Система административного права: понятие, виды
Административное право как отрасль Российского права: понятие, предмет метод. Административное право — отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности. Предмет административного права регулирует общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в рамках реализации исполнительной власти. Субъектами таких отношений выступают представители исполнительной власти, с одной стороны, а с другой — они же или граждане, государственные (негосударственные) предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, профсоюзы и другие субъекты права. Метод административного права устанавливает приемы и способы воздействия административно-правовых норм на общественные отношения, возникающие в процессе управленческой деятельности государства, с целью их регулирования. Административное право, использует три основных метода: 1) предписание — возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в рамках, предусмотренных правовой нормой; 2) запрет — возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия; 3) дозволение — юридическое разрешение совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой, или воздержаться от их совершения по своему усмотрению. Все методы правового регулирования принято делить на императивные и диспозитивные. Административное право использует и те и другие, отдавая предпочтение первым.
Источники административного права: понятие, виды, особенности.
Источники административного права - это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты. В качестве источников административного права в России используются следующие виды официальных документов: ·нормативные правовые акты; ·нормативные публичные договоры; ·судебные акты, принятые по делам, связанным с проверкой конституционности или законности нормативных правовых актов, регулирующих отношения в административно-публичной сфере. I. Нормативные правовые акты. В них включают законы и подзаконные правовые акты. 1. Федеральные законы 2. Законы субъектов Российской Федерации 1. Федеральные подзаконные нормативные правовые акты 2. Подзаконные нормативные правовые акты субъектов РФ 3. Подзаконные нормативные правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления 4. Подзаконные нормативные правовые акты иных органов публичного управления, действующих от имени государства или муниципального образования. II. Нормативные публичные договоры. К числу источников адми-нистративного права можно отнести две группы нормативных публичных договоров. 1. Международные договоры и соглашения Российской Федерации. 2. Внутригосударственные публичные договоры и соглашения. III. Судебные акты. Особенности источников административного права: - многочисленность и разрозненность нормативно-правового материала, содержащего административно-правовые нормы. - также важной особенностью служит преобладание в числе источников подзаконных нормативно-правовых актов. Потребности регламентации управленческой деятельности государства, основанные на общих принципах законности в государственном управлении, порождают необходимость легального разъяснения, детализации тех или иных административно-правовых норм, содержащихся в международных соглашениях, конституции, федеральных и федеральных конституционных законах.
Функции и принципы административного права: понятие, виды Под функциями административного права понимаются основные направления правового отраслевого воздействия на общественные отношения. В общем смысле под функциями административного права понимается его предназначение, способы и средства решения поставленных задач и достижения целей. В функциях права реализуется назначение самого права. В административном праве существуют следующие функции: - Регулятивная функция - Охранительная функция - Правоприменительная функция - Правотворческая функция - Организационная функция - Координационная функция Под принципами права в общем смысле понимаются основополагающие начала, идеи, лежащие в основе регулирования общественных отношений и выражающие сущность справедливости в общечеловеческом понимании. Так, общими принципами права являются: - принцип социальной справедливости; - юридического равенства субъектов права; - гуманизма; - взаимообусловленности прав и обязанностей; - неотвратимости ответственности за виновное правонарушение; - демократизма. Функционально-управленческие принципы административного права - Принцип контроля - Принцип разделения властей - Принцип профессионализма и компетентности в государственном управлении - Принцип иерархичности системы управления - Принцип специализации государственного управления
Система административного права: понятие, виды Система административного права – это совокупность взаимосвязанных правовых институтов, норм, которые регулируют однородные общественные отношения, входящие в предмет отрасли права. Группировка однородных административных норм позволяет обеспечивать целостность системы административного права. Система административного права как отрасли права включает в себя: – общую часть – нормы, охватывающие управление в целом: предмет; формы и методы; субъекты административного права; ответственность по административному праву; административный процесс;
– особенную часть – состоящую из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти: экономическая сфера; социально-культурная сфера; административно-политическая сфера. В общую часть входят пять групп подотраслей – регулирующих: 1) административно-правовые статусы граждан (индивидуальных субъектов права); 2) основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления); 3) административно-правовой статус негосударственных организаций; 4) законность деятельности исполнительной власти; 5) принуждение по административному праву. Особенная часть административного права включает четыре подотрасли, объединяющие нормы – регулирующие: 1) обеспечение безопасности граждан, общества, государства, административно-политическую деятельность; 2) организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации; 3) ее социально-культурную деятельность; 4) деятельность государственной администрации по организации и осуществлению политических, экономических и иных связей с другими странами (внешних связей).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|