Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внутренняя политика НИКОЛАЯ I ( 1825-1855)

 

НИКОЛАЯ I и его советники сделали из событий 14 декабря 1825 г. важный вывод: необходимо многое изменить во го сударственной политике империи, в организации власти в России, чтобы не допустить, с одной стороны, подобного антиправительственного движения, а с другой —упрочить основы власти.

Государственные реформы. Значение Государственного совета снизилось. Ключевые должности в государстве занимали люди лично преданные императору. Функции министерств частично перешли к Императорской канцелярии. Она состояла из шести отделений, особую роль играло Третье отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, учрежденное в 1826 г. сосредоточившее некоторые функции ряда министерств юстиции, внутренних дел, просвещения). Его основная задача- организация борьбы с антиправительственным движением отдельных лиц или групп. А также контролировать законность действий должностных лиц. Осуществляло высший полицейский надзор, функции цензуры, розыска и проведения следственных действий. Главным начальником был А.Х.Бенкендорф. В Территориально-административном делении России появились жандармские округа. В 1826 и 1828 г.г. были введены цензурные уставы.

В самом начале своего правления Николай I заявил, что желает, чтобы жизнь в стране регулировалась законом. В России к тому времени существовало огромное количе-во распоряжений, указов и других законодательных актов, изданных в былые времена. Было решено навести в этом важном деле порядок, проведя кодификацию (систематизацию) законодательства.

К этой важной работе император привлек М. М. Сперанского, который с группой помощников к 1830 г. заверш­ил эту работу.

В объемных 45 томах было собрано около 30 тыс. законов, появившихся в России со времен Соборного Уложения Алексея Михайловича. Этот труд получил название «Полное собрание законов Российской империи».

Такова была первая часть работы. Вторая же, не менее важная, состояла в том, чтобы из общей массы юридиче­ских актов отобрать те, которые не потеряли свою силу и действовали на территории империи к началу 1830-х гг.

В 1833 г. и второе собрание законов было готово. Оно насчитывало 15 томов и получило название «Свод законов Российской империи». Его отпечатали большим тиражом и разослали во все концы империи. Царь принял решение, что отныне все новые законы должны немедленно публи­коваться как продолжение «Свода законов...».

Вторая важная задача, вставшая перед царем сразу по восшествии на престол, касалась состояния государствен­ных финансов. Еще во времена Екатерины II правительст­во начало в большом количестве выпускать в обращение ассигнации (бумажные деньги). Первоначально стоимость бумажных и серебряных денег была равнозначной. Но по­степенно, по мере того как количество ассигнаций увели­чивалось, их реальная стоимость стала падать.

К началу царствования Николая I один рубль ассигна­циями стоил примерно четвертую часть серебряного руб­ля. Положение складывалось совершенно ненормальное. Царь поручил министру финансов графу Е. Ф. Канкрину (1774—1845) исправить положение.

За короткий срок министру удалось накопить большие государственные запасы драгоценных металлов (золота и серебра), что позволило установить твердое соотношение рублей. С 1843 г. постоянный и обязательный курс состав­лял 3 руб. 50 коп. ассигнациями за 1 серебряный рубль.

Постепенно ассигнации изымались из обращения, за­менялись новыми бумажными деньгами — кредитными билетами.

Крестьянский вопрос. Император с самого начала своего правления не сомневался, что наличие крепостного права есть зло. Николаем I неизменно возникал один и тот же вопрос: если предоста­вить полную гражданскую свободу крестьянам (сделать по закону их свободными), то что же будет дальше? Ведь только предоставление юридической независимости (отмена крепостного состояния) принципиально блему не решало. Земля-то оставалась за помещиком. Насильно же, государственными мерами отнять землю у него значило нарушить незыблемый государственный принцип неприкосновенности частной собственности. В то же время использовать финансовые рычаги (выкупать землю у владельцев, а затем передать ее крестьянам), что предлагал в свое время А. А. Аракчеев, государст­во не имело возможности. Для этого требовались огром­ные средства, которых в казне не имелось. Царь принимал в расчет и иные соображения. Сохра­няв в своих руках земельные угодья, помещики неизбеж­но начнут сокращать их обработку, а это повлечет за собой уменьшение сельскохозяйственного производства, повы­шение цен на внутреннем рынке и падение экспорта, а сле­довательно, и доходов государства.

Получалось, что крестьяне, по существу, ничего не вы­играют, они так и останутся без средств к существованию. В силу этих опасений крепостное состояние не было ликвидировано. Николай I считал, что время для этого еще не наступило. В его царствование принимались лишь отдельные меры, способные, с одной стороны, упорядо­чить систему отношений между помещиком и его крепост­ными, а с другой — создать условия для будущего раскре­пощения крестьянства.

В 1842 г. появился закон об обязанных крестьянах. Он позволял землевладельцам ликвидировать крепостные отношения, а крестьянам — приобретать землю. Было запрещено продавать крестьян по долгам помещиков отдельно от семей. Помещик мог теперь освободить крестьян, наделить их землей и получать за это с них определённый оброк (деньгами или продуктами).

Освобожденные таким образом крестьяне получали на­звание обязанных.

Заметные преобразования в эпоху Николая I коснулись, значительной массы крестьян, принадлежавших государству. Этих государственных крестьян насчитывалось к началу 1830-х гг. более 8 млн. Ими занималось созданное в 1837 г. Министерство государственных имуществ, во главе которого был поставлен грЭф П. Д. Киселев. Была отменена барщина, вместо которой вводился оброк. Величина его устанавливалась не произ­вольно, а исходя из доходности отдельных хозяйств. Была прекращена практика сдачи в аренду частным лицам госу­дарственных имений и государственных крестьян. Эта ка­тегория земледельцев освобождалась от многих повинно­стей, ранее целиком на них лежавших, — починки мостов, строительства и ремонта дорог, поставки фуража и продовольствия для армии и т.д. Государственные крестьяне получили право на само управление. Районы, где находились государственные крестьяне, делились на волости, которые, в свою очередь, подразделялись на сельские общества. Теперь крестьяне, собираясь на сходы, имели возможность выбирать из своей среды доверенных лиц (старост и сотников), занимавшихся решением текущих дел. Кроме того, под началом графа П. Д. Киселева Мини­стерство наметило обширную программу распространения просвещения среди сельских жителей и работ по благоустройству местности, где они проживали.

За государственный счет начали строить сельскохозяйственные школы, где крестьяне имели возможность ознакомиться с новейшими приемами ведения хозяйства открывались ветеринарные лечебницы.

Цель реформы: поднять благосостояние крестьян, сделать их примерными налогоплательщиками.

Император был сторонником укрепления сословного строя. Чтобы избежать появления в дворянской среде нежелательных элементов, предлагал установить порядок, по которому дворянские титулы переходили бы только по наследству, а служилых людей предполагалось объединять в рамках новых сословии «чиновных» 1845г. «Указ о майоратах», неделимость имений дворян при передачи их по наследству.

Характерными чертами правления Николая I было подавление инакомыслия, ужесточение цензуры, усиление полицейского сыска. Репрессивная политика особенно усилилась в «мрачное семилетие»(1848-1855). Обеспокоенный революциями в Европе, император прилагал максимум усилий для укрепления бюрократического- политического государства.

Идеологической основой государства стала концепция министра народного просвещения С. С. Уварова- теория официальной народности. В1834 г. в циркуляре попечителя (начальникам) учебных округов министр выска­зал пожелание, что подрастающее поколение следует обучать в духе православия, самодержавия и народности. Смысл наставления министра состоял в том, чтобы мод­ным теориям о «равенстве» и «свободе» противопоставить понимание особенностей русской государственности, не­повторимого духовного облика русской нации. православие олицетворяло поня­тие мировоззрения, самодержавие — форму государственного устройства, а понятие народности подчеркивало, что православие и самодержавие отвечали духу народа, представлениям об устройстве страны и мира, народ поддерживает монархию.

Соединение трех этих элементов и создавало, удивительный исторический феномен, называемый Россия. По сути дела, Уваров призывал русских людей не превращаться в «умственных рабов» иностранных учений, уважать прошлое, дела предков и не забывать, что в империи двуглавого орла очень много неповторимого, своеобразного.

 

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...