Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изучение естественнонаучным путём мозга человека, его сознания и памяти и т.п.

ЧЕЛОВЕК

ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО

ПОЗНАНИЯ

1. В каком смысле можно говорить о человеке как о предмете естествознания? Человек тоже естественен: во-первых, по своему происхождению, и, во-вторых, по своей природе, то есть биологической основе своего существования.

Природное начало человека есть, прежде всего, его телесность (сома). Сома (от греческого – тело) – все клетки животного или растения за исключением половых. Телесность является естественной предпосылкой существования человека в двух формах – пространственной организации тела и потока жизни во времени.

Человека можно рассматривать и как физическое тело, и как биологическое существо. Однако он не сводится только к этому. В современной науке утвердилось представление, что человекбиосоциальное существо, соединяющее в себе биологическую и социальную компоненты.

Социальный (от латинского – общественный).

2. Человек как предмет естественнонаучного познания может рассматриваться в трёх аспектах.

Происхождение: когда, от кого и как произошёл человек и чем он отличается от животных. Этим занимается антропология – наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. С XIX века в науке господствует вытекающая из теории эволюции Дарвина концепция происхождения человека от высокоразвитых предков современных обезьян. Она получила в XX веке генетическое подтверждение, поскольку из всех животных по генетическому аппарату ближе всего к человеку оказались шимпанзе. Свыше 99% нуклеотидов у геномов человека и шимпанзе одинаковы.

Разделение ветвей человека и обезьян произошло от 5 до 7 млн. лет назад. Считается, что предки человека и шимпанзе разделились около 5 млн. лет назад.

Предковая популяция разделилась, по крайней мере, на три группы, давшие затем начало трём расам – африканской (негроидной), азиатской (монголоидной) и европейской (европеоидной).

Неандертальцы представляют отдельный, хотя и близкородственный человеку, вид. Время разделения 300…500 тысяч лет назад.

Человек расселился по Европе 40…50 тысяч лет назад, а 28 тысяч лет назад вымерли неандертальцы.

Следует отметить, что до сих пор промежуточные виды между человеком и обезьянами в полном объёме неизвестны.

Главными отличиями от животных являются:

понятийное мышление, то есть формирование отвлечённых, абстрактных представлений о предметах, в которых обобщены основные свойства конкретных вещей;

речь, то есть общение с помощью слов – вторая сигнальная система по Павлову;

< Павлов Иван Петрович (1849-1936), физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности>.

Отметим, что акустические сигналы животных отражают не события внешнего мира, а являются проявлением их внутреннего состояния.

труд, то есть способность изготовлять, творить орудия труда.

Соотношение физиологического и психологического, генетическая основа человеческой деятельности. Этим занимается социобиология, центральным положением которой является:

каждая форма социального поведения (например, агрессия или страх) обязательно имеет генетическую основу, в соответствии с которой индивиды действуют так, чтобы обеспечить успех для себя и сородичей.

Изучение естественнонаучным путём мозга человека, его сознания и памяти и т.п.

Ещё в XIX веке русский физиолог Сеченов отмечал, что физиология располагает данными о родстве психических явлений с нервными процессами в теле.

< Сеченов Иван Михайлович (1829-1905), учёный и мыслитель, создатель физиологической школы>.

Благодаря Павлову, физиологическому изучению головного мозга стало доступно всё, включая сознание и память.

Мозг рассматривается как центр управления, состоящий из нейронов, проводящих путей и синапсов.

Нейрон [от греческого – нерв] - нервная клетка, состоящая из тела и отходящих от него отростков, основная структурная и функциональная единица нервной системы. В мозгу человека содержится 1011, то есть 100 миллиардов связанных между собой нейронов.

Синапс [от греческого – соединение] - область связи нейронов друг с другом и с клетками исполнительных органов.

Существует функциональное различие полушарий мозга при почти полной идентичности анатомий, доказанное американским психологом и нейрофизиологом Роджером Сперри (1913-1994) в начале 50-х годов двадцатого века.

Левое полушарие – аналитическое, рациональное, активное, управляющее двигательной системой. Правое – интуитивное, не может выразить себя в речи, но управляет зрением и распознаванием форм. По Павлову всех людей можно разделить на мыслителей (доминирует левое полушарие) и художников (доминирует правое полушарие).

По существующим взглядам, сознание – результат особой организации, сложность которой создаёт новые, так называемые эмерджентные свойства, которых нет у составных частей. [От английского - неожиданно появляться, возникнуть].

Следует отметить, что многое в деятельности мозга остаётся неясным, отсутствует физико-химическая модель сознания.

Как у человека появился разум, то есть способность к пониманию и осмысливанию, пока не совсем ясно.

Разум человека есть результат длительной эволюции, под жестоким прессом естественного отбора. По-видимому, решающую роль в формировании разума сыграл труд, однако не исключено и влияние других факторов (изменение внешних условий, накопившиеся внутренние причины и т.п.).

3. Человек характеризуется также такими категориями как физиология, здоровье, эмоции, работоспособность и творчество.

Физиология – наука о жизнедеятельности целостного организма и его отдельных частей – клеток, органов, функциональных систем. Для физиологии человека одна из основных задач – изучение регулирующей и интегрирующей (объединяющей) роли нервной системы.

Нервной системой называется система передачи возбуждений от органов чувств к мозгу. Она состоит из нейронов. В основе деятельности

нервной системы лежит восприятие сенсорной информации, передача электрохимическим путём возбуждения, его обработка и соответствующее реагирование на воздействие.

Сенсорный [от латинского – восприятие, чувство] означает чувствительный, чувствующий, относящийся к ощущениям.

Афферентные (сенсорные) нейроны проводят электрические импульсы от рецептора, то есть видоизменённой нервной клетки. У человека имеются органы чувств, которые являются сложными рецепторами, состоящими из большого числа чувствительных клеток, связанных тонкими нервными волокнами с центральной нервной системой.

Эфферентные (двигательные) нейроны передают импульсы к эффектору, в состав которого входят и возбуждающие и тормозные нейроны, заставляющие действовать или тормозящие действие.

Характер ответа, его величина и продолжительность находятся в прямой зависимости от природы стимула (свет, звук, изменение температуры, влажность, запах, вкус и т.п.).

Устав Всемирной организации здравоохранения определяет здоровье «как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней». Резкой грани между здоровыми и больными людьми нет. Врачи избегают говорить «здоров», предпочитая фиксировать состояние человека «практически здоров».

Эмоции [от латинского – потрясаю, волную] - реакции человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющие ярко выраженную окраску и охватывающие все виды удовлетворений и переживаний. Они связаны с удовлетворением (положительные эмоции) или с неудовлетворением (отрицательные эмоции) различных потребностей организма. Дифференцированные (отличающиеся друг от друга) и устойчивые эмоции, возникающие на основе высших социальных потребностей человека, обычно называются чувствами (интеллектуальными, эстетическими, нравственными).

Термин «стресс» ввёл Ганс Селье (1907-1982), канадский биолог и врач. Дистресс – вредный, депрессивный, угнетающий. Эустресс – полезный, подстёгивающий, укрепляющий.

Интеллект [от латинского – познание, понимание, рассудок] - способность мышления, рационального познания. Перевод древнегреческого понятия нус («ум»), тождественный ему по смыслу.

Эстетическое – специфическое проявление ценностного отношения между человеком и миром. Основная проблема эстетики – проблема прекрасного.

Нравственность,мораль [от латинского – нравственный] - особый вид общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. Общество, в узком смысле, - определённая форма социальных отношений.

Работоспособность – возможность много и производительно работать.

Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности.

 

ЧЕЛОВЕК И БИОСФЕРА

Человек находится в самых разнообразных связях с окружающей средой – вещественных, энергетических, информационных. Они меняют и самого человека и природу.

Если животные преимущественно приспосабливаются к среде, то человек активно её преобразует. Деятельность человека вызывает циклические движения основных химических элементов в масштабах, сопоставимых с естественными циклами этих элементов.

Среди направлений, изучающих взаимодействие между человеком и природой, можно выделить глобальную экологию, экологию человека и социальную экологию.

Социальная экология изучает воздействие общества на среду. Экология утверждает, что уменьшение биологического разнообразия

опасно для устойчивости экосистем.

Экосистема – единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой обитания (атмосфера, почва, водоём и т.п.), в котором живые и косные компоненты связаны между собой обменом веществ и энергии. Термин ввёл английский фитоценолог А.Тенсли в 1935 году. В качестве синонима используется термин «биогеоценоз». Фитоценология – раздел ботаники, изучающий растительные сообщества – фитоценозы.

Человек, стремясь к повышению продуктивности, нарушает основные закономерности развития экосистем. Человек стремится взять как можно больше от природы, а природа стремится не к максимальной продуктивности, а к максимальнойустойчивости.

Имея свои специфические родовые качества, человек должен бороться с природой. Но в этой борьбе не может быть победителей, потому что человек является частью биосферы. Если человек уничтожает природу, то он губит и себя, не замечая этого.

Разнообразие экосистем уменьшается человеком и с целью управления ими. Но при превышении определённой меры это грозит экологической катастрофой.

Огромное влияние на человека оказывает Солнце. Это установил русский биофизик, археолог, основоположник гелиобиологии Александр Леонидович Чижевский (1897-1964). Кривая распределения острых сердечных приступов во времени точно соответствует графику изменения солнечной активности. Свойства крови зависят от солнечного облучения: при возрастании активности Солнца (так называемый 11-летний цикл) увеличивается число красных кровяных телец и уменьшается число белых.

Красные кровяные тельца (устаревшее) – эритроциты – переносят кислород.

Белые кровяные тельца (устаревшее) – лейкоциты – поглощают в организме бактерии и отмершие клетки.

Чижевский считал, что «подавляющее большинство физико-химических процессов, разыгрывающихся на Земле, представляют собой результат воздействия космических сил, которые всецело обусловливают жизненные процессы в биосфере».

ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

Экология человека изучает экологические отношения под углом зрения изучения организма человека и его адаптационных возможностей.

Для современного человека существуют следующие опасности:

● он не обладает гомеостазом, то есть механизмом, обеспечивающим нормальную жизнь, который соответствовал бы всем его нуждам. Например, он не приспособлен к радиоактивному облучению, поскольку защитный механизм боли, который является наиболее общим предупреждающим сигналом и сообщает о необходимости сознательного вмешательства, на него не реагирует;

● несмотря на огромные адаптационные возможности человека в сравнении с другими видами жизни, они не поспевают за происходящими в современном мире изменениями окружающей среды.

 

БИОЭТИКА

В число отличий человека от животных, помимо понятийного мышления, речи и труда, входит и нравственность, то есть, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.

Рождение нравственности стало важнейшим этапом антропогенеза, то есть становления человека.

Антропогенез – процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи.

Если человек будет продолжать истреблять населяющие Землю виды животных и растений, то в соответствии с основным законом экологии – науки о взаимоотношении живых организмов с окружающей средой – уменьшение разнообразия в биосфере приведёт к ослаблению её устойчивости и в конечном счёте к гибели самого человека, который не может существовать вне биосферы.

Чтобы этого не произошло, нравственность должна подняться на новый уровень, распространиться на всю природу, то есть стать экологической этикой, запрещающей уничтожение природы.

Этика изучает мораль, нравственность с центральной проблемой добра и зла.

Появляется понятие «глубинной экологии», которая призывает человека к более бережному отношению к природе с позиций экологической этики, распространяющей моральные принципы на взаимоотношения человека с природой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...