Методика обучения морфемике и словообразованию в начальной школе
Методы обучения в начальной школе. Классификация методов обучения. Условия выбора методов. Под дидактическими методами понимают совокупность путей, способов решения задач образования.В зависимости от того, какой признак метода берется за основу, появляется та или иная классификация. Классификация методов по типу (характеру) познавательной деят-ти (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин). Тип познав. Деят-сти (ТПД) – это уровень самостоятельности, кот. достигают ученики, работая по предложенной учителем схеме обучения. В дан. класс-ции выделяются методы: а) объяснит.-иллюстративный; б) репродуктивный; в) проблемное изложение; г) частично поисковый; д) исследовательский. Сущность объяснит. -иллюстративного метода: - знания ученикам предлагаются в «готовом» виде; - учитель с помощью различных способов помогает восприятию этих знаний; - происходит восприятие (рецепция) и осмысление знаний, фиксирование их в памяти учеников.Сущность репродуктивного МО: а) знания ученикам также даются в «готовом» виде; б) учитель не только сообщает знания, но и объясняет их; в) ученики сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний; г) необходимая прочность усвоения обеспечивается путем многократного повторения знаний. Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. В нач. школе ученики еще не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, а потому учитель показывает пути исследования проблемы. И хотя ученики при таком методе обучения еще не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они получают хороший урок разрешения затруднений.
Сущность частично поискового МО:а) знания детям нужно добывать самостоятельно;б) учитель не сообщает и не излагает знания, а организует поиск новых знаний с помощью средств;в) ученики под руководством учителя самост-но рассуждают, решают возникающие задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т.д., в результате чего у них формируются осознанные прочные знания.Сущность исследовательского метода обучения:а) учитель вместе с учениками формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени;б) знания ученикам не сообщаются. Школьники самостоятельно добывают их в процессе исследования проблем, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результата также определяют они сами;в) учитель лишь оперативно управляет ходом решения проблемных задач;г) учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью. Метод обучения - это форма теор-го и практ-го освоения учеб. материала, исходящего из задач обр-я, восп-я и разв-я личности учащихся. Учитель выступает в роли посредника между знаниями, зафиксированными в опыте человечества, и сознанием ребенка, который не имеет этих знаний. Учитель предлагает путь познания, по кот. д/ идти ученик, чтобы усвоить опред-е стороны опыта челов-ва. Но учитель не просто передает знания, подобно электронно-вычислительной машине, а организует определенные пути, способы, приемы усвоения учебного материала. Методы устного изл-я: рассказ,объяснение,беседа,работа. Наглядные методы обучения: Демонстрация Иллюстрация Видеометод Практ-е методы: Упражнения. Практическая работа. Познавательные (дидактические) игры Учителю постоянно приходится оценивать преимущества и недостатки известных методов, выбирать из них наиболее пригодные для решения поставленных задач, сочетать их. Целесообразным должно быть признано такое сочетание методов и форм деятельности, которое позволило бы учителю достичь успеха, решить все намеченные задачи, научить каждого ученика. Как правило, к успеху приводят простые и надежные схемы.
Методика обучения морфемике и словообразованию в начальной школе Морфемика - это раздел науки о языке, в к-м изучаются морфемы как части слова. Словообразование изучает образование слов от др. слов с помощью определенных операций. Задача уч-ля — создать оптимальные условия для осознания детьми взаимосвязи, существующей в языке м/у лекс-ким значением слова и его морфемным составом, целенаправленно руководить на этой основе уточнением словаря уч-ся. Ознакомление с основами словообр-ния способствует обогащению знаний шк-ков об окружающей их действительности. Осознание роли морфем в слове, а также семантического значения приставок и суффиксов содействует формир-нию у шк-ков точности речи. Изучение морфемного состава слова имеет большое значение для формир-ния орфограф-ских навыков.Все морфемы в слове взаимосвязаны; значение каждой морфемы раскр-тся только в составе слова. Исходя из этого, изучение шк-ками корня, приставки, суффикса и окончания проводится во взаимодействии: вначале уч-ся знакомятся с сущностью всех морфем в их сопоставлении друг с другом, а затем изучается в отдельности каждая морфема с семантико-словообр-ной и орфографической сторон. 1-ый этап — пропедевтические (предварительные подготовительные) словообразовательные наблюдения.Трудность представляет для 1-классников понимание семантической общности однокоренных слов, что, в свою очередь, связано с неумением абстрагировать смысловое значение корня от лексического значения каждого из слов, составляющих группу однокоренных. 2-ой этап — ознакомление с однокоренными словами и морфемами. Основные учеб. задачи данного этапа:- познакомить с особенностями корня, приставки, суффикса и окончания как значащих частей слов,- приступить к формированию понятия «однокоренные слова»,- провести наблюдения над единообразным написанием корня в однокоренных словах. 3-ий этап — изучение специфики и роли в языке корня, приставок, суффиксов; ознакомление с сущностью морфологического принципа правописания; формирование навыка правописания корней и приставок (II класс). На 3-ем этапе системы изучения морфемного состава слов решаются следующие учебные задачи:- формирование понятий: «корень», «приставка», «суффикс», «окончание»,- развитие представлений о взаимосвязи между лексическим значением слова и его морфемным составом,- формирование навыка правописания проверяемых безударных гласных, парных глухих и звонких согласных в корнях слов, а также навыка слитного и графически верного написания приставок,- развитие умения осознанно употреблять в речи слова с приставками и суффиксами.
Особенности изучения корня. При формировании понятия «корень» мл. шк. ориент-тся на 3 признака корня: «Корень — главная часть слова, которая является общей для всех однокоренных слов. В корне заключается общий смысл всех однокоренных слов». В начал. кл. уч-ся изучают два 1-ых признака и усваивают следующее определение: «Приставка — часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов».При изучении словообр-ния основная трудность для уч-ся заключается в том, чтобы правильно определить производящее слово. Уч-ль может указать и значение производного слова, тогда задача уч-ка — выбрать необходимую морфему, кот-ая позволит образовать слово с заданным значением (защита-защитник). Возможен и второй вариант: в упражнении указано производящее слово и морфема, которую нужно использовать. Задача ученика — правильно образовать слово, объяснить его лексическое значение (градус+ник=градусник). Виды упр-ний наиболее эффективные:1. Лексико-словообр-ный анализ текста, в кот-ом есть однокоренные слова. 2. Замена развернутого объяснения лексического значения слова одним родственным словом.Машина, приспособленная для перевозки груза. (Грузовик.) 3. Объяснение лексического значения слова на основе выяснения сущности названия предмета. Объяснить,доказать, как образовались слова, какой частью речи они являются, какой имеют смысл. 4. Составление предложений с однокоренными словами разных частей речи.5. Словообразовательные задания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|