Современные технологии воспитания и обучения в дошкольном образовании.
В контрольной работе (в форме презентации (на выбор) вы должны дать развернутую детальную характеристику одной из технологий, например, «Технология вхождения ребенка в реальные трудовые связи М.В. Крухлет» (либо группы технологий, например, Характеристика педагогических технологий сенсорного развития (или развития речи) детей дошкольного возраста). См. задание к практическому занятию 2-3. Там перечислены темы. Можно вставить в презентацию видеофрагмент, демонстрирующий применение одной из образовательных технологий. Практическое занятие №1 Характеристика и классификация педагогических технологий в дошкольном образовании.
Вопросы для обсуждения: 1. Определение понятия «педагогическая технология». 2. Основные признаки педагогической технологии (концептуальность, системность, содержательность алгоритмизированность и т.д.). 3. Особенности педагогических технологий в дошкольном образовании. 4. Педагогическая диагностика субъектных проявлений ребенка как составная часть педагогической технологии. 5. Этапность построения педагогических технологий. 6. Основные подходы к классификации педагогических технологий в дошкольном образовании. Вариативность педагогических технологий в дошкольном образовании.
Задания для самостоятельной работы: 1. Выпишите основные признаки педагогической технологии. 2. Охарактеризуйте каждый из них. 3. Подумайте, в чем состоит специфика педагогических технологий в дошкольном образовании. 4. Рассмотрите различные классификации (минимум две) педагогических технологий в дошкольном образовании. Чем они отличаются?
Литература:
1. Бабаева, Т.И., Солнцева, О.В. и др. Дошкольная педагогика: Учебно-методическое пособие/ Под ред. О.В.Солнцевой. – СПб: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2009.
2. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров/ Н.А.Виноградова, Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева; под общ.ред. Н.В.Микляевой. – М.: Изд-во Юрайт, 2012. – 510 с. 3. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/ Под ред. А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. 464 с. 4. Дошкольная педагогика// Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. - М Просвещение, 1988. 5. Козлова С.А.Дошкольная педагогика: Учеб.пособие. / С.А.Козлова, Т.А.Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 416 с.
7. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. - СПб., 2011.
Литература по общей педагогике.
Практическое занятие №2-3 (4 часа). Современные технологии воспитания и обучения в дошкольном образовании. Вопросы для обсуждения 1. Классификация и характеристика здоровьесберегающих технологий (медико-профилактические, физкультурно-оздоровительные, образовательные, обеспечения социально-психологического благополучия ребенка, сохранения и стимулирования здоровья, обучения здоровому образу жизни, коррекционные). 2. Характеристика педагогических технологий, ориентированных на развитие личностных качеств ребенка, его индивидуальности. 3. Характеристика технологий проектной деятельности. Алгоритм проектной деятельности педагога и детей (Л. Морозова). Этапы проектной деятельности. 4. Характеристика исследовательских технологий. Алгоритм осуществления исследовательской деятельности (А. И. Савенков). 5. Технология «портфолио дошкольника».
6. Использование информационно-коммуникативных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Задания для самостоятельной работы: 1. Напишите короткий реферат (4-6 стр.) и подготовьте устное выступление (презентацию) по одной из тем (на выбор): · Современные технологии физического развития и воспитания детей дошкольного возраста. · Современные технологии воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста. · Современные технологии воспитания безопасного поведения в дошкольном возрасте. · Современные технологии развития, воспитания и обучения детей в игре. · Педагогические технологии сенсорного развития детей дошкольного возраста. · Проблемно-игровая технология развития познавательной активности и интересов детей. · Современные технологии трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. · Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста. · Современные технологии логико-математического развития детей дошкольного возраста. · Современные технологии экологического воспитания детей дошкольного возраста. · Современные технологии приобщения детей к искусству и развития творчества в изобразительной (музыкальной) деятельности. · Современные технологии литературного развития детей дошкольного возраста. 2. Охарактеризуйте проблемно-игровую технологию развития дошкольника. Изобразите схематически ее составные элементы, приведите примеры их использования. 3. На основе литературы по педагогике определите содержание понятия «проблемная ситуация», познакомьтесь с этапами конструирования проблемной ситуации. На основе изученной литературы придумайте (и запишите) проблемные ситуации для детей разного возраста. 4. Изучите содержание основных этапов проектной деятельности, результаты оформите в таблице. 5. Подготовьте видеофрагменты (из своего опыта, опыта своих коллег, из интернета), демонстрирующие применение одной из образовательных технологий.
Литература:
1. Бабаева, Т.И., Солнцева, О.В. и др. Дошкольная педагогика: Учебно-методическое пособие/ Под ред. О.В.Солнцевой. – СПб: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2009. 2. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров/ Н.А.Виноградова, Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева; под общ.ред. Н.В.Микляевой. – М.: Изд-во Юрайт, 2012. – 510 с.
3. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/ Под ред. А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. 464 с. 4. Дошкольная педагогика// Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. - М Просвещение, 1988. 5. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учеб.пособие. / С.А.Козлова, Т.А.Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 416 с.
Дополнительная литература. 1. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. - М., 2010. 2. Горовиц Ю.М. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. - М., 1998. 3. Давидчук А.Н. Индивидуально-ориентированное обучение детей.- М., 2000. 4. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир: Педагогическая технология целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности. – СПб., 2002 5. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2005. 6. Методические советы к программе «Детство» / Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А..Михайловой. - СПб.: Детство-Пресс, 2003. 7. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ,2003. 8. Пилюгина Э.Г. Сенсорное развитие малыша. М., 2006. 9. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения/ Авт.-сост. Л.С.Киселева и др. – М., 2003. 10. Рахманова Н.П. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ Под. ред. Дыбиной О.В. – М., 2007 11. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. - СПб., 2011. Статьи из журналов «Дошкольное воспитание»; «Дошкольная педагогика»; «Обруч» и др.
1. Характеристика понятия «педагогическая технология».
2. Основные признаки педагогической технологии (концептуальность, системность, содержательность алгоритмизированность и т.д.). 3. Особенности педагогических технологий в дошкольном образовании. 4. Основные этапы построения педагогических технологий. 5. Классификации педагогических технологий в дошкольном образовании. Вариативность педагогических технологий в дошкольном образовании. 6. Классификация и характеристика здоровьесберегающих технологий. 7. Характеристика педагогических технологий, ориентированных на развитие личностных качеств ребенка, его индивидуальности. 8. Характеристика технологий проектной деятельности. Алгоритм проектной деятельности педагога и детей. Этапы проектной деятельности. 9. Характеристика исследовательских технологий. Алгоритм осуществления исследовательской деятельности (А. И. Савенков). 10. Технология «портфолио дошкольника». 11. Использование информационно-коммуникативных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста. 12. Современные технологии физического развития и воспитания детей дошкольного возраста. 13. Современные технологии воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста. 14. Современные технологии воспитания безопасного поведения в дошкольном возрасте. 15. Современные технологии развития, воспитания и обучения детей в игре. 16. Педагогические технологии сенсорного развития детей дошкольного возраста. 17. Проблемно-игровая технология развития познавательной активности и интересов детей. 18. Современные технологии трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. 19. Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста. 20. Современные технологии логико-математического развития детей дошкольного возраста.
К экзамену готовиться по вопросам всех трех частей курса..
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|