Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

6.  Типология стран по уровню социально-экономического развития




6.     Типология стран по уровню социально-экономического развития

Типология стран - выделение групп стран со сходным типом и уровнем социально-экономического развития. Тип страны складывается объективно, это относительно устойчивый комплекс присущих ей особенностей развития, характеризующий ее роль и место в мировом сообществе на данном этапе всемирной истории. Определить тип государства - значит отнести его к той или иной социально-экономической категории.

Для выделения типов стран показателем является внутренний валовый продукт (ВВП) - стоимость всей конечной продукции материального производства и непроизводственной сферы, выпущенной на территории данной страны за один год в расчете на душу населения. Критериями выделения типов стран являются уровень экономического развития, доля страны в мировом производстве, структура экономики, степень участия в МГРТ.

Международное географическое разделение труда (МГРТ) - это специализация отдельных стран на производстве определенных видов продукции и услуг, предназначенных для вывоза их на мировой рынок. Оно зародилось еще в древности, развиваясь и усложняясь по мере развития производительных сил, но охватило весь мир лишь с возникновением мирового хозяйства.

Международное разделение труда является составной частью территориального разделения труда, и его развитие определяется целым рядом факторов:

1) различиями в географическом положении стран, формы географического положения: центральное, периферийное, соседское, приморское - оказывают существенное влияние на специализацию отдельных стран, способствуя или тормозя развитие тех или других видов производств и услуг;

2) особенностями природных условий и обеспеченностью природными ресурсами. Это один из наиболее сильнодействующих факторов специализации стран мира на различных этапах их развития. Как правило, страны, достаточно обеспеченные различными видами природных ресурсов, специализируются на материалоемких видах производств. И, наоборот, страны с низкой степенью обеспеченности вынуждены отдавать предпочтение нематериалоемким отраслям, в большей степени ориентируясь на энерго- и материалосберегающие технологии. В то же время нередки и исключения их этих закономерностей, что определяется воздействием других факторов;

3) сильнодействующим фактором международного разделения труда выступают различия в обеспеченности трудовыми ресурсами. Хорошо обеспеченные ими страны имеют необходимые предпосылки для развития трудоемких отраслей хозяйства и наоборот. Правда, в условиях НТР наиболее значимы не абсолютные показатели обеспеченности, а качество трудовых ресурсов - образовательный и квалификационный уровень. Исключительно большую роль в специализации отдельных стран и регионов играют исторически сформировавшиеся навыки трудовой деятельности;

4) весьма большое влияние на международное разделение труда оказывают различия в уровне социально-экономического развития стран мира, в частности, состояние науки и научно-исследовательской базы, технической и технологической оснащенности, ранее созданной материальной базы, инфраструктуры и т. д. Вполне естественно, что слаборазвитые страны не располагают необходимыми финансовыми, научными, трудовыми и материальными предпосылками для самостоятельного развития современных высокотехнологичных отраслей народного хозяйства и тем более для специализации на них.

В ООН в настоящее время приняты две классификации стран. В первой все страны мира делятся на три типа – 1) экономически высокоразвитые страны; 2) развивающиеся страны; 3) страны с переходной экономикой (от плановой к рыночной). При этом к третьему типу фактически относятся бывшие социалистические страны, которые осуществляют экономические преобразования по строительству рыночной экономики. Согласно второй классификации ООН выделяют две большие группы стран: 1) экономические развитые страны и 2) развивающиеся. При таком делении в одну группу стран объединяются чрезвычайно разные государства. Поэтому внутри каждого типа стран выделяют более мелкие группы – подтипы.

Экономически развитые страны

К экономически развитым странам ООН относит около 60 государств: вся Европа, США, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, Израиль. Для этих стран, как правило, характерен высокий уровень развития экономики, преобладание в ВВП отраслей обрабатывающей промышленности и сферы услуг, высокий уровень жизни населения. Но в эту же группу входят Россия, Украина, Белоруссия, Чехия и пр.

Вследствие неоднородности экономически развитые страны разделяют на несколько подтипов:

- главные страны – США, Япония, Франция, Германия, Италия, Великобритания. Они дают более 50% производства всей промышленной и более 25% сельскохозяйственной продукции мира. Главные страны и Канаду часто называют «странами Большой семерки». (В 1997 г. Россия была принята в Большую семерку, которая превратилась в «Большую восьмерку». )

- экономически развитые страны Европы – Швейцария, Бельгия, Нидерланды, Австрия, Скандинавские страны и др. Для этих стран характерна политическая стабильность, высокий уровень жизни населения, высокий ВВП и самые высокие показатели экспорта и импорта из расчета на душу населения. В отличие от главных стран, они имеют значительно более узкую специализацию в международном разделении труда. Их экономика в большей мере зависит от доходов, полученных от банковского дела, туризма, посреднической торговли и т. п.;

- страны «переселенческого капитализма» – Канада, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР - бывшие колонии Великобритании – и государство Израиль, образованное в 1948 г. по решению Генеральной Ассамблеи ООН. Характерной чертой этих стран (кроме Израиля) является сохранение международной специализации на экспорте сырья и сельскохозяйственной продукции. В отличие от развивающихся стран эта аграрно-сырьевая специализация базируется на высокой производительности труда и сочетается с развитой внутренней экономикой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...