Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическое обеспечение эффективности учебной деятельности обучаемого (решение проблем нуждающегося путем устранения психологических трудностей)

1. Исключить потери за счет внедрения теории поэтапного формирования умственных действий (учебно-тренировочных карт и задач).

2. Расширить возможности усвоения и запоминания за счет включения в учебную деятельность непроизвольной памяти, особенно на 1 и 2 этапах.

3. Обеспечить в процессе усвоения знаний включение всех элементов деятельности одновременно и параллельно (1,2,3 этапов).

4. Устранить разрыв между процессом усвоения знаний и практическим их применением.

5. Поднять уровень мотивации при усвоении учебного материала за счет одновременного его практического применения.

6. Обеспечить индивидуальный подход к каждому обучаемому в процессе усвоения знаний и исключить «фронтальный» подход при их изложении.

7. Обеспечить реальную обратную связь (контроль за качеством усвоения) обучающего с обучаемым на всех этапах усвоения суммы знаний.

 

Закономерности составления учебнотренировочных карт (УТК):

1. Наиболее полно или абсолютно полно развернуть содержание деятельности, которой предстоит овладеть профессионалу, т.е. осуществить построение «ствола» знаний.

2. Алгоритмизировать представленную сумму знаний о деятельности специалиста, логически их изложить, дать возможные варианты решений на каждом этапе усвоения «ствола» знаний.

3. Представить систему условий правильного выполнения действий (безошибочно составленные схемы ориентировочной основы действия - УТК). При этом ошибки необходимо исключить, а если они случайно сохранятся, то должны быть легко устранимы.

4. К каждому узлу знаний подбираются вопросы. По степени обобщенности они позволяют дать ответы с использованием любого блока знаний, но с разной степенью полноты. Задача обучаемого, таким образом, состоит в том, чтобы осознанно выбрать наиболее адекватный ответ из предложенных вариантов.

5. Выбранный вариант ответа должен перекрывать всё смысловое поле вопроса.

6. По мере внимательного продвижения по «стволу» знаний, перебирая все варианты ответов и выбирая наиболее правильный, обучаемый непроизвольно фиксирует внимание на узловых компонентах овладеваемой деятельности. Благодаря этому у него активно включается непроизвольная память. Эти действия эффективно запоминаются обучаемыми.

7. Управление формированием умственных действий у обучаемого в процессе решения им необходимого набора ситуативных задач от начала и до конца обеспечивается за счет сочетания индивидуальной деятельности каждого слушателя и коллективной рефлексии при решении каждой задачи. При этом каждый обучаемый получает возможность оценить правильность своих выборов вариантов движения по «стволу» знаний (по УТК), непроизвольно и осознанно усваивает и запоминает всю совокупность умственных действий.

Закономерности составления блока задач, решение которых призвано обеспечить эффективное овладение специалистом необходимой профессиональной деятельностью:

а)Блок задач, построенный на реальных ситуациях профессиональной деятельности военного специалиста, должен быть составлен из расчета их оптимальной достаточности. В него необходимо включить такое их количество, которое позволило бы сумму знаний о конкретной профессиональной деятельности довести до практической реализации. Затем - до уровня автоматического использования знаний в профессиональной деятельности.

б)Блок задач профессиональной деятельности специалиста должен быть составлен таким образом, чтобы при решении каждой из них обучаемый мог фиксировать в своем сознании (соответственно, в памяти) все новые пласты знаний. При этом остальные блоки знаний, изложенные на УТК, сознательно оцениваются обучаемым как многочисленные варианты возможного решения конкретной задачи. Он последовательно их осмысливает и сравнивает с точки зрения значимости. Осмысленный перебор, сравнение, оценивание и выбор самого актуального для данной задачи блока знаний позволяют легко и быстро их усвоить и запомнить.

в)Задачи, предназначенные для решения с использованием УТК, следует составлять и подбирать на основе четырех важнейших принципов:

- Похоже. но не то.

- Похоже и то.

- Непохоже, но то.

- Непохоже и не то.

Таким образом, каждый из этих принципов должен найти отражение в таком количестве задач, которое явилось бы достаточным для того, чтобы свои знания обучаемый мог довести до уровня умений использовать их в практике профессиональной деятельности.

3. В ряду важнейших психологических условий обеспечения эффективности боевой подготовки можно выделить деятельность военных руководителей разного уровня нацеленную на достижение готовности военнослужащих к активным боевым действиям, устойчивости их психики к воздействию негативных факторов боя и в итоге - их профессиональной надежности. Психологическая готовность и устойчивость включают в себя следующие элементы:

мотивационный, отражающий устремленность воина на выполнение поставленной задачи;

эмоциональный, проявляющийся в его уверенности, в чувстве воодушевления и удовлетворения поставленной задачей;

волевой, выраженный в самообладании, самоконтроле и саморегуляции;

познавательный, характеризующий степень осознания и понимания боевой задачи;

интеллектуальный, показывающий умственную работоспособность, тип мышления;

операционный (моторный), объединяющий применяемые способы и приемы деятельности.

Уровень развития выше перечисленных элементов отражает надежность психики в сложных условиях боевой обстановки и соответственно обеспечивает выполнение боевых задач. Поэтому очень важно в ходе повседневной деятельности заблаговременно сформировать психологическую устойчивость воина в виде системы его психологических качеств, которые и определят его потенциальную возможность преодолевать трудности и успешно выполнять поставленные задачи.

Формирование профессиональной подготовленности и устойчивости осуществляется в процессе подготовки военнослужащих к бою (в ходе учебно-боевой деятельности). Основная цель этой деятельности заключается в изменении характера влияния возникающей в бою напряженности на функционирование психики и боевую активность воина от угнетающего до нейтрального и даже стимулирующего.

Организацию психологической подготовки см. по схеме № 2.

Общая психологическая подготовка может рассматриваться как психологическое обеспечение всех видов боевой учебы путем моделирования психогенных факторов реального боя. Оно осуществляется следующими способами:

Словесно-знаковыми - рассказ о предстоящих трудностях опасностях (в том числе смертельных).

Наглядными - показ в кинофильмах, на фотографиях и т.д. результатов применения огневых и других средств, способов преодоления заграждений.

Тренажерными.

Компьютерными.

Имитационными.

Боевыми - моделирование боевых факторов с использованием боевой техники и вооружения.

 Схема N 2


Общая психологическая подготовка Специальная психологическая подготовка
Моделирование психогенных факторов современного боя - управляющие воздействия со стороны руководителя; - управляющие самовоздействия.


Главная цель моделирования - создание психической напряженности в интересах формирования у военнослужащих умений и навыков эффективности действовать в условиях боя. Практика показывает, что целесообразно для этого использовать такие приемы:

создание условий внезапности, неопределенности, дефицита времени, высокого темпа действий или монотонности, дискомфорта, необходимости совмещать несколько видов деятельности одновременно и других психогенных факторов, требующих ответственности, решительности и риска при принятии решений;

продолжительное применение взрывов и грохота;

воздействие криками, воплями, стонами;

использование тошнотворных и других резких, неприятных запахов;

имитация поля боя путем размещения на нем муляжей трупов чучел, визуально похожих на солдат противника, разрушенных объектов, боевой техники и др.;

требование со стороны старших начальников действовать быстрее, постоянно докладывать об обстановке;

объявление тяжелых «потерь» и повышение нагрузок на оставшихся в строю;

проведение занятий в неблагоприятных погодных условиях;

продолжительные действия без сна;

совершение длительных маршей в сложных условиях;

отказы в действии оружия и приборов;

широкое применение инженерных заграждений;

действия в условиях плохой видимости и ночью.

Моделирование в боевой подготовке предусматривает ряд этапов: планирование, организация, контроль, анализ и коррекция. Все они обязательны и реальны для любого мероприятия (вида) боевой подготовки в соединении, части или подразделении. Но для этого необходимо постоянное и активное взаимодействие штаба и аппарата по воспитательной работе, всех заместителей командира, начальников родов войск и служб, командования подразделений. Так на этапе планирования конкретного занятия (например, тактических учений) специалистом-психологом осуществляется экспертиза, которая позволяет замерить количество включенных в его план психогенных факторов боя из общего числа их возможного набора. Такой подход дает возможность спрогнозировать уровень профессиональной и психологической подготовленности как отдельных воинов, так и экипажей, подразделений и т.д.

В ходе занятий штаб части совместно с офицерами воспитательных структур осуществляет контроль, анализ и коррекцию их организации и методики проведения. При этом психологический анализ позволяет установить динамику развития учебно-боевой ситуации и психических состояний каждого специалиста. Они фиксируются на специальных бланках. Затем с их помощью вскрываются причины трудностей и ошибок в профессиональной подготовке, несоответствия обстановке уровня психических состояний обучаемых, перенапряженности и срывов в их деятельности. Важно то, что в дальнейшем эти данные могут представлять собой методику психологического воздействия при подготовке воинов соответствующих специальностей. На этапе подведения итогов занятий специалисты психологического обеспечения готовят рекомендации командирам по повышению эффективности боевой учебы. Ими и должен заканчиваться доклад заместителя командира по воспитательной работе при анализе состояния боевой подготовки.

Теперь о специальной психологической подготовке. На схеме № 2 содержательная часть ее мероприятий представлена блоком «Управленческие воздействия и самовоздействие». Управленческими воздействиями могут быть: приказ, призыв, личный пример командиров и актива, доведение мотивирующей информации, убеждение, внушение, поощрение, принуждение, психофизические тренировки, гипноз, отвлечение внимания от неблагоприятных факторов, психо-коррекционное общение, групповая психотерапия и т.д. Самовоздействие же может осуществляться при помощи самоубеждения, самовнушения, самопоощрения, самопринуждения, аутогенных приемов саморегуляции, самокоррекции, медитации, самогипноза. Учет содержания этого блока предполагает, что при планировании и организации любого вида боевой подготовки необходимо включать конкретные мероприятия по обучению командиров разнообразным методикам управления психическими состояниями воинов и воинских коллективов в трудных условиях учебно-боевой и боевой деятельности. Причем эти методики должны быть разделены по содержанию на те, которые позволяют управлять психическими состояниями извне, то есть со стороны руководителя, психологов и психологического актива, и обучающие самих воинов управлять своим состоянием.

На это в планах боевой подготовки и ее конкретных предметов должно быть предусмотрено необходимое время. А в ходе проведения таких занятий следует осуществлять контроль, помощь и коррекцию со стороны специалистов аппарата по воспитательной работе. Следовательно, им самим необходимо владеть большим разнообразием таких методик. В докладе же заместителя командира по воспитательной работе при анализе состояния боевой подготовки этот вид психологического обеспечения также должен находить отражение.

Для реализации данного подхода к организации боевой подготовки в части представляется целесообразным разработка специального Наставления по психологической подготовке военнослужащих. Требования такого Наставления должны быть согласованы с основными уставными обязанностями должностных лиц. Введение его в действие возможно осуществить отдельным приказом МО РФ. Возможный вариант Наставления по психологической подготовке предлагается нами ниже. (См. приложение N1).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...