Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современные представления о предмете психологии




План проведения лекции

По учебной дисциплине

«Психология»

по направлению: 44.03.01 Педагогическое образование (бакалавр)

 

 

 Тема № 1. Психология как наука

Лекция 1.2. Современная психология, ее задачи и место в системе наук

 

 

Время_____2019г.,_______час.        

Учебная группа ______________

Обсуждена на заседании

предметно-методической комиссии.

Протокол №___от «___» ________20___г.   

 

 

ХИМКИ-201 9

 

I. Учебные цели

1. Рассмотреть понятие «психология» как наука и ее составляющие (объект, предмет, и задачи функции психологической науки, ее категориальный аппарат, основные направления психологических исследований, методы их осуществления);

2. Создать таблицу «Основные этапы развития представлений о предмете психологии»;

3. Раскрыть особенности психологии на современном этапе, специфику взаимосвязи.

4.

II. Воспитательные цели

1. Воспитывать у обучаемых стремление к самопознанию в процессе профессионального общения.

 

Ш.Развивающие цели

1. Развивать коммуникативные навыки в процессе изучения темы.

 

I V. Расчет учебного времени и методические указания:

Время: 2 часа

Место: лекционный класс.

Содержание занятия  
Вступительная часть: -  проверка готовности группы к занятию - роль и место темы занятия в учебном курсе, ее взаимосвязь с предыдущими разделами дисциплины - повторение материалов предыдущей лекции (мини опрос)     10 мин.
Основная часть. Учебные вопросы: 1. Современные представления о предмете психологии. 2.  Отрасли психологии и задачи психологической практики. 3.         Взаимосвязь психологии с другими науками                                                                    Дополнительные вопросы: Возможен видеоряд 60 мин.       20 мин.
Заключительная часть: - подведение итогов занятия - задание на очередное занятие.   5 мин.

Подготовить вопросы к семинару:

1.  Определение предмета и объекта психологии, как науки.

2. Современные представления о предмете психологии и ее методах.

3. Житейские и научные психологические знания.

Темы докладов:

1. «Психология как гуманитарная наука»

2. «Специфика общей психологии»

V. Литература:

основная литература:

  а) основная:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: АСТ, 2008. – 352 с.

2. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник. - СПб.: Питер, 2012. - 583 с.

3. Общая психология и психология личности: учебник. / ред. А.А. Реан. М.: АСТ, 2011.- 640 с.

  б) дополнительная:

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001. – 288 с.

2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т.1: Вопросы теории и истории пси­хологии / Гл. ред. А. В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1982.

3. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х томах. - М.: Изд-во Мир, 2004.

4. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. - СПб: Питер, 2004. - 320 с.

5. Немов Р.С. Психология: Учебник для высш. педагогических уч. заведений: в 3 кн.–3-е изд.- М.: Гуманитарный изд. центр «Владос». Кн.1, 2008.– 688с.

6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учебник. - М.: Академия, 2002. – 512 с.

7. Петровский В.А. Общая психология. Словарь. М.: Изд-во: Речь, 2005.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2007. – 720 с.

VI. Учебно-материальное обеспечение

- Плакаты. Видеопрезентации.

 

 

Доцент кафедры педагогики и психологии

                                                                                        Власова Г.И.

«____» ___________ 2019г.

 

АКАДЕМИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ МЧС РОССИИ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

«УТВЕРЖДАЮ»

 

Заведующий кафедрой педагогики и психологии

А.А. Глушаченков

 

«_____» _______________20____г.

 

 

 

ЛЕКЦИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПСИХОЛОГИЯ

 ТЕМА 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

ЛЕКЦИЯ 1.2. СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ,

ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУК

                                                                                                  

                                              

Лекция обсуждена и одобрена

                                                           на заседании кафедры

протокол №1 от 22.08.2018г.

                                                            

ХИМКИ-2018

Лекция 2. Современная психология, ее задачи и место в системе наук.

 

Современные представления о предмете психологии

 

Что же является предметом психологии? На этот вопрос можно ответить двумя способами. Первый способ более правильный, но и более сложный. Второй — относительно формальный, но зато краткий.

Первый способ предполагает рассмотрение различных точек зрения на предмет психологии — так, как они появлялись в истории науки; анализ оснований, почему эти точки зрения сменяли друг друга; знакомство с тем, что в конечном счете от них осталось и какое понимание сложилось на сегодняшний день.

Все это мы будем рассматривать в последующих лек­циях, а сейчас ответим кратко.

Слово «психология» в переводе на русский язык буквально означает «наука о душе (гр. psyche — «ду­ша» + logos — «понятие», «учение»).

В наше время вместо понятия «душа» используется понятие «психика», хотя в языке до сих пор сохранилось много слов и выражений, производных от первоначаль­ного корня: одушевленный, душевный, бездушный, род­ство душ, душевная болезнь, задушевный разговор и т. п.

С лингвистической точки зрения «душа» и «психи­ка» — одно и то же. Однако с развитием культуры и особенно науки значения этих понятий разошлись. Об этом мы будем говорить позже.

Чтобы составить предварительное представление о том, что такое «психика», рассмотрим психические яв­ления. Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъективного опыта.

Что такое внутренний, или субъективный, опыт? Вы сразу поймете, о чем идет речь, если обратите взор «внутрь себя».Вам хорошо знакомы ваши ощущения, мысли, желания, чувства.

Вы видите это помещение и все, что в нем находится; слышите, что я говорю, и пытаетесь это понять; вам может быть сейчас радостно или скучно, вы что-то вспо­минаете, переживаете какие-то стремления или желания. Все перечисленное — элементы вашего внутреннего опыта, субъективные или психические явления.

Фундаментальное свойство субъективных явлений — их непосредственная представленность субъекту. Что это означает?

Это означает, что мы не только видим, чувствуем, мыслим, вспоминаем, желаем, но и знаем, что видим, чувствуем, мыслим и т. п.; не только стремимся, колеб­лемся или принимаем решения, но и знаем об этих стремлениях, колебаниях, решениях. Иными словами, психические процессы не только происходят в нас, но также непосредственно нам открываются. Наш внутрен­ний мир — это как бы большая сцена, на которой про­исходят различные события, а мы являемся одновременно и действующими лицами, и зрителями.

Эта уникальная особенность субъективных явлений открываться нашему сознанию поражала воображение всех, кто задумывался над психической жизнью человека. А на некоторых ученых она произвела такое впечатление, что они связали с ней решение двух фундаментальных вопросов: о предмете и о методе психологии.

Психология, считали они, должна заниматься только тем, что переживается субъектом и непосредственно от­крывается его сознанию, а единственный метод (т. е. способ) изучения этих явлений — самонаблюдение. Од­нако этот вывод был преодолен дальнейшим развитием психологии.

Дело в том, что существует целый ряд других форм проявления психики, которые психология выделила и включила в круг своего рассмотрения. Среди них — факты поведения, неосознаваемые психические процессы, психосоматические явления, наконец, творения челове­ческих рук и разума, т. е. продукты материальной и духовной культуры. Во всех этих фактах, явлениях, продуктах психика проявляется, обнаруживает свои свой­ства и поэтому через них может изучаться. Однако к этим выводам психология пришла не сразу, а в ходе острых дискуссий и драматических трансформаций пред­ставлений о ее предмете.

В порядке подведения итога зафиксируем важное для нашего дальнейшего дви­жения различие между психическими явления и психо­логическими фактами. Под психическими явлениями по­нимаются субъективные переживания или элементы внут­реннего опыта субъекта. Под психологическими фактами подразумевается гораздо более широкий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телесных процессов, продуктов деятель­ности людей, социально-культурных явлений), которые используются психологией для изучения психики — ее свойств, функций, закономерностей.

       Таким образом: предмет психологии – это тенденции, законы, закономерности, механизмы возникновения, проявления, развития и изменения психических явлений (предмет – та сторона объекта науки, каким он представлен в ней; развитие науки есть развитие предмета этой науки); объект психологии – мир психических явлений (объект – та сторона действительности, на изучение которой направлена данная наука).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...