Периодизация всемирной истории. Восточная и западная формы цивилизационных пространств.
Стр 1 из 15Следующая ⇒ Экзамен по истории. Предмет, функции и источники истории как науки. Методологические основы изучения исторического процесса. История – это рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано и исследовано. История – это комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества во всём его многообразии. Предметом изучения истории является деятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе. История выполняет целый ряд функций: 1) Познавательная - выявлении закономерностей исторического развития. 2)Воспитательная - способствует формированию гражданских, нравственных качеств и ценностей на исторических примерах. 3) Прогностическая -заключается в возможности предвидения будущего на основе анализа исторических событий прошлого и настоящего. 4) Функция социальной памяти -заключается в том, что исторические знания выступают в качестве способа идентификации и ориентации общества и личности. 5) Практически-рекомендательная - помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. Исторические источники – все остатки прошлого в которых отложились исторические свидетельства, отражающие реальные явления общественной жизни. Классификация источников: (Ковальченко И.Д) 1) Вещественные 2) Письменные 3) Изобразительные (худ. работы) 4) Фонические (документы аудио и видео ряда) Методы изучения истории: 1) Хронологический 2) Хронологическо-проблемный метод 3) Проблемно-хронологический 4) Синхронический 5) Ретроспективный
Периодизация всемирной истории. Восточная и западная формы цивилизационных пространств. Периодизация истории — особого рода систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определённые хронологические периоды.
Периодизация всемирной истории: 1) Первобытное общество (2 млн. лет назад – 4 тысячелетие до н.э.) 2) Древний мир (5 тысячелетие до н.э. – сер. 1 тыс. н.э.) 3) Средние века (476 г. – сер.17 в.) 4) Новое время (сер. 17 в. – начало 20 в.) 5) Новейшая история (1918 г. – начало 21в.) Периодизация истории первобытного общества: 1) первобытное человеческое стадо; 2) родовая община (этот этап делится на раннюю родовую общину охотников, собирателей и рыболовов и на развитую общину земледельцев и скотоводов); 3) первобытная соседская (протокрестьянская) община. Периодизация истории: (В.О. Ключевской. сер. 19 века) 1) Русь Днепровская, городовая (8-13 вв.) 2) Русь удельно княжеская (13-15вв.) 3) Русь Великая Московская (15-17вв.) 4) Всероссийский, императорский, дворянский (17-19вв.) Периодизация советская (в основе лежит формационный подход): 1) Первобытно – общинный строй (до 9 в.) 2) Феодализм (9 – 19 вв.) 3) Капитализм (2 половина 19 – 1917 г.) 4) Социализм (1917 - …)
Чаще всего под Западом понимают экономически развитые государства Западной Европы. В отличие от Запада единого Востока не существует. Простое географическое деление (Восток - это Азия, а Запад - это Европа) ничего не даёт. Восток представляет собой причудливую смесь различных экономических укладов, религий и культур. Во-первых, на Западе выше уровень экономического и технологического развития. Во-вторых, культура Запада основана главным образом на христианских ценностях (хотя это не значит, что все жители Запада исповедуют христианство), а культура Востока сформировалась на основе ислама, буддизма, индуизма и др. Кроме того, по мнению учёных-социологов, на Западе в характере людей преобладают такие черты, как индивидуализм, личная ответственность и инициатива, а на Востоке - общинность, а следовательно, коллективная ответственность. Таким образом, Запад" и "Восток - это не столько географические, сколько экономические и в первую очередь культурные понятия.
А как соотносятся Восток и Запад в самой России? Существуют две точки зрения. Согласно одной, Восток - неславянское, преимущественно нехристианское население как европейской, так и азиатской части страны. В этом смысле славянские народы, где бы они ни проживали, предстают частью Запада, т. е. европейской христианской цивилизации. Сторонники этой точки зрения считают, что в России объединились Восток и Запад, а так как к Западу можно отнести более 85% её жителей, развитие страны должно идти по западному пути. Другая точка зрения отрицает существование общеевропейской цивилизации. Согласно данной теории, есть две христианские цивилизации: одна - собственно западная, а другая, противостоящая ей, - восточнохристианская. По мнению приверженцев подобного взгляда, в нашей стране Восток соседствует с особым, славянским, миром, поэтому России уготован собственный путь развития, не похожий ни на какой другой. В XIX в. защитников этих теорий назвали соответственно западниками и славянофилами. Слово "славянофилы" можно перевести как "любящие славян", так как греческий глагол "фило" значит "любить". Так какая же из двух точек зрения верна? На этот вопрос пока нет ответа, и споры между западниками и славянофилами не умолкают до сих пор.
ЗАПАДНИКИ И СЛАВЯНОФИЛЫ - НЕОКОНЧЕННЫЙ СПОР Ярко выраженным "западником" являлся Пётр I. Вся его деятельность была направлена на приобщение России к европейским ценностям и прошла в ожесточённой борьбе со старой аристократией, не желавшей расставаться с привычным укладом жизни. "Западниками" можно назвать и всех последующих русских монархов: никто из них не пытался восстановить допетровские порядки, да и по крови, по культуре, по воспитанию они были куда больше западноевропейцами, нежели русскими. Однако можно ли назвать русских царей, и прежде всего Петра I, подлинными западниками, без кавычек? Они охотно перенимали внешние черты западной цивилизации (костюмы, парики, этикет, военные уставы), но вот социально-политические устои (личную свободу граждан, вольный труд, независимый суд и др.) оставались для них чаще всего чуждыми. Развитие страны основывалось на подневольном труде крепостных крестьян и крепостных рабочих, на жёстком бюрократическом аппарате управления.
Сами понятия "западник" и "славянофил" появились довольно поздно, в середине XIX в. Славянофилы того времени выступали за особый путь развития России, принципиально отличный от западного. Они считали, что необходимо развивать собственную - русскую или "общеславянскую" - культуру, в определенной мере отгородившись от Запада. Другие, неевропейские народы страны, по мысли славянофилов, необходимо приобщать к славянским, а в религиозном плане - к православным ценностям. Западники видели путь развития России совсем иным. По их мнению, славянские народы России должны воспринять западную культуру и политические идеалы, а потом распространить эти идеалы среди других народов страны. И западники, и славянофилы в равной мере без особых симпатий относились к исламу, а буддийские и индуистские ценности либо вообще их не интересовали, либо представляли чисто познавательный интерес. Казалось бы, Октябрьская революция 1917 г. решила вековой спор - Россия выбрала путь развития, основанный на коммунистических идеях, пришедших из Европы. Впрочем, и при советской власти западническая и славянофильская точки зрения на развитие страны продолжали соперничество. Предреволюционная и послереволюционная деятельность партии большевиков и её вождя В. И. Ленина была в основном западнической. Сам марксизм, идейная основа политики СССР, явился всецело порождением западной политэкономической мысли. Однако, как это было и в эпоху Петра I, принимая некоторые идеи, большевики не пытались перенести на российскую почву главные достижения Запада - свободу и личную независимость граждан и др. Наоборот, в стране царили беззаконие и террор, а весь мир оказался отделён от России "железным занавесом". Закономерно, что в конце 40-х гг. Сталин начал открытую компанию борьбы с "низкопоклонством перед Западом". Подобную позицию можно счесть внешним проявлением славянофильства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|