Специфика работы с разными группами учащихся
Педагогам необходимо учитывать тот факт, что в разные возрастные периоды доля эмоционального, волевого или интеллектуального участия в познавательной активности будет различна. Если для старшеклассника активность, прежде всего, заключается в интеллектуальной и волевой сторонах, то для младших школьников активность опосредуется эмоциональной окраской, которая во многом зависит от установки учителя. В таком случае можно говорить о различных уровнях познавательной активности в учебной деятельности. 1. Познавательная пассивность – нулевой уровень развития познавательной активности, характеризуется отсутствием желания учиться. Учащиеся не проявляю интереса к учебной задаче, не приступают к работе без напоминания учителя, не могут самостоятельно завершить работу. В этом случае учитель должен быть терпелив: давать время на обдумывание, не прерывать и не сбивать ученика во время ответа; быть готовым к тому, что после перерыва дети не могут сразу включиться в работу; постараться установить добрые отношения (называть только по имени, подбадривать ласковым тоном, позитивно строить побуждающие фразы). 2. Относительно активный уровень характеризуется наличием заинтересованности и активности только в эмоционально привлекательных учебных ситуациях. Учащиеся предпочитают объяснение нового материала повторению и закреплению; поверхностно относятся к учебной задаче, быстро приступают к работе, но при первых трудностях быстро разочаровываются и бросают начатую работу. Знания, умения и навыки не имеют системного характера. В этом случае учитель должен уметь поддерживать активность ученика на протяжении всего урока: снимать интеллектуальную усталость и волевую апатию минутками психологической разгрузки (шутки, загадки, скороговорки, занимательные задачи и удивительные факты); стимулировать познавательный интерес предлагая творческие задания по изготовлению учебных пособий (карточки, модели, таблицы и т.п.), составлению кроссвордов, в конце урока формулирование 5 – 6 вопросов по теме урока.
3. Исполнительно – активный уровень характеризуется стабильностью и постоянством знаний, высоким уровнем учебной мотивации, готовностью к решению проблемных задач и ситуаций. Такие учащиеся любимы учителями, систематически выполняют домашние задания, с готовностью включаются в работу, осознанно воспринимают учебную задачу, предлагают оригинальные пути решения и работают преимущественно самостоятельно. В таком случае учитель должен уметь не допускать скуки и поддерживать высокий уровень познавательной активности создавая для этих учащихся особые ролевые ситуации – «эксперт», «консультант», «наблюдатель», «хранитель знаний», «мудрец» и т.п.; предлагать им задания повышенной сложности; использовать такие активные методы, как дискуссия, «мозговой штурм», «круглый стол», «судебное заседание», конференция и др. 4. Творческий уровень характеризуется не только готовностью учащегося включиться в нестандартную учебную ситуацию, поиском новых нестандартных путей для её решения, но и сама задача может ставиться школьником. Учащийся не просто проникает в сущность явлений, их взаимосвязь, а пытается найти для этой цели новый способ. В этом случае учитель должен уметь создать творческую атмосферу: вызвать удивление, использовать методику ТРИЗ, развивать воображение и интуицию, способствовать развитию образного мышления и творить самим! Роль учителя в активизации познавательной деятельности учащихся У одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность может резко изменяться, в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать класс. Степень активности школьников является реакцией на методы и приемы работы учителя, интегративным показателем его профессионального мастерства.
Критерии степени профессиональной подготовки учителя: 1. Умение создать учебно-познавательную атмосферу. 2. Используемые методы обучения. 3. Деятельность и активность учащихся на уроке. 4. Контроль и коррекция деятельности учащихся. 5. Речь учителя и её значение на уроке. 6. Взаимоотношения учителя и учащихся. 7. Воспитывающая сторона урока. 8. Результативность урока. На основании этих критериев можно выделить четыре уровня стиля профессиональной деятельности педагога: 1. Пассивный стиль деятельности может быть выявлен у начинающих педагогов или у людей, просто не увлеченных своей профессией учителя. 2. Относительно-активный стиль отличается интересными приемами и находками. Но весь этот потенциал зачастую используется стихийно или от случая к случаю. Не хватает стабильности и мастерства в ежедневной подготовке и проведении занятий. 3. Активный стиль присущ, как правило, учителям-стажистам. Уроки педагогов данного уровня и стиля отличаются четкостью требований, стабильностью, что облегчает работу учащимся. 4. Творческий стиль присущ педагогам, обладающим яркой, самобытной личностью со своими привычками и требованиями, что не всегда приветствуется педколлективом и администрацией. К тому же часто бывает трудно отличить творческую работу от псевдотворчества. Систематическое внедрение определенных педагогических методов и приёмов, помогающих переходу учащихся с одного уровня познавательной активности на другой, способствует и повышению профессионализма самого учителя.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|