один момент. Написать текст выступления — это хорошо, но читать его по бумажке перед аудиторией - нельзя! Это резко подорвет Ваш имидж как оратора и ухудшит отношение слушателей к Вам. Поэтому подглядывать в текст можно, а вот читать его - ни в коем случае.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|