Принцип ранней педагогической помощи
Принцип научности и доступности обучения Суть данного принципа заключается в том, что все знания, даваемые ученикам в школе, должны соответствовать уровню современной науки. Принцип научности реализуется при разработке программ и составлении учебников, а также в деятельности учителей и воспитателей. Принцип научности тесно связан с принципом доступности. Принцип доступности предполагает построение обучения детей с интеллектуальной недостаточностью с учетом их возможностей восприятия. Доступность обучения (по Л.С. Выготскому) понимаетсякак динамика зон актуального и ближайшего развития. Принцип систематичности и последовательности в обучении Суть принципа заключается в том, что знания, которые учащиеся приобретают в школе, должны быть приведены в определенную логическую систему для того, чтобы можно было ими пользоваться, т. е. использовать их в жизни. Принцип систематичности и последовательности реализуется как при разработке учебных, программ и учебников, так и в каждодневной работе педагога. Это предполагает такой подбор и расположение учебного материала в программах, учебниках, в тематических планах, на каждом уроке, когда между составными частями его существует логическая связь, когда последующий материал опирается на предыдущий, когда пройденный материал подготавливает учащихся к усвоению нового. 5. Воспитывающая и развивающая направленность обучения Суть принципа: воспитывающая направленность обучения заключается в формировании у учеников нравственных представлений и понятий, адекватных способов поведения в обществе. Это реализуется в содержании учебного материала и в соответствующей организации деятельности учащихся в школе и вне ее.
Развивающий характер обучения заключается в содействии общему психическому и физическому развитию учащихся. Принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков Принцип прочности основан на запоминании, сохранении и воспроизведении и требует того, чтобы у учащихся были закреплены и долго сохранялись осознанные, систематизированные ЗУН. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении Данный принцип является одним из наиболее значимых принципов в специальной школе. Суть принципа индивидуального подхода заключается в учете индивидуальных особенностей учеников в учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей. Если учеников можно разделить на группы по типическим особенностям, (слабоуспевающих, среднеуспевающих и хорошоуспевающих), то в этом реализуется принцип дифференцированного подхода. Эта дифференциация не учитывает причин затруднений школьников в обучении. Принцип связи обучения с жизнью Суть данного принципа заключается в том, что обучение должно быть направленно на формирование у учеников умения применять полученные знания на практике. Реализация этого принципа заключается в организации учебно-воспитательной работы на основе тесной связи с окружающей действительностью, с жизнью. 4. Номенклатура специальных принципов обучения 4.1. Номенклатура специальных принципов обучения специальной педагогики Этиопатогенетический принцип Суть принципа: для правильного построения коррекционной работы с ребенком специалистам необходимо знать этиологию (причины) и патогенез (механизмы) нарушения. Принцип системного подхода к диагностике и коррекции нарушений. Суть принципа: для построения коррекционной работы необходимо правильно разобраться в структуре дефекта, определить иерархию нарушений.
Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования. Суть принципа: любой момент в обучении проблемного ребенка должен быть направлен на предупреждение и коррекцию нарушений. Коррекционная направленность – это специфическая особенность педагогического процесса в специальном образовательном учреждении. Этот принцип предполагает построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма в соответствии со спецификой природы недостатка развития. Принцип опоры на закономерности онтогенетического развития Суть принципа: для того чтобы правильно выстроить систему корреционно-развивающего воздействия, необходимо знать, как те или иные функции развиваются в онтогенезе. Можно сказать, что коррекционная психолого-педагогическая работа строится по принципу «замещающего онтогенеза». Принцип реализации деятельностного подхода в обучении и воспитании Реализация принципа деятельностного подхода предполагает организацию обучения с опорой на ведущую деятельность возраста. Принцип социально адаптирующей направленности образования Коррекция и компенсация недостатков развития должна быть направлена на преодоление или значительное уменьшие «социального выпадения». Принцип педагогического оптимизма Специальная педагогика исходит из того, что учиться могут все дети. При этом под способностью к обучению понимается способность к освоению любых доступных ребенку социально и личностно значимых навыков жизненной компетенции, обеспечивающих его адаптацию. Принцип ранней педагогической помощи Суть принципа: чем раньше оказана педагогическая помощь, то есть выявлено и диагностировано отклонение в развитии, тем эффективнее будет исправление недостатков в развитии.
4.2.Номенклатура специфических принципов обучения детей с интеллектуальной недостаточностью
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|