Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политическое развитие России в 17 в.




· В плане политического развития XVII в. был временем становления самодержавного строя. Царская власть постепенно ослабляла и упраздняла ограничивавшие ее сословно-представительные органы.

· Земские соборы, к поддержке которых после Смуты первый обращался Михаил Романов, чуть ли не каждый год, при его преемнике Алексее перестают созываться (последний собор был созван в 1653 г.).

· Боярскую думу царская власть умело берет под свой контроль, вводя в нее думных дьяков и дворян (до 30% состава), безоговорочно поддерживавших царя.

· Доказательством возросшей силы царской власти и ослабления боярства явилась отмена в 1682 г. местничества.

· Укрепляется и разрастается приказная бюрократия, служившая опорой царю.

· Приказная система становится громоздкой и неуклюжей: к концу XVII в. существовало более 40 приказов, часть из них носила функциональный характер — Посольский, Поместный, Стрелецкий и пр., а часть территориальный — Сибирский, Казанский, Малороссийский и пр. Попытка контролировать это при помощи приказа Тайных дел не увенчалась успехом.

· На местах в XVII в. окончательно изживаются выборные органы управления.

· Вся власть переходит в руки к воеводам, назначаемым из центра и живущим кормлением за счет местного населения.

· Во второй половине XVII в. в России появляются полки нового строя, в которых служили за жалованье «охочие люди» — добровольцы. Тогда же на Волге был построен «Орел» — первый корабль, способный выдержать морское плавание.

 

12 Культура России в 17 веке
Симон (Пимен) Федорович Ушаков – талантливый художник и график, последний великий иконописец допетровской Руси, прочно соединивший древнерусскую художественную традицию с новым реалистичным направлением. Биография художника имеет немало пробелов, восстановить которые отчасти удалось по авторским надписям на иконах. Он родился в Москве в 1626 г., скорее всего, в семье посадских людей. В юном возрасте в совершенстве освоил сложное ремесло «знамения» (рисования) и в 1648 г. поступил на царскую службу в Серебряный приказ при Оружейной палате. Писал иконы и миниатюры, делал рисунки для знамен, монет и украшения оружия, чертил карты, планы, поновлял древнюю живопись в храмах, наблюдал за проведением различных художественных работ и вскоре стал именоваться не иначе как «золотых и серебряных дел знаменщик и иконописец». Усердно исполняя подобные работы, он завоевал большой авторитет при дворе Алексея Михайловича, которым и был возведен за выдающиеся заслуги в дворянское звание. В 1657 г. ему поручается поновить росписи одной из комнат кремлевского дворца, и с той поры уже ни один крупный заказ в Москве не обходится без Ушакова. В середине 60-х годов он достигает вершины славы и приобретает известность лучшего московского иконописца. В 1664 г. его особым указом переводят в Оружейную палату, где он организует собственную школу иконописцев и становится «жалованным царским изографом», а по сути – главным экспертом не только в области живописи, но и по всем вопросам, касающимся искусства. Его авторству приписывают фрески в Архангельском и Успенском соборах (1660), а также вЦарской (1657) и Грановитой (1668) палатах Кремля, иконы для церкви Троицы в Никитниках (1656–1657). Ранние работы Симона Ушакова до нас не дошли. Первой иконой, бесспорно принадлежавшей его кисти, является «Богоматерь Владимирская» (1652), авторская копия знаменитой иконы, доставленной когда-то на Русь из Византии. В настоящее время достоверно известны более 50 икон мастера, хотя многие из них искажены позднейшими записями и реставрациями. Среди относительно сохранившихся подписных работ Ушакова – «Троица» (1671, Русский музей), образы Спаса Нерукотворного (1658, 1673, 1677 и 1678, Русский музей и Третьяковская галерея), «Успение» (1663), «Богоматерь Владимирская» («Древо государства Московского», 1668), два образа преподобного Сергия Радонежского (1669–1670), «Благовещение» (1673). Последние пять находятся в Третьяковской галерее. В своем творчестве мастер активно использует приемы «фряжского» (западного) стиля, ищет новые формы, сообщая фигурам характерность и движение. С помощью многослойных «плавей», мельчайших мазков, обеспечивающих мягкий переход одного тона в другой, он добивается того, что лики на образах обретают светотеневую моделировку и глаза уже кажутся «живыми». Его интерьеры и пейзажи включают в себя элементы линейной перспективы. Иногда отдельные фрагменты или даже вся композиция целиком («Семь смертных грехов», 1665) заимствовуются с западных гравюр. Собственный взгляд на задачи иконописи Ушаков формулирует в теоретическом сочинении «Слово к люботщательному иконного писания» (ок. 1666), в котором он отстаивает принципы художественного правдоподобия, сравнивая живопись с зеркалом, и говорит о личной ответственности художника за свои работы

Скончался Симон Федорович Ушаков в Москве 25 июля 1686 г.

 

 

Вопрос 13.

Петр Первый (1672 — 1725) — русский царь, самостоятельно правил с 1689 по 1725 годы. Провел масштабную реформу всех областей жизни России.
Реформа государственного управления.Петр заменил приказы, не имевшие четких обязанностей, коллегиями, прообразом будущих министерств
-Коллегия иностранных дел,-Коллегия военная,-Коллегия морская,-Коллегия для торговых дел,-Коллегия юстиции.В марте 1711 года Петр создал Правительствующий сенат.
В январе 1722 года Петр издал «табель о рангах», насчитывающую 14 классных чинов от Государственного канцлера (первый ранг) до коллежского регистратора (четырнадцатый).
Церковная реформа Петра.Петр упразднил патриаршество — практически независимую от государства церковную организацию, и создал вместо неё Святейший Синод,все члены
которого назначались царем, чем ликвидировал автономию духовенства. Петр проводил политику веротерпимости, облегчив существование старообрядцев и разрешив
свободно исповедовать свою веру иностранцам.Административная реформа Петра.Россия была разделена на губернии, губернии делились на провинции, провинции — на уезды.
Губернии:Московская,Ингермандландская,Киевская,Смоленская,Азовская,Казанская,Архангелогородская,Сибирская,Рижская,Астраханская,Нижегородская.Военная реформа Петра
Петр заменил иррегулярное стрелецкое войско и дворянское ополчение постоянной регулярной армией, комплектовавшейся рекрутами, набиравшимися по одному с каждого из 20
крестьянских или мещанских дворов в великорусских губерниях. Построил мощный военный флот, сам написал воинский устав, приняв за основу шведский.Экономическая реформа.
Были созданы фабрики, ориентированные на производство стекольной продукции, пороха, бумаги, парусины, полотна, сукна, красок, канатов, даже шляп, организована
металлургическая, лесопильная, кожевенная промышленность.Для того, чтобы изделия русских мастеров были конкурентноспособны на рынке,введены высокие таможенные пошлины
на европейские товары.Петр широко пользовался выдачей кредитов для создания новых мануфактур, торговых компаний.К концу царствования Петра Россия имела 233 завода, в
том числе более 90 крупных мануфактур, построенных в течение его царствования.Реформа в области образования.В годы его правления были организованы в Москве и Петербурге
школа математических и навигационных наук,артиллерийская школа,инженерная школа,медицинская школа,морская академия,горные школы,Цифирные школы для «детей всякого чина»
Гарнизонные школы для детей солдат,Духовные школы,Академия наук (открылась через несколько месяцев после смерти императора).Реформы в обл.культуры.Издание первой в
России газеты «Санкт-Петербургские ведомости»,Запрет на ношение боярами бород,Учреждение 1 русского музея — Кунскамеры,Требование к дворянству носит европейское платье
Создание ассамблей, где дворяне должны были появляться вместе с женами,Создание новых типографий и перевод на русский многих европейских книг.
Итогом реформ Петра Первого стало превращение отсталой и малозначимой в европейских делах Московии в крупнейшую и авторитетнейшую мировую империю Россию.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...