Острые вирусные сиалоадениты. Эпидемический паротит.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ПО ТЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ: «ЗАБОЛЕВАНИЯ СЛЮННЫХ ЖЕЛЕЗ У ДЕТЕЙ (ВИРУСНЫЕ И НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ). КЛАССИФИКАЦИЯ, ЭТИОЛОГИЯ, КЛИНИКА, ДИАГНОСТИКА, ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА. ЛЕЧЕНИЕ. ПРОГНОЗ»
Факультет стоматологический Курс 4, семестр 8
Авторы: асс. Гаршина М.А. доц. Корытина И.В.
ВОРОНЕЖ 2015 Тема № 6: « ЗАБОЛЕВАНИЯ СЛЮННЫХ ЖЕЛЕЗ У ДЕТЕЙ (ВИРУСНЫЕ И НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ). КЛАССИФИКАЦИЯ, ЭТИОЛОГИЯ, КЛИНИКА, ДИАГНОСТИКА, ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА. ЛЕЧЕНИЕ. ПРОГНОЗ » Цель занятия: В результате изучения темы студент должен обладать способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-1); логическому и аргументированному анализу, ведению дискуссии и полемики, к толерантности (ОК-5); находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7); осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8); проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, морфологического анализа биопсийного и операционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного (ПК-5); выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медики-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам и системам организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах (ПК-22); поставить диагноз с учетом Международной классификации болезней (ПК-23):
Знать: - методы диагностики, лечения и профилактики заболеваний слюнных желез у детей Уметь: - провести физикальное обследование пациента различного детского возраста (осмотр, пальпацию, аускультация, измерение артериального давления, пульса и дыхания) - интерпритировать результаты обследования, поставить пациенту предварительный диагноз, наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза, сформулировать клинический диагноз - разработать план лечения с учетом течения болезни, подобрать и назначить лекарственную терапию, использовать методы немедикаментозного лечения, провести реабилитационные мероприятия - оценивать результаты лучевой и ультразвуковой диагностики, используемые в стоматологической практике - разработать оптимальную тактику лечения стоматологической патологии у детей с учетом общесоматического заболевания - применять методы асептики и антисептики, медицинский инструментарий, медикаментозные средства, в лабораторно диагностических и лечебных целях - проводить диагностику и лечение пациента с острыми инфекционными заболеваниями полости рта, со смертельно-опасными заболеваниями полости рта, и при необходимости направить его к соответствующему специалисту Владеть: - методами ведения медицинской учетно-отчетной документации в медицинских организациях - клиническими методами обследования челюстно-лицевой области - интерпретацией результатов лабораторных, иструментальных методов диагностики у пациентов любого возраста - алгоритмом постановки предварительного диагноза пациентам и при необходимости с последующим направлением их на дополнительное обследование и к врачам специалистам; алгоритм постановки развернутого клинического диагноза больным
- техникой антропометрии, термометрии, транспортировки больных, кормления больных, измерения АД, ЧСС и ЧДД, измерение суточного диуреза, введения лекарств, сбор биологического материала для лабораторных исследований - мануальными навыками в консервативной, оперативной и восстановительной стоматологии -методикой чтения различных видов рентгенограмм
Мотивация темы занятия. Зачастую дети с заболеваниями слюнных желез обращаются на прием к стоматологу. На догоспитальном этапе важно правильно поставить диагноз, своевременно направить в специализированный стационар и осуществить патогенетически обоснованное лечение.
Теория занятия. Среди воспалительных процессов челюстно-лицевой области у детей 13,9 % приходится на поражение слюнных желез. Из них около 88% - это заболевание околоушной слюнной железы. Возникновению сиалоаденитов у детей способствуют: воспалительные поражения слизистой оболочки ротовой полости; острые и хронические тонзиллиты; острые и хронические лимфадениты; острые респираторные заболевания; наличие кариозных и периодонтитных зубов; проникновение инородных тел в протоки слюнных желез; анатомическое строение протоков и паренхимы слюнных желез (эмбрионально обусловленные аномалии выводных протоков больших слюнных желез, устья зияют, протоки широкие и короткие), поэтому дуктогенный путь проникновения вирусов и микроорганизмов в железу у детей встречается чаще, чем другие пути; изменения местного и общего иммунитета. Для постановки диагноза воспалительных заболеваний слюнных желез может быть использована следующая классификация. По этиологии: - вирусные; - бактериальные; - травматическая; - калькулезные; По течению: - острые: серозные, гнойные, гнойно-некротические; - хронические: паренхиматозные, интерстициальные; - обострившиеся хронические По локализации: - паротиты; - субмаксиллиты; По наличию конкремента: - некалькулезные - калькулезные с локализацией камня: в переднем, среднем, заднем отделе протока, в железе.
Острые вирусные сиалоадениты. Эпидемический паротит. Возбудитель эпидемического паротита является фильтрующий вирус. Чаще болеют дети от 3 до 15 лет. Инкубационный период при этом заболевании чаще составляет 18 суток, заразный период не превышает 3-10 суток от начала заболевания. Источником инфекции может быть больной или вирусоноситель. Инфекцию можно передать только через слюну.
Местом первичной локализации вируса являются слюнные железы. Вирус поражает только железы, имеющие экзоэпителиальное происхождение. Чаще фильтрующий вирус поселяется в строме околушной железы, крайне редко – в подчелюстных. Жалобы: больные дети или их родители жалуются на резкое повышение температуры тела, нарушение самочувствия, вялость, головную боль, нарушение аппетита, сна, болезненное увеличение одной или обоих околоушных слюнных желез, сухость слизистой оболочки полости рта, боль в слюнных железах при глотании и жевании. Клиника: В течении эпидемического паротита выделяют продромальный период и период выраженных клинических проявлений. В последние 1-2 сут инкубационного периода могут возникнуть продромальные явления. Эпидемический паротит – это заболевание всего организма, характеризующееся нарушением общего состояния. Слюнная железа увеличивается, за мочкой уха появляется боль при пальпации. Возможны первичные поражения нервной системы 71%, поджелудочной железы 3,1-51,1%, половых желез. В период выраженной клинической картины наблюдается увеличение околоушной слюнной железы. Кожа над ней напряженная, блестящая, бледная по сравнению с окружающей кожей, по переферии отек тестообразной консистенции. Приобследовании ротовой полости гиперемия слизистой оболочки вокруг устья выводного протока слюнных желез. Саливация снижена, вязкость увеличена, слюна прозрачная. При присоединении банальной инфекции изменяется качественная характеристика слюны – она становится мутной. Чтобы поставить окончательный диагноз, необходимо провести серологическое исследование крови. Серологические исследования, основываются на выявлении типоспецифических антител.
Эпидемичекий паротит дифференцируют с острым неэпидемическим паротитом, обострением хронического паротита. Паротитом Генценберга, острым бактериальным паротитом, абсцессом околоушной области. Лечение: Сецифического лечения зболевания нет. Нобходима тщатльная дифференциальная диагностика эпидемического и острого бактериального паротита. Применяют симптоматическую терапию, предусматривающую профилактику присоединения бактериальной инфекции, постельнй ржим в теч 7-10 суток, жидкую высококалорийную и богатую витаминами пищу. Физиопроцедуры – УВЧ, СВЧ, УФА. Осложнениями являются: присоединение банальной инфекции с развитием бактериального паротита, образование флегмон и абсцессов околоушно-жевательной области.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|