Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическая характеристика и рекомендации

Интеллектуальные способности, влияющие на обучение. Навык чтения. Единицей восприятия текста является целое предложение, смысл которого ребенок схватывает сразу. Читает обычно много и с удовольствием, пониманию доступны любые тексты. На данном уровне развития могут возникать стилистические ошибки при письме, в остальном оно может быть вполне грамотным.

Самостоятельность мышления. При выполнении заданий ребенок нуждается в предварительных инструкциях, хотя и не абсолютно беспомощен. Если не дан четкий алгоритм, ребенок будет сначала пытаться самостоятельно найти способ решения, но чаще старается припоминать подобные задания, а не идти путем логических рассуждений. Если ни один из способов не подходит, ребенок все равно использует какой-то из них и выполняет работу неправильно. Если есть образец, с которым можно сравнить, то видя несоответствие, ребенок не решает задачу самостоятельно, а обращается за помощью к взрослому. Сам оценить результаты своей деятельности не может, то задание в итоге выполняется неверно, а ребенок будет уверен, что он все сделал правильно.

Ребенок активно осваивает окружающий мир, у него складывается «практический интеллект», т.е. способность овладевать разнообразной информацией, которая не поддается систематизации. Обычно любит читать энциклопедии, справочную и научно-популярную литературу, обсуждать со взрослыми различные проблемы окружающей жизни. У него может быть больше сведений по разным темам, чем содержится в учебниках и требуется по школьной программе, даже гимназической.

Понятийное интуитивное мышление – хороший уровень, что означает, что понятийное мышление начало выделяться из образного, но при этом важно в дальнейшем придерживаться стратегии осмысленного запоминания учебного материала, а не только буквального его заучивания. В случае опоры только на хорошую природную память, возможна деградация понятийного мышления. Понятийное логическое мышление также развито хорошо, т.е.ребенок читая и слушая следит за логикой изложения, способен выделить внутреннюю структуру текста, расставить смысловые акценты. Ребенок с удовольствием осваивает применение опорных таблиц, схем. На обобщающих занятиях важно ребенка учить осмысливать и систематизировать материал, выделять его внутреннюю сквозную логику. Данный уровень развития может частично компенсировать недостатки в развитии абстрактного мышления (слабый уровень), обеспечивая хорошую успеваемость не только по естественным наукам, но и по математике до 7-9 класса, но не дальше. Ребенок затрудняется решать задачи «с прикидкой», выделяя алгоритм и оценивая порядок численного результата, и задачи «в общем виде», когда условие дано не в числовом, а в буквенном (символьном) варианте (в общеобразовательных программах этого не требуется). Так как результаты понятийного и визуального мышления хорошие, то нужно обязательно заниматься развитием абстрактного мышления, а значит усиленно заняться математикой. При пренебрежительном отношении к математике резко ограничатся возможности ребенка в будущем, в том числе возможность овладеть несколькими языками (об этом говорит и средний уровень развития понятийной категоризации). Первые проблемы начнутся при изучении умножения и деления чисел на дробь, особенно в задачах, проценты, действия с отрицательными числами и т.п.

Образный синтез является одной из основных операций системного мышления, практического интеллекта. Мышление ребенка в данном направлении также развивается в нужном направлении. Дальнейшая его судьба будет зависеть от развития поянтийного мышления.

Визуальное мышление. Ребенок без затруднений пользуется вспомогательным графическим материалом, может сознательно прибегать к рисункам, чтобы лучше разобраться с информацией. Если он испытывает трудности при анализе каких-либо схематичных изображений, то причина не в слабости визуального мышления, а в незнании самого материала. Может быстро научиться «читать» схемы и чертежи, таблицы, тем более, что они способствуют лучшему усвоению материала. Тем не менее необходим опыт самостоятельного перевода вербальной информации в табличную форму. Этому ребенок может научиться при обобщении материала в будущем по истории, биологии и географии. Благодаря хорошему развитию комбинаторного визуального мышления может компенсироваться неразвитость абстрактного мышления, обеспечивая хорошую успеваемость по математике, но в тоже время усиленные занятия по математике могут и тормозить развитие понятийного мышления в целом.

Слабый уровень развития пространственного мышления говорит о доминировании образного восприятия над аналитически-структурным. Без специальных занятий данный вид мышления не разовьется, а значит, вновь прогнозируются проблемы при изучении физики, геометрии и тригонометрии, в особенности - черчении. Рекомендуются самостоятельное освоение игр «Кубики Коса», «Уникуб», «Кубики для всех» (Б.П. Никитин), более сложные игры-конструкторы и компьютерные игры типа «Тетрис» или посещение занятий «Я-конструктор» и «Творческая среда» в ОЦ «Перспектива».

Логическая оперативная память – средний уровень, т.е. процесс преобразования памяти начался, но ее связь с мышлением еще полностью не установилась. Главное не усиливать нагрузку на «простое», механическое запоминание.

Уровень внимательности и скорости обработки информации – в норме. Ребенок может работать внимательно и успевать все выполнять в том темпе, как идут обычные уроки. Если встречаются ошибки у ребенка, то это не невнимательность, а незнание или непонимание материала. Если не успевает сделать задание, то это не медлительность, а неполнота знаний или непонимание предмета.

Уровень дивергентного мышления (разнонаправленного, творческого) – высокий. Ребенок сразу видит не один, а несколько возможных подходов к решению любой проблемы или конкретной задачки. Работа заключается обычно в оценке и выборе лучшего (удобного, короткого, «красивого» и т.д.) варианта решения. У ребенка постоянно работает внутренняя установка на продуцирование принципиально новых подходов, на поиск «интересных», нестандартных вариантов решений. Он интуитивно отмечает и сохраняет во внутреннем опыте все, что может быть нетривиально использовано в дальнейшем, даже если сейчас оно не находит применения.

Отношение к школе. Со школой связывает хорошие ожидания, особенно с предметами русский язык и ИЗО. Высокий уровень притязаний по предмету окружающий мир. Испытывает потребность в похвале, хочет быть лучше других по данному предмету, стремится получать только «5». Испытывает эмоциональный дискомфорт на переменах, а так же на уроках английского языка. Негативное отношение к математике. Данный предмет не учит, а если заставляют, то «просматривает», не вникая в содержание. Уроки математики с удовольствием пропускает, а если присутствует, то занимается своими делами и не вникает в объяснения учителя.

Личностные особенности, влияющие на обучение. Исполнительность. Ребенок еще нуждается во внешнем контроле, т.к. не всегда бывает исполнительным. Он в целом настроен делать все, что от него требуют старшие, но не всегда об этом помнит. Если спокойно последовательно помогать ему выполнять все школьные дела и домашние обязанности, то полноценное ответственное поведение постепенно сформируется. Волевой самоконтроль. Ребенок может иногда заблаговременно подготовиться к какой-то работе, что-то без напоминаний доделать до конца, но это еще не стало образом его жизни. Если родители будут помогать ему, придерживаться определенного распорядка дня, заранее продумывать, планировать все, что ему надо сделать, то у него сформируются необходимые навыки самоконтроля. Активность. Ребенок активный, деятельный, экспериментирующий, не любит сидеть без дела, всегда чем-то занят, что-то пробует. Не следует пытаться ограничивать его активность, надо найти для нее «безопасное» направление. Лучше поощрять расширение сферы его интересов, параллельные занятия в нескольких кружках или секциях, разрешат менять кружки, если ему что-то не понравилось и у него появились другие интересы. Такие дети доставляют немало хлопот, но если они находят свое призвание, то благодаря своей энергии многого достигают в жизни.

Самокритичность. Ребенок уже иногда задумывается о себе и может адекватно оценивать свои действия. Однако отношение к себе пока сохраняется целостное и несколько «улучшенное». Независимость, самостоятельность. Ребенок самостоятельный и независимый, готов сам принимать решения не только в обыденных ситуациях. На все имеет свое мнение, претендует на лидерство. Если пытаться управлять и помыкать им, то он может начать агрессивно защищаться. С ним можно договариваться, хотя это и не просто. Он готов к равноправной дискуссии, поддается убеждению.

Тревожность. Имеется адекватная реакция мобилизационной готовности в неопределенных и меняющихся ситуациях, хорошая адаптивность и гибкость поведения. Эмоциональность. Средний («нормальный») уровень. Активность в общении. Легко адаптируется в новых условиях, знакомится с новыми детьми. Может общаться и со взрослыми, не испытывая перед ними робости. Естественен, не принужден в общении. Контактирует с различными микрогруппами в классе. Потребность в общении. Ребенок нуждается в общении. Плохо переносит одиночество. Глубоко переживает ссоры с друзьями. Психическое напряжение. Ребенок эмоционально включается в любую деятельность, проявляет заинтересованность. Имеет место мотивация достижений. Отличается хорошей работоспособностью.

 

Психолог,

кандидат психологических наук, доцент Сумарокова Оксана Вячеславовна

 

Тел. 50-84-65

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...