Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система административного права: понятие, виды

Административное право как отрасль Российского права: понятие, предмет метод.

Административное право — отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности. Предмет административного права регулирует общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в рамках реализации исполнительной власти. Субъектами таких отношений выступают представители исполнительной власти, с одной стороны, а с другой — они же или граждане, государственные (негосударственные) предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, профсоюзы и другие субъекты права. Метод административного права устанавливает приемы и способы воздействия административно-правовых норм на общественные отношения, возникающие в процессе управленческой деятельности государства, с целью их регулирования. Административное право, использует три основных метода:

1) предписание — возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в рамках, предусмотренных правовой нормой;

2) запрет — возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия;

3) дозволение — юридическое разрешение совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой, или воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Все методы правового регулирования принято делить на императивные и диспозитивные. Административное право использует и те и другие, отдавая предпочтение первым.

 

Источники административного права: понятие, виды, особенности.

Источники административного права - это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты.

В качестве источников административного права в России используются следующие виды официальных документов:

·нормативные правовые акты;

·нормативные публичные договоры;

·судебные акты, принятые по делам, связанным с проверкой конституционности или законности нормативных правовых актов, регулирующих отношения в административно-публичной сфере.

I. Нормативные правовые акты. В них включают законы и подзаконные правовые акты.

1. Федеральные законы

2. Законы субъектов Российской Федерации

1. Федеральные подзаконные нормативные правовые акты

2. Подзаконные нормативные правовые акты субъектов РФ

3. Подзаконные нормативные правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления

4. Подзаконные нормативные правовые акты иных органов публичного управления, действующих от имени государства или муниципального образования.

II. Нормативные публичные договоры. К числу источников адми-нистративного права можно отнести две группы нормативных публичных договоров.

1. Международные договоры и соглашения Российской Федерации.

2. Внутригосударственные публичные договоры и соглашения.

III. Судебные акты.

Особенности источников административного права:

- многочисленность и разрозненность нормативно-правового материала, содержащего административно-правовые нормы.

- также важной особенностью служит преобладание в числе источников подзаконных нормативно-правовых актов. Потребности регламентации управленческой деятельности государства, основанные на общих принципах законности в государственном управлении, порождают необходимость легального разъяснения, детализации тех или иных административно-правовых норм, содержащихся в международных соглашениях, конституции, федеральных и федеральных конституционных законах.

 

Функции и принципы административного права: понятие, виды

       Под функциями административного права понимаются основные направления правового отраслевого воздействия на общественные отношения. В общем смысле под функциями административного права понимается его предназначение, способы и средства решения поставленных задач и достижения целей. В функциях права реализуется назначение самого права.

       В административном праве существуют следующие функции:

- Регулятивная функция

- Охранительная функция

- Правоприменительная функция

- Правотворческая функция

- Организационная функция

- Координационная функция

       Под принципами права в общем смысле понимаются основополагающие начала, идеи, лежащие в основе регулирования общественных отношений и выражающие сущность справедливости в общечеловеческом понимании.

       Так, общими принципами права являются:

- принцип социальной справедливости;

- юридического равенства субъектов права;

- гуманизма;

- взаимообусловленности прав и обязанностей;

- неотвратимости ответственности за виновное правонарушение;

- демократизма.

       Функционально-управленческие принципы административного права

- Принцип контроля

- Принцип разделения властей

- Принцип профессионализма и компетентности в государственном управлении

- Принцип иерархичности системы управления

- Принцип специализации государственного управления

 

Система административного права: понятие, виды

Система административного права – это совокупность взаимосвязанных правовых институтов, норм, которые регулируют однородные общественные отношения, входящие в предмет отрасли права. Группировка однородных административных норм позволяет обеспечивать целостность системы административного права.

Система административного права как отрасли права включает в себя:

– общую часть – нормы, охватывающие управление в целом: предмет; формы и методы; субъекты административного права; ответственность по административному праву; административный процесс;

– особенную часть – состоящую из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти: экономическая сфера; социально-культурная сфера; административно-политическая сфера.

В общую часть входят пять групп подотраслей – регулирующих:

1) административно-правовые статусы граждан (индивидуальных субъектов права);

2) основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления);

3) административно-правовой статус негосударственных организаций;

4) законность деятельности исполнительной власти;

5) принуждение по административному праву.

Особенная часть административного права включает четыре подотрасли, объединяющие нормы – регулирующие:

1) обеспечение безопасности граждан, общества, государства, административно-политическую деятельность;

2) организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации;

3) ее социально-культурную деятельность;

4) деятельность государственной администрации по организации и осуществлению политических, экономических и иных связей с другими странами (внешних связей).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...