Место акмеологии в системе обществоведения и человекознания
Стр 1 из 29Следующая ⇒ Научно-редакционный совет серии «Учебники Российской академии государственной службы При Президенте Российской Федерации»
Медведев Д. А. (председатель), Егоров В.К. (сопредседатель), Бойков В.Э., Григорьев В.В., Демидов Ф.Д., Игнатов В.Г., Кирпичников М.П., Мальцев Г.В., Мерцалов А.А., Месяц Г.А., Михайлов В.А., Никандров Н.Д., Степашин С. В., Филиппов В.М., Фролов Г.Я.
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Международный акмеологический институт
Учебник Под общей редакцией доктора психологических наук, профессора, академика РАО А.А.Деркача
Москва Издательство РАГС
УДК 378(075.8):378.316,628 ББК 88 А 40
Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление», а также для слушателей, обучающихся в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации госслужащих
Редакционная коллегия: К.А. Абульханова — доктор психологических наук, профессор, академик РАО, А.А. Бодалев — доктор психологических наук, профессор, академик РАО, А.К. Маркова — доктор психологических наук, профессор Выпускающий редактор E.A Суслова, кандидат психологических наук, доцент
Рецензенты: В. В. Рубцов – доктор психологических наук, профессор, академик РАО В. А. Сластенин —доктор психологических наук, профессор, академик РАО
Авторский коллектив: Абульханова К.А. – д. филос. н., проф., академик РАО; Анисимов О.С. – д. психол. н., проф.; Асеев В.Г. - д. психол. н., проф.;
Беспалов П. В. – к. технич. н., доц.; Бодалев А.А. – д. психол. н., проф., академик РАО; Винокурова У.А. – д. социол.н.; Гусева А.С. – д. психол. н., проф.; Деркач А.А. – д. психол. н., проф., академик РАО; Жданов О.И. – д. психол. н., проф.; Зазыкин В.Г. – д. психол. н., проф.: Катаева Л.И. – к. пед. н., доц.; Кириченко А.В. – д. психол. н., проф.; Климов Е.А. - д. психол. н., проф., академик РАО; Князев A.M. – к. пед. н.; Конюхов Н.И. - д. психол.н.. проф.; Кричевский Р.Л. –д. психол. н., проф.; Лаптев Л. Г. –д. психол. н., проф.; Маркин В.Н. – д. филос. н., проф.; Марков В.Н. - к. социол. н., доц.; Маркова А.К. - д. психол. н., проф.; Марсанов Г.И. - к. психол. н., доц.; Мельничук А.С. – к. психол. н., доц.; Михайлов Г.С. – к. психол. н., проф.; Михайловский В.Г. –д. пед. н., проф.; Петрусинский В.В. –д. пед.н., проф.; Реан А.А. -д. пед. н., проф., член-корр. РАО; Секач М.Ф. –д. психол. н., проф.; Семенов И.Н. – д. психол. н., проф.; Степнова Л.А. – к. социол. н., доц.; Суслова Е.А. – к. психол. н., доц.; Толочек В.А. –д. психол. н., проф.: Федоркина А.П. –д. филос. п., проф.; Фетисова Е.В. - практич. психолог.; Храпик В.А. – к. психол, н., доц.; Шехтер Е.Д. - к. психол. н.; Яблокова Е.А. - д. филос. н., проф. Раздел первый Общая акмеология Глава 1 Предмет акмеологии и ее место в системе наук
Предмет и понятийный аппарат акмеологии План 1. Классификация наук, исследующих развитие человека в онтогенезе. 2. Содержание предмета акмеологии на начальном этапе формирования ее как новой ветви научного знания. 3. Содержание предмета акмеологии сегодня. 4. Главные задачи, решаемые наукой акмеологией. Ключевые слова: педология, геронтология, акмеология, феномен. – педология [от греч. pais (paidos) – дитя + логия, букв. наука о детях] – совокупность психологических, биологических, социологических, педагогических концепций развития ребенка; – геронтология [от греч. gerontos – старик + логия, букв. наука о старцах] – совокупность медико-биологических и психологических наук, изучающих явления старения человека;
– акмеология [от греч. акmе – высшая степень чего – либо + логия, букв. наука о вершинах] – совокупность наук, изучающих вершины в развитии отдельного человека и общности людей и условия их достижения; – феномен [от греч. phainomenes – являющееся, то же, что явление]; акмеологические феномены – это, во-первых, конкретные проявления человека как индивида – сложнейшего живого организма, как личности, ядром которой выступают сформировавшиеся у человека отношения к разным сторонам действительности, и как деятеля, прежде всего как профессионала, во-вторых, это конкретные проявления бытия и жизнедеятельности малых и больших общностей людей, прежде всего относящиеся к выполняемой каждой из них роли в обществе. Во многих научных классификациях развитие человека в онтогенезе слагается из детства, взрослости и старости. За кругом наук, во взаимосвязи друг с другом изучающих человека на ступени детства, закрепилось название педологии. Науки, совокупно исследующие старение и старость, образуют геронтологию. Наука, предметом которой выступает взрослый человек, все чаще называется акмеологией. Эта наука возникла на стыке естественных, общественных, гуманитарных и технических областей научного знания, и она целеустремленно и последовательно выявляет феноменологию, закономерности и механизмы становления человека на ступенях ранней, средней и поздней взрослости как индивида (сложнейшего живого организма), как личности (в этом случае, прежде всего, имеются в виду усвоенные человеком отношения к разным сторонам действительности) и как субъекта деятельности (главным образом как профессионала). Поскольку взрослость человека очень часто отождествляется с его зрелостью как гражданина, как супруга, как родителя, как специалиста в какой-то конкретной области труда, то некоторые ученые, работающие в сфере акмеологии, заменяют понятие взрослости понятием зрелость, хотя, конечно, эти понятия неэквивалентны. Большое внимание в акмеологии уделяется объективным и субъективным факторам, которые, взаимодействуя друг с другом, позволяют взрослому человеку достигать уровня акме. Понятие "акме" является одним из основных в новой научной дисциплине, о которой здесь идет речь. И хотя термин "акме" все чаще используется в публикациях, содержание которых соответствует профилю науки о развитии взрослого человека, он истолковывается в них очень неоднозначно. В одних случаях авторы, говоря об "акме", имеют в виду пик здоровья человека, или пик в развитии его как личности, или пик, когда человек как субъект, занимаясь какой-то деятельностью, добивается наибольших для себя результатов. При этом достигаемое человеком акме оказывается ограниченным небольшим временным промежутком.
Другая группа исследователей, освещая проблему акме, имеет в виду более длительный временной период в жизни взрослого человека, когда для последнего характерен высокий уровень работоспособности, и как личность он наиболее граждански активен и вместе с тем творчески продуктивно реализует свой профессиональный потенциал в главной для себя области труда. И наконец, есть исследователи, например сначала Н.А. Рыбников, а затем Б.Г. Ананьев и его ученики и последователи А.А. Бодалев, А.А. Деркач и Н.В. Кузьмина и др., которые термин "акме" включают в название раздела науки о развитии человека в онтогенезе. Именно они науку, комплексно изучающую развитие взрослого человека, назвали акмеологией, специально и настойчиво подчеркивая при этом, что как раз на ступени взрослости нормально формировавшийся на предшествующих стадиях онтогенеза человек обыкновенно проявляет себя как зрелый индивид, богатая своими связями с действительностью личность и как активный деятель, профессионал. А вершины, на которые поднимается в своем индивидном, личностном и субъектном развитии взрослый человек, представители этой научной школы обычно называют кульминациями или иногда оптимумами. И поскольку в научной школе Б.Г. Ананьева при освещении всех составляющих процесса развития человека в онтогенезе применяется комплексный подход и соответственно при прослеживании изменений, происходящих в психике и внутреннем мире человека при переходе его с одной возрастной ступени на другую, для более глубокого объяснения причин этих изменений привлекаются данные из сопредельных с психологией научных дисциплин, то и движение взрослого человека к своему акме или оптимуму, идущее через достижение им на предыдущих возрастных ступенях микроакме, и само это большое акме со всеми его характеристиками рассматривается многонаправленно и многоуравнево, как результат взаимодействия очень многих объективных и субъективных условий и обстоятельств, включая и собственное жизнетворчество самого человека, суть которых акмеологией раскрывается в тесном содружестве с другими науками – естественными, общественными, гуманитарными и техническими.
К настоящему времени, помимо общей акмеологии, предмет которой был раскрыт выше, в связи с задачами профессионального формирования и развития человека в конкретных областях деятельности, имеющих всегда многоаспектный характер, стали оформляться такие ветви акмеологии, как управленческая, педагогическая, военная, спортивная и др. Кроме того, названного понимания предмета акмеологии, которое центрируется на закономерностях и механизмах развития и саморазвития человека на ступени ранней, средней и поздней взрослости и особенно на достижении им вершины в своем физическом здоровье, в проявлениях в поступках своего духовного и гражданского потенциала и в деяниях в качестве профессионала, в последние годы была предложена и сейчас все сильнее утверждается в научных кругах более широкая трактовка содержания предмета акмеологии. В него стали включать малые и большие общности людей, например управленческие команды, спортивные коллективы, производственные объединения, политические партии, этносы, государство и др., и также, как и при традиционном понимании предмета новой науки, искать и анализировать закономерности и механизмы их развития и саморазвития, результатом действия которых оказывается достижение ими акме. И в этом случае вершины, на которые они поднялись, или их акме тоже выступают одним из основных феноменов, общие, особенные и единичные характеристики которых целенаправленно, последовательно выявляются и описываются, когда изучаются изменения, вызванные в названных общностях объективными и субъективными факторами. Конкретно ставится и решается задача, что, например, значит оптимум в деятельности управленческой команды, какие качества его характеризуют и каким критериям он должен отвечать, чтобы можно было утверждать о достижении этой командой своего акме, и, наконец, какие механизмы действуют или должны быть задействованы, чтобы названная команда смогла в своей деятельности подняться на уровень оптимума или, что то же, своего акме. Или другой пример: что значит, что государство достигло своего расцвета, какие характеристики его политической жизни, его экономики и правовых отношений, его культуры, образования, физического и духовного здоровья его граждан, их нравственности и их благосостояния должны быть налицо, чтобы государство действительно переживало пору расцвета, и, конечно, какие механизмы должны быть запущены и действовать, чтобы этот расцвет состоялся.
Таким образом, как при ограничении предмета акмеологии лишь развитием человека на ступени взрослости и выяснением того, при каких условиях он может достичь оптимума в этом развитии и каким при этом будет его оптимум, так и при расширительном понимании ее предмета, когда в него включается и развитие различных типов общностей и выявление условий, способствующих достижению ими наивысших уровней в их развитии, в качестве базовой категории в этой новой науке выступает акме, конкретизирующееся в широчайшем континууме форм, в каждой из которых объективируются и интегрируются конкретные признаки той вершины, которую достиг в своем развитии тот или иной человек, или находят свое выражение пики, в которых аккумулируются достижения в развитии разных общностей. И поэтому одной из первостепенных задач акмеологии являются отвечающие критериям строгой научности исследование, описание и классификация этих форм. И другой, такой же столь важной и представляющейся несравненно более трудной задачей для акмеологии выступает выявление совокупностей объективных и субъективных факторов, результатом взаимодействия которых оказывается достижение человеком или общностью "акме". Содержательные и формальные характеристики акме у людей, подвизающихся часто в далеко различных друг от друга областях труда, сильно отличаются друг от друга по наиболее существенным параметрам (например, акме полководца и акме ученого – селекционера, занятого выведением новых сортов сельскохозяйственных культур). Чтобы проникнуть в суть этих акме и понять общее, особенное и единичное в них, а также постичь закономерности и механизмы, которые в каждом случае действовали, когда отдельные люди или общности достигали своего акме, необходима опора на знания, добываемые при изучении развития человека в онтогенезе (если нас интересует именно его акме) и получаемые при изучении образования и функционирования малых и больших общностей (если на этот раз интересует их акме) очень многими науками. Важна также отвечающая характеру решаемой задачи интеграция этих знаний. При этом мы очень огрубили бы содержание предмета акмеологии в целом и содержание "акме", в которых материализуется результат развития человека или общностей людей, если б решили, что их акме – единственный глобальный общий итоговый пик или апогей процесса их развития, после которого начинается фронтально идущий регресс, инволюция и, может быть, стагнация, ведущие к умиранию человека или к распаду и исчезновению любой общности. Конечно, в повседневной действительности именно такой финал и для отдельного человека, и для определенных общностей совершенно реален. Но, как известно, и человек, и многие общности часто за время своего бытия накапливают потенциал возможностей развития не по одному направлению. Достигнув пика в развитии одной своей ипостаси, они продолжают свое движение по восходящей, но уже в новом качестве. И здесь при благоприятном стечении объективных обстоятельств, продуктивно сопряженных с их собственными усилиями, они тоже часто поднимаются на уровень следующего "акме" в своем развитии. После чего опять-таки в зависимости от конкретного стечения новых обстоятельств, в которых оказывается человек или общность, а также от особенностей специфических проявлений их как субъектов индивидуального или коллективного действия их развитие продолжается в прежнем направлении и подводит к новому акме. Новое "акме" все отчетливее начинает носить прогрессивный характер, или в каких-то случаях может выступить как обязательное условие или предпосылка ранее не бывшего направления развития человека или общности. Вместе с тем, идя от реальной жизни, мы можем встретиться и с таким вариантом развития человека, а иногда и общности, когда одна линия развития и все приобретенное ими в ходе этого процесса как бы отставляются в сторону, и они продолжают свое развитие в совершенно новом для них направлении. Российская действительность последних лет дает много ярких подтверждений целесообразности именно такой модели развития, ориентирующей на новые формы организации деятельности людей, на достижение целей, кардинально отличающихся от тех, которые были у этих общностей ранее, и на целый ряд других не менее значительных трансформаций, коренным образом изменяющих их сущностные характеристики. Естественно, что если иметь в виду главные задачи, которые нужно постоянно решать акмеологии, то они не сводятся лишь к выявлению и систематизации общего, особенного и единичного в "акме" людей как индивидов, личностей и субъектов деятельности (прежде всего, как профессионалов). И они не исчерпываются и выяснением сходного и различного в закономерностях и механизмах, которые действуют, когда люди в процессе своего развития выходят на уровень только одного "акме" или когда вслед за первым "акме" у них следуют и другие "акме". Аналогично обстоит дело у акмеологии с решением задач, когда она выявляет виды и формы акме у общностей и во взаимодействии прослеживает объективные и субъективные факторы, которые определяют достижение общностями их "акме". Если бы акмеология ограничивала поле своих поисков объектированием характеристик оптимумов или кульминаций развития и саморазвития людей и общностей и даже получала достаточно полные знания обо всех детерминантах, которые стоят за этими оптимумами, она могла бы претендовать лишь на статус описательной и объяснительной научной дисциплины. Однако сейчас уже с большим удовлетворением можно утверждать, что с самого начала своего становления она последовательно выходит за рамки такого статуса и, избегая дурного академизма, по мере получения ответов на поставленные выше вопросы целенаправленно формулирует, системно разрабатывает и постоянно на практике проверяет на эффективность, а затем активнейшим образом внедряет стратегию, тактику и технику оптимального формирования и последующего функционирования профессионалов высокого класса в таких важных областях деятельности, как сферы управления и образования, оборона страны, предпринимательство и др. Одновременно в таком же созидательно-творческом ключе она определяет общую методологию и конкретный инструментарий совершенствования проектирования, реальной организации и последующего продуктивного алгоритма действования различающихся по своему профилю больших и малых профессиональных объединений людей. Таким образом, теоретико-методологический, экспериментально-эмпирический и практико-ориентированный уровни уже состоявшегося бытия акмеологии и ее последующего развития составляют одно нерасторжимое целое. Резюме Возникнув и интенсивно развиваясь, новая наука акмеология закрывает еще одно "белое пятно", существовавшее в человекознании, а именно: она всесторонне освещает процесс развития человека на протяжении всей его жизни и особенно на ступени взрослости и выявляет объективные и субъективные условия, которые, действуя во взаимосвязи друг с другом, позволяют человеку оптимально состояться как многонаправленной социально активной личности и высококлассному профессионалу в основной для него области труда. Одновременно столь же последовательно и целенаправленно она прослеживает и систематизирует факторы, наличие которых необходимо, чтобы по восходящей шло развитие малых и больших общностей людей и чтобы на высоком уровне социальной и индивидуальной полезности они реализовали свои главные функции. Новаторство акмеологии заключается еще и в том, что, решая вышеназванные задачи, она в теснейшем сопряжении с ними, откликаясь на запросы практики, разрабатывает и эффективно внедряет стратегии, тактики и техники оптимального формирования и последующего функционирования профессионалов высокого класса, а также реализующихся по своему деятельностному профилю больших и малых объединений людей. Список литературы Акмеология 2000. Методические и методологические проблемы / Под ред. Н.В. Кузьминой, Э.М. Зимичева. СПб., 2000. Ананьев С.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Введение в акмеологию. Калуга, 2001. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека. Характеристики и условия достижения. М., 1998. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека: Методолого-прикладные основы акмеологического исследования. М., 2000. © Бодалев А.А., 2002 © Деркач А.А., 2002 © Климов Е.А., 2002
Место акмеологии в системе обществоведения и человекознания
План 1. Социокультурный контекст акмеологического познания. 2. Научно-методологические ориентации акмеологических исследований и разработок. 3. Связи акмеологии с обществознанием. 4. Взаимосвязи акмеологии с человекознанием. 5. Структура рефлексивно-акмеологического подхода к развитию профессионального мастерства. Ключевые слова: акмеологичность, научно-методологическая ориентация, обществознание, человекознание, профессиональный менталитет. – акмеологичность – 1) свойство жизнедеятельности человека, характеризующее его устремленность к вершинам личностного, профессионального развития и самосовершенствования, выражающегося в творческом потенциале и профессиональном мастерстве; 2) онтологический атрибут бытия живого организма (растения, животного, человека) и общественной системы (группы, коллектива, объединения людей), характеризующий тенденцию развития к расцвету, в виде зрелых, гармоничных, самосовершенствующихся "акме"-форм; – научно-методологическая ориентация – направленность исследования на использование подходов, понятий, моделей, методов и других концептуально-методических средств, разработанных в рамках конкретных общественных (социальных и гуманитарных), естественных, технических наук; – обществознание – сфера научного познания, комплексно изучающая социальные процессы и системы средствами социальных (история, право, экономика, социология и т. п.) и гуманитарных (философия, культурология, психология, литературоведение, педагогика и т. п.) наук; – человекознание – сфера научного познания, комплексно изучающая человека средствами естественных (биология, генетика, физиология и т. п.), гуманитарных (философия, культурология, психология, педагогика и т. п.) и технических (кибернетика, эвристика) наук; – профессиональный менталитет – компонент профессионального сознания, выражающий систему ценностных ориентации и профессионального самоопределения личности в социальном, правовом, политическом, историческом и профессиональном пространстве. Структура профессионального самоопределения характеризуется взаимодействием образующих его уровней: акмеологического, концептуального, технологического, рефлексивного, коммуникативного, информационного.
Социокультурный контекст акмеологического познания
На исходе XX в. и в преддверии III тысячелетия при возникновении глобально-кризисных проблем – экологических, демографических, социальных – особую остроту приобретает поиск новых возможностей и ресурсов для их рационального решения. Один из конструктивных путей для этого связан с созданием инновационных высоких технологий, причем не только в традиционной производственной области, но также и в различных сферах человеческой деятельности. Высокий профессионализм и творческое мастерство в ее осуществлении самыми различными специалистами – вот тот главный собственно человеческий ресурс, который становится важнейшим фактором оптимального решения насущных глобально-кризисных проблем. В этом социокультурном контексте особое значение приобретает такая новая интегративно-комплексная наука, как акмеология. Ибо именно она изучает закономерности и технологии развития вершин профессионализма и творчества как "акме"-форм оптимального осуществления всевозможных видов профессиональной деятельности. В целях изучения и анализа "акме"-форм как прецедентов успешного и творческого профессионального мастерства и разработки оптимальных технологий развития профессионализма акмеология проводит комплексные исследования процессов и способов осуществления различными специалистами профессиональной деятельности, синтезируя для этого достижения других наук о человеке, прежде всего философии, социологии, психологии, физиологии, генетики и педагогики. Свою онтологическую определенность акмеология приобретает вследствие центрированности на выявлении, описании, анализе феноменологии "акме"-форм в жизнедеятельности человека, психологически творческом и социально успешном осуществлении профессиональной деятельности, в его становлении, как личностном, так и профессиональном. Добытое в результате психолого-акмеологических исследований научное знание о закономерностях и способах развития вершин профессионализма и творчества характеризует такой интегративный по своей социокультурной природе и системно-образующий по методологическому значению онтологический атрибут, как акмеологичность социокультурного бытия человека в пространстве его профессионально-творческого образования, становления, саморазвития и самореализации. С этой точки зрения акмеологичность выступает в синхроническом плане функционально в виде самосовершенствования человека, а диахронически – в виде его профессиональной социализации. Особую социальную востребованность акмеология приобретает в современной России в условиях перехода к рыночным отношениям, создания правового государства и демократического общества. Ибо для этого необходима потребность в социально активных людях, высоких профессионалах, обладающих инициативой, деловитостью, организованностью и творческим потенциалом.
Научно-методологические ориентации акмеологических исследований и разработок
Акмеология, как любая другая область научного познания, имеет не только общенаучные принципы, конститутирующие ее категориально-методологически как науку, но и конкретные дисциплинарные особенности, которые характеризуют ее как специфическую отрасль предметно-методического знания. Поскольку она является формирующейся научной дисциплиной, определение ее предметно-методической специфики и категориально-методологических рамок представляет собой особую проектировочную задачу, от решения которой в известной мере зависят пути дальнейшего развития конкретных акмеологических исследований. Им присущи три основные научно-методологические ориентации: естественно-научная, технологическая и общественно-гуманитарная. Естественно-научная ориентация в акмеологии выражается в том, что, во-первых, она, стремясь оформиться в качестве самостоятельной науки, методологически во многом следует дисциплинарным стандартам (в виде изучения в эксперименте фактов, механизмов, закономерностей, их математической достоверности и т. п.), которые сложились еще в классическом естествознании. Во-вторых, при анализе ряда акмеологических проблем (природы одаренности, генетических и психофизиологических компонентов способностей, психологических предпосылок становления профессионального мастерства и т. п.) имеет место апелляция к естественно-научным знаниям из сферы возрастной физиологии, психогенетики, психофизиологии труда. Общественно-гуманитарная ориентация в акмеологии проявляется еще более многообразно. Принадлежа к наукам о человеке, акмеология обретает свою онтологическую определенность, с одной стороны, на базе генетического взаимодействия с этими науками в ходе исторического развития, а с другой – в предметном обособлении от них в качестве формирующейся самостоятельной дисциплины. Разумеется, и до возникновения акмеологии психологами, социологами, педагогами издавна исследовались вопросы профессионализма, творчества, образования взрослых, что во многом сходно с акмеологической проблематикой. Однако, именно особый акцент на изучение созревания мастерства, на культивирование его вершинных "акме"-форм привел сначала к порождению специфически акмеологической проблематики, а затем – к концептуально-методическому построению оригинальных акмеологических моделей и технологий и, далее, к возникновению и оформлению акмеологии как особой науки со своими специфическими предметом и методами. Технологическая ориентация акмеологии проявляется не только в ее непосредственном взаимодействии с техническими науками (кибернетикой, системотехникой, информатикой и т. п.), но и в использовании присущих им алгоритмически четких стандартов практически ориентированного прикладного знания. При этом важно иметь в виду, что, с одной стороны, взаимосвязь акмеологии с техническими дисицплинами осуществляется не сама по себе, а опосредована, в частности, эргономикой, которая обеспечивает разворот их проблематики на оптимизацию человеческого фактора в технике (например, в автоматизированных человеко-машинных системах управления и т. п.). С другой стороны, необходимо также учесть влияние на акмеологию современной праксиологии в виде двустороннего процесса как технологизации гуманитарного знания, например, в форме психотехники и игротехники, инноватики и рефлексики (И.Н.Семенов, 1994), так и гуманизации технических наук (возникновение бионики, соционики, синергетики и т. п.). Современная праксиология Т.Котарбиньского (как и ее предшественницы в лице тектологии А.А. Богданова, научной организации производства Тейлора, научной организации труда К. Гастева и др.) стремится выделить позитивные принципы рациональной организации деятельности в различных сферах социальной практики не только с позиций общей теории систем – биологических, социальных, психологических, технических (Л.Берталанфи, А.А.Малиновский и др.), – но и с учетом данных человекознания (Б.ГАнаньев, В.Н.Несмелов, А.Печчеи, Т. де Шарден, И.Т.Фролов и др.) и обществознания.
Связи акмеологии с обществознанием
В чем выражаются связи акмеологии с науками современного обществознания – как прикладными, социальными, так и фундаментальными, философскими? Связи, в частности, с философией осуществляются по двум основным линиям: мировоззренческой и методологической. В последнем случае философия определяет средства построения акмеологии как комплексной дисциплины, которая, с одной стороны, ассимилирует и интегрирует знания смежных наук о человеке, а с другой – вычленяет и разрабатывает специфические представления о становлении его профессионально-творческого мастерства. В качестве таких средств выступают методологические принципы: оперирования философскими категориями и научными понятиями, выделения объектов и разработки предмета и стратегий исследования, анализа феноменологии и синтеза знаний о ней, построения концептуальных моделей и акмеологических методов их эмпирической верификации, проведения экспериментальных исследований теоретического обобщения полученных данных, осуществления их акмеологической интерпретации и создания технологий внедрения в общественную практику в сфере профессионального образования и социального управления. Таким образом, философия ставит методологические рамки построения акмеологии как самостоятельной научной дисциплины фундаментально-прикладного характера. Помимо этого, философия, взятая в своей мировоззренческой ипостаси, задает ценностную точку отсчета в анализе акмеологической проблематики, определяя систему критериев (экзистенциальных, культурологических, юридических, нравственных, эстетических и т. п.), ее постановки и изучения. Современные акмеологические исследования, технологии и разработки призваны реализовать в социальной практике общечеловеческие ценности и национальные традиции, гуманистические и культурные идеалы, позитивные принципы здравого смысла и экономической эффективности, цивилизованного правосознания и рациональной организации, экологической целесообразности и эстетической гармонии, творческого самосовершенствования, искренности общения и свободы самовыражения, глубины проживания разнообразного индивидуального опыта и обретения взаимопонимания в процессе конструктивного взаимодействия людей и их созидательной профессиональной деятельности. Таким образом, философия мировоззренчески задает акмеологические идеалы и праксиологические цели акмеологии как общественной науки и одновременно особого раздела современного человекознания. Согласно этой общественно-гуманитарной природе и своему аксиологически-гносеологическому статусу, акмеология тесно связана с такими социальными науками, как история и культурология, социология и экономика, политология и конфликтология, педагогика и экология. Оселковой линией во взаимодействии акмеологии с этими науками служит социально-культурное пространство общественного образования человека как личности и его профессионально-экзистенциальной самореализации в избранной сфере деятельности, которая протекает в динамически меняющемся экологически-экономическом окружении и осуществляется во взаимодействии с партнерами по семейной и деловой жизни, человеческому общению и информационной коммуникации, трудовой деятельности и сфере досуга, науки и искусства. Именно категория созидательного, культурно-осмысленного труда является основной во взаимодействии акмеологии с общественными науками, определяя различные социальные аспекты трактовки таких ее ключевых понятий, как деятельность, профессионализм, организация и управление.
Взаимосвязи акмеологии с человекознанием
В отличие от взаимосвязи акмеологии с обществознанием, основной категорией, характеризующей ее взаимодействие с науками о человеке, является творчество. Именно эта категория определяет такие ключевые для акмеологии психологические понятия, как мастерство, развитие, зрелость, одаренность, способности, креативность, совершенствование, эвристика, рефлексика, сознание, личность, индивидуальность и ряд других, которые раскрываются во взаимодействии акмеологии со смежными науками о человеке. Каковы же связи акмеологии с науками современного человекознания? Ближайшей к ней является, естественно, психология как центральная дисциплина, изучающая человека (Б.М.Кедров, Ж.Пиаже) в системе современных наук. В свою очередь, современная психология, общая психология как наука о душе и психике помимо того, что является дисциплинарным ядром, представляет собой весьма разветвленную и дифференцированную систему различных психологических наук: как фундаментальных (изучающих личность, ее психику и сознание, процессы и состояния, деятельность и поведение, развитие и творчество), так и прикладных – психология возрастная и педагогическая, социальная и инженерная, психофизиология и патопсихология и т. п. Разумеется, разные знания (накопленные как в общей психологии, так и в ее прикладных областях) постоянно используются в конкретных акмеологических исследованиях и разработках в форме тех или иных фрагментарных сведений о психических возможностях человека. Однако особый интерес вызывают те области психологии, которые составляют психологическую базу разработки акмеологической проблематики становления профессионального мастерства человека. С этой точки зрения "корневой системой" психологического знания для акмеологии являются такие разделы психологии, как дифференциальная и возрастная, социальная и педагогическая, а также психология труда и творчества, деятельности и сознания, мышления и рефлексии, понимания и управления, общения и личности, одаренности и индивидуальности. Естественной ареной для профессионального самовыражения личности и творческой самореализации индивидуальности человека служит общество – мир людей и их социальная практика. Именно в этой сфере формируется и развивается профессиональная деятельность вплоть до ее вершинных, творческих форм. Становление творчества в сфере управления, образования, науки, техники и других областях социальной практики во многом связано с преодолением как объективных противоречий профессиональной деятельности, так и возникающих в ходе ее субъективных конфликтов. Поэтому одной из предпосылок разработки акмеологических технологий развития профес
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|