Внутренняя политика НИКОЛАЯ I ( 1825-1855)
НИКОЛАЯ I и его советники сделали из событий 14 декабря 1825 г. важный вывод: необходимо многое изменить во го сударственной политике империи, в организации власти в России, чтобы не допустить, с одной стороны, подобного антиправительственного движения, а с другой —упрочить основы власти. Государственные реформы. Значение Государственного совета снизилось. Ключевые должности в государстве занимали люди лично преданные императору. Функции министерств частично перешли к Императорской канцелярии. Она состояла из шести отделений, особую роль играло Третье отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, учрежденное в 1826 г. сосредоточившее некоторые функции ряда министерств юстиции, внутренних дел, просвещения). Его основная задача- организация борьбы с антиправительственным движением отдельных лиц или групп. А также контролировать законность действий должностных лиц. Осуществляло высший полицейский надзор, функции цензуры, розыска и проведения следственных действий. Главным начальником был А.Х.Бенкендорф. В Территориально-административном делении России появились жандармские округа. В 1826 и 1828 г.г. были введены цензурные уставы. В самом начале своего правления Николай I заявил, что желает, чтобы жизнь в стране регулировалась законом. В России к тому времени существовало огромное количе-во распоряжений, указов и других законодательных актов, изданных в былые времена. Было решено навести в этом важном деле порядок, проведя кодификацию (систематизацию) законодательства. К этой важной работе император привлек М. М. Сперанского, который с группой помощников к 1830 г. завершил эту работу. В объемных 45 томах было собрано около 30 тыс. законов, появившихся в России со времен Соборного Уложения Алексея Михайловича. Этот труд получил название «Полное собрание законов Российской империи».
Такова была первая часть работы. Вторая же, не менее важная, состояла в том, чтобы из общей массы юридических актов отобрать те, которые не потеряли свою силу и действовали на территории империи к началу 1830-х гг. В 1833 г. и второе собрание законов было готово. Оно насчитывало 15 томов и получило название «Свод законов Российской империи». Его отпечатали большим тиражом и разослали во все концы империи. Царь принял решение, что отныне все новые законы должны немедленно публиковаться как продолжение «Свода законов...». Вторая важная задача, вставшая перед царем сразу по восшествии на престол, касалась состояния государственных финансов. Еще во времена Екатерины II правительство начало в большом количестве выпускать в обращение ассигнации (бумажные деньги). Первоначально стоимость бумажных и серебряных денег была равнозначной. Но постепенно, по мере того как количество ассигнаций увеличивалось, их реальная стоимость стала падать. К началу царствования Николая I один рубль ассигнациями стоил примерно четвертую часть серебряного рубля. Положение складывалось совершенно ненормальное. Царь поручил министру финансов графу Е. Ф. Канкрину (1774—1845) исправить положение. За короткий срок министру удалось накопить большие государственные запасы драгоценных металлов (золота и серебра), что позволило установить твердое соотношение рублей. С 1843 г. постоянный и обязательный курс составлял 3 руб. 50 коп. ассигнациями за 1 серебряный рубль. Постепенно ассигнации изымались из обращения, заменялись новыми бумажными деньгами — кредитными билетами. Крестьянский вопрос. Император с самого начала своего правления не сомневался, что наличие крепостного права есть зло. Николаем I неизменно возникал один и тот же вопрос: если предоставить полную гражданскую свободу крестьянам (сделать по закону их свободными), то что же будет дальше? Ведь только предоставление юридической независимости (отмена крепостного состояния) принципиально блему не решало. Земля-то оставалась за помещиком. Насильно же, государственными мерами отнять землю у него значило нарушить незыблемый государственный принцип неприкосновенности частной собственности. В то же время использовать финансовые рычаги (выкупать землю у владельцев, а затем передать ее крестьянам), что предлагал в свое время А. А. Аракчеев, государство не имело возможности. Для этого требовались огромные средства, которых в казне не имелось. Царь принимал в расчет и иные соображения. Сохраняв в своих руках земельные угодья, помещики неизбежно начнут сокращать их обработку, а это повлечет за собой уменьшение сельскохозяйственного производства, повышение цен на внутреннем рынке и падение экспорта, а следовательно, и доходов государства.
Получалось, что крестьяне, по существу, ничего не выиграют, они так и останутся без средств к существованию. В силу этих опасений крепостное состояние не было ликвидировано. Николай I считал, что время для этого еще не наступило. В его царствование принимались лишь отдельные меры, способные, с одной стороны, упорядочить систему отношений между помещиком и его крепостными, а с другой — создать условия для будущего раскрепощения крестьянства. В 1842 г. появился закон об обязанных крестьянах. Он позволял землевладельцам ликвидировать крепостные отношения, а крестьянам — приобретать землю. Было запрещено продавать крестьян по долгам помещиков отдельно от семей. Помещик мог теперь освободить крестьян, наделить их землей и получать за это с них определённый оброк (деньгами или продуктами). Освобожденные таким образом крестьяне получали название обязанных. Заметные преобразования в эпоху Николая I коснулись, значительной массы крестьян, принадлежавших государству. Этих государственных крестьян насчитывалось к началу 1830-х гг. более 8 млн. Ими занималось созданное в 1837 г. Министерство государственных имуществ, во главе которого был поставлен грЭф П. Д. Киселев. Была отменена барщина, вместо которой вводился оброк. Величина его устанавливалась не произвольно, а исходя из доходности отдельных хозяйств. Была прекращена практика сдачи в аренду частным лицам государственных имений и государственных крестьян. Эта категория земледельцев освобождалась от многих повинностей, ранее целиком на них лежавших, — починки мостов, строительства и ремонта дорог, поставки фуража и продовольствия для армии и т.д. Государственные крестьяне получили право на само управление. Районы, где находились государственные крестьяне, делились на волости, которые, в свою очередь, подразделялись на сельские общества. Теперь крестьяне, собираясь на сходы, имели возможность выбирать из своей среды доверенных лиц (старост и сотников), занимавшихся решением текущих дел. Кроме того, под началом графа П. Д. Киселева Министерство наметило обширную программу распространения просвещения среди сельских жителей и работ по благоустройству местности, где они проживали.
За государственный счет начали строить сельскохозяйственные школы, где крестьяне имели возможность ознакомиться с новейшими приемами ведения хозяйства открывались ветеринарные лечебницы. Цель реформы: поднять благосостояние крестьян, сделать их примерными налогоплательщиками. Император был сторонником укрепления сословного строя. Чтобы избежать появления в дворянской среде нежелательных элементов, предлагал установить порядок, по которому дворянские титулы переходили бы только по наследству, а служилых людей предполагалось объединять в рамках новых сословии «чиновных» 1845г. «Указ о майоратах», неделимость имений дворян при передачи их по наследству. Характерными чертами правления Николая I было подавление инакомыслия, ужесточение цензуры, усиление полицейского сыска. Репрессивная политика особенно усилилась в «мрачное семилетие»(1848-1855). Обеспокоенный революциями в Европе, император прилагал максимум усилий для укрепления бюрократического- политического государства.
Идеологической основой государства стала концепция министра народного просвещения С. С. Уварова- теория официальной народности. В1834 г. в циркуляре попечителя (начальникам) учебных округов министр высказал пожелание, что подрастающее поколение следует обучать в духе православия, самодержавия и народности. Смысл наставления министра состоял в том, чтобы модным теориям о «равенстве» и «свободе» противопоставить понимание особенностей русской государственности, неповторимого духовного облика русской нации. православие олицетворяло понятие мировоззрения, самодержавие — форму государственного устройства, а понятие народности подчеркивало, что православие и самодержавие отвечали духу народа, представлениям об устройстве страны и мира, народ поддерживает монархию. Соединение трех этих элементов и создавало, удивительный исторический феномен, называемый Россия. По сути дела, Уваров призывал русских людей не превращаться в «умственных рабов» иностранных учений, уважать прошлое, дела предков и не забывать, что в империи двуглавого орла очень много неповторимого, своеобразного.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|