Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Региональные конфликты и афганская война

Внешн. Политика 1960-1980 (сокр).

СССР и соцлагерь

В конце 60-х гг. социалистический лагерь переживал глубокий внутриполитический и идеологический кризис, вызванный расколом мирового коммунистического движения (противостояние Китая и СССР) и обособлением ряда стран Восточной Европы. Из мировой социалистической системы фактически выпали коммунистические режимы в Югославии и Албании, уже в течение длительного периода имевшие собственную точку зрения на пути развития социализма. В Югославии был взят курс на построение особого народного социализма, а в Албании произошла консервация сталинской модели. По-прежнему неопределенным было положение ГДР, чей государственный статус и границы не признавались многими ведущими странами Запада. Определенные противоречия в экономической политике СЭВ имелись между Румынией и СССР. Бухарест не устраивало отведенное ему Москвой место сырьевого партнера.

Отказ от прежней сталинской модели социализма неизбежно вел к поискам новых путей развития социалистической системы, особенно ярко проявившейся в реформационных преобразованиях в Чехословакии, Польше и Венгрии во второй половине 60-х гг. Экономические и политические реформы в этих странах инициировал новый курс советского руководства, осуществившего подобные, хотя и более осторожные, преобразования в СССР. Между тем вскоре выяснилось, что параметры экономических преобразований в Чехословакии значительно превышают ограниченные рамки, в которых развивались реформы в СССР. Руководство Советского Союза также беспокоило то обстоятельство, что реформы в Чехословакии сопровождались определенными политическими изменениями, усилением роли интеллигенции. В самой же ЧССР летом-осенью 1967 г. произошел экономический спад темпов производства, обострились противоречия между чехами и словаками, (последние были почти не представлены в руководстве страны и партии). Советское руководство рекомендовало компартии ЧССР пойти на кадровые перестановки в руководящих органах партии и страны. Чеха Новотны на посту генерального секретаря партии сменил словак Дубчек, провозгласивший курс на строительство "социализма с человеческим лицом". В апреле 1968 г. в ЧССР была принята программа действий нового руководства, предусматривающая правление по праву доверия населения и демократизацию экономической и политической жизни общества, отмену цензурных ограничений. Первоначально эти перемены были восприняты в СССР с одобрением. Однако развитие событий в ЧССР и соседних странах скоро изменило точку зрения Москвы. Обстановка гласности, характерная для "Пражской весны" 1968 г., выливалась во все большее количество антикоммунистических выступлений, митингов - правящая партия теряла контроль над политическими процессами в ЧССР.

Этому же способствовала поддержка оппозиции со стороны западных стран.

В марте 1968 г. под влиянием чешских реформ произошли массовые выступления в Варшавском университете. Руководство Польши, подавившее студенческое движение, высказалось за изменение позиции соцстран к реформам в ЧССР. С аналогичным предложением выступило и руководство ГДР, опасавшееся помимо всего прочего сепаратного подписания ЧССР договора о границах с ФРГ. Летом 1968 г. к силовому варианту разрешения кризисной ситуации склонилось и руководство СССР. 21 августа в Чехословакию были введены войска СССР, Польши, ГДР, Венгрии и Болгарии. При вводе войск погибли 11 военнослужащих советской армии, еще 85 умерли в результате аварий, травм, несчастных случаев и болезней. Вместо А. Дубчека гереральньм секретарем компартии ЧССР был назначен А. Гусак, а проводившиеся реформы свернуты.

Ввод войск в ЧССР усилил раскол среди социалистических стран. Еще более отдалились от СССР Китай, Румыния, Югославия и Албания. Подвергли критике действия Советского Союза коммунисты западноевропейских стран. Отношения СССР и Китая приобретали все более конфронтационный характер и вылились в 1969 г. в вооруженное противостояние в пограничных районах двух стран. Со 2 по 21 марта 1969 г. велись боевые действия в районе острова Даманский (300 км южнее Хабаровска), на который предъявил территориальные претензии Китай. В результате согласованных действий пограничных войск и подразделений Дальневосточного военного округа граница была восстановлена. Потери личного состава советских войск составили 58 человек погибшими, 94 ранеными. 13 августа 1969 г. советские пограничники отразили новую вооруженную провокацию в районе озера Жаланашколь в Казахстане, при этом погибли два советских военнослужащих. Большие потери, понесенные Китаем в этих конфликтах, принудили его отказаться от силового решения спорных территориальных вопросов. Однако через десять лет (в 1979 г.) Китай предпримет попытку путем войны разрешить вьетнамо-китайские противоречия. СССР оказал поддержку Вьетнаму, который в ходе трехнедельных военных действий нанес поражение "пограничным" войскам Китая. Потери последнего составили 62,5 тыс. убитыми и ранеными, 550 военных машин (в том числе 280 танков). Урегулирование отношений СССР с Китаем произошло лишь в период перестройки. В 70-е же годы Советский Союз был вынужден потратить 200 млрд рублей на укрепление своей границы и КНР.

Кризисная ситуация сложилась в начале 70-х гг. в Польше, где к этому времени в полной мере выявилось крушение экономических реформ. Массовые забастовки рабочих в 1970 г. в Гданьске правительство попыталось подавить при помощи войск. В результате все Балтийское побережье оказалось охвачено забастовочным движением, порой принимавшим уже вооруженные формы сопротивления властям. Советское правительство не решилось на повторное (после ЧССР) использование войск, дислоцированных в Польше, и рекомендовало польскому руководству найти компромиссное решение. Польскую объединенную рабочую партию (ПОРП) возглавил Э. Герек (рабочий по происхождению), которому удалось взять под контроль ситуацию в стране. Польша получила большие международные кредиты, которые позволили снизить социальное недовольство, а также произвести частичное переоснащение промышленного оборудования. Однако ставка на импорт продукции себя не оправдала, к началу 80-х гг. в Польше вновь разразился экономический кризис. Противостояние власти и оппозиции (профсоюз "Солидарность") закончилось назначением на пост председателя ПОРП генерала В. Ярузельского, который ввел в 1981 г. в Польше военное положение, запретив оппозиционное движение (отменено в 1983 г.).

Учитывая итоги чехословацких событий 1968 г., советское руководство в начале 70-х гг. сформулировало новую концепцию взаимоотношений между странами социалистического лагеря, упор в которой делался на защиту от любых посягательств изнутри и снаружи социалистического строя стран Восточной Европы вплоть до оказания интернациональной помощи Советским Союзом (так называемая "доктрина Брежнева"). Восточноевропейские соцстраны вновь ставились в подчиненное положение по отношению к СССР, что закреплялось присутствием на территории Венгрии, Польши, Чехословакии и ГДР советских войск. Болгария и Румыния, где советских частей не было, были интегрированы (как и упомянутые выше страны) в систему СЭВ, замкнутую на СССР. К середине 70-х гг. при помощи этих мер было вновь достигнуто относительное единство соцблока.

СССР и страны Запада

В сфере внешней политики начало 70-х гг. было отмечено радикальным поворотом в сторону реальной "разрядки" напряженности между Востоком и Западом. Он был вызван стабилизацией взаимоотношений Советского Союза с социалистическими странами (ранее приоритетное направление во внешней политике СССР) и наметившимися в конце 60-х гг. изменениями в позиции западноевропейских государств, заинтересованных в развитии экономического сотрудничества.

В 1966 г. Франция вышла из военных структур НАТО, и в этот же год состоялся визит французского президента Шарля де Голля в СССР, проходивший под лозунгом углубления советско-французских связей. Президент Франции заявил: "Франция намерена развивать сотрудничество с СССР, в частности, в политической области очень глубоко". Советско-французские встречи в верхах в 70-е гг. стали постоянным явлением: они происходили в 1970, 1971, дважды в 1973 г. и дважды в 1974 г. Советский Союз посетили французские президенты Ж. Помпиду, Ж. д'Эстэн; Францию - Л. И. Брежнев, А. Н. Косыгин и другие ответственные лица. В результате был подписан ряд договоров в области атомной энергетики, космоса и связи (система цветного телевидения СЕКАМ 1965 г.). Еще раньше наладились прочные экономические связи СССР с Италией, результатом которых стало строительство в СССР фирмой "Фиат" автомобильного завода в городе Набережные Челны (1966). Советский Союз поставлял в Италию нефть и газ, обогащенный уран, в свою очередь, в СССР осуществлялись поставки труб большого диаметра.

Победа на выборах 1969 г. в ФРГ коалиции социал-демократов и свободных демократов привела к улучшению советско-германских взаимоотношений. 12 августа 1970 г. в Москве между СССР и ФРГ был подписан Договор об урегулировании территориальных вопросов, признававший границы всех государств в Европе, включая западную границу Польши по Одеру-Нейсе и границу между ГДР и ФРГ. В 1970-1973 гг. правительство В. Брандта под писало аналогичные договоры с Польшей, ГДР и Чехословакией. 3 сентября 1971 г. было подписано четырехстороннее соглашение СССР, США, Великобритании и Франции по Западному Берлину. Германский вопрос, долгое время наиболее острый во взаимоотношениях Востока и Запада, был в значительной степени разрешен.

Итогом мирного поступательного процесса в Европе стало Хельсинкское Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 3 июля - 1 августа 1975 г. В Хельсинки присутствовали представители 33 европейских государств, а также США и Канада. В Совещании приняли участие: генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев, президент США Дж. Форд, президент Франции В. Жискар д'Эстэн, премьер-министр Великобритании Г. Вильсон, федеральный канцлер ФРГ Г. Шмидт, первый секретарь ЦК ПОРП Э. Терек; генеральный секретарь ЦК КПЧ, президент Чехословакии Г. Гусак, первый секретарь ЦК СЕПГ Э. Хонеккер; первый секретарь ЦК БКП, председатель Государственного совета НРБ T. Живков, первый секретарь ЦК ВСРП Я. Кадар; генеральный секретарь РКП, грезидент Румынии Н. Чаушеску; председатель СКЮ, президент Югославии И. Броз Тито и другие руководители государств-участников. В Декларации, принятой СБСЕ, провозглашалась незыблемость европейских границ, взаимный отказ от применения силы, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела стран-участниц, уважение прав человека и т. д.

На фоне сближения позиций СССР и западноевропейских держав в 70-е гг. происходит улучшение взаимоотношений Советского Союза и США, что позволило впоследствии назвать 70-е гг. периодом разрядки напряженности. В определенной степени это было вызвано сложившимся ядерным паритетом двух сверхдержав. Начало разрядке положил визит президента США Р. Никсона в Москву в мае 1972 г. Во время встречи американского президента с Л. И. Брежневым была достигнута договоренность о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1). Обе стороны в договоре признали, что в "ядерный век не существует иной основы для поддержания отношений между ними, кроме мирного сосуществования". В Москве был заключен и бессрочный договор о противоракетной обороне (ПРО), согласно которому стороны брали на себя обязательство иметь на вооружении не более 200 противоракет и по два района их базирования, включая столицы. В июне 1973 г. состоялся ответный визит Л. И. Брежнева в США, где было подписано Соглашение о предотвращении ядерной войны. Во время Вашингтонской встречи было заключено около двадцати соглашений о сотрудничестве в* различных областях, в том числе о совместной космической программе "Союз-Аполлон" (реализована в 1975 г.). Во время летней встречи 1974 г. в Крыму Р. Никсон и Л. И. Брежнев договорились об ограничении подземных испытаний, уменьшении численности ракет ПРО, а также о снижении вдвое систем ПРО, оставляя их только вокруг столиц. Несмотря на вынужденную отставку Никсона в августе 1974 г., встречи в верхах имели продолжение уже через несколько месяцев, когда в ноябре 1974 г. во Владивостоке встретились новый президент США Дж. Форд и Л. И. Брежнев. Прежние договоренности были подтверждены, и заявлено о дальнейшем ограничении ядерных средств. Углублению разрядки в последующий период помешали откровенная ставка США на новый тип вооружений (крылатые ракеты) и ошибочное решение Советского Союза о размещении в европейской части СССР ракет РСД-10 (СС-20 по натовской классификации) в 1977 г. Это был серьезный просчет советского руководства, который привел к обострению отношений со странами Западной Европы. В 1979 г. все же была достигнута договоренность о подписании нового договора ОСВ-2, но ввод советских войск в Афганистан привел к срыву ратификационного процесса, к новому витку напряженности в отношениях между СССР и США.

Региональные конфликты и афганская война

1960-е гг. обозначили переход от открытой конфронтации (Карибский кризис) двух сверхдержав к скрытому противостоянию в различных регионах мира, Советские военные специалисты принимали участие в ряде локальных войн на стороне Алжира (1962-1964), Йеменской Арабской Республики (1962-1963), Египта (1962-1974), Вьетнама (1965-1974), Сирии (1967-1973), Мозамбика (1967-1979), Анголы (1975-1979) и Эфиопии (1977-1990). Общие потери, без учета умерших от болезней и в результате несчастных случаев, советских воинов-интернационалистов составили 145 человек, 7 человек пропали без вести. Значительная часть военной поддержки СССР развивающимся странам оказывалась через посредничество социалистических союзников Советского Союза (Куба, Вьетнам).

Наибольшие масштабы приняла помощь СССР пришедшему в 1978 г. к власти правительству Народно-демократической партии Афганистана (НДПА). 5 декабря 1978 г. между правительствами СССР и Афганистана был заключен Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, статья 4 которого предусматривала возможность предоставления военной помощи. Произошедший переворот в руководстве НДПА (октябрь 1979 г.), смерть прежнего главы государства Тараки и приход к власти Амина, проводившего репрессии в партии, усиление исламской оппозиции вынудили Советский Союз к принятию силового решения. С 25 декабря 1979 г. начался постепенный ввод в Афганистан отдельных частей 40-й армии. 27 декабря 1979 г. состоялся штурм дворца Амина и ввод основных подразделений на территорию соседней с Советским Союзом страны. Советскому руководству не удалось создать стабильного афганского правительства: новый руководитель Б. Кармаль держался только благодаря военной поддержке СССР. Задуманная единовременная акция превратилась в длительные широкомасштабные военные действия (1979-1989). Если при вводе войск (декабрь 1979 - февраль 1980 г.) потери составили 239 человек, то к апрелю 1985 г. они достигли уже почти 9 тыс., а всего за время военного конфликта - 14 453 убитых (в том числе 4 генерала), 417 попавших в плен или без вести пропавших, 53 753 раненых. Всего через Афганистан прошло около 620 тыс. человек, среднее количество войск составляло 80-104 тыс. солдат в различные периоды войны.

Ввод советских войск в Афганистан резко изменил отношение стран Запада к СССР. Многие прежние договоренности остались на бумаге. Московская Олимпиада-80 проходила в обстановке бойкота со стороны большинства капиталистических стран.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...