Современные представления о предмете психологии
Стр 1 из 2Следующая ⇒ План проведения лекции По учебной дисциплине «Психология» по направлению: 44.03.01 Педагогическое образование (бакалавр)
Тема № 1. Психология как наука Лекция 1.2. Современная психология, ее задачи и место в системе наук
Время_____2019г.,_______час. Учебная группа ______________ Обсуждена на заседании предметно-методической комиссии. Протокол №___от «___» ________20___г.
ХИМКИ-201 9
I. Учебные цели 1. Рассмотреть понятие «психология» как наука и ее составляющие (объект, предмет, и задачи функции психологической науки, ее категориальный аппарат, основные направления психологических исследований, методы их осуществления); 2. Создать таблицу «Основные этапы развития представлений о предмете психологии»; 3. Раскрыть особенности психологии на современном этапе, специфику взаимосвязи. 4. II. Воспитательные цели 1. Воспитывать у обучаемых стремление к самопознанию в процессе профессионального общения.
Ш.Развивающие цели 1. Развивать коммуникативные навыки в процессе изучения темы.
I V. Расчет учебного времени и методические указания: Время: 2 часа Место: лекционный класс.
Подготовить вопросы к семинару:
1. Определение предмета и объекта психологии, как науки. 2. Современные представления о предмете психологии и ее методах. 3. Житейские и научные психологические знания. Темы докладов: 1. «Психология как гуманитарная наука» 2. «Специфика общей психологии» V. Литература: основная литература: а) основная: 1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: АСТ, 2008. – 352 с. 2. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник. - СПб.: Питер, 2012. - 583 с. 3. Общая психология и психология личности: учебник. / ред. А.А. Реан. М.: АСТ, 2011.- 640 с. б) дополнительная: 1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001. – 288 с. 2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т.1: Вопросы теории и истории психологии / Гл. ред. А. В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1982. 3. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х томах. - М.: Изд-во Мир, 2004. 4. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. - СПб: Питер, 2004. - 320 с. 5. Немов Р.С. Психология: Учебник для высш. педагогических уч. заведений: в 3 кн.–3-е изд.- М.: Гуманитарный изд. центр «Владос». Кн.1, 2008.– 688с. 6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учебник. - М.: Академия, 2002. – 512 с. 7. Петровский В.А. Общая психология. Словарь. М.: Изд-во: Речь, 2005. 8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2007. – 720 с. VI. Учебно-материальное обеспечение - Плакаты. Видеопрезентации.
Доцент кафедры педагогики и психологии Власова Г.И. «____» ___________ 2019г.
АКАДЕМИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ МЧС РОССИИ КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующий кафедрой педагогики и психологии А.А. Глушаченков
«_____» _______________20____г.
ЛЕКЦИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПСИХОЛОГИЯ ТЕМА 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА ЛЕКЦИЯ 1.2. СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУК
Лекция обсуждена и одобрена на заседании кафедры протокол №1 от 22.08.2018г.
ХИМКИ-2018 Лекция 2. Современная психология, ее задачи и место в системе наук.
Современные представления о предмете психологии
Что же является предметом психологии? На этот вопрос можно ответить двумя способами. Первый способ более правильный, но и более сложный. Второй — относительно формальный, но зато краткий. Первый способ предполагает рассмотрение различных точек зрения на предмет психологии — так, как они появлялись в истории науки; анализ оснований, почему эти точки зрения сменяли друг друга; знакомство с тем, что в конечном счете от них осталось и какое понимание сложилось на сегодняшний день. Все это мы будем рассматривать в последующих лекциях, а сейчас ответим кратко. Слово «психология» в переводе на русский язык буквально означает «наука о душе (гр. psyche — «душа» + logos — «понятие», «учение»). В наше время вместо понятия «душа» используется понятие «психика», хотя в языке до сих пор сохранилось много слов и выражений, производных от первоначального корня: одушевленный, душевный, бездушный, родство душ, душевная болезнь, задушевный разговор и т. п. С лингвистической точки зрения «душа» и «психика» — одно и то же. Однако с развитием культуры и особенно науки значения этих понятий разошлись. Об этом мы будем говорить позже. Чтобы составить предварительное представление о том, что такое «психика», рассмотрим психические явления. Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъективного опыта. Что такое внутренний, или субъективный, опыт? Вы сразу поймете, о чем идет речь, если обратите взор «внутрь себя».Вам хорошо знакомы ваши ощущения, мысли, желания, чувства.
Вы видите это помещение и все, что в нем находится; слышите, что я говорю, и пытаетесь это понять; вам может быть сейчас радостно или скучно, вы что-то вспоминаете, переживаете какие-то стремления или желания. Все перечисленное — элементы вашего внутреннего опыта, субъективные или психические явления. Фундаментальное свойство субъективных явлений — их непосредственная представленность субъекту. Что это означает? Это означает, что мы не только видим, чувствуем, мыслим, вспоминаем, желаем, но и знаем, что видим, чувствуем, мыслим и т. п.; не только стремимся, колеблемся или принимаем решения, но и знаем об этих стремлениях, колебаниях, решениях. Иными словами, психические процессы не только происходят в нас, но также непосредственно нам открываются. Наш внутренний мир — это как бы большая сцена, на которой происходят различные события, а мы являемся одновременно и действующими лицами, и зрителями. Эта уникальная особенность субъективных явлений открываться нашему сознанию поражала воображение всех, кто задумывался над психической жизнью человека. А на некоторых ученых она произвела такое впечатление, что они связали с ней решение двух фундаментальных вопросов: о предмете и о методе психологии. Психология, считали они, должна заниматься только тем, что переживается субъектом и непосредственно открывается его сознанию, а единственный метод (т. е. способ) изучения этих явлений — самонаблюдение. Однако этот вывод был преодолен дальнейшим развитием психологии. Дело в том, что существует целый ряд других форм проявления психики, которые психология выделила и включила в круг своего рассмотрения. Среди них — факты поведения, неосознаваемые психические процессы, психосоматические явления, наконец, творения человеческих рук и разума, т. е. продукты материальной и духовной культуры. Во всех этих фактах, явлениях, продуктах психика проявляется, обнаруживает свои свойства и поэтому через них может изучаться. Однако к этим выводам психология пришла не сразу, а в ходе острых дискуссий и драматических трансформаций представлений о ее предмете.
В порядке подведения итога зафиксируем важное для нашего дальнейшего движения различие между психическими явления и психологическими фактами. Под психическими явлениями понимаются субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта. Под психологическими фактами подразумевается гораздо более широкий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телесных процессов, продуктов деятельности людей, социально-культурных явлений), которые используются психологией для изучения психики — ее свойств, функций, закономерностей. Таким образом: предмет психологии – это тенденции, законы, закономерности, механизмы возникновения, проявления, развития и изменения психических явлений (предмет – та сторона объекта науки, каким он представлен в ней; развитие науки есть развитие предмета этой науки); объект психологии – мир психических явлений (объект – та сторона действительности, на изучение которой направлена данная наука).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|