Формирование гендерной культуры как аспект подготовки молодежи к семейной жизни
Стр 1 из 5Следующая ⇒ СОДЕРЖАНИЕ
Введение Глава 1. Подготовка молодежи к семейной жизни как социально-педагогическая проблема 1.1 Формирование гендерной культуры как аспект подготовки молодежи к семейной жизни 1.2 Семья как фактор подготовки к семейной жизни (брачно-семейным отношениям) 1.3 Анализ ролевых отношений как основа изучения семьи Глава 2. Характеристика отношений молодежи к будущей семейной жизни 2.1 Возрастные особенности подготовки к семейной жизни 2.2 Изучение социально-педагогических собенностей отношения студентов к семье, к браку, предбрачным отношениям Заключение Литература Приложение ВВЕДЕНИЕ Устойчивость брачно-семейных отношений зависит от готовности молодых людей к семейной жизни, где готовность к браку понимается как система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально положительное отношение к семейному образу жизни. Важнейшая социальная функция современной семьи – воспитание будущего семьянина, то есть подготовка подрастающего поколения к брачно-семейным отношениям. Это обусловлено усиливающимися негативными процессами: деградацией семейного образа жизни, распространением альтернативных форм брачно-семейных отношений, снижением престижа семьи, потребности иметь детей, ростом разводов и внутрисемейного насилия. Положение молодежи в обществе, тенденции и перспективы ее развития представляют для общества большой интерес и практическое значение, прежде всего потому, что они определяют его будущее. Здесь существенное место занимают отношение молодежи к браку и семье как основной ячейке общества. В большинстве регионов мира средний возраст вступления в брак повышается, и в настоящее время в подростковом возрасте в мире заключается браков меньше, чем десять лет назад.
В настоящее время в семейных отношениях происходят значительные изменения. В моделях семьи отмечаются значительные различия, отсутствует какое-либо свидетельство того, что формируется единая форма семейных отношений. Во многих странах все более широкое распространение получает новый тип отношений - незарегистрированный брак. Однако идеальным считается зарегистрированный брак, при заключении которого супруги совместно решают вопрос о числе детей. Тем не менее, исследование ценностных ориентаций молодежи показывает, что семья остается основной ценностью для молодежи. Молодые люди ищут в семье своих родителей поддержку и опору в процессе социализации, а свою будущую семью готовы строить на основе гуманистических и нравственных принципов, но испытывают при этом огромный недостаток в психологических знаниях и умениях. Среди многих аспектов проблемы формирования готовности молодежи к семейной жизни в данной работе выделяется правильное понимание социальной роли семьи и брака в современном обществе, наличие гражданского правового сознания. Объектом курсовой работы является подготовка молодежи к семейной жизни. Предметом курсовой работы являются социально-педагогические особенности отношения к браку и предбрачным отношениям современной молодежи. Целью данной курсовой работы является теоретико-практический анализ социально-педагогической проблемы подготовки молодежи к семейной жизни. К основным задачам можно отнести: · определить возрастные особенности подготовки к семейной жизни; · определить основные пути решения социально-педагогической проблемы подготовки молодежи к семейной жизни; · проанализировать ролевые отношения в семье; · изучить отношение студентов к браку, предбрачным отношениям в современных условиях;
· выявить основные приоритеты и ценности современной молодежи; Брак и семья в представлении отдельных людей все больше становятся в основном средством удовлетворения их потребностей в интимном и неформальном общении. Наряду с нравственным регулированием брачно-семейных отношений существует и правовое регулирование этих отношений, которое фиксирует и закрепляет их социальную сущность путем определения основных гражданских прав и обязанностей членов семьи друг перед другом и перед обществом. С точки зрения формирования личности, существенным моментом психологической готовности молодого человека к вступлению в брак является его готовность не только к реализации потребности в близости с человеком другого пола, но и к осознанию значения своих действий, первым делом в системе правовых норм, регулирующих брачно-семейные отношения. Таким образом, подготовка молодежи к семейной жизни, формирование адекватных представлений о семье и браке в условиях существующей серьезной ситуации в сфере демографии является серьезной общегосударственной проблемой, чем и объясняется актуальность темы курсовой работы. ГЛАВА 1. ПОДГОТОВКА МОЛОДЕЖИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Формирование гендерной культуры как аспект подготовки молодежи к семейной жизни На нашу гендерную роль влияет огромное количество внешних факторов с самого рождения. Мы наблюдаем за поведением наших родителей и других взрослых, стараясь подражать людям своего гендера, играем в определенные игры. Будучи рожденными, девочка или мальчик вовлечены в совокупность хромосомных, гормональных, генитальных, социальных, коммуникативных и других различий. Очевидно, что вся жизнедеятельность человечества имеет половой оттенок – внешность, манеры, общение, темперамент, деятельность дома и вне его, ценности и т.д. Иными словами, различные процессы развития человека так или иначе включены в гендерную систему. Средства массовой информации создают в нашем обществе стереотипы женственности и мужественности, которые мы не можем оставлять без внимания. Мы вырастаем, стараясь в большинстве своем соответствовать своей роли, быть настоящим мужчиной или настоящей женщиной, далеко не всегда соглашаясь с тем что, предписывает нам общество.
Современное общество часто провоцирует человека к универсальному поведению в различных ситуациях. Соответственно, меняется представление о гендерных ролях мужчин и женщин, они касаются не только трудовой сферы, но и семейной. Существует множество ограничений, накладываемых женской или мужской ролью. Женские проблемы включают в себя: низкую зарплату, низкий статус и небольшие властные возможности, а так же загруженность домашними обязанностями. К мужским можно отнести: лишение содержательности отношений, недостаточная социальная поддержка, физические проблемы, вызванные переутомлением на работе и рискованным поведением. Эти ограничения указывают на то, что роли должны изменится.[10, 15] В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и в других важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенство в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивало уровень смертности.
Прежние, веками действующие представления о том, какими должны быть мужчины и женщины, становясь мужем и женой, уже не соответствуют требованиям сегодняшнего дня. С точки зрения идеальных отношений, не должно быть неравенства и некоего особого распределения ролей. Мужчина и женщина начинают стремиться, прежде всего, к таким отношениям, которые на протяжении долгого времени характеризуются яркостью чувственно-эмоциональных переживаний, направленных на удовлетворение всей совокупности супружеских ориентаций в их совместной жизни. Конечно, не стоит стремиться к абсолютному гендерному равенству. В определенных ситуациях все-таки стоит оставить привилегию мужчинам быть сильными и мужественными, а женщинам быть нежными, слабыми, женственными. Просто необходимо уменьшить негативные последствия, которые накладывает на нас наша гендерная роль, а это возможно лишь при склонении в какой-то степени к гендерному равенству. Сегодня очень много внимания в обществе и науке уделяется гендерным исследованиям. В Республике Беларусь понятие «гендер» впервые было озвучено на одной из конференций более десяти лет назад. Доступ широких масс к гендерным знаниям ограничен. Материалы появлялись в виде статистических данных, изложенных в научном стиле [1,53]. Гендер в психологии - это социально-биологическая характеристика с помощью, которой людям дают определение «мужчина» и «женщина». Поскольку пол является биологической категорией, социальная психология часто ссылается на те гендерные различия, которые обоснованы биологически, как на половые [5,21]. В Концепции воспитание детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь от 1989 г. гендерная культура, раскрывает содержание воспитательной работы и критерии сформированности - гендерная, культура. Концепция предусматривает воспитание гендерной культуры у молодежи, которая предполагает формирование у ребенка представлений о жизненном предназначении мужчины и женщины, присуще им положительных качествах и чертах характера; раскрытие психологических, физиологических и этических особенностей мальчиков-юношей, девочек-девушек; формирование о женском и мужском достоинстве, этическом смысле красоты детства, юности, зрелости. Критериями сформированности гендерной культуры выступают: · установление правильных взаимоотношений мальчика и девочки, юноши и девушки; · стремление к взаимопониманию; · наличие качеств, характерных для мальчика: смелость, рыцарство, трудолюбие; · наличие качеств, характерных для девочек: доброта, любовь к детям, женственность, забота.
Процесс воспитания личности ребенка правильнее рассматривать как процесс воспитания личности определенного пола. Еще Ж.-Ж. Руссо подчеркивал, что нельзя один пол считать совершеннее другого, так и нельзя их уравнять. Воспитание гендерной культуры направленно на формирование целостной личности мальчика-юноши-мужчины и девочки-девушки-женщины [3,99]. Жизнедеятельность любого ребенка происходит в условиях неповторимого. Только ему свойственного окружения. В последнем значительное место занимают институты, прежде всего семья и школа. Следовательно, необходимо рассмотреть место и функции всех субъектов воспитательного процесса и их целенаправленную деятельность по созданию условий для формирования гендерной культуры подростков, В.Е. Каган выделяет принципы полового воспитания: идейности, реалистичности, оптимизация задач, активности, понятности и ясности, доверия, правдивости, чистоты. Например, принцип идейности предполагает решение задач процесса, формирование гендерной культуры. Принцип реалистичности имеет в виду воспитания гендерной культуры подростков на основе реалистического понимания гендерной дифференциации. Часто используется принцип активности, предписывающий не ждать проблемных ситуаций, а пользоваться всеми существующими и создавать их. Внутренние побуждения, мотивы поведения мальчиков и девочек формируются посредством усвоения внешней социальной деятельности. Принцип понятности и ясности ориентирован на реальные возможности понимания и осмысления подростками преподносимой информации. Наблюдение принципа правдивости подрывает авторитет воспитателя. Принцип доверия предполагает серьезное отношение к переживаниям, интересам и проблемам ребенка. Принцип чистоты определяет нравственное наполнение и оформление сведений о ноле и отношениях людей разного пола. Для достижения необходимого эффекта в процессе формирования гендерной культуры подростков необходимо решить ряд конкретных педагогических задач, к числу которых относится воспитание: социальной ответственности во взаимоотношениях между лицами женского и мужского пола; стремление иметь прочную, дружную семью, отвечающую современным требованиям общества: равноправия отца и матери в семье; рождение нескольких дети; взаимоотношения между детьми и родителями; способности понимания других людей и чувства уважения к ним не только как к людям вообще, но также как к представителями мужского или женского пола, способности учитывать и уважать их специфические психологические и половые особенности; адекватного понимания взрослости: ее содержания, истинных признаков, проявлений и качеств. В соответствии с этими задачами каждый подросток должен на уровне своего возраста знать специфические особенности противоположного пола, считать их естественными и закономерными, понимать принцип равноправия мужчин и женщин, осознавать необходимость строить отношения с другими людьми, учитывая их гендерные особенности, Для реализации проекта воспитания гендерной культуры подростков были выделены условия: 1. В основе идеологии проекта заложены реализация и удовлетворения запросов, потребностей и интересов детей; 2. Наличие единства намерений и действий семьи, школы, учреждений внешкольного образования и воспитания; 3. Творческий подход к воспитанию; 4. Компетентность педагогов [4,24]. Таким образом, главной фигурой процесса формирования гендерной культуры выступает личность подростка, т.е. в основе заложена реализация и удовлетворения запросов» потребностей и интересов детей. Большое значение имеет единство намерений и действий семьи, школы и воспитания. Обязателен творческий подход к организации процесса воспитания гендерной культуры подростков в зависимости от ситуации, возраста учащихся, сложившихся; взаимоотношений в коллективе, Компетентность педагога заключается в четких представлениях о гендерной культуре, учете особенностей социального развития мальчика и девочки, знании об учете особенностей сексуального развития и полового созревания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|