Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

К. Е. 7 лет 8 мес 1-й класс общеобразовательной школы.

Нейропсихологическое обследование

 

Анамнез: со слов матери беременность и роды протекали нормально. Ребенок от 0 до 1 года и дальше развивался нормально, но задерживалось развитие речи: до 3-х лет говорил слова, а в 3 года заговорил фразами.

Проблема: уточнение диагноза ЗПР

На ЭЭГ отмечается легкая заинтересованность височных, центральных и теменных областей то слева, то справа - неустойчивость ЭЭГ - показателей. Дисфункция срединных и подкорковых структур.

Логопед отмечает нарушения устной речи, чтения, письма.

 

При нейропсихологическом обследовании обнаруживается неоднозначная картина состояния ВПФ и в целом психической деятельности мальчика. Имеются как сильные, так и слабые стороны развития психики ребенка.

Мальчик хорошо вступает в контакт, спокоен, усидчив. Поведение в целом в течении длительного времени адекватное К своим ошибкам в целом критичен.

Эмоционально-волевая сфера. Эмоции несколько уплощены, активность на произвольные формы деятельности снижена. Организация активности и произвольной деятельности дает хорошие результаты.

Внимание сформировано; концентрация и распределение внимания в целом в пределах возрастной нормы.

Легко вступает в диалог, правильно отвечает и задает вопросы, правильно строит предложения. Из диалога видно, что Ефим ориентируется в конкретном месте и знает цель прихода на обследование: "Подлечиться. у меня плохое чтение, и многое плохо: письмо, математика". Однако, общая ориентировка в месте и времени не устойчивая: не знает порядок месяцев, при этом правильно отвечает на сложные по грамматической конструкции и по содержанию вопросы: какое время года будет после весны, что бывает перед весной, после зимы и т.д. Адекватен в поведении, есть чувство дистанции, организован, внимателен Проявляет интерес к занятиям.

При экспериментальном нейропсихологическом обследовании выявлена следующая картина состояния психической сферы у мальчика.

В двигательной сфере обнаружено нарушение реципрокной координации: сначала выполнение движения нормальное, затем наступают сбои, в конце Ефим отказывается от выполнения, при стимуляции продолжает действие, но снова выступает дискоординация. В праксисе позы единичные замены позы по зеркальному типу с самостоятельной коррекцией. Динамический праксис и проба Хэда – без нарушений.

Гнозис. Все виды гнозиса – акустический, пространственный, зрительно-предметный,.кожно-кинетический – без нарушений. Он выполняет все простые и сложные задания на пространственный гнозис (пробы Попельрейтера, выбор фигур и др.) однако груба нарушена ориентировка в пространственном расположении стрелок на часах.

Конструктивный праксис без нарушений: инструкцию выполняет сразу, выполнение произвольное, действует внимательно, сверяет свои фигуры с заданной.

Акустический гнозис сформирован и устойчив. Фонематический слух, понимание и повторение слов, начинающихся с оппозиционных фонем, восприятие неречевых звуков также сформировано. Нет нарушений в стереогнозе. Зрительное предметное восприятие сохранно. Что обнаруживается как в простых, так и в сенсибилизированных пробах.

Мнестические процессы. Слухоречевая память снижена. В пробах «2 пары по 3 слова» обнаруживается проактивное и ретроактивное торможение: сокращение слов в ряду, контаминации слов из двух рядов, однако все с последующей коррекцией. На уровне предложений и текстов тормозимость следов не проявляется. Мальчик хорошо усваивает 1-е и 2-е предложения (а 1-ый и 2-ой тексты) и возвращается от второго к первому без ошибок.

Однако в пробе запоминание «10 слов» обнаружено резкое затруднение. Мальчик повторив 3 раза по 3, 4 слова, отказался от дальнейшей работы. Однако при задаче «не запоминать слова, а просто повторить», Ефим повторяет до 7 и больше слов, что говорит о нарушении не вербальной памяти, а деятельности по запоминанию. Помощь принимает, что говорит о наличии «зоны ближайшего развития».

Отсроченная память в приделах нормы. Мальчик через 3-5 минут правильно и тройки слов и предложения и тексты.

Общая память также в приделах возрастной нормы. Задание (в конце обследования) вспомнить, что мы делали, мальчик выполнил без ошибок.

Зрительно-предметная память хорошо сформирована и устойчива. Ефим запоминал по 7-8 предметных картинок, их последовательность и находил их среди 20 других картинок. Отлично выполнил конфликтные пробы, когда стимул и дистракторы были то фоном, то предметом действия, то дистракторами. К этому виду работы был проявлен высокий интерес, повысился эмоциональный фон.

Речь. Автоматизированная речь: сохранен счет до 1, отсчет от 10 до 1, однако не усвоена последовательность месяцев. Повторение звуков, слов, пар и троек слов без нарушений.

Спонтанная речь в пределах низшей возрастной нормы: мальчик говорит фразами, но преимущественно простыми, неразвернутыми. В речи есть элементы спотыкания, особенно на словах со стечением согласных, хотя при повторении сложных слов (стол, стул, полковник и др.)трудности не возникают. Все функции речи в пределах низшего уровня возрастной нормы – коммуникативная, номинативная, функция обобщения. Понимание устной и письменной речи - полное.

Чтение отстает от возрастной нормы: замедленное, трудности возникают при стечении согласных. При повторном прочтении текстов чтение протекает быстрее и без ошибок. Антиципации в чтении и тенденция к по слоговому чтению исчезают при снятии повышенной произвольности процесса чтения, эмоционального и физического напряжения, а также путем введения чтения в другой вид деятельности.

Интеллектуальная деятельность. Все пробы на вербально логическое мышление (пересказ рассказа, вычленение марали, перенос действий животных на людей и др.) в пределах возрастной нормы.

Понимание значений слов, смысла, метафор доступно. Мальчик понимает значения слов ряда низкочастотных слов – космос, пространство, воздух, кислород. Делает попытки определения содержания этих и других слов

Предметно-образное мышление (пересказ сюжетных картин, серий сюжетных картинок, раскладывание серий последовательных картинок, «4-й лишний») – без нарушений.

Заключение

На фоне возрастного нормального состояния многих психических процессов – воспитание всех модальностей, общей и зрительно предметной памяти, вербальной и не вербальной интеллектуальной деятельности, внимания адекватности поведения и др. – обнаруживается следующая группа симптомов нарушения:

1) В двигательной сфере – реципрокная координация, единичные ошибки в праксисе позы зеркального типа;

2) В пространственном гнозисе только один изолированный симптом – непонимание времени на часах;

3) В мнестических процессах – нарушение только слухоречевой памяти на уровне слов (на уровне предложений и текстов – не нарушено);

4) Отстает развитие речи - находится на низшей границе возрастного этапа;

5) Снижение эмоционально-волевой сферы – эмоции уплощены, снижены активность и произвольные формы деятельности.

 

Все это может свидетельствовать о заинтересованности (дисфункции) стволовых структур мозга, а так же лобно-височных корковых зон мозга. Мальчик обучаем. Принимает помощь

Диагноз ЗПР под большим вопросом. Можно говорить либо о слабой ее форме, которая преодолевается обучением только в общеобразовательной школе, либо о ее отсутствии. Настораживает лишь уплощение эмоций и снижение активности, которые преодолеваются в процессе занятий.

Мальчик должен обучаться в общеобразовательной школе. Однако он нуждается в особом к себе внимании учителя (сидеть на 1-2 парте, организация деятельности без прессинга).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...