Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специальность: «Стоматология»

КГМА 1-8-22/02

МУ «Организация методической работы в соответствии с ГОСО 2006 года» от 04.07.2007 г

КАРАГАНДИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

 

 

Кафедра физиологии

 

 

Методические рекомендации для (практических, семинарских, лабораторных) занятий

 

 

Тема: «Высшие психические функции человека»

 

 

Специальность 051102 – “Стоматология”

Дисциплина: «Нормальная физиология»

Курс: 2

Составитель – проф. Миндубаева Ф.А.

 

 

Караганда

 

Обсуждены и утверждены на заседании кафедры физиологии

Протокол N 22 от 21. 06. 2006 года

 

 

Зав. кафедрой,

Профессор Ф.А. Миндубаева

 

 

· Тема: «Высшие психические функции человека»

· Цель: Изучить особенности высших психических функций человека: вни­мание, ощущения, восприятие, память, эмоции, мышление, созна­ние, речь.

 

· Задачи обучения:

Знать:

- виды и механизмы памяти, ее значение в формировании целостных приспособительных реакций;

- механизм формирования эмоций, их роль в поведенческих реакциях;

- функции речи,

- причины и механизмы формирования неврозов.

Уметь:

- исследовать логическую и механическую память;

- опреде­лять коэффициент памяти;

- исследовать свойства темперамента;

- исследовать влияние эмоционального напряжения на сердечно-сосудистую сис­тему у человека.

Основные вопросы темы

1. Понятие о высших психических функциях человека: память, внимание, восприятие, мышление, сознание, речь.

2. Физиологические методы исследования психических функций.

3. Память, ее значение и формирование целостных приспособи­тельных реакций.

4. Современные представления о механизме кратковременной и долговременной памяти.

5. Внимание, значение работ И.П.Павлова и А.А.Ухтомского для понимания физиологических механизмов внимания.

6. Эмоции, классификация, нейрофизиологические механизмы эмоций.

7. Экспериментальные неврозы (И.П. Павлов). Современные представления о ме­ханизмах развития неврозов.

8. Закон силовых отношений в ВНД и его нарушение при неврозах, переходе от бодрствования ко сну.

 

· Методы обучения и преподавания: малые группы, выполнение работ, дискуссия, ситуационные задачи, устный опрос, тестирование.

 

Перечень выполняемых работ

Работа 1. Выявление типа темперамента по эмоциональной возбудимости и эмоциональной устойчивости.

Ход работы: Экспериментатор медленно произносит слова (5 слов в мин). На каждое услышанное слово испытуемый должен отвечать быстро первым пришедшим словом в голову. Протоколист регистрирует время от момента предъявления раздражителя до начала ответа испытуемого, т.е. время реакции.

Рекомендации к оформлению работы: на основании данного опыта заполняется таблица.

Слово раздражитель Ответ испытуемого Латентное время
1. ковер 2. стол 3. коробка 4. стул 5. неряха 6. стена 7. ваза 8. газон 9. плитка 10. растяпа 11. сезон 12. полотно 13. рука 14. тупица 15. папа 16. клавиша 17. руководство 18. простофиля 19. кузов 20. антенна 21. сундук 22. сплетница 23. сомнение 24. дерево    

Затем строится график, где на оси абсцисс откладывается время реакции, а на оси ординат номер, который соответствует порядковому номеру слова раздражителя 5 эмоционально значимых слов, а 19 слов нейтральных. Показателем эмоциональной устойчивости будет отношение латентного времени реакции на эмоционально значимые и нейтральные слова. Если эти 2 показателя времени равны или почти равны, а линии графика сливаются или близки друг с другом, то испытуемый считается эмоционально устойчивым. Если эти 2 показателя различны, а линии графиков отдалены, то испытуемый является эмоционально возбудимым. На основании полученных данных составляется еще одна таблица.

Ф.И.О. испытуемого Эмоциональные особенности испытуемого Предположительный тип темперамента
     

Тип темперамента определяется по ответам испытуемого на слово раздражитель. Если отвечает существительными, то относится к мыслительному типу, если прилагательными и глаголами – художественному типу.

 

Работа 2. Исследование логической и механической видов памяти методом запоминания двух рядов слов.

Ход работы: экспериментатор читает испытуемому 15 пар слов первого ряда (интервал между парой 5 секунд). После 10 секунд перерыва читаются слова левого ряда (с интервалом 10 секунд), а испытуе­мый записывает запомнившиеся слова правой половины. Аналогичная работа проводиться со словами второго ряда.

Первый ряд Второй ряд

Кукла - играть жук - кресло

Курица - яйцо гребень - земля

Ножницы - резать компас - клей

Лошадь - сани колокольчик - стрела

Книга - учитель лейка - трамвай

Бабочка - муха синица - сестра

Щетка - зубы мухомор - диван

Барабан - пионер гребёнка - ветер

Снег - зима ботинки - самовар

Петух - кричать график - брать

Корова - молоко тёрка - море

Груша - компот рыба - пожар

Лампа - вечер пила - яичница

Диван - сидеть компот - резать

Солнце - светить сыр - кактус

 

Рекомендации к оформлению работы: результат опыта записывается в таблицу. Коэффициент памяти k (в - количество запоминаемых слов, а - количество слов в ряду k = в / a).

Результаты первого ряда Результаты второго ряда
Количество Количество (k) логической па- Кол-во Кол-во за- (k) механическойпамяти
слов левого запомн. слов мяти слов левого помн слов  
ряда (а) (в)   ряда (а) (в)  

 

 

Литература

· Основная:

1. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Медицина, 2003. – С. 593-601, 606-626.

2. Косицкий Г.И. “Физиология человека”. — М.: Медицина, 1985. - С. 488-489; 514-522.

3. Ткаченко Б. И. “ Основы физиологии человека”, Санкт-Петербург: Международный фонд истории науки, 1994. - Т. II. - С. 125-150; 153-156.

· Дополнительная:

1. Атлас по нормальной физиологии /Под ред. Н.А. Агаджаняна. — М.: Высшая школа, 1987. – С. 284-290.

2. Физиология человека под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. — М., 1995. - Т.II. – С. 243-264.

3. Физиология человека. Курс лекций под. ред. Л.З.Тель, Н.А. Агаджанян. - Алматы,1992. - часть 2. – С. 243-247, 227-228.

 

· Контроль

Вопросы

1. Роль различных областей мозга в процессах запоминания и вос­произведения информации.

2. Физиологические корреляты внимания. Особенности восприятия у человека.

3. Значение учения о неврозах для клиники.

4. Роль эмоций в возникновении сердечно-сосудистых заболеваний;

 

Ситуационные задачи (см.приложение 1)

Тесты (см. приложение 2)

Обсуждение результатов выполненных работ

Подписание протоколов

 

Приложение 1.

Ситуационные задачи.

1. У человека-правши, с ведущими правой рукой, правым глазом, правым ухом, правой ногой произошла травма больших по­лушарий головного мозга на одной стороне, в результате чего он по­терял способность говорить и понимать речь. С какой стороны и в каких зонах больших полушарий произошла травма? Как называ­ются расстройство такого рода? Обоснуйте свой ответ.

 

2. Два юноши - земляка приехали в другой город и поступили в медицинский институт. Первый - быстро освоился, второй - загру­стил, стал плохо спать, неохотно принимался за подготовку к заня­тиям. Чем объяснить разную реакцию студентов в одной и той же ситуации?

 

3. Невротическим расстройством при прочих равных условиях более подвержены, меланхолики и холерики. Можно ли говорить о более низкой социальной ценности людей с такими типами ВНД?

 

4. Объясните с точки зрения физиологических механизмов смысл пословицы «У кого что болит, тот о том и говорит».

 

5. Объясните с точки зрения физиологических механизмов смысл пословицы «Аппетит приходит во время еды».

 

6. Можно ли у животного на один и тот же условный раздражитель выбрасывать два разных рефлекса (например, пищевой и оборонительный)?

 

7. На движущемся конвейере лежат одинаковые детали (металлические шарики). Некоторые из них имеют отклонения от стандарта (при этом меняется отражающая способность поверхности) и подлежат браковке. Одна из фирм использовала в качестве контролеров – голубей. Голуби клевали бракованные детали (которые падали в специальные ящики) и не трогали нормальные шарики, оставляя их на конвейере. Эффективность браковки оказалась очень высокой. Почему были выбраны именно голуби, и в чем заключалось их обучение?

 

Ответы на ситуационные задачи

1. Травмированным было левое полушарие, так как у правшей центр речи располагается в левом полушарии.

Место проекции двигательного центра устной речи. Он расположен в нижней лобной извилине левого полушария, поэтому у испытуемого пострадала левая область. Центр ответственный за понимание слов, произнесенных, был описан Вернике. Он расположен в верхней височной извилине, так же слева. Так как поражена эта область, то обследуемый не понимал услышанные слова. Не возможность произносить слова получило название моторной афазии. Не возможность понимать слова, услышанные ­сенсорной афазии.

 

2. Разная реакция студентов объяснялась различной подвижностью нервных процессов у первого - была высокая подвижность, и новый дина­мический стереотип вырабатывался быстро. Обучение будущей профессии совпадало с его интересами, в результате чего положительные эмоции способствовали более бы­строй адаптации. У второго студента была низкая подвижность нервных процес­сов, поэтому ломка динамического стереотипа и выработка нового происходила медленно. Кроме того, изучаемые науки не вызывали у этого студента ин­тереса и создавали отрицательную эмоциональную настройку.

 

3. Нет, нельзя. Социальная сущность человеческого созна­ния играет решающею роль в определении той пользы, которую он приносит обществу. Хотя пути овладения знаниями и умениями, особенности их использования различны у представителей различ­ных типов, это не оказывает решающего влияния на достижение ко­нечного результата.

 

4. Болевой фактор вызывает мотивационное возбуждение, которое становится доминантным, подавляет активность других нервных центров и направляет деятельность организма на устранение раздражающего фактора.

 

5. Вид красиво сервированного стола и вкусных блюд на нем условно-рефлекторно вызывает возбуждение, которое приводит к развитию пищевого поведения.

 

6. Можно. Для этого надо вырабатывать условные рефлексы на один и тот же раздражитель в разной экспериментальной обстановке или в той же экспериментальной обстановке, но в разное время суток. Это явление получило название условнорефлеторное переключение.

 

7. Голуби обладают очень острым зрением и поэтому легко отличают шарики, поверхность которых блестит по-разному. Понятно, что был применен метод условных рефлексов. А как заставить голубя клевать «плохие» шарики? Для этого вырабатывают дифференцировочное торможение. Клевание «плохих» шариков подкрепляют пищей (зерно), а хороших – нет. После периода обучения голубя ставят перед конвейерной лентой, и он уверенно клюет только «плохие» шарики, получая пищевое подкрепление.

 

Приложение 2.

Специальность: «Стоматология»

Тема: «Высшие психические функции человека»

ВАРИАНТ I

1. Проявлением ВНД являются:

а) эмоции, внимание, память в) аккомодация, лабильность, эмоции

б) хронаксия, память, адаптация г) лабильность, эмоции, доминанта

д) память, утомление, иррадиация

2. Эмоциональное напряжение характеризуется:

а) урежением дыхания в) сонливостью д) снижением диуреза

б) брадикардией г) тахикардией

3. В формировании памяти принимают участие структуры ЦНС:

а) кора, продолговатый мозг, таламус, черная субстанция

б) гипоталамус, лимбическая система, красное ядро, мозжечок

в) лимбическая система, таламус, гипоталамус, кора

г) лимбическая система, мозжечок, варолиев мост, кора

д) таламус, ретикулярная формация, четверохолмие, ядро Дейтерса

4. Центр Вернике, обеспечивающий восприятие речи, локализуется в

а) третьей лобной извилине коры в) затылочной области коры

б) передней центральной извилине коры г) височной области коры

д) двигательных ядрах черепно-мозговых нервов

5. Нарушение целенаправленного действия при поражении коры больших полушарий

а) агнозия в) афазия

б) апраксия г) аграфия д) амнезия

 

 

ВАРИАНТ II

1. К начальному процессу отражения объективной реальности в ЦНС относят

а) восприятие, умозаключение г) понятие, суждение

б) представление, суждение д) мышление, речь

в) ощущение, восприятие

2. Речь как субъективная форма отражения окружающего мира выполняет следующие важные функции

а) коммуникативную, сигнальную, трофическую в) коммуникативную, понятийную, регуляторную

б) понятийную, интегральную, адаптивную г) ретикулярную, аналитическую, трофическую

д) понятийную, аналитическую, трофическую

3. Существуют следующие виды памяти

а) интеллектуальная, кратковременная, эмоциональная

б) мгновенная, бессознательная, интеллектуальная

в) сенсорная, кратковременная, долговременная

г) эмоциональная, сенсорная, интеллектуальная

д) мгновенная, сенсорная, сознательная

4. Центр Брока, обеспечивающий двигательное программирование речи, локализуется в

а) третьей лобной извилине коры в) двигательных ядрах черепно-мозговых нервов

б) передней центральной извилине коры г) затылочной области коры

д) в височной области коры

5. Афазией называется

а) расстройство узнавания г) расстройство зрения

б) нарушение целенаправленного действия д) нарушение речи

в) расстройство двигательных актов

 

ВАРИАНТ III

1. Системообразующим фактором функциональной системы является

а) полезный приспособительный результат г) принятие решения

б) обратная афферентация д) акцептор результатов действия

в) афферентный синтезе

2. Память, при которой не фиксируется внимание на процессе запоминания, называется

а) логическая в) непроизвольная

б) произвольная г) ассоциативная д) вербальная

3. Для биологических потребностей характерно

а) обусловливают познавательную деятельность

б) обусловливают принадлежность к определенной группе

в) являются жизненно необходимыми

г) свойственны только людям

д) свойственны только животным

4. Вторая стадия эмоционального напряжения характеризуется

а) расширением сосудов брюшных органов в) снижением работоспособности скелетных мышц

б) снижением активности органов и систем г) усилением дыхания, работы сердца.

д) снижением артериального давления

5. Агнозией называется

а) нарушение речи г) нарушение письма

б) расстройство узнавания д) расстройство счета

в) нарушение целенаправленного действия

 

 

ВАРИАНТ IV

1 Любая функциональная система является саморегyлируемой благодаря

а) обстановочной афферентация г) акцептору результатов действия

б) афферентному синтезу д) обратной афферентации

в) доминирующей мотивации

2. Механизм долговременной памяти заключается в

а) синтезе белка в) периферическом следовом процессе

б) реверберации г) циркуляции импульсов

д) стойкой деполяризации

3. Эмоции стеническоrо типа характеризуются

а) гиподинамией, гипергликемией, тахикардией, урежением дыхания

б) двигательным возбуждением, гипергликемией, тахикардией, учащением дыхания

в) гиподинамией, гипогликемией, брадикардией, урежением дыхания

г) двигательным возбуждением, гипергликемией, учащением дыхания

д) брадикардией, гиподинамией, гипогликемией, учащением дыхания

4. Высший центр, формирующий зрительные образы, локализуется в

а) затылочной области коры г) задней центральной извилине

б) височной области коры д) передней центральной извилине

в) ядрах зрительных бугров

5. Забыванием отдельных слов характеризуется

а) аграфия в) афазия

б) амнезия г) агнозия д) апраксия

 

ВАРИАНТ V

1. Формирование программы действия любой ФУС состоит из

а) афферентного синтеза, обратной афферентации

б) афферентного синтеза, акцептора результата действия

в) пускового стимула, обстановочной афферентации

г) доминирующей мотивации, памяти

д) результата действия, обратной афферентации

2. Ко второй сигнальной системе относятся все реакции, вызываемые

а) конкретными сигналами от предметов и явлений окружающего мира

б) речевыми сигналами

в) представлениями и ассоциациями

г) раздражением интерорецепторов

д) индифферентными раздражителями

3. Рефлекторная дуга условного рефлекса замыкается в

а) подкорковых образованиях г) ретикулярной формации

б) спинном мозге д) гипоталамусе

в) коре больших полушарий

4. Механизм кратковременной памяти заключается в

а) изменении структуры белка

б) разрастании глии г) синтезе РНК, ДНК

в) синтезе белка д) реверберации

5. Поведение человека строится по типу

а) стимул-реакция в) стимул-реакция-стимул

б) реакция-стимул-реакция г) непрерывного взаимодействия организма и среды

д) периодического взаимодействия организма и среды

 

Приложение 2.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...