Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кризис феодальной Речи Посполитой.




 

В XVII-XVI­II вв. Поль­ша ос­та­ва­лась од­ним из круп­ных го­су­дарств Ев­ро­пы. Еди­ная Речь Пос­по­ли­тая с вы­бор­ным ко­ро­лем и двух­па­лат­ным сей­мом де­ли­лась на Ко­ро­ну и Лит­ву, имев­шие свою ад­ми­нис­т­ра­цию, су­ды и вой­ско. По­ми­мо поль­с­ких, Ко­ро­на вла­де­ла ук­ра­ин­с­ки­ми зем­ля­ми; в Лит­ве, на­ря­ду с ли­тов­ца­ми, жи­ли бе­ло­ру­сы; в го­ро­дах имел­ся зна­чи­тель­ный про­цент не­мец­ко­го и ев­рей­ско­го на­се­ле­ния. Гос­под­с­т­ву­ющей бы­ла ка­то­ли­чес­кая ре­ли­гия, ко­то­рой при­дер­жи­ва­лось по­дав­ля­ющее боль­шин­с­т­во по­ля­ков и ли­тов­цев; ук­ра­ин­цы и бе­ло­ру­сы ос­та­ва­лись пра­вос­лав­ны­ми или бы­ли об­ра­ще­ны в уни­атов; сре­ди го­ро­жан име­лись про­тес­тан­ты, сох­ра­ня­ло свою ве­ру ев­рей­ское на­се­ле­ние. Не­ка­то­ли­ки не об­ла­да­ли по­ли­ти­чес­ки­ми и ины­ми пра­ва­ми.

Большую часть это­го вре­ме­ни поль­с­кий прес­тол за­ни­ма­ли ко­ро­ли-ино­зем­цы. Пос­ле от­ре­че­ния в 1668 г. пос­лед­не­го из Ва­зов (дру­гая ветвь этой ди­нас­тии пра­ви­ла в Шве­ции) Яна II Ка­зи­ми­ра лишь дваж­ды из­би­ра­лись на трон пред­с­та­ви­те­ли «сво­их» маг­нат­с­ких ро­дов - Ми­хал Ко­ри­бут Виш­не­вец­кий (1669-1673) и Ян Со­бес­кий (1674-1696), а за­тем ста­ли пра­вить сак­сон­с­кие ко­ро­ли Ав­густ II (1697-1733) и Ав­густ III (1733-1763). Воз­ни­ка­ли си­ту­ации, ког­да поль­с­кие го­су­дар­с­т­вен­ные вы­го­ды при­но­си­лись в жер­т­ву ди­нас­ти­чес­ким ин­те­ре­сам.

Международное по­ло­же­ние Ре­чи Пос­по­ли­той бы­ло слож­ным: она на­хо­ди­лась в ок­ру­же­нии уси­ли­вав­ших­ся со­се­дей­, стре­мив­ших­ся к тер­ри­то­ри­аль­ным при­об­ре­те­ни­ям. Это об­с­то­ятель­с­т­во в со­че­та­нии с глу­бо­ки­ми внут­рен­ни­ми про­ти­во­ре­чи­ями вов­лек­ло стра­ну в ряд кро­воп­ро­лит­ных войн.

На Ук­ра­ине, на­се­ле­ние ко­то­рой пе­ре­жи­ва­ло рост на­ци­ональ­но­го са­мо­соз­на­ния и не же­ла­ло ми­рить­ся с на­ци­ональ­ным, со­ци­аль­ным и ре­ли­ги­оз­ным гне­том, крес­ть­ян­с­кие и ка­зац­кие вос­ста­ния увен­ча­лись в се­ре­ди­не XVII в. ос­во­бо­ди­тель­ной вой­ной­, ко­то­рую воз­г­ла­вил гет­ман Бог­дан Хмель­ниц­кий. Пос­ле ря­да сра­же­ний он об­ра­тил­ся за по­мощью к Рос­сии, счи­тав­шей се­бя пок­ро­ви­тель­ни­цей пра­вос­ла­вия и род­с­т­вен­ных ей вос­точ­ных сла­вян. Пос­ле про­воз­г­ла­шен­но­го в 1654 г. на Пе­ре­яс­лав­с­кой ра­де вос­со­еди­не­ния двух на­ро­дов и пос­ле­до­вав­ших за этим поль­с­ко-рос­сий­ских войн Ле­во­бе­реж­ная Ук­ра­ина и Ки­ев от­де­ли­лись от Поль­ши.

В 1655-1660 гг. поль­с­кие зем­ли пе­ре­жи­ли швед­с­кое на­шес­т­вие. По­на­ча­лу при­тя­за­ния швед­с­ко­го ко­ро­ля на поль­с­кий прес­тол под­дер­жа­ла часть маг­на­тов и шлях­ты, но на­си­лия швед­с­ких ок­ку­пан­тов мо­би­ли­зо­ва­ли поль­с­кое на­се­ле­ние про­тив зах­ват­чи­ков и поз­во­ли­ли Яну Ка­зи­ми­ру из­г­нать шве­дов. Пос­лед­с­т­вия вой­ны бы­ли ужас­ны: по­те­ря 30-40% на­се­ле­ния, раз­ру­ше­ние ря­да го­ро­дов, не­вос­пол­ни­мый ущерб ре­мес­лам, тор­гов­ле, куль­ту­ре. Уси­ли­вав­ше­еся в хо­де этих со­бы­тий гер­цог­с­т­во Бран­ден­бур­г­с­кое, ко­то­рое ста­ло за­тем Прус­ским ко­ро­лев­с­т­вом, вы­рос­ло в силь­но­го и неп­ри­яз­нен­но­го к Поль­ше со­се­да.

Шведские вой­ска сно­ва приш­ли в Поль­шу во вре­мя Се­вер­ной вой­ны. Но Петр I под­дер­жал поль­с­ко­го ко­ро­ля Ав­гус­та II день­га­ми и вой­ском, по­мог ему сох­ра­нить прес­тол в борь­бе со швед­с­ким став­лен­ни­ком Ста­нис­ла­вом Ле­щин­с­ким (Ле­щинь­с­ким). Пос­ле Пол­тав­с­кой бит­вы 1709 г. при­тя­за­ни­ям шве­дов был по­ло­жен ко­нец. Вос­точ­ным со­се­дом Поль­ши ока­за­лась пре­вос­хо­див­шая ее в во­ен­ном от­но­ше­нии рос­сий­ская дер­жа­ва. На юге про­дол­жа­лись во­ен­ные стол­к­но­ве­ния с Тур­ци­ей. Лишь пос­ле блес­тя­щей по­бе­ды Яна Со­бес­ко­го под Ве­ной в 1683 г. ту­рец­кую эк­с­пан­сию уда­лось ос­та­но­вить.

Польша ос­та­ва­лась аг­рар­ной стра­ной с фоль­ва­роч­но-бар­щин­ной сис­те­мой хо­зяй­ст­во­ва­ния, при ко­то­рой крес­ть­ян­с­т­во выс­ту­па­ло в ка­чес­т­ве пос­тав­щи­ка ра­бо­чих рук для по­ме­щи­ков, сбы­вав­ших, в том чис­ле на внеш­ний ры­нок, сель­с­ко­хо­зяй­ст­вен­ную про­дук­цию. Ра­зо­ри­тель­ные вой­ны, низ­кая про­дук­тив­ность под­не­воль­но­го тру­да, ис­то­ще­ние поч­вы при­во­ди­ли к не­ук­лон­но­му сни­же­нию эк­с­пор­та, а воз­мож­нос­ти внут­рен­не­го рын­ка су­жа­лись как из-за тя­же­ло­го по­ло­же­ния крес­ть­ян, так и ра­зо­ре­ния го­ро­дов. Обед­нев­шее крес­ть­ян­с­т­во уси­ли­ва­ло свой про­тест, при­об­ре­тав­ший фор­мы бег­с­т­ва из де­ре­вень, от­ка­за ид­ти на бар­щи­ну и да­же бун­тов. На­ибо­лее зна­чи­тель­ным крес­ть­ян­с­ким выс­туп­ле­ни­ем бы­ло вос­ста­ние 1651 г. на Под­галье под пред­во­ди­тель­с­т­вом Ста­нис­ла­ва Кос­т­ки На­пер­с­ко­го. Сре­ди гос­под­с­т­ву­юще­го сос­ло­вия уг­луб­ля­лось раз­ме­же­ва­ние меж­ду бо­га­той маг­на­те­ри­ей и шля­хет­с­кой мас­сой. Фор­ми­ро­вал­ся слой без­зе­мель­ной шля­хет­с­кой «го­лыть­бы», шед­шей слу­жить на маг­нат­с­кий двор или в вой­ско.

Строй шля­хет­с­кой де­мок­ра­тии, на­де­лив­шей при­ви­ле­ги­ро­ван­ные сос­ло­вия уни­каль­ны­ми для то­го вре­ме­ни граж­дан­с­ки­ми пра­ва­ми, все бо­лее об­на­ру­жи­вал свою про­ти­во­ре­чи­вость, пос­те­пен­но пе­рес­та­вал га­ран­ти­ро­вать фун­к­ци­они­ро­ва­ние ин­с­ти­ту­тов влас­ти, соб­лю­де­ние за­кон­нос­ти и прев­ра­щал­ся в маг­нат­с­кую оли­гар­хию. По­пыт­ки уси­лить ог­ра­ни­чен­ную ко­ро­лев­с­кую власть тер­пе­ли не­уда­чу: так, нап­ри­мер, стрем­ле­ние ус­та­но­вить при жиз­ни ко­ро­ля вы­бор его пре­ем­ни­ка, уч­ре­дить дей­ст­ву­ющий меж­ду сей­ма­ми со­вет и пос­то­ян­ные на­ло­ги выз­ва­ли при Яне Ка­зи­ми­ре меж­до­усоб­ную вой­ну. Маг­нат­с­кие пар­тии, рас­по­ла­гав­шие вой­ска­ми, го­ло­са­ми шлях­ты на про­вин­ци­аль­ных соб­ра­ни­ях («сей­ми­ках») и ма­те­ри­аль­ны­ми сред­с­т­ва­ми, вер­хо­во­ди­ли в стра­не, враж­дуя меж­ду со­бой и пре­се­кая лю­бые ре­фор­мы. Ра­бо­та об­ще­поль­с­ко­го сей­ма мог­ла быть в лю­бой мо­мент па­ра­ли­зо­ва­на, так как для при­ня­тия ре­ше­ний тре­бо­ва­лось еди­ног­ла­сие де­пу­та­тов (пра­ви­ло «ли­бе­рум ве­то»). Для дос­ти­же­ния по­ли­ти­чес­ких це­лей раз­лич­ных пар­тий ис­поль­зо­ва­лись во­ору­жен­ные объ­еди­не­ния шлях­ты (кон­фе­де­ра­ции).

На об­щес­т­вен­ную мысль и куль­ту­ру (XVII век от­ме­чен яр­ки­ми дос­ти­же­ни­ями в рус­ле ев­ро­пей­ско­го ба­рок­ко) силь­ное вли­яние ока­за­ла вос­тор­жес­т­во­вав­шая в Поль­ше кон­т­р­ре­фор­ма­ция. Сре­ди шлях­ты уко­ре­ни­лась иде­оло­гия «сар­ма­тиз­ма», ос­но­ван­ная на куль­те «зо­ло­той воль­нос­ти» и пред­с­тав­ле­ни­ях о Поль­ше как «бас­ти­оне хрис­ти­ан­с­т­ва», стра­не, на­хо­див­шей­ся под осо­бым пок­ро­ви­тель­с­т­вом Бо­га. Но в пер­вые де­ся­ти­ле­тия XVI­II в. Поль­ша ста­ла от­с­та­вать от пе­ре­до­вых тен­ден­ций ев­ро­пей­ско­го ин­тел­лек­ту­аль­но-куль­тур­но­го раз­ви­тия.

Необходимость пре­об­ра­зо­ва­ний ра­ди спа­се­ния го­су­дар­с­т­ва ста­но­ви­лась оче­вид­ной. Ста­нис­лав Ко­нар­с­кий­, один из пи­оне­ров прос­ве­ще­ния, пред­ла­гал унич­то­жить «ли­бе­рум ве­то», соз­дать пос­то­ян­ный пра­ви­тель­с­т­вен­ный со­вет, по­ду­мать об улуч­ше­нии по­ло­же­ния крес­ть­ян и ме­щан, со­дей­ст­во­вать раз­ви­тию об­ра­зо­ва­ния и вос­пи­та­ния. Ре­фор­мы школь­но­го обу­че­ния с целью приб­ли­зить его к пот­реб­нос­тям ве­ка про­во­ди­лись во мно­жес­т­ве кол­ле­гий­, при­над­ле­жав­ших мо­на­шес­ким ор­де­нам. В по­ли­ти­чес­ких прог­рам­мах не­ко­то­рых маг­нат­с­ких груп­пи­ро­вок все боль­шее мес­то за­ни­ма­ли пла­ны прев­ра­ще­ния Поль­ши в мо­нар­хию с силь­ной влас­тью; за серь­ез­ные пе­ре­ме­ны выс­ту­па­ла преж­де все­го пар­тия Чар­то­рыс­ких - пред­с­та­ви­те­лей знат­но­го кня­жес­ко­го ро­да. Но вли­ятель­ных за­щит­ни­ков име­ла и док­т­ри­на «маг­нат­с­ко­го рес­пуб­ли­ка­низ­ма» - сто­рон­ни­ков ста­рой Поль­ши. В кон­сер­ва­ции су­щес­т­во­вав­ше­го по­ряд­ка бы­ли за­ин­те­ре­со­ва­ны и со­сед­ние с Поль­шей мо­нар­хии.

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...