Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономика предприятия и другие экономические науки.




Всякое предприятие не существует само по себе, а связано с экономикой в целом, с одной стороны, через рынок производственных фа торов, с другой — через рынок сбыта, поэтому и экономика предприятия должна исследовать также отношения отдельных предприятии с другими хозяйственными единицами, с рынком Поэтому она рассматривает хозяйственный процесс как в целом, так и с точки зрения интересов отдельного предприятия. Экономика предприятия тесно связана с микро- и макроэкономикой, но не тождественна им. Так, например, микроэкономический анализ исходит не из отдельного предприятия, а из влияния рынка на отдельное предприятие и в действительности не является исследованием экономики и организации производства на уровне предприятия. Микроэкономический анализ рассматривает обе стороны рынка; предложение и спрос. В то же время анализ с позиций экономики предприятия рассматривает спрос как заданную величину.

С другой стороны, то, что составляет проблемы макроэкономики, например образование цен на производственные факторы, производство и распределение национального дохода и т.д., для экономики предприятия есть заданная величина, которую она учитывает. Любые перемены в народном хозяйстве, например изменение структуры потребностей, демографические сдвиги, изменения доходов населения, технический прогресс, ведут к изменению ситуации на предприятии.

И наоборот, объекты изучения экономики предприятия, например издержки производства, являются для макроэкономики данными, которые следует учитывать в исследованиях.

Таким образом, экономика предприятия является самостоятельной экономической дисциплиной, предметом изучения которой является деятельность предприятия, процесс разработки и принятия хозяйственных решений.

Предприятие функционирует в определенной предпринимательской среде, которая оказывает влияние на всю его деятельность.

Предпринимательская среда характеризуется сложившейся экономической и политической обстановкой, правовой. социально-культурной, технологической, географической средой, экологической ситуацией, а также состоянием институциональной и информационной систем.

Экономическая ситуация определяет доходы и покупательную способность населения, уровень безработицы и занятости, степень экономической свободы предпринимателей, возможности инвестирования, наличие и доступность денежных ресурсов и другие экономические факторы.

Правовая среда характеризуется системой законов и друг нормативных актов, регулирующих торговую, производственную финансовую, налоговую, инновационную и инвестиционную сферы деятельности предприятия Степень разработанности правой базы предпринимательства во многом обусловливает стабильность и устойчивость предприятия.

Географическая среда определяет природные условия, в которых осуществляется предпринимательство, например доступное сырья, энергоресурсов, климатические и сезонные условия, наличие автомобильных магистралей, железных дорог, морских, воздушных путей. Географические факторы учитываются при выборе места размещения предприятия, разработке схем поставок сырья, распределении готовой продукции и т.д.

Экологическая обстановка отражает состояние окружающей среды, степень экологических рисков, разработанность системы контроля и мер воздействия на предприятия, загрязняющие окружающую среду. Эти и иные экологические факторы принимаются во внимание при выборе предприятием той или иной технологии, используемого сырья или вида производимой продукции.

Институциональная среда характеризуется наличием разнообразных институтов (организаций), с помощью которых осуществляются различные коммерческие операции, устанавливаются деловые взаимоотношения.

К числу таких институтов относятся банки, страховые компании, биржи, фирмы, оказывающие различные профессиональные услуги (юридические, бухгалтерские, аудиторские и т.д.), рекламные агентства, бюро по трудоустройству и др.

Предприятие в своей деятельности занимается не только хозяйственными проблемами, но и техническими, правовыми, социальными, психологическими, физиологическими и этически вопросами. Это области изучения различных социальных наук специальных экономических дисциплин, результаты и выводы которых необходимо учитывать при организации и осуществлении деятельности предприятия.

Содержание курса. Основными объектами изучения экономики предприятия являются:

производственная структура предприятия, типы промышленного производства, организация производственного цикла:

организация процесса управления предприятием;

выбор хозяйственной стратегии, разработка плана производства и реализации продукции:

• формирование, использование капитала и накопление доходов (прибыли) предприятия;

• материально-техническое обеспечение производства, поставки сырья, материалов,
формирование запасов и рациональное их использование;

• техническая подготовка производства и создание необходимой производственной
инфраструктуры;

• формирование издержек производства, калькуляция себестоимости продукции, ценовая политика предприятия;

финансовые ресурсы предприятия, эффективность хозяйственной деятельности, оценка риска в предпринимательстве:

инновационная деятельность предприятия, качество продукции, инвестиционная политика предприятия, экологические проблемы;

подбор кадров, прием на работу, организация труда, система оплаты труда и стимулирования повышения производительности труда;

внешнеэкономическая деятельность предприятия.

 

 

Вопросы для самостоятельного изучения по теме 1:

 

  1. Объекты и субъекты экономики предприятия
  2. Истоки и развитие экономики предприятия.
  3. Методы исследования по курсу экономика предприятия
  4. Цели и задачи создания и функционирования предприятия.

 

Дополнительная литература по теме 1:

Просветов Г.И. Экономика предприятия: задачи и решения: Учебно-практическое пособие. – М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2008. – 557с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...