Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дополнительные упражнения для языка

Ю.Б. Жихарева-Норкина

Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми

ПОСОБИЕ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ И РОДИТЕЛЕЙ

В ДЕВЯТИ ВЫПУСКАХ

ВЫПУСК 5 ЗВУКИ С-СЬ


УДК 376.1-058.264

ББК 74.37 Ж75

Жихарева-Норкина Ю.Б.

Ж75 Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми: пособие для логопедов и ро-

дителей: в 9 вып.: вып. 5. Звуки С—СЬ /Ю.Б. Жихарева-Норкина. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 128 с.: ил. — (Коррекционная педагогика).

ISBN 5-691-00880-3.

ISBN 5-691-01363-7(Вып. 5).

Агентство С1РРГБ.

Пособие содержит занимательные игровые задания для детей дошкольного и младшего школь­ного возраста, способствующие формированию правильного звукопроизношения, обогащению сло­варного запаса, развитию графических навыков. Издание состоит из 9 выпусков, каждый из которых предназначен для работы над определенным звуком (группой звуков) русского языка.

Данный выпуск посвящен звукам ССЬ.

Пособие адресовано логопедам и родителям.

УДК 376.1-058.264

ББК 74.37

© Жихарева-НоркинаЮ.Б., 2004

© ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004

© Серия «Коррекционная педагогика» и серийное оформление. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004

© Художественное оформление. ООО «Гуманитарный издатель-
ISBN 5-691-00880-3 ский центр ВЛАДОС», 2004

© Макет. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС»,
ISBN 5-691-01363-7(Вып.5) 2004

Учебное издание Жихарева-Норкина Юлия Борисовна

ДОМАШНЯЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ

Пособие для логопедов и родителей В 9 выпусках

Выпуск 5 Звуки С— СЬ

Зав. редакцией В.Н. Павлова; редактор О.Л. Заржецкал;

зав. художественной редакцией ИЛ. Пшеничников; художник обложки M.JI. Уранова; художник Е.В. Галъдяева; компьютерная верстка Е.В. Голоскова; корректор Л.И. Трифонова

Отпечатано с диапозитивов, изготовленных ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС».

Лицензия ИД № 03185 от 10.11.2000.

Санитарно-эпидемиологическое заключение

№ 77.99.02.953.Д.005490.08.04 от 26.08.2004.

Сдано в набор 17.09.03. Подписано в печать 20.08.04.

Формат 60*90/8. Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 16,0.

Тираж 10 000 экз. (1-й завод 1-5 000 экз.).

Заказ № 3846.

Гуманитарный издательский центр БЛАДОС.

119571, Москва, просп. Вернадского, 88,

Московский педагогический государственный университет.

Тел. 437-11-11, 437-25-52, 437-99-98: тел./факс 735-66-25.

E-mail: [email protected]

http://www.vlados.ru

ГУП РК "Республиканская типография им. П. Ф. Анохина", 185005, г. Петрозаводск, ул. Правды, 4


Предисловие


УВАЖАЕМЫЕ ВЗРОСЛЫЕ!


В ваших руках одна из тетрадей ком­плекта пособий по закреплению произно­шения звуков, поставленных логопедом. Комплект состоит из 9 тетрадей:

1.Домашняя тетрадь для закрепления звука л.

2.Домашняя тетрадь для закрепления звука ль.

3.Домашняя тетрадь для закрепления звука р.

4.Домашняя тетрадь для закрепления звука рь.

5.Домашняя тетрадь для закрепления звуков с — съ.

6.Домашняя тетрадь для закрепления звуков ззь, ц.

7. Домашняя тетрадь для закрепления звуков ш, ж.

8.Домашняя тетрадь для закрепления звуков ч, щ.

9.Домашняя тетрадь для закрепления звуков тть, ддъ.

В этих тетрадях представлен большой речевой материал для занятий по авто­матизации звуков, который подобран на основе дидактических принципов доступности, последовательности и наглядности. Он может быть использован в работе с детьми в возрасте от 4,5 до 8 лет, как обученными грамоте, так и не умею­щими читать, с различными речевыми нарушениями и задержкой психическо­го развития. Сюда же вошли упражнения для развития органов артикуляционного аппарата (губы, язык, нижняя челюсть) и мелкой моторики (кисти и пальцы рук).

Большое внимание уделяется разви­тию связной речи: умению составлять предложения, пересказывать, составлять рассказы, закреплению представлений об окружающем мире и развитию граммати­чески правильной речи.

Тетрадь снабжена иллюстративным материалом, который способствует реше­нию коррекционных задач:

—совершенствование мелких движе­ний пальцев рук;

—подготовка руки к письму;

—улучшение зрительного внимания и памяти;

—развитие пространственной ориен­тировки;

—закрепление знаний об окружаю­щем;

—совершенствование грамматической стороны речи.


КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПОСОБИЕМ


Книга предназначена для логопедов, а также родителей, чьи дети занимаются с логопедом. В ней редставлен обширный речевой материал по автоматизации зву­ков с, сь, и дифференциации звуков с— ш, сьщ: это специально подобранные сло­говые упражнения, слова, предложения, чистоговорки, потешки, стихи, рассказы. Кроме того, в пособие включены задания, побуждающие ребенка к самостоятельному говорению (а не повторению за взрослым). Большое количество картинок не только заинтересует ребенка, поможет ему в ов­ладении устным материалом, но и подгото­вит его руку к письму, разовьет внимание, навыки пространственной ориентировки.

В эту тетрадь вошли занятия по ав­томатизации звуков с, сь и занятия, посвященные дифференциации звуков с — ш, сьщ, а также стихотворения для заучивания наизусть, тексты, за­дания на самостоятельное составление рассказов по опорным словам и комплексы артикуляционной и пальчиковой гимнастики.

Сначала рекомендуется просмотреть и затем проработать с ребенком комп­лексы упражнений артикуляционной и пальчиковой гимнастики. Упражнения пальчиковой гимнастики полезны всем детям, особенно тем, у кого нарушена мелкая моторика. Эти упражнения лучше включать в середину занятий.

После того как звук будет поставлен, работу по его автоматизации можно начи­нать с первого занятия или с третьего (в зависимости от методики).

Дети, не умеющие читать, выполняют задания устно.

Не надо стремиться выполнить все упражнения данного занятия за один раз. Разумнее распределить материал на несколько частей и работать над ним постепенно. После 10-11 занятий можно читать и пересказывать тексты, учить стихотворения.


ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ


Для большей эффективности занятий необходимо создать для их участников благоприятные условия. Во-первых, под­готовьте ребенка психологически к бу­дущей деятельности. Он должен понять, что надо говорить правильно и этому надо учиться. Настройте его на долгую, труд­ную, но интересную работу. Во-первых, приготовьте место для занятий: небольшой стол, два стула одинаковой высоты. Для выполнения упражнений для языка и пос­ледующей отработки звуков понадобится зеркало. Оно должно быть такого размера, чтобы ребенок мог видеть в нем свое лицо. Будет еще лучше, если вы сядете вдвоем перед большим зеркалом.

Желательно проводить занятия систе­матически, не менее трех раз в неделю. Длительность одного занятия не долж­на превышать 30 мин. Вот возможный план такого занятия: артикуляционная гимнастика — 5-7 мин, отработка звука (постановка, работа над речевым мате­риалом) — 10 мин, пальчиковая гим­настика — 5-7 мин, отдых — 2-3 мин, продолжение отработки звука (раскра­шивание) — 7-15 мин. Эта схема лучше всего подходит для 5-6-летних детей. Если же занимается 4-летний малыш: или ребенок с ослабленной нервной системой, занятие можно сократить до 15-20 мин.

Есть несколько правил поведения взрослых и детей на занятии:

—не приступать к занятию в дурном настроении: нельзя показывать ребенку
свое нежелание заниматься;

—если у ребенка что-то не получается, не кричите на него, не настаивайте на вы­
полнении, а договоритесь о том, когда он попытается выполнить задание еще раз;

—не бросайте начатое; если не получа­ется какое-то задание, возьмитесь за другое,
а к первому обязательно вернитесь позже: нельзя оставлять ребенка с чувством, что
можно что-то не доделать.

Кроме того, необходимо учитывать некоторые особенности проведения отде­льных видов работы. На начальном этапе важно подготовить язык для постановки звуков. Поэтому основное внимание уде­ляется артикуляционной гимнастике. Выполнение ее может занять 10-15 мин. Ребенок должен хорошо освоить основной комплекс упражнений. Если при этом воз­никают большие трудности, то использу­ются дополнительные артикуляционные упражнения, способствующие повыше­нию активности органов артикуляцион­ного аппарата. Гимнастику следует про­водить каждый день, добиваясь четкого, правильного выполнения заданий.

Каждое упражнение отрабатывается в определенной последовательности: назы­вание и показ упражнения взрослым, вы­полнение его ребенком, разбор взрослым ошибок, повторное выполнение. Сначала движения могут быть скованными, неко­ординированными, но потом приходят свобода и точность выполнения. Как правило, такой тренировке органов речи отводят 1-2 недели, затем приступают к постановке звука.

На этапе постановки звука, соче­тающейся с дальнейшим развитием артикуляционной моторики, нагрузка ребенка возрастает. Малыш быстрее ус­тает, поэтому через каждые 7-10 мин необходимо давать ему время для отды­ха, переключая на другие виды работы (игра с пальчиками, физкультминутка продолжительностью 2-3 мин).

Далее следует этап автоматизации зву­ка в слогах, словах, предложениях, стихах и связной речи. Данная работа осуществля­ется постепенно, от простого к сложному. Именно так должна строиться отработка звука. Не забывая тренировать язык с по­мощью артикуляционных упражнений, проходят весь речевой материал.

Завершающим этапом работы над звуком является дифференциация его с другими звуками, с которыми ребенок его смешивает. Артикуляционные упраж­нения прекращаются и начинаются уп­ражнения на развитие фонематического слуха и дикции.


Артикуляционная гимнастика


ОСНОВНОЙ КОМПЛЕКС


1.«Заборчик» — широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с.

2. «Слоник» — вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты). Удерживать
5-7 с.

3. Чередовать «заборчик» и «слоник».
Нижняя часть не двигается, двигаются только губы. Повторить 5-6 раз.

4. «Непослушный язычок» — широ­кий плоский кончик языка пошлепать
губами, произнося «пя-пя-пя». Повторить 3 раза.

5. «Блинчик на тарелочке» — широкий плоский кончик языка положить на нижнюю губу, сказав один раз «пя» («испекли блинчик и положили его остывать на таре­лочку»). Язык не должен двигаться. Рот чуть-чуть приоткрыт. Удерживать такое положение 3-10 с. Повторить 2-3 раза.

6. «Чистим зубы» — открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем
кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние,
потом верхние). Кончик языка должен на­ходиться за зубами. Губы улыбаются все
время, нижняя челюсть неподвижна. Пов­торить 5-6 движений в каждую сторону.

7. «Больной пальчик» — положить широкий плоский кончик языка между
губами (т. е. губы слегка придерживают кончик языка) и подуть на палец. Воздух
должен идти по языку через маленькую щель между языком и верхней губой.
Сделать глубокий вдох и долгий плавный выдох. Щеки не надуваются. Повторить
2-3 раза.

8. «Задуй свечку!» — положение язы­ка и губ, как в предыдущем упражнении.
Резко подуть на два пальчика («свечку»). Делать один глубокий вдох и2-3 резких
сильных выдоха. Щеки не надуваются. Повторить 3-4 раза.

9. «Горка» — широко открыть рот, улыбнуться, показать зубы. Кончиком языка упереться в нижние зубы. Спинка языка поднимается вверх. Язык твердый,
не «вываливается» за зубы. Удерживать так 5-10 с. Повторить 2-3 раза.

10. «Ледяная горка» — сделать «гор­ку» и указательным пальчиком ребенка
надавить на «горку». Язык должен быть твердым и сопротивляться давлению
пальца, не отодвигаться от нижних зубов. Удерживать 3-7 с. Повторить 3-4 раза.

11. «Горка закрывается-открыва­ется» — сделать «горку», а потом, не
убирая язык от нижних зубов, сжать зубы (губы — в улыбке, зубы видны),
затем открыть рот снова (язык все время упирается в нижние зубы). Повторить
движение 5-6 раз.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

12. «Часики» — приоткрыть рот, вы­сунуть язык и двигать им влево-вправо,
от одного угла рта до другого. Повторить движения 5-6 раз в каждую сторону.

13. «Качели» — широко открыть рот, высунуть язык и двигать им вверх-вниз.
Нижняя челюсть не двигается, зубы не прикусывают язык. Повторить движения
5-6 раз в каждую сторону.

14. «Шоколадка» — приоткрыть рот и облизать губы по часовой и против
часовой стрелки. Повторить 2-3 раза в каждую сторону.

15. «Конфетка» — упереться кон­чиком языка в щеку (губы сомкнуты, а
зубы раздвинуты) — «спрятали конфетку за щеку», нажать несильно пальцем на
щеку и язык (язык сопротивляется нажа­тию) — «конфетка твердая!» Повторить
2-4 раза с каждой щекой.


Пальчиковая гимнастика


1. «Пальчики здороваются» — кон­чиком большого пальца правой руки касаться кончиков всех остальных пальцев поочередно. То же делать пальцами левой руки и обеих рук сразу.

2. «Руки здороваются» —пальцы пра­вой руки здороваются с пальцами левой.

3. «В кулачок — 1» — поочередно со­бирать в кулак пальцы руки, начиная с
большого. Делать правой, левой рукой и обеими руками.

4. «В кулачок — 2» — поочередно собирать в кулак пальцы, начиная с
мизинца. Делать правой, левой рукой и обеими руками.

5. «Из кулачка — 1» — собрать в кулак пальцы (большой палец наверху), а затем
поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца. Делать правой, левой
рукой и обеими руками.

6. «Из кулачка — 2» — собрать в ку­лак пальцы (большой палец — внутри
кулака), а затем поочередно выпрямлять их, начиная с мизинца. Делать правой,
левой рукой и обеими руками.

7. «Коза» — выпрямить указательный палец и мизинец, большой палец придер­живает согнутые средний и безымянный пальцы. Делать правой, левой рукой и
обеими руками.

8. «Зайчик» — выпрямить вверх ука­зательный и средний пальцы, а кончики
выпрямленных безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого
пальца.

9. «Зайчик играет на барабане» — сделать «зайчика», а потом постукивать
попеременно безымянным пальцем и ми­зинцем по большому пальцу, произнося:
«бум-бум». Делать правой, левой рукой и обеими руками.

10. «Кошка» — выпрямить вверх ука­зательный палец и мизинец, а кончики
выпрямленных среднего и безымянного пальцев соединить с кончиком большого
пальца. Делать правой, левой рукой и обеими руками.

11. «Кошка мяукает» — сделать «кош­ку», а потом разводить-сводить средний и безымянный с большим пальцем, про­износя: «мяу-мяу». Делать правой, левой рукой и обеими руками.

12. «Мышка» — сделать «кошку», указательный палец и мизинец сильно
согнуть, подведя их к среднему и безы­мянному пальцам. Делать правой, левой
рукой и обеими руками.

13. «Мышка пищит» — сделать «мыш­ку», а потом разводить-сводить средний и
безымянный пальцы с большим пальцем, произнося: «пи-пи». Делать правой, левой
рукой и обеими руками.

14. «Лошадь скачет» — вытянуть сред­ний палец, остальные пальцы «скачут» по
столу, цокать при этом языком.

15. «Собака бежит» — вытянуть сред­ний палец, остальные «бегут» по столу.

16. «Улитка» — положить ладонь на стол, поднять указательный и средний
пальцы («усики улитки»). Делать правой, левой рукой и обеими руками.

17. «Улитка ползет» — сделать «улит­ку» и медленно передвигать руку по столу,
не приподнимая большой и безымянный пальцы, мизинец. Делать правой, левой
рукой и обеими руками.

18. «Собака» — соединить указательный, средний и безымянный пальцы,
большой палец поднять вверх, мизинец опустить вниз (ладонь лежит на столе
ребром). Делать правой, левой рукой и обеими руками.

19. «Собака лает» — сделать «собаку» и двигать мизинцем вверх (до безымянного
пальца) — вниз, произнося: «гав-гав». Делать это правой, левой рукой и обеими
руками.

20. «Оса» — выпрямить указатель­ный палец (остальные пальцы придер­живает большой палец) и вращать им по часовой и против часовой стрелки, произ­нося: «з-з-з». Делать правой, левой рукой и обеими руками.

21. «Человечек» — указательный и средний пальцы «ходят-бегают» по столу
(остальные пальцы придерживает боль­шой палец). Выполнить правой, левой,
обеими руками.

 


Занятие 1

 

1. Артикуляционная гимнастика.

2. «Насос» — произноси длительно звук с.

3. Повтори, прочитай слоги и цепочки слогов.

са са — со са — су — сы

со су — сы со — сы — са

су со — сы су — са — со

сы сы — су сы — со — су

4. Повтори, прочитай слова. Игра «Исправь взрослого».
Взрослый говорит, заменяя звук с на звуки га, с-межзубный,
а ребенок исправляет.

а) са со су сы

сад сок суп сын

санки сом сук сыпь

сало соль суд сытый

сабля сода сумка сыпать

салки сокол сумма сыр

сахар собол ь сутки сырник

сайра ссора сумрак сыворотка

Слова под чертой содержат труднопроизносимые звуки лир.

 

б) сапог совет судак сынок

салют собака суббота суметь

самолёт совок сундук сопеть

салфетка солома судья соединить

сандалии соловей суматох а соблюдать

самокат солдат сугроб согреть

сарафан соперник сухарь сыграть

5. Поиграй в игру «Один — много».

судья — судьи сапог — сапоги сырник — сырники

сабля —... самолёт —... сарай —...

сокол —... собака —... сорока —...

сок —... сова —... сувенир —...

сумка —... сундук —... сырок —...

6. «Назови ласково». Измени слова по образцу.

сом — сомик сыр — сырок

салат—... сын —...

солдат —... сахар —...

самокат—... сугроб —...

сухарь —...

 

7. Посчитай слова от 1 до 5.

Пример: одна сабля, две сабли, три сабли, четыре сабли, пять сабель.

а) сабля б) самолёт

сумка сова

соболь сундук

 

8. Прочитай, повтори предложения.

а) Соня пьёт сок. б) Саня поймал сома.

Соня видела сокола. У сына новые сандалии.

Соня сыпет соль. Мама советует купить санки.

Соня сытая. Сане надо соединить линии.

У Сони маленькая сумка У Сони новый самокат.

У тёти Сони сын Саня. Собака лает на соловья.

Соня варит сардельки. Садовник отрубил сухой сук.

Соня не сорит на пол. Сор собирают совком.

Соня купила сахар и сыр. Судак и сом — это рыбы.

9. Замени первый звук в слове на звук с. Какое новое слово получилось? Напиши его.

дам — сам мода —_________________ палки —___________

бок —________________ бор — Тоня —___________

дом —________________ ноль —_____________ мытый —___________

кон — _____ мало — сало торт —___________

лук —_______________ ранки —...___________ халат — _______

морока —________________

10. Измени предложения по образцу.

Образец: Я пью сок. Он пьет сок. Она пьёт сок. Мы пьём сок. Вы пьёте сок. Они пьют сок.

Я еду на санках. Он... Она.., Мы... Вы... Они...

Я сам надену сапоги.

Я сыплю соль.

Я кладу салфетку на су ндук.

Я соберу сор на совок.

Я надену свитер.

11. Прочитай слова по слогам.

са-лат, поги, лют, мокат со-да, кол, ва, вет, бака су-харь, хой, гроб, венир

12. Прочитай, повтори слова-родственники.
Придумай предложение с каждым словом.
Пример: соль — Мама купила соль.

СОЛЬ СУХой

СОЛить СУХо

СОЛёный СУХонький

СОЛёненький СУХовато

СОЛоноватый СУХарь

СОЛонка СУХарик

13. Закончи предложение.
Покажи линией правильные варианты.

Мы ссыпаем.. сахар Он согреет.... сугроб

сало собаку

соду совок

суп сарделька

соль сухарь

салат самовар

сок сырник

14. Выучи стихотворение.

Сам

Варит сам самовар,

Катит сам самокат,

Ходит сам самоход,

Сам летает самолёт.

15. Доскажи слово в рифму.

Лезет Ванечка на дуб — Есть не хочет рыбный...

После бани Витя мытый, После завтрака он...

Катя в лес одна пойдёт И цветочек там...

Шли солдаты на базар — Что купили? —...

Кто не спит, тот выйдет вон. Кто уснул, увидит...

Если в сыре много дыр, Значит, вкусным будет...

Зоркие глаза, круглая голова, Ночью не спит и летает...

Слова: суп, сытый, сорвёт, самовар, сон, сыр, сова.

 

 


 

16. Что изображено на картинках? Найди и назови зверей, рыбу, птиц. Какая картинка здесь лишняя? Почему?








 


 


 




 


Занятие 2

1. «Насос» — произноси длительно звук с.

2. Повтори, прочитай слоги и цепочки слогов.

аса са — аса

осо со — осо

усу су — усу

исы сы — исы

3. Повтори, прочитай слова. Игра «Исправь взрослого».

а) са со су, сы

оса кусок плясун

коса висок посуда

лиса песок весы

гусак носок косынка

досада колесо посылка

колбаса фасоль рисунок

полоса подсол нух барсук

посадка брусок рассудок

касат ка бросок рассыпать

роса рассольник трусы

б)касса мясо бусы
пьеса особняк посылать
трасса косола пый выписы вать
крыса мусор рельсы

4. «Один — много».

оса — осы ус — усы лес — леса

коса —... нос —... колесо —...

лиса —... волос —... голос —...

полоса —... кокос —... пояс —...

касса —... ананас —... парус —...

пьеса —... фокус —... адрес —...

5. Назови ласково.

лес — лесок мыс — мысок

пояс —... квас —...

колос —... волос —...

голос —... адрес —...

6. Прочитай, повтори предложения.
Игра «Исправь взрослого».

а) По лесу бегает лиса. На полке сухая посуда. У сома длинные усы.
Дети несут песок. У самоката два колеса. Софья и Саня умеют писать. У Сони косынка на волосах. Савва любит суп рассольник.

б) Для супа надо фасоль и мясо. Алиса посылает посылку.

У Анфисы длинные волосы. Инесса выписывает буквы. Самолёт летит высоко над лесом. Собака любит мясо и ко л басу. Лариса рисует касатку. У актрисы тоненький голосок.

7. Изменяй предложения.

Я куплю колбасу. Он... Она... Мы... Вы... Они...


Я буду высоким.

Я высыпаю песок.

Я посылаю посы лку.

Я рисую посуду.

Я рассыпал фасоль.


8. Повтори чистоговорки.


а) Са-са-са, вот летит оса.
Су-су-су, я поймал осу.
Са-са-са, в банке у меня оса.
Сы-сы-сы, а у Сани нет осы.

б) Са-са-са, ходит хитрая лиса.
Сы-сы-сы, будут детки у лисы.
Са-са-са, норку будет рыть лиса.
Су-су-су, нарисую я лису.


9. Придумай предложение с данными словами.
Пример: Софья, фасоль - Софья рассыпала фасоль.

Соня,колбаса Саня, носок

Алиса, посуда Лариса, рисунок

Анфиса, косынка Раиса, актриса

10. Прочитай, повтори слова-родственники. Придумай
предложение с каждым словом.

СЫПать СОР

на СЫПать СОРить

наСЫПь СОРинка

выСЫПать СОРняк

росСЫПь СОРный

расСЫПанный муСОР

у СЫПанный муСОРить

переСЫПать муСОРный

переСЫПанный муСОРка

11. Доскажи слово в рифму.

Я видел утку и лису, Что пироги пекли в...

Пришли барсук и бурундук, Но не смогли открыть...

Чудак играл на рояле в четыре руки, Растил в огороде одни...

Шла кукушка мимо сада, Поклевала всю...

За тушканчиком целый отряд, Сто пятнадцать мышиных...

Так держи меня сильней, Чтоб не выпасть из...

Слова: лесу, сундук, сорняки, рассаду, солдат, саней.

12. Составь слово из слогов. Напиши новое слово.
Пример: сы, бу — бусы.

сы, ве —__________________ са, кас —__________________

са, ли —__________________ сок, но —_________________

сок, пе —__________________ соль, фа —_________________


 


13. Помоги Соне найти слова со звуком с. Раскрась только те картинки, в названиях которых есть звук с.


 



 


Занятие 3

1. Артикуляционная гимнастика.

2. «Насос» - произноси длительно звук с.

3. Повтори, прочитай слоги и цепочки слогов.

ас ас — ос —- ус

ос ис — ус — ос

ус ус — ас — ис

ис ос — ис — ас

4. Повтори, прочитай слова.

ас, яс ос, ее ус, юс ис, ыс, ее

квас нос вкус мыс

палас кокос кактус дефис

класс овёс минус лес

ананас колос фокус навес

пояс волос глобус деликатес

компас лото с автобус теннис

матрас трос полюс редис

каркас матрос парус интерес

контрабас абрикос ребус компресс

тарантас термос троллейбус адрес

 

 


5. Прочитай, повтори предложения.
Игра «Исправь взрослого».

У нас будет палас. У вас будет ананас. Денис пьёт квас. Влас поливает кактус. Минус и дефис одина ковые. Борис крутит глобус. Барбос катает кокос. Тарас кладёт трос в тарантас.

6. Изменяй предложения.

Я надену пояс. Он... Она... Мы... Вы... Они...

Я полива ю кактус и фикус.

Я жду автобус или троллейбус.

Я беру компас в лес.

7. Повтори и выучи чистоговорки.

Ас-ас-ас, на полу лежит палас. Ёс-ёс-ёс, квас я в комнату понёс. Ос-ос-ос, под ноги попал кокос. Ас-ас-ас, вылил квас я на палас.

8. Замени последний звук в слове на звук с. Какое новое слово получилось? Напиши его.

век — вес бег — бес рот — рос

пёк-—_________________ __ нож— ответ —

лик —_________________ голод —_____________ таран —________

бак —____________________ покои —_____________ Рим —________

лев —____________________ квак —______________ труд —________

 


9. Доскажи слово в рифму.

Ас-ас-ас, пьёт Никита сладкий... Ас-ас-ас, идёт Володя в первый... Ос-ос-ос, отморозил Ваня... Ос-ос-ос, ставим чашки на... Ус-ус-ус, сладкий у арбуза... Ес-ес-ес, улетели совы в...

Слова: квас, класс, нос, поднос, вкус, лес.

10. Прочитай слова, вставляя гласные буквы а, о, у, и, е.

А о у и е

кв. с н. с мин. с ред.с л. с

кл. ее подн. с фок. с тенн. с адр. с

комп. с кок. с какт.с р. с нав. с

анан. с вопр. с автоб. с кипар. с интер. с

11. Придумай предложения с данными словами.
Пример: на пояс — Денис поставил руки на пояс.

на вкус в лес под палас

на теннис в автобус под навес

на поднос в класс под кактус

12. Прочитай слова, соединив правильно первый и второй слоги. Соедини эти слоги линиями.

ми- -нос фо- -пас тер- -мое
как- -нус ком- -люс ре- -лос
под- -туе по- -кус во- -бус

13. Прочитай предложения, вставив пропущенные слова. Пример:

Катя входит в... автобус. — Катя входит в первый автобус.

Петя купил... ананас. Митя поднял... колос. Нина идёт в... лес.

Оля гладит... пояс.______________

Ваня отгадывает... ребус. Дима видит... парус.

 

 

14. Рассмотри картинку и найди предметы со звуком с. Скажи, что неправильно нарисовал художник.


Занятие 4

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Повтори, прочитай цепочки слогов.

са — сы — су ас — ус — ис

со — су — са ус — ос — ас

сы — са — со ос — ис — ус

су — со — сы ис — ас — ос

3. Выполни слоговые упражнения. Выделенный слог — ударный.

а) саса coco cycy сысы
саса coco cycy сысы
сасаса сососо сусусу сысысы

б)сасу сусы сыса сусо
сасу сусы сыса сусо
сасасу сусусы сысыса сусусо

4. «Молоточек». Повтори ритм, который отстучит
взрослый, на слоге СА (СО, СУ, СЫ).

Пример: 1—2 — са — саса.

Ритмы: 2—1,2—2, 1—3,3-1, 1-1—2, 1-2—1, 2—3 и т. д.

5. Посчитай предметы от 1 до 5.

Пример: один кокос, два кокоса, три кокоса

а) кокос б) фокус с ананасом

компас полосатый палас

колесо поднос с посуд ой

вопрос сухой абрикос

6. Прочитай, повтори предложения.
Игра «Исправь взрослого».

Алиса входит в класс. Соня посадит кактус. Денис кусает кокос. Деликатес солёный на вкус. Дети несут поднос в класс. Надо написать плюс или минус.
Анфиса делает компресс Сане. Тарас не помнит адрес Бориса.

7. Изменяй предложения.

Я посолю суп и салат. Он... Она... Мы... Вы... Они... Я откусываю кусок деликатеса.

Я сумею сам сойти вниз.

Я солью ананасовый сок в термос.

8. Прочитай слова и предложения, вставив букву с:

а).апог по.уда ле. интере. ве. ы. ундук по. адка. орока голо. плю.. обака му. ор

б) Ли. а убегает в ле. Али. а не умеет пи. ать Дени.. ам надевает. андалии Анфи. а по. адит овё. и фа. оль

9. Продолжи предложение по образцу.
Пример. Мама варит суп из риса, будет рисовый суп.

Соня выжимает сок из ананаса, будет... Анфиса варит суп с фасолью, будет... Тарас делает полку для посуды, будет... Денис покупает платок для носа, будет... Софья готовит салат с сыром, будет... Борис покупает сахар в виде песка, будет... Саня выжимает сок из абрикосов, будет... Мама шьёт сарафан из ткани в полоску, будет... Лариса готовит торт с кокосом, будет...

 

10. Прочитай, повтори слова. Найди общее у этих слов.
Пример: мясо, кокос, ананас — съедобное.

а) пояс, косынка, сапоги б) салки, теннис, тетрис
минус, плюс, дефис Тарас, Саня, Борис

Алиса, Соня, Денис сало, сарделька, колбаса

судак, сом,палтус матрос, санитар, десантник

кактус, фикус, подсолнух самокат, автобус, троллейбус

11. Выучи скороговорки.

У Саньки новенькие санки. Мы гуляли в лесу и увидели лису. Оса боса и без пояса. Сухой сук нёс барсук.

12. Составь слово из слогов. Напиши новое слово. Пример: со, ле, ко — колесо.

яс, по —___________________ су, да, по —__________

пас, ком —___________ ло, по, са —___________

кос, ко —____________ ко, ка, сын —__________

лос, во —__________________ ба, кол, са —__________


13. Что изображено на картинках? Подбери пары карти­нок из разных столбиков. Объясни, почему ты их выбрал. Пример: собака и мясо — Собака любит есть мясо.


Занятие 5

1. Повтори, прочитай слоги по столбикам и строчкам.

ска ста сма сва спа сна ела ера стра спра

ско сто смо сво спо сно ело сро стро спро

ску сту ему сву спу сну слу еру стру спру

ски сты смы свы спы сны слы еры стры спры

2. Повтори, прочитай цепочки слогов.

ска-ско-ску сто-сту-сты сму-сма-смы свы-сва-сво ску-ски-ска сты-сту-сто смо-сму-сма сва-свы-сву

спу-спы-спо сно-сну-сны сла-слы-слу сры-сру-сро спа-спо-спу сны-сну-сна слу-сло-сла сра-сро-ср

3. Повтори, прочитай слова. Игра «Исправь взрослого».

а) скалка статуя свадьба спутник

скандал стук свалка спаль ня

скамейка стакан сводка спор

сковородка студент свобода спорт

скорлупа старик снова смотр

скорпион сторона снайпер скафандр

слово б) срок в) страх страна

слойка срыв стройка струя

съёмка сравнение скрип строка

сходни среда странный страница

словарь средний справка стрела

 

4. Прочитай, повтори предложения.

а) Слава спит спокойно. Вот стоит высокая статуя.

У Алисы и Дениса будет свадьба. Студенты съели по две слойки. Снова написали сводки погоды. Анфиса сходит с лодки по сходням.

б) На стадионе идут соревнования.
Соня идёт на свадьбу своей подруги.
В старом особняке идут съёмки.
Анфиса стирает свитер и скатерть.
Строители строят стадион.

В старой усадьбе бывает странный скрип.

5. «Один — много».

Пример: слабый след — слабые следы.

а) высокая скала —... б) свободный студент —...
сухой стакан —... старый снаряд —...

светлая спальня —... полосатый свитер —...

сладкая слойка —... усатый старик —...

сломанная скамейка —... светлая скатерть —...

6. «Назови ласково».

а) стол —столик б) скорлупа — скорлупка
слон —... сторона —...

снаряд —... скатерть —...

словарь —... стрела —...

 


7. Изменяй предложения.

Я ставлю стакан на стол. Он... Она... Мы... Вы... Они...

Я стою слева от Светы.

Я стану самым смелым.

Я смотрю на светофор.

Я спорю с Анфисой.

Я столкну санки в сугроб.

8. «Скажи наоборот».

Пример. Один солдат трусливый, а другой — смелый.

Лук горький, а сахар... Лев сильный, а котёнок... Куст низкий, а дерево...

У Кати волосы тёмные, а у Вали... У Вити сумка новая, а у Тараса...

Слава до обеда голодный, а после обеда...

Бельё после стирки мокрое, а потом...

Слова: сладкий, слабый, высокое, светлые, старая, сытый, сухое.

9. Прочитай предложения, вставив пропущенные предлоги.

Света идёт А ступенькам. по

Соня посадила куклу А скамейку, на

Инесса поёт А ансамбле. в

Стул стоит А стола. около

Оса летает А сметаной. над

Кот столкнул клубок А стол. под

Камень упал А скалы. со

10. Прочитай слова-родственники.
Придумай предложение с каждым словом.

СВЕТ СТОЛ СЛАБЫЙ

СВЕТлый СТОЛик СЛАБина

СВЕТленький СТОЛовая СЛАБенький

СВЕТло СТОЛовый СЛАБоватый

СВЕТильник на СТОЛьный СЛАБак

СВЕТить СТОЛяр о СЛАБеть

11. Закончи предложение.

Пример. Щенок слабый, а котёнок ещё слабее.

У Сони волосы светлые, а у Нади ещё... Анфиса говорит спокойно, а Слава ещё... У Бориса свитер старый, а у Стёпы ещё... В ведре песок сырой, а в яме ещё... У Коли папа суровый, а у Тараса ещё... У Димы собака смелая, а у Вани ещё... У Тани сарафан свободный, а у Светы ещё... У Любы яблоко спелое, а у Алисы ещё...

12. Выучи скороговорки.

Съел Слава сало, Угощает Соня нас,

да сала было мало. Наливает сладкий квас.

13. Выучи стихотворение.

Санитара санитар Усадил за самовар, Морсу сладкого налил, Слойки с сыром предложил.

С. Жихарева


14. Придумай предложения с данными словами.
Пример:...ссыпает в... — Вова ссыпает в ведро песок.

а)...высыпает над... б)...спутал с...
...посыпает на......съел в...

...насыпает в......стоит под...

...подсыпает к......сходит к...

...рассыпает под......спорите...

15. Прочитай слово с конца. Напиши.
Пример: хемс — смех.

тевс —______________ осям —____________ оволс —_______

гене —______________ ысев —____________ алакс —_______

асок —_____________ косел —______ асолоп —______

кутс —________ тевос —___________ амолос—_______


16. Что нарисовано на картинках? Дорисуй вторые половинки предметов и раскрась их.


Занятие 6

1. Повтори, прочитай слоги по столбикам и строчкам.

аспа аста аска асма асна асфа асва асла асра

оспо осто оско осмо осно осфо осво осло осро

услу усту уску усму усну усфу усву услу усру

v испы исты иски исмы иены исфы исвы ислы иеры

2. Повтори, прочитай цепочки слогов.

са — аспа са — асма

со — оспо со — осмо

су — успу су — усму

сы — испы сы — исмы

Проговори новые слоговые упражнения, заменив звук п(м) на звуки и, т, ф, в, л, р.

3. Повтори, прочитай слова.

паста восток капуста пляска

ласка восход мускул коляска

масло Москва пустыня весна

пастух остановка испуг тесто

асфальт остаток пистолет невеста<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...