Комплексный анализ внешней и внутренней среды предприятия (SWOT-анализ).
ТЕМА 3. АНАЛИЗ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 1. Анализ внешней среды предприятия (анализ макро- и микро-окружения). PEST-анализ. 2. Отраслевой и конкурентный анализ. 3. Анализ внутренней среды предприятия. 4. Комплексный анализ внешней и внутренней среды предприятия (SWOT-анализ). Анализ внешней среды фирмы (анализ макроокружения, микроокружения) Анализ внешней среды предполагает изучение двух ее составляющих: макроокружения (среда косвенного воздействия) и непосредственного окружения – прямого воздействия (микроокружения). Для результативного изучения состояния компонент макроокружения на фирме создается специальная система отслеживания внешней среды. Анализ макроокружения включает изучение влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-технического и технологического развития общества, инфраструктуры и т.п.
Наиболее популярным методом исследования происходящих в макросреде событий является PEST-анализ. PEST-анализ состоит в выделении факторов макросреды и оценке их влияния на организацию. Выделяют 4 группы факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на формирование стратегии предприятия.
P ПОЛИТИЧЕСКИЕ (правительственная стабильность, государственное влияние на отрасль, изменение законодательства, государственное регулирование конкуренции в отрасли, налоговая политика). E ЭКОНОМИЧЕСКИЕ (общая характеристика экономической ситуации, курс национальной валюты, ставка рефинансирования, уровень инфляции, уровень безработицы, цены на энергоресурсы). S СОЦИАЛЬНЫЕ (демографическая ситуация, изменение структуры доходов, отношение к труду и отдыху, социальная мобильность населения, активность потребителей).
T ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ (государственная технологическая политика, тенденции в области НИОКР, скорость обновления технологий, новые патенты) Выделяют следующие этапы проведения PEST-анализа: 1. Разрабатывается перечень внешних стратегических факторов, имеющих высокую вероятность реализации и воздействия на организацию. 2. Оценивается значимость (вероятность осуществления) каждого события для предприятия, путем присвоения ему определенного веса от 0 до 1, сумма весов должна равняться 1. 3. Дается оценка степени влияния каждого фактора на стратегию предприятия по 5-ти балльной шкале. 4. Определяются взвешенные оценки умножением веса фактора на силу его воздействия и подсчитывается суммарная оценка. Она показывает степень готовности предприятия к реагированию на текущее прогнозное состояние внешней среды.
Ближайшее окружение фирмы (микроокружение) анализируется посредствам ситуационного анализа по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы, финансовый рынок. Покупатели, поставщики и конкуренты – это составные сложной системы, которая может быть обозначена как отраслевое окружение. Для анализа макроокружения одиночного бизнеса компании обычно используют отраслевой и конкурентный анализы.
Отраслевой и конкурентный анализ Конструкция отраслевого и конкурентного анализа должна позволить получить характеристику следующих аспектов: А) Доминирующие в отрасли экономические характеристики (размер рынка, области конкурентного соперничества (локальная, региональная, национальная, глобальная), скорость роста рынка и стадия жизненного цикла отрасли, число соперников и их относительные размеры, число покупателей и их относительные размеры, легкость входа и выхода, степень дифференциации продуктов/услуг соперничающих фирм, уровень технологических изменений в процессе производства и в новых продуктах и пр.). Б) Основные движущие силы, вызывающие изменения в отрасли (изменения в долговременной скорости роста, технологические изменения, маркетинговые инновации, вход или выход главных фирм в отрасли, увеличение глобализации в отрасли, изменения в стоимости и эффективности, влияние законодательных изменений, снижение неопределенности и риска в бизнесе и др.). В) Анализ конкурентных сил, действующих на фирму (силы Портера: риск входа потенциальных конкурентов, соперничество существующих в отрасли компаний, возможность покупателей «торговаться», давление со стороны поставщиков, появление продуктов-заменителей). Г) Оценка конкурентных позиций и возможных действий соперничающих компаний. Д) Определение ключевых факторов конкурентного успеха и корневых компетенций. Корневые компетенции – знания, умения и связи фирмы, позволяющие ей добиваться стратегического преимущества на одном или нескольких рынках. Анализ внутренней среды фирмы Анализ внутренней среды вскрывает те возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Выделяют различные факторы внутренней среды фирмы и системы ее оценки: структура, цели, задачи, технология, персонал, совместные ценности, стиль организации, финансовая система, информационная система, стратегия, навыки персонала, бизнес-процессы, власть, культура организации и некоторые другие. Одним из распространенных подходов к анализу внутренней среды фирмы является выделение нескольких ее срезов:
1. Кадровый срез охватывает такие процессы как взаимодействие менеджеров и работников; наем, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование отношений между работниками и т.п. 2. Организационный срез включает организационные структуры, нормы, правила, процедуры, распределение прав и ответственности, иерархию подчинения. 3. В производственный срез входят изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства, обслуживание технологического парка. 4. Маркетинговый срез охватывает стратегию продукта, стратегию ценообразования, стратегию продвижения продукта на рынке, выбор рынков сбыта и систем распределения. 5. Финансовый срез включает процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации: поддержание должного уровня ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей и т.п. 6. Внутренняя среда полностью пронизана организационной культурой, которая также должна подвергаться самому серьезному изучению. Изучение внутренней среды фирмы направлено на уяснение того, какими сильными и слабыми сторонами она обладает. Сильные стороны служат базой, на которую фирма опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны – это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавится от них. Основные принципы внутреннего анализа: 1. Системность – рассмотрение предприятия как сложной системы, включающей ряд функциональных подсистем (видов деятельности) и компонентов (структурные подразделения). 2. Комплексность – анализ всех составляющих частей предприятия. 3. Сопоставимость – требует проведения анализа всех компонентов в динамике и в сравнении с аналогичными показателями конкурентов. 4. Уникальность – выработка специфических целей предприятия. Комплексный анализ внешней и внутренней среды предприятия (SWOT-анализ).
Комплексную оценку внешней и внутренней среды организации принято проводить при помощи SWOT-анализа. SWOT – это аббревиатура слов Strengths (силы), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы). SWOT-анализ предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, и после этого установление цепочек связи между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации. Факторы, учитываемые в SWOT-анализе: 1. Потенциальные внутренние сильные стороны: · Четко проявляемая компетентность. · Адекватные финансовые источники. · Высокое искусство конкурентной борьбы. · Хорошее понимание потребителей. · Признанный рыночный лидер. · Четко сформулированная стратегия. · Использование экономии на масштабе производства (ценовое преимущество). · Собственная уникальная технология или лучшие производственные мощности. · Проверенное надежное управление. · Надежная сеть распределения. · Высокое искусство НИОКР. · Наиболее эффективная в отрасли реклама и др. 2. Потенциальные внутренние слабости: · Потеря некоторых аспектов компетентности. · Недоступность финансов, необходимых для изменения стратегии. · Рыночное искусство ниже среднего. · Отсутствие анализа информации о потребителях. · Слабый участник рынка. · Отсутствие четко выраженной стратегии, непоследовательность в ее реализации. · Высокая стоимость продукции в сравнении с ключевыми конкурентами. · Устарелые технологии и оборудование. · Потеря глубины и гибкости управления. · Слабая сеть распределения. · Слабые позиции в НИОКР. · Слабая политика продвижения. 3. Потенциальные внешние благоприятные возможности: · Возможность обслуживания дополнительных групп потребителей. · Расширение диапазона возможных товаров. · Благодушие конкурентов. · Снижение торговых барьеров в выходе на внешние рынки. · Благоприятный сдвиг в курсах валют. · Большая доступность ресурсов. · Ослабление ограничивающего законодательства. · Ослабление нестабильности бизнеса. 4. Потенциальные внешние угрозы: · Ослабление роста рынка, неблагоприятные демографические изменения ввода новых рыночных сегментов. · Увеличение продаж заменяющих товаров, изменение вкусов и потребностей покупателей. · Ожесточение конкуренции. · Появление иностранных конкурентов с товарами низкой стоимости. · Неблагоприятный сдвиг в курсах валют. · Усиление требований поставщиков. · Законодательное регулирование цен. · Чувствительность к нестабильности внешних условий бизнеса.
После определения списка сильных, слабых сторон, угроз и возможностей наступает этап установления связей между ними. Для этого составляется матрица SWOT-анализа (табл. ниже).
Поля СиВ, СиУ, СлВ и СлУ представляют собой наборы возможных сценариев развития событий. Например, возможность «Рост интереса потребителей к товару» и сильная сторона «Активная маркетинговая политика» могут составить пару СиВ «Расширение сбыта за счет привлечения новых покупателей».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|