Тема 1. Структурно-композиционные особенности журналистского текста
МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
«Утверждаю» Проректор по учебной работе В.С. Белозеров ________________ (подпись) «___»_________________2011 г.
________ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ______ (Наименование дисциплины (модуля) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Направление подготовки Журналистика
Профиль подготовки
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Объем занятий: всего 64 часа Изучается в 3 семестре Разработана: доц. Клец Ю.А., Дата разработки: «_10_» ноября _ 2011 г. Согласована: Декан ФФЖ (факультет) /___________/ проф. Серебряков А.А. (подпись) «_____» ____________ 2011 г. Зав. кафедрой / проф. Лепилкина О.И. / _______________ Рассмотрено УМК ФФЖ «___» ___________ 2011 г. протокол № Председатель УМК ____________ (подпись)
Ставрополь, 2011
Содержание Предисловие………………………………………………………………….. 3 Учебно-тематический план …………….……………………………………. 5 Практические занятия…………………………………………………………..7 Лабораторные работы………………………………………………………….12
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Основы журналистской деятельности» является: - сформировать представление о сущности новостной журналистики, о специфике информационных жанров; - дать знания о жанровой структуре современных СМИ; - привить навыки подготовки авторских журналистских тестов разных жанров для печатных масс-медиа. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Основы журналисткой деятельности».
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: Общекультурные компетенции: 1. Способность ориентироваться в современной системе источников информации в целом и по отдельным отраслям знаний и сферам общественной практики, знание и умение владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, умение использовать различные программные средства, базы данных, работать в Интернете и использовать его ресурсы, пользоваться поисковыми системами, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-19). Профессиональные компетенции: 1. Ориентация в основных мировых тенденциях развития медиаотрасли (содержательных и технологических), понимание процессов конвергенции, осведомленность в области важнейших инновационных практик в сфере массмедиа, в том числе понимание процессов конвергенции (ПК 3); 2. Знание общих и отличительных черт различных средств массовой информации (печать, телевидение, радиовещание, информационные агентства, интернет СМИ, мобильные медиа), их типов и видов, базовых типологических признаков (ПК 8); 3. Понимание сущности журналистской деятельности как многоаспектной, включающей подготовку собственных материалов и работу с другими участниками производства текстов СМИ (привлекаемыми авторами, аудиторией); индивидуальную и коллективную деятельность; текстовую и внетекстовую работу (проектную, продюсерскую, организаторскую) (ПК-21); 4. Знание принципов работы с источниками информации и методов её сбора (интервью, наблюдения, работы с документами), селекции, проверки и анализа, а также методов прецезионной (точной) журналистики (ПК-23); 5. Знание особенностей массовой информации, задач и методов, технологии и техники процесса создания журналистских материалов, понимание их содержательной и структурно-композиционной специфики (ПК-25);
6. Углубленное знание особенностей новостной журналистики, и представление о специфике других направлений (проблемно-аналитическая, расследовательская, художественно-публицистическая журналистика) (ПК 27); 7. Знание методов редактирования текстов СМИ, основанных на использовании новых технологий (ПК-29); В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: круг профессиональных обязанностей журналиста в печатных и электронных СМИ; основные методы получения информации; базовые характеристики журналистских произведений как продукта профессиональной творческой деятельности, основные отличия материалов разных жанровых групп (информационные, аналитические, художественно-публицистические); понимать специфику новостной и аналитической журналистики; понимать смысл и представлять содержание различных направлений деятельности редакции. Уметь: уверенно ориентироваться в информационной среде; быстро находить необходимые источники информации, оперативно получать нужные сведения, используя различные методы; работать с интернет-ресурсами, материалами информационных агентств, мобильной связью; оперативно подготовить и написать текст в разных жанрах; уметь участвовать в планировании работы редакции и своей собственной; выполнять другие необходимые виды редакционной работы. Владеть: навыками сбора информации и ее профессиональной обработки; навыками организации и проведения общественных обсуждений, дискуссий, интерактивного общения с аудиторией; навыками деятельности в команде, участвуя в разработке концепции средства массовой информации, проводимых им акций и кампаний, в подготовке коллективных материалов.
Учебно-тематический план
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Структурно-композиционные особенности журналистского текста Цель занятия – способствовать формированию общепрофессиональных компетенций студентов в виде знания особенностей создания журналистских публикаций, понимания их структурно-содержательной и композиционной специфики (ПК 25). Организационная форма занятия: практическое занятие. Вопросы для обсуждения: 1. Объект и предмет творческого отображения в журналистике. Тема, идея, проблема журналистского текста. Понятие ситуации, типы ситуаций в журналистике. 2. Понятие композиции. Типы композиционных форм: композиция, сюжет, фабула, архитектоника. Типы композиций. Основные структурные элементы журналистского текста.
3. Журналистский текст как система выразительных средств. Выразительные средства как носитель информации и способ организации журналистского текста. Методические рекомендации: 1. Для ответа на первый – четвертый вопросы воспользуйтесь книгой Г.С. Мельник, А.Н. Тепляшина разделом «Технология подготовки журналистских произведений для печатных изданий», либо книгой Г.В. Лазутиной часть 2, глава 1 «В чем состоит идейно-тематическое своеобразие журналистских материалов» и «Как устанавливаются отношения между формой и содержанием» либо книгой М.Н. Ким «Основы творческой деятельности журналиста» параграфом «Типы композиционных форм» и «Диалектика формы и содержания». Задания для контроля владения компетенциями: 1. Дайте определение понятиям тема, идея, проблема, ситуация в журналистском тексте. 2. Перечислите типы композиционных форм, дайте определение каждой. 3. Дайте определение понятию выразительные средства, укажите их функции. Рекомендуемая литература Основная: 1. Ким М.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – Спб., 2011. 2. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: Учебное пособие. – М., 2007. 3. Лазутина Г.С. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для студентов вузов / Г.В. Лазутина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во «Аспект Пресс», 2006. 4. Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб, Изд-во «Питер», 2008. 5. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. / 3-е изд., испр. и доп. / – М., 2006. Интернет-ресурсы: 1. www.evartist.narod.ru 2. www.cjes.ru 3. www.mediascope.ru
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|