Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания 20. Интерпретирование результатов научных исследований

1. Изу­чи­те гра­фик за­ви­си­мо­сти тем­пе­ра­ту­ры тела боль­но­го ма­ля­ри­ей от про­дол­жи­тель­но­сти бо­лез­ни (по оси х от­ло­же­на про­дол­жи­тель­ность бо­лез­ни (в сут­ках), а по оси у — тем­пе­ра­ту­ра тела боль­но­го (в °С)).

Какое из ни­же­при­ведённых опи­са­ний кри­вой наи­бо­лее точно от­ра­жа­ет дан­ную за­ви­си­мость для 13-го дня бо­лез­ни?

 

1) резко па­да­ет, а затем мед­лен­но растёт

2) резко растёт, до­сти­гая пика, а потом плав­но па­да­ет

3) мед­лен­но растёт, а потом мед­лен­но сни­жа­ет­ся

4) резко растёт, до­сти­гая пика, а потом также резко па­да­ет

По­яс­не­ние.

Вы­би­ра­ем на оси x — 13 день: тем­пе­ра­ту­ра резко растёт, до­сти­гая пика, а потом также резко па­да­ет.

 

Ответ: 4.

Ответ: 4

2. Изу­чи­те гра­фик за­ви­си­мо­сти тем­пе­ра­ту­ры тела боль­но­го ма­ля­ри­ей от про­дол­жи­тель­но­сти бо­лез­ни (по оси х от­ло­же­на про­дол­жи­тель­ность бо­лез­ни (в сут­ках), а по оси у — тем­пе­ра­ту­ра тела боль­но­го (в °С)).

Какое из ни­же­при­ведённых опи­са­ний кри­вой наи­бо­лее точно от­ра­жа­ет дан­ную за­ви­си­мость для 5-го дня бо­лез­ни?

 

1) мед­лен­но па­да­ет, а потом сни­же­ние ста­но­вит­ся рез­ким

2) резко па­да­ет, до­сти­гая ми­ни­му­ма, а потом плав­но растёт

3) резко растёт, до­сти­гая пика, а потом также резко па­да­ет

4) резко па­да­ет, а затем не­мно­го растёт, после чего резко па­да­ет

По­яс­не­ние.

Вы­би­ра­ем на оси х — 5 день; тем­пе­ра­ту­ра резко па­да­ет, а затем не­мно­го растёт, после чего резко па­да­ет.

 

Ответ: 4.

Ответ: 4

3. Изу­чи­те гра­фик за­ви­си­мо­сти тем­пе­ра­ту­ры тела боль­но­го ма­ля­ри­ей от про­дол­жи­тель­но­сти бо­лез­ни (по оси x от­ло­же­на про­дол­жи­тель­ность бо­лез­ни (в сут­ках), а по оси y — тем­пе­ра­ту­ра тела боль­но­го (в °С)).

В те­че­ние каких суток у боль­но­го на­блю­да­ет­ся наи­боль­шее ко­ле­ба­ние зна­че­ний тем­пе­ра­ту­ры тела?

 

1) пер­вых

2) тре­тьих

3) седь­мых

4) один­на­дца­тых

По­яс­не­ние.

Пер­вые сутки — ко­ле­ба­ние от 37 °С до 40,5°С и опять опус­ка­ет­ся до 39 °С; тре­тьи сутки — ко­ле­ба­ния не­зна­чи­тель­ные в пре­де­лах 0,5 °; седь­мые сутки — ко­ле­ба­ние от 35,5°С до 40,5°С и опять опус­ка­ет­ся до 39 °С; один­на­дца­тые сутки — па­да­ет от 38,5°С до 36,5°С и не­зна­чи­тель­но под­ни­ма­ет­ся.

Наи­боль­шее ко­ле­ба­ние зна­че­ний тем­пе­ра­ту­ры тела на седь­мые сутки.

 

Ответ: 3.

Ответ: 3

4. Изу­чи­те гра­фик за­ви­си­мо­сти ис­поль­зо­ва­ния ор­га­низ­мом че­ло­ве­ка энер­гии гли­ко­ге­на от про­дол­жи­тель­но­сти фи­зи­че­ский на­груз­ки (по оси x от­ло­же­на про­дол­жи­тель­ность фи­зи­че­ской на­груз­ки (в мин.), а по оси y — ко­ли­че­ство ис­поль­зо­ван­но­го гли­ко­ге­на (в %)). Какое из ни­же­при­ведённых опи­са­ний кри­вой наи­бо­лее точно от­ра­жа­ет дан­ную за­ви­си­мость в ин­тер­ва­ле 10–15 мин.?

 

1) резко на­рас­та­ет, а затем сни­же­ние про­ис­хо­дит плав­но

2) резко сни­жа­ет­ся, а затем сни­же­ние про­ис­хо­дит плав­но

3) плав­но сни­жа­ет­ся

4) не из­ме­ня­ет­ся

По­яс­не­ние.

Вы­би­ра­ем на оси x от­ре­зок между 10 и 15 мин — ис­поль­зо­ва­ние ор­га­низ­мом че­ло­ве­ка энер­гии гли­ко­ге­на плав­но сни­жа­ет­ся.

 

Ответ: 3.

Ответ: 3

5. Изу­чи­те гра­фик за­ви­си­мо­сти ско­ро­сти хи­ми­че­ской ре­ак­ции в живом ор­га­низ­ме от тем­пе­ра­ту­ры (по оси x от­ло­же­на тем­пе­ра­ту­ра ор­га­низ­ма (в °С), а по оси y — от­но­си­тель­ная ско­рость хи­ми­че­ской ре­ак­ции (в усл. ед.)).

Какое из при­ведённых ниже опи­са­ний ско­ро­сти хи­ми­че­ской ре­ак­ции наи­бо­лее точно от­ра­жа­ет дан­ную за­ви­си­мость? Ско­рость хи­ми­че­ской ре­ак­ции в живом ор­га­низ­ме

 

1) мед­лен­но растёт, до­сти­гая сво­е­го мак­си­маль­но­го зна­че­ния, после чего плав­но опус­ка­ет­ся

2) на всём про­тя­же­нии мед­лен­но растёт

3) плав­но ко­леб­лет­ся около сред­них по­ка­за­те­лей

4) резко сни­жа­ет­ся, до­сти­гая сво­е­го ми­ни­маль­но­го по­ка­за­те­ля, после чего резко растёт

По­яс­не­ние.

Изу­чив гра­фик мы видим, что с по­вы­ше­ни­ем тем­пе­ра­ту­ры ско­рость хи­ми­че­ской ре­ак­ции мед­лен­но растёт, до­сти­гая сво­е­го мак­си­маль­но­го зна­че­ния при тем­пе­ра­ту­ре 38 °С, после чего плав­но опус­ка­ет­ся.

 

Ответ: 1.

Ответ: 1

6. Изу­чи­те гра­фик за­ви­си­мо­сти объёма за­пом­нен­ной ин­фор­ма­ции (в %) от вре­ме­ни (по оси x от­ло­же­но время (в часах), а по оси y — ко­ли­че­ство за­пом­нен­ной ин­фор­ма­ции (в %)).

Через сколь­ко часов объём за­пом­нен­ной ин­фор­ма­ции со­ста­вит 30%?

 

1) 20 ч.

2) 25 ч.

3) 30 ч.

4) 35 ч.

По­яс­не­ние.

На­хо­дим на оси y по­ка­за­тель — 30%, затем ищем пе­ре­се­че­ние с гра­фи­ком и опре­де­ля­ем время по оси x — 30 часов.

 

Ответ: 3.

Ответ: 3

7. Изу­чи­те гра­фик, от­ра­жа­ю­щий за­ви­си­мость из­ме­не­ния тем­пе­ра­ту­ры кож­ных по­кро­вов че­ло­ве­ка от про­дол­жи­тель­но­сти кон­так­та с хо­лод­ным ме­тал­ли­че­ским пред­ме­том, тем­пе­ра­ту­ра ко­то­ро­го со­став­ля­ет 12 °С (по оси y от­ло­же­на тем­пе­ра­ту­ра кож­но­го по­кро­ва че­ло­ве­ка (в °С), а по оси x — про­дол­жи­тель­ность кон­так­та с хо­лод­ным пред­ме­том (в с)).

Через сколь­ко се­кунд после на­ча­ла кон­так­та тем­пе­ра­ту­ра участ­ка кожи в под­мы­шеч­ной впа­ди­не будет равна 36,4 °С?

 

1) 30 с

2) 60 с

3) 90 с

4) 150 с

По­яс­не­ние.

Изу­чив гра­фик, от­ра­жа­ю­щий за­ви­си­мость из­ме­не­ния тем­пе­ра­ту­ры кож­ных по­кро­вов че­ло­ве­ка от про­дол­жи­тель­но­сти кон­так­та с хо­лод­ным ме­тал­ли­че­ским пред­ме­том на­хо­дим на оси y тем­пе­ра­ту­ру 36,4 °С, затем на­хо­дим пе­ре­се­че­ние с гра­фи­ком - это будет со­от­вет­ствен­но при­бли­зи­тель­но 150 с.

 

Ответ: 4.

Ответ: 4

8. Изу­чи­те гра­фик за­ви­си­мо­сти за­пом­нив­шей­ся ин­фор­ма­ции от вре­ме­ни (по оси х от­ло­же­но время (в ч), а по оси у — ко­ли­че­ство за­пом­нив­шей­ся ин­фор­ма­ции (в %)).

Сколь­ко ин­фор­ма­ции че­ло­век будет пом­нить через 30 ч?

 

1) 40%

2) 35%

3) 30%

4) 25%

По­яс­не­ние.

На­хо­дим на оси x по­ка­за­тель — 30 часов, затем ищем пе­ре­се­че­ние с гра­фи­ком и опре­де­ля­ем % за­по­ми­на­ния по оси y — 30 %.

 

Ответ: 3.

Ответ: 3

9. Изу­чи­те гра­фик за­ви­си­мо­сти из­ме­не­ния тем­пе­ра­ту­ры кожи от про­дол­жи­тель­но­сти кон­так­та с пред­ме­том, тем­пе­ра­ту­ра ко­то­ро­го со­став­ля­ет 0 °С (по оси у от­ло­же­на тем­пе­ра­ту­ра кож­но­го по­кро­ва че­ло­ве­ка (в °С), а по х — про­дол­жи­тель­ность кон­так­та с хо­лод­ным пред­ме­том (в с)).

Какой будет тем­пе­ра­ту­ра кожи в об­ла­сти кон­так­та, если про­дол­жи­тель­ность со­при­кос­но­ве­ния с хо­лод­ным пред­ме­том со­ста­вит 210 с?

 

1) 36,4 °С

2) 36,1 °С

3) 35,8 °С

4) 35,5 °С

По­яс­не­ние.

Изу­чив гра­фик, от­ра­жа­ю­щий за­ви­си­мость из­ме­не­ния тем­пе­ра­ту­ры кож­ных по­кро­вов че­ло­ве­ка от про­дол­жи­тель­но­сти кон­так­та с хо­лод­ным ме­тал­ли­че­ским пред­ме­том на­хо­дим на оси x время — 210 се­кунд затем на­хо­дим пе­ре­се­че­ние с гра­фи­ком — это будет со­от­вет­ствен­но при­бли­зи­тель­но 35,8 °С.

 

Ответ: 3.

Ответ: 3

10. Изу­чи­те гра­фик за­ви­си­мо­сти ра­бо­то­спо­соб­но­сти че­ло­ве­ка от тем­пе­ра­ту­ры окру­жа­ю­щий среды (по оси х от­ло­же­на тем­пе­ра­ту­ра воз­ду­ха (°С), а по оси у — от­но­си­тель­ная ра­бо­то­спо­соб­ность (в %)).

Какое из пред­ло­жен­ных опи­са­ний наи­бо­лее точно от­ра­жа­ет ра­бо­то­спо­соб­ность че­ло­ве­ка?

 

1) сни­жа­ет­ся на всём ука­зан­ном ин­тер­ва­ле

2) сна­ча­ла не­зна­чи­тель­но растёт, а потом сни­жа­ет­ся

3) остаётся не­из­мен­ной в ука­зан­ном тем­пе­ра­тур­ном ин­тер­ва­ле

4) мед­лен­но растёт в ука­зан­ном ин­тер­ва­ле тем­пе­ра­тур

По­яс­не­ние.

Изу­чив гра­фик мы видим, что ра­бо­то­спо­соб­ность че­ло­ве­ка сна­ча­ла не­зна­чи­тель­но растёт, а потом плав­но сни­жа­ет­ся.

 

Ответ: 2.

Ответ: 2

11. Изу­чи­те гра­фик за­ви­си­мо­сти воз­раст­но­го сни­же­ния фер­мен­та лак­то­зы у людей (по оси x от­ло­жен воз­раст (годы), а на оси у — вы­ра­бот­ка фер­мен­та ор­га­низ­мом (в %)). Какое из пред­ло­жен­ных опи­са­ний наи­бо­лее точно от­ра­жа­ет дан­ную за­ви­си­мость в воз­расте от не­сколь­ких ме­ся­цев до де­вя­ти лет?

 

1) резко сни­жа­ет­ся

2) сна­ча­ла не из­ме­ня­ет­ся, а потом резко сни­жа­ет­ся

3) остаётся по­сто­ян­но вы­со­ким

4) не­мно­го растёт, а потом резко сни­жа­ет­ся

По­яс­не­ние.

Изу­чив гра­фик за­ви­си­мо­сти воз­раст­но­го сни­же­ния фер­мен­та лак­то­зы у людей в воз­расте от не­сколь­ких ме­ся­цев до де­вя­ти лет (нужно найти этот от­ре­зок на оси Х) видим, что — сна­ча­ла не из­ме­ня­ет­ся, а потом резко сни­жа­ет­ся.

 

Ответ: 2.

Ответ: 2

12. Изу­чи­те гра­фик за­ви­си­мо­сти ин­тен­сив­но­сти об­ме­на ве­ществ от длины бе­го­вой ди­стан­ции, в ко­то­рой участ­ву­ет лег­ко­ат­лет (по оси х от­ло­же­на длина ди­стан­ции (в м), а по оси у — ин­тен­сив­ность об­ме­на ве­ществ (в кВт)). Ка­ко­ва ин­тен­сив­ность об­ме­на ве­ществ у лег­ко­ат­ле­та, фи­ни­ши­ру­ю­ще­го на ди­стан­ции 400 м?

 

1) 3 кВт

2) 6 кВт

3) 10 кВт

4) 14 кВт

По­яс­не­ние.

Изу­чив гра­фик за­ви­си­мо­сти ин­тен­сив­но­сти об­ме­на ве­ществ от длины бе­го­вой ди­стан­ции, в ко­то­рой участ­ву­ет лег­ко­ат­лет — по оси x на­хо­дим по­ка­за­тель 400 м, про­во­дим во­об­ра­жа­е­мую линию до пе­ре­се­че­ния с гра­фи­ком и на­хо­дим по­ка­за­тель на оси y — по­лу­ча­ем 10 кВт.

 

Ответ: 3.

Ответ: 3

13. Изу­чи­те гра­фик за­ви­си­мо­сти ин­тен­сив­но­сти об­ме­на ве­ществ от ве­ли­чи­ны бе­го­вой ди­стан­ции, в ко­то­рой участ­ву­ет лег­ко­ат­лет (по оси х от­ло­же­на длина ди­стан­ции (в м), а по оси у — ин­тен­сив­ность об­ме­на ве­ществ (в кВт)). На какой ди­стан­ции ин­тен­сив­ность об­ме­на ве­ществ лег­ко­ат­ле­та со­ста­вит 10 кВт?

 

1) 500 м

2) 200 м

3) 800 м

4) 400 м

По­яс­не­ние.

Изу­чив гра­фик за­ви­си­мо­сти ин­тен­сив­но­сти об­ме­на ве­ществ от длины бе­го­вой ди­стан­ции, в ко­то­рой участ­ву­ет лег­ко­ат­лет — по оси y на­хо­дим по­ка­за­тель 10 кВт, про­во­дим во­об­ра­жа­е­мую линию до пе­ре­се­че­ния с гра­фи­ком и на­хо­дим по­ка­за­тель на оси x — по­лу­ча­ем 400 м.

 

Ответ: 4.

Ответ: 4

14. Изу­чи­те гра­фик за­ви­си­мо­сти ис­поль­зо­ва­ния ор­га­низ­мом че­ло­ве­ка энер­гии гли­ко­ге­на от про­дол­жи­тель­но­сти фи­зи­че­ский на­груз­ки (по оси х от­ло­же­на про­дол­жи­тель­ность фи­зи­че­ской на­груз­ки (в мин.), а по оси у — ко­ли­че­ство ис­поль­зо­ва­ния гли­ко­ге­на от дру­гих ис­точ­ни­ков энер­гии в клет­ке (в %)). Через сколь­ко минут зна­че­ние ис­поль­зо­ва­ния энер­гии гли­ко­ге­на будет со­став­лять 60%?

 

1) 5 мин.

2) 8 мин.

3) 10 мин.

4) 12 мин.

По­яс­не­ние.

На­хо­дим на оси y по­ка­за­тель со­от­вет­ству­ю­щий 60%; ищем пе­ре­се­че­ние линии с гра­фи­ком и вы­хо­дим по во­об­ра­жа­е­мой линии на пе­ре­се­че­ние с осью x — по­лу­ча­ем при­мер­но 8 минут.

 

Ответ: 2.

Ответ: 2

15. Изу­чи­те гра­фик за­ви­си­мо­сти ис­поль­зо­ва­ния ор­га­низ­мом че­ло­ве­ка энер­гии жира от про­дол­жи­тель­но­сти фи­зи­че­ский на­груз­ки (по оси х от­ло­же­на про­дол­жи­тель­ность фи­зи­че­ской на­груз­ки (в мин.), а по оси у — ко­ли­че­ство ис­поль­зо­ва­ния жира как ис­точ­ни­ка энер­гии в клет­ке (в %)).

Ка­ко­ва ве­ли­чи­на энер­го­за­трат на 20-й ми­ну­те ин­тен­сив­ной фи­зи­че­ской ра­бо­ты?

 

1) 26%

2) 36%

3) 46%

4) 56%

По­яс­не­ние.

На­хо­дим на оси x от­мет­ку 20 минут, про­во­дим по линии до пе­ре­се­че­ния с гра­фи­ком и на­хо­дим от­мет­ку на оси y — по­лу­ча­ем при­мер­но 56%.

 

Ответ: 4.

Ответ: 4

16. Изу­чи­те гра­фик за­ви­си­мо­сти ско­ро­сти хи­ми­че­ской ре­ак­ции в живом ор­га­низ­ме от тем­пе­ра­ту­ры (по оси х от­ло­же­на тем­пе­ра­ту­ра ор­га­низ­ма (в °С), а по оси у — от­но­си­тель­ная ско­рость хи­ми­че­ской ре­ак­ции).

Чему будет равна от­но­си­тель­ная ско­рость хи­ми­че­ской ре­ак­ции, если тем­пе­ра­ту­ра тела ор­га­низ­ма со­став­ля­ет 33 °С?

 

1) 25 усл. ед.

2) 21 усл. ед.

3) 15 усл. ед.

4) 10 усл. ед.

По­яс­не­ние.

На­хо­дим по оси x от­мет­ку со­от­вет­ству­ю­щую 33 °С, про­во­дим по линии до пе­ре­се­че­ния с гра­фи­ком, ищем от­мет­ку на оси y — по­лу­ча­ем 21 усл. ед.

 

Ответ: 2.

Ответ: 2

17. Изу­чи­те гра­фик за­ви­си­мо­сти ча­сто­ты сер­деч­ных со­кра­ще­ний от ин­тен­сив­но­сти фи­зи­че­ской ра­бо­ты (по оси х от­ло­же­на ин­тен­сив­ность фи­зи­че­ской ра­бо­ты че­ло­ве­ка (кг/мин.), а по оси у — ча­сто­та сер­деч­ных со­кра­ще­ний (уд/мин.)). Какую по ин­тен­сив­но­сти ра­бо­ту со­вер­ша­ет че­ло­век при ча­сто­те пуль­са в 160 уд/мин.?

 

1) 900 кг/мин.

2) 800 кг/мин.

3) 700 кг/мин.

4) 600 кг/мин.

По­яс­не­ние.

На­хо­дим на оси y по­ка­за­ние со­от­вет­ству­ю­щее 160 уд/мин. про­во­дим во­об­ра­жа­е­мую линию до пе­ре­се­че­ния с гра­фи­ком, на­хо­дим пе­ре­се­че­ние с осью x — по­лу­ча­ем число 900 кг/мин.

 

Ответ: 1.

Ответ: 1

18. Изу­чи­те гра­фик за­ви­си­мо­сти массы тела че­ло­ве­ка от воз­рас­та в те­че­ние пер­вых 24 лет (по оси х от­ло­жен воз­раст че­ло­ве­ка (в годах), а по оси у — масса его тела (в кг)).

Чему будет равна масса тела вось­ми­лет­не­го ребёнка?

 

1) 10 кг

2) 20 кг

3) 30 кг

4) 40 кг

По­яс­не­ние.

На­хо­дим по оси x воз­раст 8 лет, про­во­дим по линии до пе­ре­се­че­ния с гра­фи­ком, на­хо­дим от­мет­ку на оси y — по­лу­ча­ем 30 кг.

 

Ответ: 3.

Ответ: 3

19. Изу­чи­те гра­фик за­ви­си­мо­сти роста по­пу­ля­ции ор­га­низ­мов от вре­ме­ни (по оси х от­ло­же­но время (в ч), а по оси у — число ор­га­низ­мов).

Через сколь­ко часов по­пу­ля­ция будет на­счи­ты­вать 525 осо­бей?

 

1) 8 ч

2) 9 ч

3) 10 ч

4) 11 ч

По­яс­не­ние.

На­хо­дим по оси y от­мет­ку со­от­вет­ству­ю­щую 525 осо­бям (один шаг 75 осо­бой, 450+75=525), про­во­дим по линии до пе­ре­се­че­ния с гра­фи­ком, на­хо­дим от­мет­ку на оси x — по­лу­ча­ем 10 часов.

 

Ответ: 3.

Ответ: 3

20. Изу­чи­те гра­фик за­ви­си­мо­сти ис­поль­зо­ва­ния ор­га­низ­мом че­ло­ве­ка энер­гии гли­ко­ге­на от про­дол­жи­тель­но­сти фи­зи­че­ский на­груз­ки (по оси х от­ло­же­на про­дол­жи­тель­ность фи­зи­че­ской на­груз­ки (в мин.), а по оси у — ис­поль­зо­ва­ние гли­ко­ге­на от дру­гих ис­точ­ни­ков энер­гии в клет­ке (в %)).

На какой ми­ну­те зна­че­ние ис­поль­зо­ва­ния энер­гии гли­ко­ге­на будет со­став­лять 40%?

 

1) 15-й мин.

2) 16-й мин.

3) 18-й мин.

4) 20-й мин.

По­яс­не­ние.

На­хо­дим на оси y по­ка­за­тель со­от­вет­ству­ю­щий 40%; ищем пе­ре­се­че­ние линии с гра­фи­ком и вы­хо­дим по во­об­ра­жа­е­мой линии на пе­ре­се­че­ние с осью x — по­лу­ча­ем при­мер­но 18 минут.

 

Ответ: 3.

Ответ: 3

21. Изу­чи­те гра­фик за­ви­си­мо­сти ин­тен­сив­но­сти раз­мно­же­ния ор­га­низ­ма от вре­ме­ни (по оси х от­ло­же­но время (в днях), а по оси у — число об­ра­зо­вав­ших­ся осо­бей на 1 см3).

В какой из пе­ре­чис­лен­ных дней число ор­га­низ­мов в по­пу­ля­ции на 1 см3 со­ста­вит 24?

 

1) 20-й

2) 23-й

3) 27-й

4) 29-й

По­яс­не­ние.

По оси y на­хо­дим число 24 ор­га­низ­ма в по­пу­ля­ции на 1 см3, про­во­дим по линии до пе­ре­се­че­ния с гра­фи­ком и опус­ка­ем линию на ось x — по­лу­ча­ем 23 день.

 

Ответ: 2.

Ответ: 2

22. Изу­чи­те гра­фик за­ви­си­мо­сти ко­ли­че­ства про­рос­ших семян опре­делённой массы (3–4 мг) от про­дол­жи­тель­но­сти на­хож­де­ния семян в почве (по оси х от­ло­же­но время (в днях), а по оси у — ко­ли­че­ство про­рос­ших семян от об­ще­го их числа (в %)).

Какой про­цент от об­ще­го ко­ли­че­ства семян про­растёт в 11-й день?

 

1) 11%

2) 15%

3) 20%

4) 25%

По­яс­не­ние.

По оси x на­хо­дим от­мет­ку со­от­вет­ству­ю­щую 11 дню, про­во­дим по линии до пе­ре­се­че­ния с гра­фи­ком и по­во­дим по линии до оси x — по­лу­ча­ем 11%.

 

Ответ: 1.

Ответ: 1

23. Изу­чи­те гра­фик за­ви­си­мо­сти из­ме­не­ния ско­ро­сти ре­ак­ции, ка­та­ли­зи­ру­е­мой фер­мен­том, от тем­пе­ра­ту­ры (по оси х от­ло­же­на тем­пе­ра­ту­ра (в °С), а по оси у — ско­рость хи­ми­че­ской ре­ак­ции (в усл. ед.)).

При какой тем­пе­ра­ту­ре ско­рость хи­ми­че­ской ре­ак­ции будет ми­ни­маль­ной?

 

1) 31 °С

2) 38 °С

3) 43 °С

4) 45 °С

По­яс­не­ние.

На­хо­ди на гра­фи­ке самую низ­кую точку по оси y, про­во­дим по линии до оси x — по­лу­ча­ем 45 °С.

 

Ответ: 4.

Ответ: 4

24. Изу­чи­те гра­фик за­ви­си­мо­сти роста кры­льев у на­се­ко­мых от тем­пе­ра­ту­ры (по оси х от­ло­же­на тем­пе­ра­ту­ра (в °С), а по оси у — длина крыла (в мм)). Какое из ни­же­при­ведённых опи­са­ний кри­вой наи­бо­лее точно опи­сы­ва­ет дан­ную за­ви­си­мость?

Если тем­пе­ра­ту­ра среды, в ко­то­рой раз­ви­ва­ет­ся на­се­ко­мое, на­хо­дит­ся в ин­тер­ва­ле от 24 до 30 °С, то

 

1) кры­лья у на­се­ко­мо­го оста­ют­ся в за­ча­точ­ном со­сто­я­нии

2) кры­лья уве­ли­чи­ва­ют­ся в раз­ме­ре сна­ча­ла не­зна­чи­тель­но, а в конце очень резко

3) на­блю­да­ет­ся ин­тен­сив­ный рост кры­льев на всём ин­тер­ва­ле тем­пе­ра­тур

4) кры­лья на­чи­на­ют мед­лен­но расти на всём ин­тер­ва­ле тем­пе­ра­тур

По­яс­не­ние.

Изу­ча­ем гра­фик в ин­тер­ва­ле от 24 до 30 °С по оси x — кры­лья уве­ли­чи­ва­ют­ся в раз­ме­ре сна­ча­ла не­зна­чи­тель­но, а в конце очень резко

 

Ответ: 2.

Ответ: 2

25. Изу­чи­те гра­фик за­ви­си­мо­сти воз­раст­но­го сни­же­ния фер­мен­та лак­то­зы у людей (по оси х от­ло­жен воз­раст (годы), а по оси у — вы­ра­бот­ка фер­мен­та ор­га­низ­мом (в %)).

Какое из пред­ло­жен­ных опи­са­ний наи­бо­лее точно от­ра­жа­ет дан­ную за­ви­си­мость для людей в воз­расте от 9 до 27 лет?

 

1) не­мно­го растёт, а потом резко сни­жа­ет­ся

2) остаётся по­сто­ян­но вы­со­ким

3) резко сни­жа­ет­ся с уве­ли­че­ни­ем воз­рас­та

4) плав­но сни­жа­ет­ся с уве­ли­че­ни­ем воз­рас­та

По­яс­не­ние.

Изу­ча­ем гра­фик в ин­тер­ва­ле от 9 до 27 лет по оси x — гра­фик плав­но сни­жа­ет­ся с уве­ли­че­ни­ем воз­рас­та.

 

Ответ: 4.

Ответ: 4

26. Изу­чи­те гра­фик за­ви­си­мо­сти роста на­се­ко­мо­го от про­дол­жи­тель­но­сти жизни (по оси х от­ло­же­но время (в днях), а по оси у — длина на­се­ко­мо­го (в см)).

Какое из пред­ло­жен­ных опи­са­ний наи­бо­лее точно от­ра­жа­ет дан­ную за­ви­си­мость с 14 по 22 день раз­ви­тия ли­чин­ки на­се­ко­мо­го?

 

1) резко уве­ли­чи­ва­ет­ся в раз­ме­ре, после чего на­сту­па­ет плав­ное уве­ли­че­ние роста

2) рав­но­мер­но растёт в те­че­ние всего вре­ме­ни

3) не из­ме­ня­ет своих раз­ме­ров

4) резко уве­ли­чи­ва­ет­ся в раз­ме­ре, после чего рост пре­кра­ща­ет­ся

По­яс­не­ние.

Изу­ча­ем гра­фик в ин­тер­ва­ле с 14 по 22 день раз­ви­тия ли­чин­ки на­се­ко­мо­го по оси x — ли­чин­ка резко уве­ли­чи­ва­ет­ся в раз­ме­ре, после чего рост пре­кра­ща­ет­ся.

 

Ответ: 4.

Ответ: 4

27. Изу­чи­те гра­фик за­ви­си­мо­сти роста на­се­ко­мо­го от про­дол­жи­тель­но­сти жизни (по оси х от­ло­же­но время (в днях), а по оси у — длина на­се­ко­мо­го (в см)).

Какое из пред­ло­жен­ных опи­са­ний наи­бо­лее точно от­ра­жа­ет дан­ную за­ви­си­мость с 23-го по 31-й день раз­ви­тия ли­чин­ки на­се­ко­мо­го?

 

1) резко уве­ли­чи­ва­ет­ся в раз­ме­ре, после чего рост пре­кра­ща­ет­ся

2) резко уве­ли­чи­ва­ет­ся в раз­ме­ре, после чего на­сту­па­ет плав­ное уве­ли­че­ние роста

3) не из­ме­ня­ет своих раз­ме­ров

4) рав­но­мер­но растёт в те­че­ние всего вре­ме­ни

По­яс­не­ние.

Изу­ча­ем гра­фик в ин­тер­ва­ле с 23 по 31 день раз­ви­тия ли­чин­ки на­се­ко­мо­го по оси x — ли­чин­ка не из­ме­ня­ет­ся в раз­ме­ре.

 

Ответ: 3.

Ответ: 3

28. Изу­чи­те гра­фик воз­раст­но­го из­ме­не­ния веса го­лов­но­го мозга у людей (по оси х от­ло­жен воз­раст (в годах), а по оси у — масса го­лов­но­го мозга (в г)).

Какое из пред­ло­жен­ных опи­са­ний наи­бо­лее точно от­ра­жа­ет дан­ную за­ви­си­мость с 36 до 69 лет?

 

1) не­зна­чи­тель­но уве­ли­чи­ва­ет­ся

2) остаётся не­из­мен­ной

3) сна­ча­ла не из­ме­ня­ет­ся, а потом мед­лен­но сни­жа­ет­ся

4) мед­лен­но сни­жа­ет­ся на всём про­тя­же­нии вре­ме­ни

По­яс­не­ние.

Изу­ча­ем гра­фик в ин­тер­ва­ле с 36 до 69 лет по оси x — гра­фик сна­ча­ла не из­ме­ня­ет­ся, а потом мед­лен­но сни­жа­ет­ся.

 

Ответ: 3.

Ответ: 3

29. Изу­чи­те гра­фик воз­раст­но­го из­ме­не­ния веса го­лов­но­го мозга у людей (по оси х от­ло­жен воз­раст (в годах), а по оси у — масса го­лов­но­го мозга (в г)).

Какое из пред­ло­жен­ных опи­са­ний наи­бо­лее точно от­ра­жа­ет дан­ную за­ви­си­мость от 42 до 78 лет?

 

1) не­зна­чи­тель­но уве­ли­чи­ва­ет­ся

2) остаётся не­из­мен­ной

3) мед­лен­но сни­жа­ет­ся на всём про­тя­же­нии вре­ме­ни

4) сна­ча­ла не из­ме­ня­ет­ся, а потом мед­лен­но сни­жа­ет­ся

По­яс­не­ние.

Изу­ча­ем гра­фик в ин­тер­ва­ле с 42 до 78 лет по оси x — гра­фик сна­ча­ла не из­ме­ня­ет­ся, а потом мед­лен­но сни­жа­ет­ся.

 

Ответ: 4.

Ответ: 4

30. Изу­чи­те гра­фик за­ви­си­мо­сти ско­ро­сти хи­ми­че­ской ре­ак­ции в живом ор­га­низ­ме от тем­пе­ра­ту­ры (по оси х — от­ло­же­на тем­пе­ра­ту­ра ор­га­низ­ма (в °С), а по оси у — от­но­си­тель­ная ско­рость хи­ми­че­ской ре­ак­ции (в усл. ед.)).

Какое из ни­же­при­ведённых опи­са­ний кри­вой наи­бо­лее точно от­ра­жа­ет дан­ную за­ви­си­мость в ин­тер­ва­ле от 35 до 40 °С?

 

1) мед­лен­но растёт вверх на всём про­тя­же­нии

2) всё время резко растёт вверх

3) сна­ча­ла резко растёт вверх, а затем резко сни­жа­ет­ся

4) резко сни­жа­ет­ся на всём про­тя­же­нии

По­яс­не­ние.

На­хо­дим по оси x от­ре­зок со­от­вет­ству­ю­щий ин­тер­ва­лу от 35 до 40 °С — гра­фик сна­ча­ла резко растёт вверх, а затем резко сни­жа­ет­ся.

 

Ответ: 3.

Ответ: 3

31. Изу­чи­те гра­фик, от­ра­жа­ю­щий за­ви­си­мость про­дол­жи­тель­но­сти ане­сте­зии от вре­ме­ни по­се­ще­ния сто­ма­то­ло­га, если врач ис­поль­зо­вал один и тот же пре­па­рат в одной и той же до­зи­ров­ке (по оси x от­ло­же­но время суток (в ч), а по оси у — про­дол­жи­тель­ность ане­сте­зии (в мин.)).

Сколь­ко пройдёт часов до того, как сред­няя про­дол­жи­тель­ность ане­сте­зии со­ста­вит 30 минут?

 

1) 13 ч

2) 15 ч

3) 16 ч

4) 18 ч

По­яс­не­ние.

На­хо­дим по оси y от­мет­ку со­от­вет­ству­ю­щую 30 ми­ну­там, про­во­дим по линии до пе­ре­се­че­ния с гра­фи­ком, ищем от­мет­ку на оси x — по­лу­ча­ем 16 часов.

 

Ответ: 3.

Ответ: 3

32. Изу­чи­те гра­фик за­ви­си­мо­сти ко­ли­че­ства про­рос­ших семян опре­делённой массы (3–4 мг) от про­дол­жи­тель­но­сти на­хож­де­ния семян в почве (по оси х от­ло­же­но время (в днях), а по оси у — ко­ли­че­ство про­рос­ших семян от об­ще­го их числа (в %)).

Сколь­ко семян от об­ще­го ко­ли­че­ства про­растёт в 7-й день?

 

1) 10%

2) 12%

3) 15%

4) 17%

По­яс­не­ние.

По оси x на­хо­дим от­мет­ку со­от­вет­ству­ю­щую 7 дню, про­во­дим по линии до пе­ре­се­че­ния с гра­фи­ком и по­во­дим по линии до оси y — по­лу­ча­ем 15%.

 

Ответ: 3.

Ответ: 3

33. Изу­чи­те гра­фик за­ви­си­мо­сти массы тела че­ло­ве­ка от воз­рас­та в те­че­ние пер­вых 24 лет (по оси х от­ло­жен воз­раст че­ло­ве­ка (в годах), а по оси у — масса его тела (в кг)).

В каком воз­расте масса тела будет со­став­лять 60 кг?

 

1) 12 лет

2) 13 лет

3) 15 лет

4) 16 лет

По­яс­не­ние.

По оси y на­хо­дим от­мет­ку со­от­вет­ству­ю­щую 60 кг, про­во­дим по линии до пе­ре­се­че­ния с гра­фи­ком и по­во­дим по линии до оси x — по­лу­ча­ем 15 лет.

 

Ответ: 3.

Ответ: 3

34. Изу­чи­те гра­фик за­ви­си­мо­сти ско­ро­сти хи­ми­че­ских ре­ак­ций в живом ор­га­низ­ме от тем­пе­ра­ту­ры (по оси х от­ло­же­на тем­пе­ра­ту­ра ор­га­низ­ма (в °С), а по оси у — от­но­си­тель­ная ско­рость хи­ми­че­ской ре­ак­ции (в усл. ед.)). Какое из при­ведённых ниже опи­са­ний наи­бо­лее точно ха­рак­те­ри­зу­ет дан­ную за­ви­си­мость в ука­зан­ном диа­па­зо­не тем­пе­ра­тур?

Ско­рость хи­ми­че­ской ре­ак­ции в живом ор­га­низ­ме с по­вы­ше­ние тем­пе­ра­ту­ры

 

1) резко сни­жа­ет­ся, до­сти­гая сво­е­го ми­ни­маль­но­го зна­че­ния, после чего резко растёт

2) мед­лен­но растёт на всем про­тя­же­нии

3) мед­лен­но растёт, до­сти­гая сво­е­го мак­си­маль­но­го зна­че­ния, после чего сни­жа­ет­ся

4) ко­леб­лет­ся в ин­тер­ва­ле 12–30 услов­ных еди­ниц

По­яс­не­ние.

Гра­фик мед­лен­но рас­тет, до­сти­га­ет пика и мед­лен­но спус­ка­ет­ся.

 

Ответ: 3.

Ответ: 3

35. Изу­чи­те гра­фик за­ви­си­мо­сти ак­тив­но­сти фер­мен­та, вы­де­лен­но­го из тер­мо­филь­ной бак­те­рии, от тем­пе­ра­ту­ры и опре­де­ли­те, какая тем­пе­ра­ту­ра оп­ти­маль­на для жизни этих бак­те­рий? По оси X от­ло­же­на тем­пе­ра­ту­ра, а по оси Y — ак­тив­ность фер­мен­та в услов­ных еди­ни­цах.

 

 

1) 55

2) 60

3) 65

4) 70

По­яс­не­ние.

Гра­фик мед­лен­но рас­тет, до­сти­га­ет пика и мед­лен­но спус­ка­ет­ся. Пик — оп­ти­маль­ная тем­пе­ра­ту­ра для ак­тив­но­сти фер­мен­та тер­мо­филь­ной бак­те­рии.

 

Ответ: 3.

Ответ: 3

36. Изу­чи­те гра­фик за­ви­си­мо­сти ак­тив­но­сти фер­мен­та, вы­де­лен­но­го из ци­то­плаз­мы бак­те­рий, от кис­лот­но­сти среды, в ко­то­рой он ра­бо­та­ет, и опре­де­ли­те, ка­ко­ва кис­лот­ность (в еди­ни­цах pH) ци­то­плаз­мы этих бак­те­рий. По оси X от­ло­же­ны еди­ни­цы pH, а по оси Y — ак­тив­ность фер­мен­та в услов­ных еди­ни­цах.

 

 

1) 6

2) 7

3) 8

4) 9

По­яс­не­ние.

Пик гра­фи­ка (рН 7) — по­ка­за­тель кис­лот­но­сти среды, в ко­то­рой ак­тив­но ра­бо­та­ет фер­мен­т, вы­де­лен­ный из ци­то­плаз­мы бак­те­рий.

 

Ответ: 2.

Ответ: 2

37. Рас­смот­ри­те гра­фик за­ви­си­мо­сти ско­ро­сти фо­то­син­те­за от тем­пе­ра­ту­ры, при ко­то­рой шла ре­ак­ция. При какой тем­пе­ра­ту­ре ско­рость фо­то­син­те­за со­ста­ви­ла 50% от мак­си­маль­ной?

 

 

1) 11

2) 14

3) 17

4) 20

По­яс­не­ние.

На­хо­дим точку пе­ре­се­че­ния гра­фи­ка с "во­об­ра­жа­е­мой" ли­ни­ей и на­хо­дим по­ка­за­тель на оси обо­зна­ча­ю­щей тем­пе­ра­ту­ру — по­лу­ча­ем 14

Ответ: 2

38. Рас­смот­ри­те гра­фик за­ви­си­мо­сти роста эм­бри­о­на (в мм) от воз­рас­та этого эм­бри­о­на. На каком ме­ся­це бе­ре­мен­но­сти рост эм­бри­о­на со­став­ля­ет 250 мм?

 

 

1) 3

2) 4

3) 5

4) 6

По­яс­не­ние.

На­хо­дим точку пе­ре­се­че­ния гра­фи­ка с "во­об­ра­жа­е­мой" ли­ни­ей и на­хо­дим по­ка­за­тель на оси срок бе­ре­мен­но­сти — по­лу­ча­ем 5 ме­ся­цев

Ответ: 3

39. Из­вест­но, что мо­мент линь­ки зай­цев за­ви­сит от двух фак­то­ров: длины све­то­во­го дня и на­ли­чия снега в лесу. На гра­фи­ке пред­став­ле­но ко­ли­че­ство сме­нив­ших окрас­ку (белых) зай­цев по чис­лам но­яб­ря. По оси X от­ло­же­ны дни (числа но­яб­ря), по оси Y — про­цент сме­нив­ших окрас­ку зай­цев.

 

 

Опре­де­ли­те, в каких чис­лах шёл обиль­ный снег?

 

1) с 5 по 10 но­яб­ря

2) с 10 по 15 но­яб­ря

3) с 15 по 20 но­яб­ря

4) с 20 по 25 но­яб­ря

По­яс­не­ние.

Рез­кий ска­чок на гра­фи­ке между 13 и 16 но­яб­ря по­ка­зы­ва­ет, что сне­го­пад шел с 10 по 15 но­яб­ря (смена окрас­ки не­мно­го за­паз­ды­ва­ет за уве­ли­чив­шим­ся ко­ли­че­ством снега).

Ответ: 2

40. Из­вест­но, что мо­мент рас­пус­ка­ния почек на де­ре­вьях за­ви­сит от двух фак­то­ров: длины све­то­во­го дня и сред­ней су­точ­ной тем­пе­ра­ту­ры. На гра­фи­ке пред­став­ле­но ко­ли­че­ство де­ре­вьев, на ко­то­рых рас­пу­сти­лось боль­шин­ство (боль­ше 50%) почек, по чис­лам ап­ре­ля. По оси X от­ло­же­ны дни (числа ап­ре­ля), по оси Y — про­цент де­ре­вьев с рас­пу­стив­ши­ми­ся поч­ка­ми.

 

 

Опре­де­ли­те, в каких чис­лах резко по­теп­ле­ло?

 

1) с 5 по 10 ап­ре­ля

2) с 10 по 15 ап­ре­ля

3) с 15 по 20 ап­ре­ля

4) с 20 по 25 ап­ре­ля

По­яс­не­ние.

Рез­кий рост на гра­фи­ке с 14 по 21 ап­ре­ля по­ка­зы­ва­ет ко­ли­че­ство де­ре­вьев с рас­пу­стив­ши­ми­ся ли­стья­ми, зна­чит в эти дни резко по­теп­ле­ло.

Ответ: 3

41. На гра­фи­ке по­ка­за­на ак­тив­ность фер­мен­та ка­та­ла­зы у пчёл в те­че­ние года. На какое время года при­хо­дит­ся мак­си­мум ак­тив­но­сти фер­мен­та?

 

 

1) весна

2) зима

3) осень

4) лето

По­яс­не­ние.

На­хо­дим на гра­фи­ке точку обо­зна­ча­ю­щую"пик ак­тив­но­сти", самый вы­со­кий по­ка­за­тель при­хо­дит­ся на но­ябрь - де­кабрь, т. е. — зима.

Ответ: 2

42. На гра­фи­ке по­ка­за­но из­ме­не­ние ко­ли­че­ства жира у на­се­ко­мых (в бал­лах) в те­че­ние се­зо­на ак­тив­но­сти. Опре­де­ли­те, в какой пе­ри­од идёт наи­бо­лее ин­тен­сив­ное на­коп­ле­ние жира.

 

1) ап­рель-май

2) июнь-июль

3) июль-ав­густ

4) ав­густ-сен­тябрь

По­яс­не­ние.

За ап­рель-май при­бав­ка жира со­ста­ви­ла около 0,2 балла; к концу июля жира было мень­ше, чем в на­ча­ле июня — на­се­ко­мые те­ря­ли жир; в июле-ав­гу­сте при­бав­ка со­ста­ви­ла 3,8 − 2,3 = 1,5 балла; к на­ча­лу ав­гу­ста ко­ли­че­ство жира до­стиг­ло наи­боль­ше­го зна­че­ния и даль­ней­ше­го на­коп­ле­ния в те­че­ние ав­гу­ста-сен­тяб­ря не про­ис­хо­ди­ло. Тем самым, наи­бо­лее ин­тен­сив­но про­цесс на­коп­ле­ния жира на­блю­дал­ся в июле-ав­гу­сте.

 

Ответ: 3.

 

Пир­ме­ча­ние.

Ско­ро­сти роста со­от­вет­ству­ет «кру­тиз­на» гра­фи­ка. Чем «вер­ти­каль­нее» часть гра­фи­ка, тем более быст­ро про­ис­хо­дил отоб­ра­жа­е­мый им про­цесс. По­ло­гим ча­стям гра­фи­ка (ап­рель-май, ав­густ-сен­тябрь) со­от­вет­ству­ет низ­кая ско­рость из­ме­не­ния ве­ли­чин.

Ответ: 3

43. Из­вест­но, что ге­пард бе­га­ет быст­рее ан­ти­ло­пы, но не спо­со­бен со­вер­шать такие рез­кие по­во­ро­ты, как она, и быст­рее уста­ет. На ри­сун­ке пред­став­лен гра­фик за­ви­си­мо­сти ско­ро­сти бега ге­пар­да от вре­ме­ни, в те­че­ние ко­то­ро­го он бежит. По оси Х от­ло­же­но время с на­ча­ла по­го­ни в се­кун­дах, по оси Y — ско­рость в км/ч.

 

Опре­де­ли­те, сколь­ко вре­ме­ни нужно про­дер­жать­ся ан­ти­ло­пе, чтобы не стать жерт­вой ге­пар­да, если её ско­рость 95 км/ч.

При­ме­ча­ние пор­та­ла СДАМ ГИА.

Ви­ди­мо, во­прос надо по­ни­мать так: через сколь­ко се­кунд ге­пард уста­нет и пре­кра­тит по­го­ню?

 

1) 5 с

2) 10 с

3) 15 с

4) 20 с

По­яс­не­ние.

Ге­пард уста­нет, силь­но сбро­сит ско­рость и пре­кра­тит по­го­ню через 15 се­кунд после её на­ча­ла.

 

Это на­блю­де­ние, од­на­ко, не поз­во­ля­ет от­ве­тить на во­прос о том, на­стиг­нет ли ге­пард ан­ти­ло­пу за время по­го­ни. Чтобы от­ве­тить на этот во­прос сле­ду­ет знать, какое рас­сто­я­ние раз­де­ля­ет ге­пар­да и ан­ти­ло­пу (ска­жем, 50 мет­ров или 200 мет­ров; обыч­но — не­сколь­ко де­сят­ков мет­ров), но о на­чаль­ном рас­сто­я­нии в усло­вии не ска­за­но.

Ука­жем рас­сто­я­ние, с ко­то­ро­го ге­пар­ду имеет смысл на­чи­нать по­го­ню. За­ме­тим, что ан­ти­ло­па дви­жет­ся со ско­ро­стью 95 км в час или 95:60 = 1,583 км в ми­ну­ту, что со­став­ля­ет при­мер­но 26,4 м в се­кун­ду.

Ге­пард за пер­вые 3 се­кун­ды прак­ти­че­ски рав­но­мер­но на­би­ра­ет ско­рость от 0 до 110 км в час, то есть 3 се­кун­ды дви­жет­ся со сред­ней ско­ро­стью 55 км в час или 917 мет­ров в ми­ну­ту, про­хо­дя рас­сто­я­ние 46 мет­ров. За это время ан­ти­ло­па про­бе­жит 79 мет­ров. Раз­рыв между ними уве­ли­чит­ся на 33 метра.

В те­че­ние сле­ду­ю­щих 11 се­кунд, с 3 по 14 се­кун­ду, ге­пард бежит со ско­ро­стью при­мер­но рав­ной 110 км в час или 1833 метра в ми­ну­ту, про­бе­гая 336 мет­ров. За это время ан­ти­ло­па про­бе­жит 290 мет­ров. Сле­до­ва­тель­но, ге­пард со­кра­тит раз­рыв на 46 мет­ров, ском­пен­си­ру­ет воз­ник­ший в пер­вые се­кун­ды дви­же­

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...