Государственный мониторинг земель
Мониторинг земель впервые получил самостоятельный юридический статус в 1991 г. в связи с принятием Земельного кодекса РСФСР. Содержание и порядок мониторинга земель определяется «Положением о мониторинге земель», утверждённым постановление Правительства Российской Федерации №491 от 15 июня 1992 года, а с 1993 г. он выделен в качестве подсистемы в Единой государственной системе экологического мониторинга. Мониторинг земель ведётся Государственным земельным комитетом РФ и Министерством природных ресурсов РФ по единой системе за счёт ассигнований из республиканского бюджета РФ и средств, поступающих в местные бюджеты от взимания земельного налога и других платежей за землю. Мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, прогноза, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Целью мониторинга является информационное обеспечение, управление природоохранной деятельностью и экологической безопасностью. Задачами государственного мониторинга земель являются: · Своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов; · Информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства; · Обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель. · Структура мониторинга земель определяется административно-территориальным делением, использованием земель по их целевому назначению.
Структура мониторинга земель по административно-территориальной иерархии имеет следующие уровни: · Мониторинг земель Российской Федерации; · Мониторинг земель республик в составе Российской Федерации, · Автономных областей и автономных округов, краев и областей; · Мониторинг земель районов и городов. На каждом уровне административно-территориального деления структура мониторинга земель предусматривает следующие подсистемы, соответствующие категориям земель: · Мониторинг земель сельскохозяйственного назначения; · Мониторинг земель населенных пунктов; · Мониторинг земель объектов промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения; · Мониторинг земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; · Мониторинг земель лесного фонда; · Мониторинг земель водного фонда; · Мониторинг земель запаса. В зависимости от территориального охвата различают глобальный, национальный, региональный и локальный мониторинг земель. Глобальный мониторинг земель проводят в соответствии с Международной геосферно-биосферной программой “Глобальные изменения”. Он позволяет оценить современное состояние всей природной системой Земли с целью предупреждения возникающих экстремальных ситуаций. Наблюдение ведут базовые станции в различных регионах планеты, которые нередко располагаются в биосферных заповедниках. Региональный мониторинг – это слежение за процессами и явлениями в пределах какого-то крупного региона, где эти процессы и явления могут отличаться и по природному характеру, и по антропогенным воздействиям от базового фона, характерного для всей биосферы. Он охватывает крупные территории (север европейской части России, зоны чернобыльской аварии и др.)
Локальный мониторинг земель ведется на территориальном уровне, ниже регионального, вплоть до территории отдельных землепользований и элементарных структур ландшафтно-экологических комплексов. На основе характера изменения состояния земель различают также фоновый и импактный мониторинг. Фоновый мониторинг это наблюдение за состоянием земель, не подвергающихся воздействию человека, его проводят в биосферных заповедниках. Импактный мониторинг это наблюдения за состоянием земель в местах непосредственного воздействия антропогенных фактов. В зависимости от сроков и периодичности проведения наблюдения за состоянием земель мониторинги подразделяют на: · Базовые (исходные, фиксирующие состояние объектов наблюдений на момент начала ведения мониторинга земель); · Периодические (проводимые через один год и более, т.е. с определенными интервалами); · Оперативные (проводимые непрерывно); · Ретроспективные (исторический анализ предшествующих наблюдений). Ввиду существенных зональных различий земель в Российской Федерации (равнинные и горные территории), многообразия способов их использования, широкого развития негативных процессов и явлений (эрозия, дефляция, заболачивание, солонцовость, деградация пастбищ, техногенное загрязнение и др.), которые часто вызывают необратимые изменения количественного и качественного состава земельных ресурсов и создают критическую экологическую ситуацию, весьма актуальна организация постоянно действующей сети государственного мониторинга земель. В настоящее время имеются крайне необходимые для проведения этих работ материалы и документы и, прежде всего, почвенные, геоботанические, геологические, геоморфологические, ландшафтные и др. тематические карты России, а также серии карт основных показателей экологического состояния почв, негативных процессов и явлений, характерных для земельных ресурсов страны, и на некоторые территории - результаты оценки их динамики во времени и пространстве. В окончательном виде система государственного мониторинга земель Российской Федерации должна включать следующие разделы: 1. Концепцию ведения государственного мониторинга земель как информационной базы их рационального использования и защиты от прямых потерь, деградации и загрязнения.
2. Ландшафтно-экологическое (природно-хозяйственное) районирование земельных ресурсов как научной основы для размещения сети государственного мониторинга земель. 3. Научно обоснованную и экономически целесообразную схему полигонов государственного мониторинга земель. 4. Нормативно-техническую базу системы ведения наблюдений за состоянием земель с отражением принципов размещения и режима работы наблюдательного комплекса. В результате осуществления мониторинга земель собирают оперативную информацию о негативных изменениях, происходящих в земельном фонде и его отдельных категориях, что является основой для ведения земельного кадастра, оценки эколого-экономической ущербов (рисков), планировании природоохранных мероприятий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|